Роль православной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи

(на примере новых поступлений в Российскую государственную библиотеку)

Ольга Калашникова. Послушница (за чтением Псалтири)
Ольга Калашникова. Послушница (за чтением Псалтири)
В последнее время все большую актуальность приобретает концепция информационной безопасности общества, а в связи с этим повышается роль национального репертуара печатной продукции (контрольного экземпляра изданий).

Время экономических перемен внесло в нашу духовную жизнь новые проблемы. Это, прежде всего, потеря нравственных ориентиров, резкое снижение уровня культуры, проникновение в сознание людей сомнительных ценностей. Главенствующая роль в распространении и навязывании детям и молодежи ложных идеалов (культа денег, насилия, секса) принадлежит, увы, СМИ, и в первую очередь ТВ.

Задача всех библиотек, а особенно православных библиотек, как мне представляется, состоит в том, чтобы противостоять этому процессу, помочь возродить в обществе лучшие национальные духовные традиции. Сделать это возможно только путем планомерной рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателя художественного вкуса и читательской культуры (отторжения низкопробной литературы). Символично, что библиотеки рассматриваются на всех православных чтениях как просветительские учреждения, обладающие особой миссией. Как справедливо заметил Валентин Непомнящий, доктор филологии, православный литературовед, главенствует сейчас у нас «рыночная идеология», ставшая убийцей «высокой культуры»[1].

Посмотрим, что предлагают нам книгоиздатели, задача большинства из которых, к сожалению, сводится к максимальной выгоде, а не к возрождению в обществе духовности. Хотя, надо отметить, что в радиопередачах каналов «Радио России», «Народное радио» некоторые авторы и издатели уже восстают против излишней коммерциализации издательского дела в ущерб нравственности (М. Веллер, А. Карелин). Посмотрим, что могут сделать в этой ситуации библиотекари-практики.

Обратимся к художественной литературе, которая, казалось бы, призвана сохранять и множить лучшие традиции русской классики. Мы наблюдаем рост количества названий художественной литературы с 7 тысяч в 1990-е годы до 15–17 тысяч в 2006–2007 годы. Однако проблематика и тематика репертуара художественной литературы удручает и, увы, подчас способствует нравственному разложению общества, и прежде всего молодежи.

Значительную часть художественной литературы по-прежнему составляют триллеры, современные детективы о русской мафии и киллерах, необходимым действием которых являются убийства; переводные любовные романы, сборники вульгарных пошлых анекдотов, выпускаемые подчас одновременно несколькими издательствами огромными тиражами. Иногда эти произведения откровенно пропагандируют насилие, извращения, жестокость. Например, роман Рибейру Жулио «Плоть» (СПб.: Институт соитологии, 2007), воспевающий однополую любовь, или произведение Алекса Лесли «ЖЖизнь без трусов. Мастерство соблазнения. Жесть как она есть» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2008; вышло уже 14-е издание). Автор этого «произведения» – создатель так называемого Института экспериментальной коммуникации, он же автор и руководитель действующих тренингов по соблазнению. При виде этого творчества хочется пожалеть, что в библиотеках уже упразднен фонд литературы для служебного пользования, куда надлежало бы отправлять подобные издания.

Продолжим список примеров. За последние пять лет электронный каталог РГБ фиксирует 159 названий книг, первое слово которых начинается со слова «секс» (на работе, в офисе, на отдыхе и т.д.), 67 – с первым словом «стерва» (аналогично – в офисе, на работе, на отдыхе, дома и т.д.), 80 – со словом «камасутра». И это только названия произведений в именительном падеже, а если учесть и другие падежи, то можно сбиться со счета.

На обложках романов «красуются» откровенно неприличные эротические иллюстрации. Не радует читателя как содержанием, так и вкусом альбом Лены Лениной «Тело Лениной живет и побеждает» (М.: Аст; Астрель, 2008). А к чему призывают гламурные романы и романы о жизни «Рублевки»?! Уж никак не способствуют формированию духовности и информационной безопасности общества. А если еще учесть многочисленные издания по эзотерике, хиромантии, астрологии, каббале…

И все же в достаточно неприглядной картине издательской продукции, и прежде всего в репертуаре художественной литературы, наблюдаются и просветы. Здесь, в первую очередь, речь идет о православной и духовно-нравственной литературе. Так, читателю стали известны отдельные, ранее не публиковавшиеся в собраниях сочинений произведения классиков; книги писателей русского зарубежья (в петербургском издательстве «Алетейя» появилась серия «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы», а в издательстве Сретенского монастыря – «Духовное наследие русского зарубежья»; издательства «Голос», «Посев», «Вагриус» выпустили серии «Белое дело», «Белая армия», «Белое движение», «Белые воины»), собрания сочинений Л. Чарской, С. Макаровой (М.: Приход храма Святого Духа сошествия), философские и публицистические труды В Богоявленского, Н. Гилярова-Платонова, П. Флоренского, С. Булгакова, И. Ильина; книга К. Победоносцева «Великая ложь нашего времени» (М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004); мемуары Н.Н. Врангеля, А.И. Деникина, В.Н. Колчака, а также воспоминания о них и о генералах П.Н. Краснове, В.О. Каппеле и др. (Ипполитов Г. «Оставляю честное имя…»: Документально-художественное повествование о судьбе генерала А.И. Деникина. Самара: НТЦ, 2009).

В художественной литературе возник новый жанр – церковно-исторический роман и церковно-исторический сборник о жизни подвижников благочестия или русских национальных героях («Не в силе Бог, а в правде»: Святой благоверный князь Александр Невский. М.: Сибирская благозвонница, 2007; Агафонов Н., прот. Жены–мироносицы. Исторический роман. 2-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009; Решетников Л. Русский Лемсон. Исторический очерк. М.: Новоспасский монастырь, 2009).

Отрадно, что одновременно два издательства – «Артос-Медиа» и «Неугасимая лампада» – в полном объеме выпускают «Добротолюбие» – сборник святоотеческого учения о нравственности, а к 140-летию со дня преставления святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, одновременно несколько издательств опубликовало его труды, при этом самым основательным изданием явился пятитомник трудов, изданный Новоспасским монастырем. А к 100-летию второй канонизации святой благоверной княгини Анны Кашинской в Твери переиздана прекрасная книга с иллюстрациями и добавлением нового материалы: Манухина Т.И. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (Тверь: Сивер, 2009).

Среди лучших издательских серий, появившихся в 2009 году, назову серию «Святые отцы об утешении в минуты скорби» (Изд-во Сретенского монастыря), «Россия забытая и неизвестная: Российский образ жизни» (Центрполиграф), «ЖЗЛ: Малая серия: Серия биографий» (возобновилась) (Молодая гвардия).

А как не назвать издания, способствующие патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, такие как произведения Н. Сухининой «Прощание славянки» (Яхрома, 2007); «Белая ворона» (Яхрома, 2008); «Не продавайте жемчужное ожерелье» (2009); А.Б. Шолохова «Полководец, Суворову равный, или Минский корсиканец Михаил Скобелев» (М.: ЮниВестМедиа, 2008); «Святые защитники земли русской» (Сост. прот. Н. Погребняк. М.: Известия, 2009).

Отрадно, что 2008 год, объявленный Президентом РФ «Годом семьи», издатели отметили и отмечают до сих пор, так как эта тема актуальна всегда, выпуском современных актуальных изданий, также способствующих возвращению общества к своим лучшим истокам, семейным ценностям. Это издания: Российская семья: Энциклопедия (М.: Рос.гос.соц.ун-т, 2008); Великие российские династии: Иллюстрированная энциклопедия (сост. П. Петров. М.: Русский мир, 2008); Еще раз о любви: Беседы о семье (М.: Даниловский благовестник, 2009); То, что Бог соединил: Небесные покровители христианского брака и семьи (Авт.-сост. прот. Н. Погребняк. М.: Планета, 2008); Муж и жена в христианском браке: ХХ веков спустя (М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009); Гумеров П., свящ. Он и она в поисках супружеского согласия (М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009).

В лучших литературных произведениях духовно-просветительского характера непременно проявляются национальные традиции русского народа: святость, жертвенность, любовь к Родине и ближнему, милосердие, сострадание, терпение. Такие литературные произведения могут быть представлены почти всем спектром видовой характеристики изданий. Приведу примеры.

Научные издания:

– «Грядите с Богом!». Преподобный Серафим Саровский и духовность русской литературы XIX века (Ред.-сост. Т.К. Батурова, В.П. Зверев. М.: Пашков дом, 2008);

– Православная культура в России: прошлое и настоящее (по материалам II Свято-Филаретовских чтений) (М.: Пашков дом, 2007).

Научно-популярные издания:

Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа (М.: ЭКСМО, 2007).

Учебные издания:

Христов Т.Д. Религиозный туризм: Учебное пособие для вузов (М.: Академия, 2007).

Литературно-художественные издания:

Анисов Л.М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2007).

Издания для детей и юношества:

– Жемчужины русской духовной поэзии: В 2-х т. (Сост. Ю.В. Гришин. СПб.: Библия для всех, 2007);

Лиханов А. Мальчик, которому не больно: Не сказка для взрослых (М.: Детство. Отрочество. Юность, 2009).

Отдельно хочется остановиться на научно-познавательных изданиях для юношества. С 2004 года статежегодник «Печать Российской Федерации в … году» выделяет эту позицию как самостоятельную. В последние годы увеличилось количество изданий данного раздела, шире стал их ассортимент, заметно улучшилось качество многих изданий.

Помимо универсальной многотомной школьной энциклопедии, выдержавшей с 90-х годов прошлого века несколько переизданий (М.: Аванта+), аналогичной энциклопедии для школьников и студентов «Руссика» (М.: Олма-Пресс Образование), а также энциклопедии «Я познаю мир» для школьников среднего возраста, постоянно дополняемой новыми томами (М.: АСТ; Астрель), появилось много новых изданий. Это «Православный букварь: Книга для семейного чтения» (Под ред. М.И. Зинчук. Свято-Успенская Почаевская лавра, 2009) и высококачественные отечественные издания: Юдин Г. Аз, буки, веди: Азбука Православия для детей (М.: Белый город; Дар, 2008); Болоболичева Л. Великие князья (М.: Белый город, 2008); Петрунин В. Древняя Русь (М.: Дрофа-Плюс, 2008); Сказки православных народов (М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2009).

Справочные издания:

– Православные монастыри и храмы Москвы: Библиографический указатель. 1988–2007 (М.: ГПИБ, 2008);

Нетужилов К.Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия (СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008);

Кобак А.В. Исторические кладбища Санкт-Петербурга (М.: Центрполиграф, 2009).

Издания для широкого круга читателей:

– Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок (Авт.-сост. И.А. Панкеев. М.: Олимп, 2008);

Девятова С. Великие старцы XX столетия (М.: Артос-Медиа, 2007);

Максимчук Л.В. Три ангела: Духовная поэзия (М.: Петит, 2009).

Все перечисленные издания служат делу нравственного просвещения и воспитания общества, способствуют духовному возрождению общества, и прежде всего подрастающего поколения.

Православная литература, в том числе православно-художественная литература, – это тот живительный родник среди средств массовой культуры, без которого невозможна настоящая жизнь не только православного христианина или впервые приходящего к вере человека, но и каждого мыслящего современника, пытающего увидеть ход времени, желающего ближе познакомиться с национальной духовной культурой, с ее истоками и корнями, познать святость древней, да и настоящей Руси.

Однако следует сказать несколько слов по поводу издательской культуры во время подготовки издания к выходу в свет. Так, издательство «Русская миссия» (приход храма Святого Духа сошествия) при публикации романов Л. Чарской заявляет, что данное издание является полным собранием сочинений автора, игнорируя при этом те требования, которые предъявляются к данной категории научного издания (наличие редакционной коллегии, научного редактора, авторской вступительной статьи, комментариев и т.д.). А при издании антологий или сборников стихотворений необходимо использовать полные (научные) собрания сочинений поэтов-классиков, указывая использованный источник и дату написания стихотворения.

А теперь коснусь тех вопросов, решение которых зависит от православных библиотекарей.

Влиять на репертуар книгоиздателей – дело сложное, трудное, но необходимое. И осуществлять влияние, видимо, возможно путем поставленных активных, целенаправленных выступлений в средствах массовой информации с обзором лучших изданий и перечисленных тем, от воздействия которых следует оградить общество, и прежде всего молодежь. При этом следует отметить, что православные СМИ одни из первых подняли вопрос о создании общественного совета на ТВ и СМИ по охране нравственности детей и подростков от пропаганды насилия, сексуальной распущенности, расизма и жестокости в печати и СМИ. Видимо, библиотекам и библиотекарям следует активнее требовать от законодателей скорейшего принятия необходимого в этом плане закона. А одновременно в законе следует предусмотреть существенные налоговые льготы тем издательствам, которые выпускают духовно-просветительскую литературу.

Кроме того, как это было в прошлые годы, целесообразно было бы восстановить выпуск аннотированных рекомендательных библиографических списков и указателей литературы для массовых библиотек и для читателей по различной тематике, и прежде всего изданий патриотического и духовно-нравственного содержания. В потоке контрольного экземпляра в последние годы такие издания, к сожалению, отсутствуют. Хотя ряд библиотек, например Центральная республиканская детская библиотека, издает и распространяет подобные издания для своих читателей.

Одновременно было бы целесообразно издавать рекомендательные списки для издателей, в которых, например, предлагать к переизданию забытые духовно-нравственные произведения авторов прошлых столетий (В.А. Никифорова-Волгина, Н.Д. Телешева, Е. Поселянина и др.). С этой же целью хорошо было бы чаще устраивать выставки духовных и патриотических изданий (типа «Забытые имена», «Забытые книги») из фондов библиотек, чтобы привлечь к ним внимание не только читателей, но и издателей-специалистов, активнее рекомендовать к изданию лучшие духовно-нравственные произведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – их число пока весьма незначительно.

И в завершение еще несколько слов о работе православных библиотек и православных библиотекарей.

Рекомендовать читателю репертуар православной литературы, составляющий в последние годы свыше 3000 названий в год, призваны православные библиотекари, профессионалы своего дела, работающие в православных библиотеках, способные раскрывать свой фонд и готовые помочь разобраться в нем читателю.

В качестве первоочередных задач православных библиотекарей еще раз назову влияние на репертуар издательской продукции с целью недопущения выхода бездуховных изданий, отрицательно воздействующих на формирование мировоззрения молодого читателя, с одной стороны. С другой стороны, постоянное содействие духовному возрождению общества путем его нравственного просвещения и воспитания, возвращения православных традиций, воспитания у читателя отторжения бездуховной литературы.

К сожалению, у православных библиотекарей нет своего печатного органа, а светские профессиональные журналы не всегда и без охоты (изредка) печатают наши статьи.

Единственной трибуной православных библиотекарей являются библиотечные секции два раза в год проводимых Глинских чтений (координатор и руководитель – профессор МГУКИ С.П. Фунтикова). Хотя такие встречи возможны и во время работы Рождественских и Покровских чтений. К сожалению, материалы сообщений на Глинских чтениях не публикуются, хотя явно ощущается нехватка методической литературы, о чем с горечью говорили православные библиотекари из регионов. Интерес к библиотечной секции Глинских чтений возрастает с каждым годом: если на летней сессии 2008 года присутствовало 20 человек, то на такой же сессии в 2009 году уже 38, среди которых девять выступило с сообщениями.

Учитывая большую необходимость библиотек в методической литературе в 2009 году главный редактор журнала «Приход» Соболевская Е.А. открыла в журнале постоянную рубрику в помощь библиотекарям «Приходская библиотека» (ведет рубрику библиотекарь храма Преображения Господня в Богородском Андрюшина С.В.). К сожалению, журнал «Приход» в 2008–2009 году не поступал в РГБ.

Большую работу по развитию православных библиотек и православного библиотечного дела, помимо С.П. Фунтиковой и С.В. Андрюшиной, проводит библиотекарь храма Гребневской иконы Божией Матери Гарбузова В.Ф.

Думается, что у православных библиотек есть свое будущее, так как православному читателю нужна своя библиотека, а для ее научного функционирования, видимо, надо выработать «Основные направления работы православных библиотек», одним из логических звеньев которых было бы создание модели фонда православной библиотеки.

Юлия Бесстремянная

2 октября 2009 г.

[1] Непомнящий В. Речь не о Пушкине // Литературная газета. 2009. № 23, 3–9 июня.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
О.16 мая 2010, 20:14
См. статью игум. Дионисия (Шленова) о духовных библиотеках:
http://www.bogoslov.ru/text/740732.html
20 ноября 2009, 11:45
См. продолжение темы о приходских библиотеках

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31910.htm
Ольга15 ноября 2009, 21:12
О распространении православных периодических изданий
см.:
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185880
Иван 5 ноября 2009, 20:56
Библиотекари, конечно, могут подготовить материал для специалистов: создать репертуар изданий по теме (разделу), свести в единый файл описания книг (изданий), хранимых в разных библиотеках в рассматриваемом разделе, причем обязательно надо проставлять название библиотеки-держателя, т.к. на определенном этапе потребуется просмотр de visu.

Далее без экспертов не обойтись.
Думаю, многие согласятся, что рейтинг издания среди читателей (даже среди библиотекарей) - не лучший критерий, т.к. он может быть обусловлен не только полезностью и художественной ценностью издания, но и многими внешними причинами.


Иван 4 ноября 2009, 15:36
Уважаемая Юлия из Харькова,

думаю, рекомендательные списки должны составлять не библиотекари, а специалисты в своей области (Св. Писание, история Церкви, богословие по разделам и темам) с учетом контингента читателей : в епархиальной библиотеке - одни читатели, в благочиннической - немного другие, в приходской - своя специфика. Приходится учитывать возможность наличия различных целей библиотек, различных направлений деятельности приходов, богословских взглядов настоятелей, материальных возможностей прихода (или Попечительского совета).

Аппробацию списки должны проходить в Духовной семинарии (Академии) или в Отделе образования Вашей епархии.

Профессионалы-библиотекари (тем более, новички в приходской работе) могут только создать соответствующие базы данных, распечатать списки, при необходимости, проверить знаки предписанной пунктуации в биб. описаниях.









Юлия19 октября 2009, 19:56
Да, рекомендательный указатель нужен, очень нужен. Он помог бы в организации издательской деятельности, в формировании фонда библиотеки и помог бы читателю.Но работа эта не только очень большая и долгая. Необходимы достаточно подготовленные кадры - начитанные библиографы с навыками составления указателей. Указатель должен быть снабжен краткими и яркими аннотациями, материал систематизируется. Работа очень большая для целого коллектива библиографов.Коллектив работает по заранее составленному, обсужденному и утвержденному методистами плану работы, в ходе работы периодически также обсуждаются текущие проблемы и промежуточные результаты. Для начала определяется цель, читательская аудитория, на которую рассчитан указатель, объем (хронологические рамки, научный уровень и т.д.). Недаром только большие библиотеки, имеющие не только опыт работы в составлении указателей, но и библиотекарей высокого уровня квалификации - библиографов и методистов( в команду обычно входят и литературоведы, кандидаты филологических и педагогических наук) могут взяться за такую работу. Библиографическое издание готовится несколько лет. Православные библиотеки разрозненны, профессиональных кадров в них практически нет. Очень необходимо готовить православных библиотекарей. Это потребность уже вчерашнего дня. И предлагают открывать при духовных семинариях и академиях отделения по подготовке православных библиотекарей.
На сегодняшний день, думаю, что сделать рекомендательный указатель литературы на общественных началах невозможно. Какой-то список аннотированный, не претендующий на полноту охвата литературы, не имеющий четкого читательского адреса, т.е. хоть что-нибудь - это под силу библиотекарю энтузиасту-общественнику. А вот что мы может делать своими силами, так это обмениваться (в переписке на сайте pravoslavie.ru и еще есть www.blagovestnik.su ) названиями книг, материалов, фильмов, а может и полнотекстовыми копиями.Я буду рада помочь, чем могу. Постараюсь в ближайшее время просмотреть свой фонд и составить небольшой список светской литературы христианской нравственности. Ведь хочется читать хорошую литературу и не только церковную. Есть и фильмы светские (не церковные), а очень душеполезные. Можно обмениваться названиями и копиями. Спасибо Вам за внимание. Юлия.
Наталья 5 октября 2009, 23:21
Статья как не из нашей действительности. Согласна с комментарием Натальи и Ильи.
Юлия 5 октября 2009, 21:58
Спасибо всем, кто занимается проблемой православных библиотек! Я в церкви новоначальная (второй год), проживаю в Украине,пользуюсь библиотекой большого городского собора.И как читатель, и как библиотекарь с 33-летним стажем хочу рассказать о своих впечатлениях о православной библиотеке.Во-первых,есть проблема отсутствия талантливой художественной православной литературы.Ведь важно не только ЧТО написано, но и КАК. Чтобы привить ребенку, молодому человеку, да и взрослым людям хороший литературный, эстетический вкус, необходим большой репертуар художественной литературы. А его в библиотеке нет. Может быть, расширить фонд художественной литературы в церкви за счет произведений русских классиков, и советских авторов - у многих советских талантливых писателей найдется хоть несколько произведений христианской нравственности, на вечные темы о добре и зле, без явной советской догматики? В фонде церковной библиотеки есть ядро фонда - Добротолюбие, Лествица и т.д., святоотеческое наследие. Это - прекрасно ! Есть также популярная литература, публицистическая - она разная по качеству, есть и интересно написанные книги, а есть и такие, которые в библиотеку лучше не брать(опять-таки критерий "КАК"). Безусловно, налицо такие проблемы православных библиотек, как малое помещение, недостаточное финансирование, кадры. Во-вторых,кадры. Чаще всего библиотекой занимается матушка (в небольшой церкви), или это послушание кого-то из прихожанок, назначаемых батюшкой. Если послушница не имеет опыта работы в библиотеке или специального образования (что часто встречается),если она мало читает, если у нее самой не развит литературный вкус, нет багажа начитанной литературы, то страдает и организация работы, и формирование фонда, и обслуживание читателей.Налицо примерно, такая ситуация, когда библиотекарь не знает о чем эта книга, не может порекомендовать почитать что-то по конкретной теме, вопросу, не видит разницы между уровнем разных книг - более популярная, более сложно написанная книга. А еще пожелание - открытый доступ к книгам. Разве можно выбирать книгу по списку (каталогу)? Как важно подержать книгу в руках, полистать. Только так можно подобрать литературу для чтения, особенно детям и молодым людям, которые чаще всего не могут даже выразить, что они хотят. И это обстоятельство не их недостаток, а нормальное состояние любого читателя.Как бы хотелось иметь в городе хотя бы одну стационарную,не воскресную, а постоянно открытую православную библиотеку, профессионально организованную, ведущую активную просветительскую работу всеми формами и методами, с профессиональными энтузиастами! Это - просто мечта!
Татьяна 5 октября 2009, 13:41
Здравствуйте, Юлия!
Очень хочется поблагодарить Вас за инициативу и Ваши замечательные статьи. Эта тема очень мне близка, так как учусь в Полиграфическом институте на факультете книгораспространения и работаю в издательстве Свято-Данилова монастыря. Готовлюсь к написанию диплома, и по работе пришла к выводу, что на современном этапе крайне необходимо возрождать разрушенный институт рекомендательной библиографии. На котором всегда была основана воспитательная функция литературы. Потому что сейчас уже сложно сориентироваться даже в узком сегменте православной и околоправославной литературы - в основном читательский выбор падает на брошюрки и так называемые книги "злободневной тематики" - что и издается все большими тиражами с яркими захватываюшими названиями. При этом глубочайшее море святоотеческого наследия остается неизданым или передирается для издания многочисленных сборников. Мне кажется, что необходимость в появлении специального библиографического журнала-каталога по примеру многочисленных подобного рода изданий ХIХ - ХХ веков, давно назрела. Уважаемая Юлия, очень прошу Вас, по возможности связаться со мной по эл. почте blago@msdm.ru или по телефону 8-915-983-37-37, хочется получить совет специалиста, поделиться идеями и размышлениями, услышать Ваше мнение и предложения. Буду крайне Вам обязана. С благодарностью за Ваш труд и пожеланием помощи Божией!
Илья 5 октября 2009, 02:25
Согласен с Натальей. Сейчас практически нет современной хорошей детской литературы - такой, чтобы без назиданий и сантиментов учила ребенка доброте, чувству справедливости, мужеству и чести. Ни православной нет, ни неправославной. В этом - главная проблема. Появится такая литература для детей и молодежи, тогда можно будет всерьез и о библиотеках говорить, а пока разговор получился, на мой взгляд, довольно пустопорожний. В результате дети, у которых родители обеспокоены этой проблемой, растут на русской классике, а также детской советской литературе и детской мировой литературе ХХ века. Далеко не вся она православная. Но какой-нибудь "Мальчик со шпагой" или "Тим Талер" дает ребенку куда больше, чем, на мой взгляд, в принципе сильно устаревшая Чарская. И не потому что она писала так давно. В конце концов Стивенсон писал еще раньше. И Вальтер Скотт.
И, кстати, не обязательно писателю говорить в лоб о христианстве, чтобы достучаться до сердца ребенка и помочь ему вырасти честным и добрым. Я, например, знаю, как книга А. Маршалла "Я умею прыгать через лужи", в которой нет ни слова о религии, смогла уберечь подростка от самоубийства. Какая из современных детских книг может похвастаться подобной силой воздействия на юного читателя? Но книга-то эта написана в начале прошлого века!.. И, увы, нет ничего современного, ей подстать.
А вы говорите - библиотеки... Библиотеки можно собирать, когда есть самое главное - книги. А их-то и нет. И я, честно говоря, не знаю, чья тут вина: писателей, издателей, современного общества? И что нам делать, в конце концов? Как защитить детей? Где найти хорошие книги?
Короче, мне кажется, что статья выстрелила немного мимо. Вместо того, чтобы поднять проблему, автор попытался ее "притушить", сосредоточив внимание на библиотеках. То есть на том, что по определению вторично в данном случае.
Татиана 4 октября 2009, 20:57
Даже если ученики и будут брать в библиотеках духовно-нравственную или православную литературу, которую в школе задавали (например на занятиях по "Основам православной культуры"), всё будет обстоять также, как и с чтением любой классической литературы школьной программы: редко кто имеет вкус к подобному чтению, единицы! Для громадной основной массы подростков - это всё пустой звук, и, как и всё из школьной программы, уже заранее набивает оскомину. Порок всегда притягивает больше, чем добродетель и назидание, а чувственная или лёгкая развлекательная литература всегда пользуется большим успехом. Да и вообще, современные дети не большие любители чтения, да и не только дети. Современные взрослые тоже не обременены интересом к чтению. Отсутствие интереса к книге - это вообще проблема нашего времени. И тема эта обсуждается в культурных кругах уже не один год. Так что вся эта замечательная литература, перечисленная выше, представляет интерес именно для небольшого количества воцерковленных людей, среди которых подростки вообще - редкость!
Положение могло бы исправить ТВ. Современные люди, а дети особенно, уже приучены больше воспринимать информацию визуально. И от этой реальности не уйти. И может именно этим нужно пользоваться, а не создавать искусственных условий и загонять людей в чтение насильно. Всё равно не получится.
Именно ТВ могло бы раскачать интерес людей к чтению серьёзной литературы. Вспомним как все кинулись читать Достоевского после показа современной версии фильма "Идиот".
Конечно, с сегодняшними "владыками" ТВ справиться не удастся, они всё равно будут "гнать" свою пошлую продукцию. У них свои цели. Поэтому нужен альтернативный ТВ канал, канал церковный. Сделанный современно, интересно. Пример такой интересной и современной подачи серьёзного материала - фильм арх. Тихона "Гибель империи. Византийский урок". А вот на этом православном канале можно уже говорить о серьёзных вещах и найти современный язык и для разговора с молодёжью на любую тему, и для разговора с детьми, и, конечно, со взрослыми. А тем - множество! И беседы с батюшками, и рассказы о истории, и для детей какие-то передачи с православными сказками, и фильмы хорошие и серьёзные можно было бы показывать, рассказывать о Церкви, христианстве, церковной службе, толковать Евангелие с жизненными примерами, может быть и церковно-славянскому языку учить, даже передачи для православных хозяек можно было бы вести про постную кухню, например.
Вот тогда можно было бы ждать интерес и к серьёзной литературе у тех, кто захочет более глубоко изучить какую-то тему. ТВ могло бы пробудить этот интерес. А ждать, что все сами придут в библиотеку, да ещё выберут себе нужные книги... это, по-моему, в современной жизни нереально. Нужны другие формы, соответствующие времени. Церковь должна принимать активное участие в жизни современной России, а без ТВ это невозможно! Нужен умный, современный, интересный церковный канал!
Конечно, деньги нужны немалые, но думается, если бросить клич, то все православные будут с радостью ежемесячно жертвовать какую-то долю своих доходов для такого благого дела! Добровольные жертвователи обязательно найдутся, да и все епархии могли бы отчислять часть доходов на содержание церковного канала.
Наталья 3 октября 2009, 12:50
Статья озаглавлена "РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ". Но честно говоря, не увидела ни одной книги, кроме романов Л. Чарской и А. Лиханова ничего, что бы могло заинтересовать молодое поколение, и, в особенности, подростка. Энциклопедия издательства Аванта не является православной литературой. Может стоит поднять вопрос не о православных библиотеках, а о катастрофическом положении православной литературы для молодежи. В подростковом возрасте ребят более всего интересуют произведения где описаны приключения, истории таких же как они молодых людей, взаимоотношения между одноклассниками, первая любовь. Но практически ничего достойного нет на полках наших православных магазинов. А истории о том,как живут бедные дети и нет у них денег на подарки,ну нельзя же их читать детям постоянно. Поэтому могу сказать, что качественной православной литературы у нас практически нет. Уж лучше им читать качественные произведения классиков или книги для детей советских писателей, которые читало мое поколение в 80х годах. Такая литература действительно учит добру и нравственности, хотя в ней не говорится ни о монахах, ни об ангелах. Хорошо бы, чтобы появилось что-либо подобное и у современных авторов.
Марина 3 октября 2009, 12:10
Духовно нравственное воспитание зависит от нас, родителей. Если в семье заведено из поколения в поколение читать классику, научные или научно-популярные журналы, серьезные статьи, то и у детей со временем возникнет такая потребность. В школе строгая учительница требовала читать по программе, в результате мой сын прочитав Достоевского, начал своё духовно-нравственное восхождение. Прошло несколько лет, сейчас он изучает историю России, смотрит по телевизору только программы спорта и новости, стал меньше играть в компьютерные игры. Поэтому вклад родителей в это важное дело неоценим. Прочитав статью, я поняла еще одну важную для себя вещь, что моим долгом является пополнение своей библиотеки новыми православными изданиями. Это и будет моим личным вкладом в духовное возрождение общества!
Слава 2 октября 2009, 12:04
1. Сколько у нас православных библиотек на каждый район большого города? По одной-то обычно нет...

2. Кто библиотекари в обычных библиотеках? Они что, все уже воцерковлены?

3. Где гарантия, что подростки будут брать в библиотеках именно православную литературу, а не то, что в школе задавали?

Без ответа на эти вопросы говорить о какой-либо "роли в духовно-нравственном воспитании молодежи" преждевременно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×