Удары любви

Окончание, начало см.: Сопротивление

— Почему ты не женишься, дитя мое? — говорю я другому. — Тебе ведь уже 30.

— А зачем мне жениться, отче? Родители не показали ничего хорошего, ради чего и мне захотелось бы жениться. А чего они добились? Женились, вызвали в нас отторжение и разочарование, и мы не хотим жениться.

Наша цель — не сказать слова, а излучать нечто. Христос всего три года говорил, а Его немногие слова так трогают души людей. А мы говорим тысячи слов детям, но они у них в одно ухо влетают, а из другого вылетают. Потому что наши слова не исходят из души. Они проистекают не из нашей жизни, а из надо: «Я должен сказать это! Я должен исправить своего ребенка!»

Доверь свою жизнь Богу, помолись, выскажи Ему всё, а потом положись на Бога

В стрессе отец начинает давать сыну уроки спокойствия. Мать вся тоже в панике, обезумела от тревоги, и сама не верит в Бога. Потому что если бы она верила, то ночью спала бы, а не бегала, преследуя сына, где он и что делает. А что это? Это неверие. Доверь свою жизнь Богу, помолись, выскажи Ему всё, а потом положись на Бога, успокойся и скажи: «Бог, в Которого я верую, поможет моему ребенку».

Эта молитва, знаете, как войдет в ребенка? Она войдет, как ласка, и скажет ему: «Не ходи туда, не делай этого! О тебе кто-то молится, тебя кто-то любит». В то время как мы что передаем своему ребенку? Смятение. Тревожные мысли, панические мысли, нездоровый климат дома, волнение и напряжение, крики, ругань, непонимание, супруги, не могущие коммуницировать между собой, — а ребенок чувствует это, и душа его не находит покоя и противится.

Только любовью ты изменишь своего ближнего, который противится тебе

Наша задача — как победить зло в мире одним только добром. Только любовью ты изменишь своего ближнего, который противится тебе. Только любовью. Нервами ты на один день добьешься своего от ребенка (мужа). Ну что, взяла верх? Молодец! А как будет в долгосрочной перспективе? Там ничего. Через пять дней ты снова остаешься ни с чем.

Бог сказал нам, что Он отмщает (см. Рим. 12, 19), но по сути дела Он не отмщает, а воздает Своим врагам только любовью. Святой апостол Павел противился и слышать не хотел о Церкви, Христе, о Боге, но Бог победил этого противящегося человека ударом Своего света и любви. Когда тот шел гнать христиан, Бог внезапно открыл в его сердце свет и любовь, и он растаял. Христос казал ему:

— Почему ты гонишь Меня? Почему ты воюешь со Мной? Я ведь люблю тебя!

И любовь Христа смягчила душу апостола. Христос пришел не с властью, карой, отмщением, а с любовью.

Прп. Паисий Святогорец Прп. Паисий Святогорец

Старец Паисий вышел из Святой Горы Афон знаете когда? Когда показывали фильм Скорсезе1. Ему сказали, что вышел фильм о Христе, не основанный на Евангелии. И он что сказал?

— Выйду из Святой Горы, ибо то, что делают люди, не на пользу их душам.

И пошел на протестный митинг, где были также люди, кричавшие что-то против Церкви. И что же он сделал? Он схватил за руку кого-то из протестовавших на другой стороне, вцепился в нее, и тот сказал: «Да этот поп сейчас ударит меня!» — и поднял руку, чтобы защититься.

Старец Паисий, однако, поймал его руку и вместо того, чтобы ударить, поцеловал ее, и протестующий так и застыл на месте. Старец сказал ему:

— Дитя мое, да ты знаешь, с Кем ты воюешь? Христос — это любовь. Тем, что ты делаешь сейчас, ты унижаешь Христа, Который тебя так любит.

Парень так и остался стоять с поднятой рукой. Вместо того, чтобы ударить его рукой, старец ударил его бичом своей любви. И тот сдался. Вот что значит любовь, вот что значит, что я приобретаю душу мятежного человека.

Для меня самым большим наслаждением за 20 лет работы в школе были эти дети-бунтари — самые хорошие дети. Очень хорошие дети. Они были хорошими, я ставил им пятерки, всем ставил пятерки, чтобы у меня на душе был покой. Потому что, если поставишь четыре, то начинаются споры и прочее. Это сказал мне один учитель: «Еще не раскаялся никто, ставя пятерку». Это мы говорим о предмете «вероучение».

Однако это было уже в последние годы, когда я прозрел. А сначала всё взвешивал до капельки, устанавливал справедливость, говорил на контрольной:

— Очень плохо, двойка!

И кто-то сказал мне:

— А ты хорошо подумал? А что о тебе будут вспоминать дети? Что они получили двойку?

Разве Бог справедлив? Когда Он первым ввел разбойника в рай, Он был справедлив?

А я всё говорил себе: «Да, но справедливо будет…» Но что значит справедливость? Разве Бог справедлив? Когда Он первым ввел разбойника в рай, Он был справедлив? Он несправедлив, а Его справедливость — это Его любовь. Любовь не так смотрит на всё, она смотрит другим оком и другим сердцем.

Справедливость — это когда у нас шесть апельсинов, и ты съедаешь три, и я три. А для Бога справедливость — это чтобы я сказал тебе:

— А сколько ты хочешь? Хочешь пять, чтобы сделать себе сок? Возьми пять, а я возьму один.

Вот это справедливость для Бога. Это любовь.   

Дети в школе этому меня научили. Дети-бунтари были там самыми хорошими.

Как-то один мальчишка вошел в класс, когда урок уже шел, а я был тогда нервным, и когда начинается урок, хотел, чтобы все уже были в классе. Чтобы мою персону не умаляли, надо было, чтобы все уже были на месте. Однако бедный ребенок опоздал, потому что играл в баскетбол, и вошел с семиминутным опозданием. И мало того: он прошел по классу, чеканя мяч! Я говорил о Святом Духе, а он мячом: бух-бух-бух. Я сказал ему:

— А ну-ка быстро вон!

В этот момент я злился совершенно эгоистично. Выгнал его. А он повернулся и сказал мне (ах, что же он мне сказал!):

— Сказать тебе что-то? Я только твою рясу уважаю!

Ой… Я тут же опомнился и сказал ему:

— Хорошо, это твое право, уважай только мою рясу. Но сейчас выйди вон!

Он вышел. Потом я думал об этом случае и говорил себе: ты посмотри, бедный ребенок сделал различие между мной и рясой и хорошо сказал: «Поп есть поп, но как человек он отвратительно поступил со мной, выгнал меня».

Этот ребенок стал для меня воплощением непрестающего вызова. Словно Бог говорил мне: «Отче Мой, Я хочу, чтобы ты оставался здесь».

Хорошие дети и есть хорошие, им скажешь: «Встань», — они встают, «Сядь», — садятся, всё что хочешь. А вопрос заключается в том, можешь ли ты помочь этому трудному ребенку, чтобы душа его усладилась? Можешь ли ты стать другом этому ребенку, чтобы он смотрел тебе в глаза на перемене, а не сворачивал за угол, чтобы увильнуть от тебя?

Сегодня этот ребенок монах и носит рясу: уважал мою рясу, а сейчас уважает свою. Увидел он меня как-то, спустя годы, вспомнил тот случай и сказал:

— Извини, что я тебе тогда так говорил.

А я ему сказал:

— Нет, ты был прав: я причинил тебе боль и разочаровал.

Эти дети-бунтари провоцируют нас на то, чтобы мы показали качество своей души: насколько по-настоящему любим, каким терпением обладаем, насколько Бог живет в нашем сердце. С любовью, однако.

Конечно, когда у тебя всё хорошо, это прекрасно. И вы тут сейчас такие хорошие. Но вопрос в том, что будет, если я приду к вам, если мы пробудем вместе несколько дней или пройдет известное время, и ты меня узнаешь, и чтобы я сказал тебе: «Я не хочу этого есть!» — а ты начнешь нервничать, и я тоже начну нервничать, — вот там как мы с тобой поладим, чтобы и туда пришел Христос?

Христос приходит во все «тёрки» жизни, в события, проблемы, и тогда наша жизнь улаживается. Строптивые люди рядом с вами — это предупреждение вам от Бога, что надо больше углубиться в свое сердце, посмотреть, что происходит в вашем душевном мире.

Чего ты добилась с этим своим мужем, как его покорила? А ты со своей женой, как ты ее покорил? Сколько лет вы живете — 15–20–40? И чего достигли, узнали друг друга, полюбила ли ты его? Поняла ли его, или по-прежнему всё нервничаешь из-за чего-то? Провоцируешь ли его на то, чтобы он ворчал, или сама ворчишь и этим провоцируешь его на что-то? Вот в чем вопрос.

Вы христиане? Тогда докажите это радостью в своем доме

Ворчание христиан, жалобы христиан, ропот христиан — это плохое дело. Вы христиане? Тогда докажите это радостью в своем доме. Чтобы дети говорили: «У нас счастливые, радостные родители».

Сейчас меня подвозил один человек, а на дороге была пробка, и перед нами кто-то очень странно ездил. Наш водитель смеялся, в то время как я стал бы нервничать и колотить по рулю, а он смеялся. И его внук, тоже ехавший с нами, получил послание: «Мой дед — спокойный человек. В час пик он смеется». А кто из нас смеется в такой час пик? Все мы ищем, во что бы стукнуть, ударить рукой и высказать пару слов. А он смеялся.

Этому человеку не надо читать длинных проповедей своему внучку о мире и спокойствии, потому что он ему это показывает. И этот ребенок растет в обстановке душевного спокойствия, сердечного мира и прекрасно ощущает Бога в себе. Вы понимаете это?

Вот едет семья с детьми в Эгину помолиться святому Нектарию, а дети говорят:

— Мы не хотим ехать!

Но отец говорит:

— Мы поедем, и вы споете песенку.

— Но мы не хотим уезжать в Эгину из Афин, здесь тоже есть церкви.

— Нет, мы поедем в Эгину! — насильно: — И вы будете исповедоваться!

Заходят дети в машину, и они едут в Пирею, чтобы сесть там на лодку. На трассе попадают в пробку, отец поглядывает на часы — они пропустят корабль! Он колотит по рулю, гудит в клаксон и оглядывается назад. Жена рядом с ним говорит:

— Прошу тебя, я же тебе говорила, чтобы ты не…

— Перестань, а то сама получишь пару затрещин!

А дети сзади шепчутся:

— И это они нас везут к святому Нектарию в Эгину на молитву!

А теперь нормально ли, чтобы эти дети когда-нибудь сказали:

— Да что я видел в этом доме, чтобы не воспротивиться им, что я видел?

Как же ты в итоге покоряешь человека? Ведь многие противятся нам потому, что видели плохое, разочаровались, были возмущены чем-то.

Я читал о человеке, который во время оккупации утратил веру и бросил Церковь. Однажды во время раздачи еды он тоже пошел за ней. Там было много людей, и все они толкались, чтобы получить свою тарелку еды. Он стоял в очереди и ждал, как вдруг кто-то так ударил его кулаком в лицо, что у него даже желудок заболел. Он посмотрел, кто же его ударил. И им случайно оказался его учитель по воскресной школе, в толпе его не заметивший. И он сказал себе тогда: «Нет, ты не можешь, друг мой, в воскресенье говорить мне, что Бог есть любовь, а в понедельник бить меня, чтобы вылезти первым в очереди».

Людям хочется вдохновения, людям хочется примеров, чтобы увидеть, что ты и сам живешь тем, чему учишь. В школе ни один ребенок ни разу не заметил мне, что я грешен. Но мне всегда говорили:

— Я не люблю лицемерия, отче.

Грех — это человеческое, мы все совершаем ошибки. Но никто не скажет тебе: «А почему ты сделал такую-то ошибку?» Однако когда ты притворяешься, будто ты самый хороший на свете, прикидываешься, будто ты лучше всех, а их унижаешь и обижаешь, они поневоле начинают смотреть на тебя со всей строгостью. И если не находят таким, каким ты себя преподносишь, то разочаровываются, возмущаются и говорят:

— Да видали мы этих попов! Видали мы этого батюшку! Видали этого учителя! Говорит одно, а другое делает.

Это вызывает разочарование у людей. Поэтому всё, что мы сегодня говорим, должно вести нас к самопознанию. Пусть каждый исследует себя, чтобы посмотреть, насколько он любит Бога, посмотреть, насколько смягчилась его душа, пусть он вечером подумает, перед тем как лечь спать: «В этом доме я кто? Когда дети думают обо мне, они что чувствуют? Злятся? Сейчас, когда мой сын женится и пойдет своим путем по жизни, он будет радоваться, что ушел из дома, и говорить: “Ну слава Богу, наконец-то отдохну от этого гнета”, или скажет: “Как хорошо было дома! У нас был такой хороший дом: любовь, уважение, свобода, благородство”?» Вот в чем вопрос. Что ты излучаешь вокруг себя?

Вопрос в том, какого Христа мы излучаем, и я и ты, перед своими ближними? В какого Бога я поверил, какого Бога полюбил? Бога, Который извергает с небес молнии, или распятого, пострадавшего, смиренного Бога, Который уважает других?

Как хорошо говорит Христос Своим ученикам:

— Может, вы тоже хотите уйти? Конечно, Я ведь оказываю на вас давление, конечно, вы ведь рядом со Мной чувствуете себя плохо?

И апостолы сказали:

— Господи, куда нам идти? Ты самый лучший! У Тебя есть слова жизни вечной (см. Ин. 6, 67–68.). То, что Ты говоришь, замечательно. Мы любим Тебя, тянемся к Тебе.

У меня вызывает недоумение то, что Христос был свят, а грешные женщины так и шли к Нему. Ну не стыдно ли было им, как они не подумали: «Ой, да Он же святой, а мы так далеки от этого, мы ведь недостойны»? Или Его ученики, они говорили такие странные вещи:

— Дай нам, прошу Тебя, власть первыми стать рядом с Тобой, чтобы я сел вот тут, а он там, и чтобы мы обладали властью (см. Мк. 10, 37).

И я спрашиваю себя: да заставлял ли их Христос испытывать страх перед Ним? Нет, Он их любил. Противники падали пред Ним. И говорили:

— Мы хотим коснуться Тебя, хотим быть с Тобой.

Это прекрасно. Будем же смиренны, поскольку не знаем о Боге всего. Когда тебя спрашивают о чем-нибудь непонятном, то не отвечай, если не знаешь. Спрашивающему это понравится больше, и он не будет настраиваться против тебя. А если ты сделаешь вид, будто знаешь всё, он отреагирует на это и воспротивится.

Что покоряет людей — это когда мы как можно дальше убираем эгоизм из своего нрава, поведения, ума и идей.

У вас очень хорошие дома, очень хорошие семьи, надо только кое-что изменить, и если вы это измените, то всё будет идти прекрасно. Сделайте что-нибудь, чтобы климат в вашем доме стал добрее, приятней, благородней. Не говорите так резко с людьми вокруг себя и не обижайте их. Ведь ваш грубый муж на самом деле агнец.

Одна женщина говорила мне:

— Мой муж, если его узнаешь поближе, — тиран! Эгоист!

Она постоянно говорила такие вещи, а между тем была церковным человеком и приходила исповедоваться. И я сказал ей:

— А можно мне увидеть его когда-нибудь?

— Ты увидишь его!

И вот несчастный пришел. Маленький человечек. Спокойный, тихий. Пришел, поговорил со мной спокойно, сказал:

— Да что тебе сказать, господин отче! — Он не знал, как меня назвать. — Господин отче, что тебе сказать? Прихожу домой, а она кричит и кричит на меня. Я, конечно, не ангел, но и она вся на нервах, кричит на меня, и я потом отвечаю. Она же не оставляет меня в покое. На днях вот ел, а она кричала рядом, прожужжала мне все уши и всё ругалась.

И я сказал женщине:

— Да ладно, это ты его называешь тираном? Да нажми на пару нужных копок, и будешь царицей рядом с ним.

Она, однако, продолжала стоять на своем. Ну хорошо, ты права. Но только после этого устоит ли твой брак? Вопрос в том, чтобы устоял твой брак, а не в том, чтобы тебе сказали, что ты права: «Я права, батюшка сказал мне это!..»

Если вы будете полагаться на свое право и эгоизм и станете говорить: «Ну да, чтобы я унизилась?!» Да, унизься! Христос сошел в гроб ради тебя, а сейчас и ты немножко унизишься. Ничего страшного.

И я сказал одной женщине:

— Да разве вы для того женились, чтобы посмотреть, кто победит, кто возьмет верх?

Это говорит о том, что все мы глубоко в душе ищем оправдания, чтобы кто-нибудь взял и сказал нам: «Ты прав, дитя мое». Такое оправдание, тем не менее, существует, и его дает нам Христос. Когда Он говорит: «Дитя Мое, Я люблю тебя и таким, какой ты есть, даже с твоими ошибками», — то отсюда мы получаем оправдание.

Мы друг перед другом согрешаем, так давайте признавать свои ошибки. Не бойся сказать своему мужу: «У меня тоже есть недостатки, я иногда увлекаюсь!» Так он (и, соответственно, жена) снова полюбит тебя. Надо только говорить это чаще, а не один раз…

1 То есть фильм «Последнее искушение Христа».
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Галина Шахтарова12 ноября 2016, 23:32
Ещё раз убедилась в своей правоте,что работать над хорошими отношениями в семье,понимать друг друга должны оба супруга.Один в поле не воин.Без согласия в семье-дети сироты.
12 ноября 2016, 14:06
Спасибо!!!
Елена11 ноября 2016, 21:02
Спасибо большое! Очень люблю искренность православных греков и греческих старцев. Вера у них очень чистая, детская. Нам всем этого так не хватает!






Надежда 9 ноября 2016, 16:05
Большое спасибо за статью! Божией помощи о. Андрею, во всех его начинаниях!
Людмила 9 ноября 2016, 10:49
СПАСИБО!!!Огромная благодарность вам за ваши статьи,оочень помогают они.Храни Господь вас.
Юлия 8 ноября 2016, 11:18
Спасибо!!!!
наташа 7 ноября 2016, 22:35
То, что надо.Особенно про Христа,а ведь Его действительно никто не боялся потому, что чувствовали абсолютную доброту и любовь от Него. Большое спасибо батюшка Андрей.
Валентина. 7 ноября 2016, 21:24
Спасибо вам.
Олег 7 ноября 2016, 21:11
"В какого Бога я поверил, какого Бога полюбил? Бога, Который извергает с небес молнии, или распятого, пострадавшего, смиренного Бога, Который уважает других?" Я, когда воцерковился верил, действительно, в какого-то громовержца. Заставил страдать самых близких. Пока вся жизнь не стала рушиться. Постепенно понял, что безнадёжно духовно болен. Вывести из этого состояния может только потрясение. Как внезапная слепота и беспомощность и одиночество Павла посреди пустыни. И голос Христа. Наверно, Христос взывал к нему с любовью и раньше. Но услышал Его Павел только в совершенно беспомощном состоянии.
Если ваши близкие замолкают на полуслове при вашем появлении.
Если вы часто причащаетесь и гордитесь этим. Воспринимая Евхаристию не как противоядие без которого скоро исдохните безвозвратно для Царствия Божия, как антидот. Но воспринимаете Евхаристию как регулярный приём духовных анаболиков для увеличения духовных бицепсов.
Если вам хочется загнать пинками в Церковь как можно больше людей.
Если любое несогласие вызывает вспышки пафосного праведного гнева.
Если вы вообще перестали уважать людей. Видите двухмерные схемы вместо личностей.
Если вы не понимаете сейчас, о чём это я, то вы в большой опасности...
Людмила 7 ноября 2016, 19:21
Всей душой люблю статьи Архимандрита Андрея Конаноса,пожалуй,доходчивее обосновать современному человеку необходимость укрепления в православной вере уже невозможно.С нетерпением жду его новых статей на православном канале.Огромное спасибо! Простая православная белорусская женщина.Слава Богу за все!
моня драфтман 7 ноября 2016, 17:57
После своего пострига в монашество отец Паисий послал матери свою фотографию, на обороте которой написал стихотворение,
+
Родная матушка моя, поклон тебе от сына.
В монахи ныне уходя от суетного мира,
Лицом к обманщику – врагу, один в глухой пустыне,
Всем из любви к Царю Христу он жертвует отныне.
————
Мирская сладость, красота мне чужда и несладка,
В любви Спасителя Христа всё сердце без остатка.
Иду тернистою тропой, путём Христовым крестным,
Молясь, чтоб встретиться с тобой во Царствии Небесном.
————
Твоей любви живая связь, но, к жизни вечной Слову
Умом и сердцем устремясь, я режу по живому,
По плоти наших кровных уз, и – размыкаю звенья,
И сбрасываю ветхий груз земного тяготенья.
————
Моя отныне будет Мать – Мария, Матерь Бога,
Своим Покровом охранять от вражьего прилога.
В глухой пустыне буду жить, Царя Христа желая
О мире мира умолить и о тебе, родная.
————
Монах Паисий Филофеит, Святая Гора, 3 мая 1957 г.
Надежда 7 ноября 2016, 12:34
С интересом читала эту статью.Большой труд сохранить тепло в семье и дома и Господь в этом помогает.Только мы немощны, нетерпеливы,эгоистичны,да и трудиться над собой не желаем.Одно слово Увлекающиеся личности.Укрепи нас Господи, Матерь Божия покрый нас своим Омофором.
Марина 7 ноября 2016, 12:21
Спасибо большое за такие добрые слова! Всё очень поучительно! Каждый сегодня ищет своей выгоды и оправдание своему эгоизму. Приятно быть правым, но так не всегда получается. И это хорошо: быть всегда на коне даже немного неприлично, как сказал недавно о. Андрей Ткачёв. Говорить о любви к ближнему и кулаками расталкивать в погоне за едой - это дилемма. Смотря какое время. Про уважение к рясе - тоже очень понравилось! Согласна со словами "Строптивые люди рядом с вами — это предупреждение вам от Бога, что надо больше углубиться в свое сердце, посмотреть, что происходит в вашем душевном мире". Могу сказать, что через таких людей Господь учит нас, какими НЕ надо быть. Это тоже важно. Спасибо!
Andrey 7 ноября 2016, 11:22
Огромное спасибо за такую замечательную статью. А вот эти слова:
"Доверь свою жизнь Богу, помолись, выскажи Ему всё, а потом положись на Бога" пожалуй являются основными в ней.
ТаняСем 7 ноября 2016, 10:37
Дай Бог,чтоб эти ВЕЛИКИЕ ИНСТРУКЦИИ!!!!А по другому не скажешь,коснулись ВСЕХ СЕРДЕЦ от мала до велика-и посеяли настоящие семена в душах и сердцах и ни в коем случае никогда не дали разлада ни в семье,ни человеческом общении вообще!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×