Зафрендить архимандрита

Активный пользователь соцсети Facebook архимандрит Алипий (Светличный) — о пользе взаимодействия

В Киеве вышел новый миссионерский журнал «Направо». С любезного разрешения редакции мы публикуем один из материалов, помещенных в 1-м номере журнала.

Архимандрит Алипий (Светличный) Архимандрит Алипий (Светличный)
    

— Как и почему вы завели страничку в Facebook?

— В начале ноября прошлого года меня попросила об этом одна паломница, живущая за границей — чтобы иметь возможность общаться. Ради нее и завел.

— Что для вас Facebook-страничка? Это ваше личное пространство или скорее кафедра?

— Личным пространством я ее никогда не чувствовал. Но и кафедрой в полном смысле этого слова я тоже не мог бы ее назвать. Изначально Facebook стал для меня интересен тем, что, если раньше мне приходилось выискивать интересующие меня новости на многих ресурсах, то сейчас достаточно зайти туда: мои друзья их выкладывают, причем в эмоциональной и интересной подаче.

— Чувствуете ли зависимость от соцсети?

Я не болен фейсбуком — пока что, во всяком случае

— Я не болен фейсбуком — пока что, во всяком случае. Не скажу, что, приходя домой, сразу же спешу прочитать ленту и комментарии.

— В Facebook вы просто «транслируете» свои мысли или для вас важно общение, хочется узнать мнения, настроения, почувствовать атмосферу в обществе?

— Это, отчасти, способ общаться с людьми, как единомышленниками, так и не единомышленниками. Впрочем, это общение довольно сдержанное по интернетовским меркам — я вообще молчун, и если общаюсь, то стараюсь отвечать коротко. Пожалуй, для меня важнее познание, возможность сделать определенные выводы, а еще высказать свои мысли и написать замечания с точки зрения священника и христианина. Поделиться опытом, не навязывая его. Я стараюсь смотреть на все взглядом путешественника.

— Комментарии к вашим постам читаете?

— Да, конечно. Но отвечаю не часто — только на те, которые эмоционально задели.

— В других соцсетях аккаунты имеете?

— Это мой первый опыт. И, похоже, он достаточен для меня: заводить аккаунты в других соцсетях — значит распыляться. Здесь у меня уже появился какой-то круг друзей. Мне кажется, этого круга достаточно.

У меня подобное же отношение и к храму. Была возможность построить большой храм, но я понимал, что большому количеству людей, из которых большинство наверняка будут «захожане», я не смогу уделять достаточно внимания. Я полагаю, что было бы хорошо, если бы у нас было много маленьких церквей — чтобы их посещало человек от силы 150–200. Так у нас: если замечаю, что человек не пришел на 2 литургии подряд — узнаю, не случилось ли с ним что-то, звоню, переживаю. Многие уже, зная эту мою привычку, предупреждают заранее, когда собираются отсутствовать.

Будем говорить — пусть даже разными языками — о Божьем. Как Ефрем Сирин с преподобным Псоем в пустыне Египта

Так и с моей Facebook-страницей: собрался некий круг друзей, с которыми я буду общаться, будем друг к другу привыкать, находить общий язык, к чему-то друг друга приводить, мне будет интересно с ними, им — со мной. Будем говорить — пусть даже разными языками (у меня есть в ленте итальянцы, румыны, болгары, сербы) — о Божьем. Как Ефрем Сирин с преподобным Псоем в пустыне Египта. Ефрем не умел говорить на коптском, Псой — на сирийском, но они долго сидели и говорили — об одном и том же, о Божьем.

— Как вы формируете френд-лист?

— Я знаю далеко не всех тех, кто зафрендил меня. Но я не против: будем пробовать общаться. Сейчас, когда запросы на дружбу присылает все большее количество людей, я уже могу выбирать. Смотрю, прежде всего, на количество общих друзей. Также на место проживания. Ну, к примеру, приходит запрос на добавление в друзья от человека из Новосибирска, который, как я вижу по его страничке, не ведет активной сетевой жизни. О чем мы с ним будем говорить? Такие запросы я отклоняю.

Отсеиваю тех, у кого нет фото на аватарке. Мне трудно говорить с человеком, который не показывает лица. Абсурдно говорить с котиком или цветочком. Сам никого не баню, не расфренживаю.

Меня же на данный момент отфрендили два человека — кстати, священники. Они это сделали после того, как я с другими монахами стоял на нейтральной полосе на Грушевского.

— Какие ловушки расставлены в соцсетях на хороших людей?

— Ловушки везде могут быть расставлены — в храме тоже. Бабушки любят говорить: «В церкву идти — только греха набираться». Это зависит от воли человека — попадать или не попадать в ловушки. В соцсетях мы можем быть такими же благочестивыми, как и в жизни. И не то что не попадаться в ловушки — даже не замечать их. Как преподобный Парфений Киевский, который, в свою бытность послушником, слыша разговоры на неприличные темы, по своему внутреннему состоянию даже не понимал, о чем речь. Так и здесь: можно быть человеком прожженным и не попадаться, а можно — простаком и не попадаться по этой причине.

Силки, конечно, расставлены

Однако силки, конечно, расставлены. Во-первых, это страстность в обсуждении тех или иных тем. Даже если такой переход в страстное, эмоциональное обсуждение происходит под моим постом, я стараюсь не ввязываться в перепалку. А если и принимаю участие, то только для того, чтобы понизить градус накала, или чтобы объясниться — отстраненно, мирно, спокойно. Иногда, впрочем, бывает, что могу и резко ответить, а потом понимаю, что в этой резкости был неправ. Затем пытаюсь это сгладить.

Бывает, просто отвечаю коротко, чтобы не развивать спор — это, вероятно, тоже может быть воспринято как резкость. На самом деле я просто оставляю человека остывать самостоятельно. Самое важное — не подбрасывать дрова в эту «топку».

Не так давно я стер некоторые свои посты — прежде всего, связанные с политикой. Понял, что разместил их по горячности, а они ссорят людей.

— Для многих страничка в соцсети — способ выглядеть лучше. С другой стороны, в спорах в соцсетях люди иногда доходят до такой степени накала, до которой вряд ли дошли бы при беседе с глазу на глаз. Насколько человек может оставаться собой в фейсбуке?

— Да, это искушение — желать выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. У меня тоже такая черта есть. Но при этом приходится самому «подтягивать» себя до этого состояния. Ведь с многими из людей, с которыми я начинаю общаться в соцсети, я затем могу встретиться в реальной жизни. И уже не могу позволить себе быть другим.

— Оскорбление религиозных чувств — существует для вас такое понятие?

— Бывает, что оскорбляют чувства и вообще ранят душу. Обычно ухожу от разговора с такими людьми, даже не сделав замечания. Впрочем, из друзей не удаляю, всегда оставляю шанс возобновления отношений. Например, одна матушка в разговорах со мной навязывала свое мнение в грубой, даже наглой форме. Я перестал с ней общаться и стал молиться за нее. В последнее время, по моим наблюдением, она стала мягче — может, и будем общаться.

— Все мы были свидетелями публичного конфликта между митрополитом Павлом (Лебедем) и протодиаконом Виктором (Мартыненко) из-за поста последнего на его Facebook-странице. Как, по-вашему, священник имеет ту же свободу, что и миряне, или он «служивый человек», вроде военных?

Я в подряснике. Везде в нем хожу, даже сплю в нем.

Я стал священником и монахом для того, чтобы всегда быть таковым

— Я, как видите, в подряснике. Везде в нем хожу, даже сплю в нем. Почему? Я стал священником и монахом для того, чтобы всегда быть таковым. В соцсетях, конечно, в том числе. Могу позволить себе легкие шутки, какие-то отступления, но в целом стараюсь вести себя так, чтобы собеседник не забывал, что он говорит со священником, и мог рассчитывать на пользу от этого общения. Если христианин, а тем более клирик, дерзит, наглеет, он совершает ошибку, из последствий которой ему потом будет очень трудно выбраться. То, что священнослужитель грубо поступил с не очень популярным в либеральных слоях архиереем — повлекло очень неприятный личный разговор с ним.

— 10 «долгов» священника людям в порядке их значимости — как выглядел бы ваш список?

— Эти обязанности уже перечислил Иоанн Златоуст. Конечно, наша эпоха накладывает отпечаток. У Николая Евграфовича Пестова мы читаем, откуда могут прийти соблазны — из романов и газет — и сейчас уже приходится добавлять к этому телевизор, радио, мобильные, интернет. Неизменным остается главное: священник должен быть чист, иметь право совершать Литургию. Быть таким, чтобы вокруг него собирались люди — это, пожалуй, самая важная обязанность. Он должен не просто учительствовать, но быть светочем, за которым можно идти по жизни.

Когда я жил в келье у монаха Кирилла, мне не нужно было, чтобы он мне что-то говорил и указывал. Мне достаточно было его видеть — как он крестился, как молился. В Киевской духовной семинарии я прогуливал почти все занятия, но всегда ходил на уроки, которые проводил архимандрит Елевферий (Диденко), бывший наместник Киево-Печерской Лавры — хотя как раз его занятия я и должен был «прогуливать», так как был благочинным Лавры. Но надо было видеть, как он заносил на занятия Евангелие, какое глубочайшее благоговение при этом испытывал. Этого было достаточно. Помню, заметив, как один из учеников делает на полях Библии пометки карандашом, он лишился дара речи — ничего не сказал, а только расплакался. И плакал несколько минут. А затем попросил: «Братия, то, что написал Господь — не подправляйте!». И затем было большое молчание до перемены.

Благочестие — это высшая мера научения людей

Так вот, благочестие — это высшая мера научения людей. Только через личное благочестие можно преподнести христианство. Священники, не имевшие возможность общения со старцами, не впитавшие их благочестия, не видевшие их живого примера, легче ошибаются и падают.

С архимандритом Алипием (Светличным)
беседовал Дмитрий Марченко

Журнал «Направо», №1, 2014, С. 36–39.

16 сентября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сеть: искушение отчуждением Сеть: искушение отчуждением
Роман Носиков
Сеть: искушение отчуждением Сеть: искушение отчуждением
Роман Носиков
Оказалось, что сетевые тролли — жестокие, равнодушные, эгоистичные и аморальные люди. Кто бы мог подумать?
Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно
Иером. Лука Григориатский
Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно
Иеромонах Лука Григориатский
Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».
Социальная «паутина» Социальная «паутина»
Свящ. Димитрий Безумнов
Социальная «паутина» Социальная «паутина»
Священник Димитрий Безумнов
Социальные сети… Они охватили нашу жизнь стремительно и внезапно, так же, как и свободный рынок. И вот что удивительно: мы говорим о жертвах свободного рынка, о том, что не все смогли приспособиться к новым условиям бытия нашей Родины, но почти не упоминаем о том, что у социальных сетей тоже есть свои жертвы. И не только взрослые, юноши и девушки, но и дети, родители которых запутались в «социальной паутине».
Комментарии
Елена 1 апреля 2015, 08:55
Я крещена в Русской Православной Церкви, а живу на западе Украины, где (увы) русская церковь имеет небольшое влияния. Для меня такие странички очень нужны, особенно если можно задать вопрос священнику и получить ответ.
Игорь18 сентября 2014, 12:42
Из аввы Исаака: «Монах тот, кто живёт вне мира сего и всё время просит у Бога будущих благ… Ему должно презирать настоящую жизнь и стремиться к будущей, бежать от мира, всего мирского и от гостей монастыря, не знакомиться с ними и не связывать себя дружбой или товариществом ни с кем из них, не распрашивать их и даже ничего не слушать о мире…». «Благолюбие», из святого Ефрема Сирина: «Монах, погрузившийся в житейские дела и обративший свой ум на мирские заботы подобен тому, кто сам себе наносит увечья…
Ещё следует понять: если человек, живя в монастыре, не заботится о своём спасении и делает всё во вред себе, за это он получит ещё более страшные мучения. И не только за себя, но ещё и за тех, кто погиб по его вине и кому он давал пример легкомыслия и порочности. А тот, кто стремился к добродетелям и заботился о своём спасении, удостоится великой славы на небесах».
Оксана Золотых16 сентября 2014, 20:37
По поводу соцсети и возможности посещать церковь, православные ребята вводят в жизнь, как мне кажется отличный проект "елицы" http://elitsy.ru Зарегистрировавшись и добавив свой храм (свой приход) (по ВСЕМУ МИРУ) вы в курсе событий жизни прихожан и храма где бы вы не находились. Проект только только начинает свою работу, посмотрите, делитесь своими идеями. Поможем всем нам стать ближе (если по каким то причинам не имеем возможности общаться с братьями и сестрами нашего храма реально, попробуем для начала узнавать друг друга виртуально ;)
Татьяна16 сентября 2014, 10:55
Прости, меня заранее-пришлось одной поднимать троих, один из них инвалид с детства, ему 30, у него нет своей семьи-в2012 перенес две операции по жизненным показаниям. НА моих руках мать инвалид и ещё несовершеннолетнии.Не жизнь, а сплошной повод для отчаяния.Про своих животных не пишу -отдельная история.Однажды я поняла-когда тебе плохо нужно посмотреть вокруг, есть рядом те кому хуже тебя-начни им помогать.Всё это я пишу к тому, что работаю много, не всегда хожу в церковь.Для меня такие странички , как соломинка для утопающего.Спасибо, что Вы есть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×