На первую страницу
ГОСТЬ НЕДЕЛИ
 
ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ ТУЛЬЧИНСКИМ И БРАЦЛАВСКИМ ИППОЛИТОМ
 
   
Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит
Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит
АВТОНОМИЯ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ - ПЕЧАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РАССТРИГИ ФИЛАРЕТА

- Ваше Преосвященство, чем был для Вас прошедший Архиерейский Собор? Как Вы его оцениваете, какие Ваши впечатления?

- Помимо действительно исторических решений, принятых на Соборе - канонизации сонма новомучеников и исповедников Российских и св. Царственных мучеников и того факта, что Собор отстоял единство Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, для меня, как епископа с Украины, где, как вы знаете, Православие находится в тяжелейшем положении, было особенно важным единство всего сонма архиереев нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом и факт личного общения с моими собратьями - архипастырями из разных регионов и даже государств, возможность обсудить с ними важнейшие проблемы церковной жизни, познакомиться с опытом решения этих проблем во многих епархиях. Для меня атмосфера духовной свободы единомысленных архиереев, та ситуация, в которой наше соборное единство проявилось с наибольшей полнотой, стала возможностью духовного отдохновения от той вызванной внешними обстоятельствами напряженной обстановки, которая, как хорошо известно, сложилась в последнее время в украинских епархиях Русской Православной Церкви; тем стимулом, который поможет нам вести и дальше борьбу за сохранение и упрочение позиций канонической Православной Церкви, говоря без обиняков - Русской Православной Церкви. Кроме того, Божьим промыслом я являюсь правящим архиереем именно в той области, где сами имена земель, рек, селений свидетельствуют о том, что здесь - изначальные корни Руси: достаточно вспомнить, что именно здесь протекает та самая речка Рось, от имени которой, как считается, и пошло само название нашей земли. Мы сейчас находимся как бы на переднем крае борьбы за Православие - многие хотели бы видеть нашу епархию, всю нашу Церковь на Украине, на Руси - "самостийной", а то и католической.

- Ваше выступление на Соборе было в какой-то степени даже сенсационным: Вы прямо призвали аннулировать автономию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и вернуть ей статус Украинского экзархата Русской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, о Вашей точке зрения подробнее.

- Действительно, это моя точка зрения, мои убеждения, которые я отстаивал, отстаиваю и буду отстаивать впредь. Но главное здесь в том, что они основаны не на моем частном, личном мнении, а напротив, опираются на соборный разум Церкви, на авторитетное мнение великих отцов, как прошлых веков, так и века двадцатого, в том числе новомучеников и исповедников Российских. Ведь действительно, на последнем Юбилейном и на ранее прошедших Соборах, к лику святых Церковью были причислены сторонники разных течений в нашей Церкви, придерживавшиеся разных точек зрения по таким важным вопросам, как, например, столь болезненный в это время вопрос церковно-государственных взаимоотношений. Среди святых, признанных и прославленных нашей Церковью есть как сторонники, так и противники декларации митрополита Сергия, однако среди нет ни одного сторонника украинской церковной самостийности, мало того - все они были решительными ее противниками. Во времена большевистских гонений все святители и священномученики, преподобные, святые подвижники, миряне, пострадавшие за Христа решительно выступали за единство Русской Православной Церкви, за единство с Патриархом.

Безусловным примером для нас является святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Сейчас довольно часто можно услышать ссылки на принятую Собором 1917-18 годов автономию Церкви на Украине и подтверждение ее святителем. Однако, историю надо знать и помнить не кусками, а целиком: не будем забывать о том, что автономия, данная Собором и святителем Тихоном, данная, заметим, в условиях начавшихся большевистских гонений, помноженных на местную украинскую смуту, была тем не менее несравненно более ограниченной, чем существующая ныне (архиерейские хиротонии на Украине должны были согласовываться с Патриархом Московским), Собор 1917-18 годов отметил выдающуюся роль Киевской кафедры в истории русской Церкви, признав, что постоянными членами Святейшего Синода являются Патриарх Московский и Киевский митрополит, подчеркнув тем самым неразделимость Русской Православной Церкви и всей Руси в принципе. А вспомним, как реагировал святитель Тихон на попытки давления на Церковь со стороны не только большевиков, но и властей новообразованных государств: когда представитель польского правительства пришел к патриарху Тихону и спросил: "Ваше Святейшество, а что будет, если польские епископы соберутся и сами провозгласят автокефалию?", ответ был таков: "Если они посмеют это сделать, то я отниму у них и автономию, как у сынов противления". А в 1924 году святитель Тихон своим указом и вовсе ликвидировал автономию УПЦ, вернув ей статус экзархата Русской Православной Церкви, видя, что единственным плодом предоставленной ранее автономии стала дезорганизация церковной жизни. Даже в условиях тотальных гонений на Церковь, когда большевики поддерживали одновременно обновленчество и самосвятов - липковцев, украинских автокефалистов (о чем так не любят вспоминать нынешние автокефалисты, ведущие от них свое происхождение), святитель не побоялся пойди против воли безбожной власти, отстаивая единство уничтожаемой ими Русской Православной Церкви и оккупированной большевиками Руси. Дело святителя Тихона продолжил священномученик Константин Дьяков, патриарший экзарх всея Украины. Такие великие светильники веры, как священномученик Владимир Киевский, преподобный Кукша Одесский, преподобный Лаврентий Черниговский были решительными противниками, какого бы то ни было, полного или частичного отделения от Русской Православной Церкви. Преподобный Лаврентий пророчески предвидел и предсказывал современный филаретовский раскол и предостерегал от любого раскольничьего духа, от его идеологии. Поэтому главная мысль, которую я хотел высказать и подчеркнуть в своем выступлении на Соборе состоит в том, что отпадение от Церкви Филарета есть следствие его предательства и отступничества, а вырванная им автономия является его печальным наследием. Следовательно, оно должно быть преодолено. И поэтому наша Русская Православная Церковь, преодолевая эту ситуацию, идет вперед, указывая и нашему народу дорогу к будущему, к реальному единству православного общества. Прошедший Архиерейский Собор заложил те кирпичики, с которых начинается созидание этого единства, основой которого является не провинциальное обособленчество, не "самостийность" от Церкви, а многовековое историческое, культурное, цивилизационное единство всей православной Руси. Лучшей иллюстрацией является здесь тот восхитительный духовный и культурный подъем всей русской Церкви, который наступил в результате произошедшего в 1686 году воссоединения искусственно разделенной Русской Православной Церкви. Именно архиереи Киевской и Галицкой Руси, такие, как Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, великие святители Димитрий Ростовский, Иоанн и Павел Тобольские, Иоасаф Белгородский, Софроний Иркутский и многие другие внесли колоссальнейший вклад в общерусское церковное строительство и проповедь святой православной веры на всем огромном пространстве от Карпат до Тихого океана. Одним из таких святителей, послуживших как бы живым мостом между Киевом и Москвой, является прославленный на нынешнем Соборе святитель Арсений Ростовский (Мациевич), проявивший исповедническую твердость перед лицом вмешательства государства в дела Церкви. Того же рода твердость проявил нынешний Архиерейский Собор, несмотря на развязанную филаретовскими единомышленниками кампанию за отделение УПЦ МП от Московского Патриархата, не пошедший ни на какие уступки в этом вопросе, но напротив, единогласно проголосовавший за восстановление нормы собора 1917 года о праве епископов Украины апеллировать к Святейшему Патриарху Московскому. Прозвучавшее , в том числе и из моих уст, предложение о восстановлении для УПЦ статуса экзархата важно уже потому, что им закладываются основания дальнейшей плодотворной деятельности нашей Церкви по укреплению соборного единства. Важно понимать, что исторический опыт церковного единства, путь наших отцов прошедших веков и века двадцатого, путь святителя Тихона и продолжателей его дела - это то, чем и сегодня вдохновляется наша Церковь. Верующие нашей епархии, других епархий Украины, миллионы верных чад Русской Православной Церкви исповедуют те же идеи, те же убеждения. Живая связь не прервалась.

- Ваше Преосвященство, многие противники прославления царственных мучеников использовали в числе других еще и тот аргумент, что якобы такое прославление может быть как-то неоднозначно воспринято православными на Украине. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- В ответ хочу рассказать, как тысячи и десятки тысяч обыкновенных верующих Винницкой области, на территории которой расположена наша епархия, простых украинских селян, людей, живущих в условиях однозначно враждебного к самому имени царственных мучеников информационного окружения каялись, многие - коленопреклоненно, за себя и своих предков, в грехах богоотступничества и цареубийства перед пребывавшим у нас образом Царя-Мученика. Документом о пребывании у нас этой иконы и происходивших при этом чудотворениях стал рапорт духовенства Тульчинской епархии Святейшему Патриарху и Архиерейскому Собору, подписанный также и мною, как епархиальным архиереем. Икона побывала во всех 16 наших благочиниях, причем постоянно ощущалось благоухание, и временами источалось миро. В нашем распоряжении имеются документированные свидетельства очевидцев о случаях чудесных исцелений у иконы. Само прибытие чудотворного образа Царя-Мученика стало крупнейшим событием в жизни епархии. Приведу выдержки из рапорта на мое имя, поданного благочинным Тростянецкого округа протоиереем Сергием Малиновским: " ... площадь перед храмом была заполнена народом... так как все желающие не смогли зайти в церковное помещение, молебен с акафистом был отслужен на открытом воздухе... ... икона находилась в храме пол дня при большом стечении народа, постоянно идущем поклониться святыне...", и так далее. Вот цитаты из заключительной части рапорта: "(...)Наблюдалось глубокое понимание и осознание святости Царя Мученика (...)Нельзя не отметить духовный подъем и благоговейное отношение к Царю-Мученику со стороны верующих людей. Повсюду в храмы приходило огромное множество народа. Отрадно было видеть, как просыпаются от духовной летаргии люди, в сознании которых в течение долгих лет вбивалось столько лжи и грязи, относительно личности последнего Российского императора. Не будет преувеличением сказать, что люди чувствуют и понимают святость Царя-Мученика".

Такие свидетельства говорят сами за себя.


с епископом Тульчинским и Брацлавским Ипполитом
беседовал Кирилл Фролов

 

Смотри также:

Ссылки по теме:



 
 
© ПРАВОСЛАВИЕ 2000