Православие.Ru
Интернет-Журнал Сретенского монастыря
ПРАВОСЛАВИЕ.RU КУЛЬТУРА
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ХРАМЫ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ"

Храм иконы Божией Матери 'Всех скорбящих Радость' на Большой Ордынке. Фото с сайта hram.codis.ru
Фото с сайта hram.codis.ru

Самая известная в Москве церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" находится в Замоскворечье, на Большой Ордынке, в старинном купеческом районе Москвы. Тщанием "торговых людей" и было построено сохранившееся до наших дней здание церкви - "вещественное воплощение тщеславия замоскворецких тузов", как писал о ней О.Волков, даже сравнивая московскую церковь с петербургскими парадными храмами.

Название улицы произошло от проходившей здесь в далекой древности дороги в Орду. Прежде здесь и жили "ордынцы" - по одной версии татары, выходцы из Золотой Орды, а по другой - выкупленные из Орды московскими князьями русские пленные, которые селились в этом районе после освобождения.

Сама территория за Москвой-рекой известна примерно с того времени, с середины XIV века. Тогда она именовалась Заречьем. Отсюда открывался великолепный вид на сверкающий золотом Кремль, но знатные люди поначалу не жаловали Заречье: из-за весенних разливов Москвы-реки почва здесь была топкой и заболоченной. Кроме того, добраться сюда из Кремля можно было только на переправе. Вот и селились тут в основном мирные бедные москвичи - крестьяне и ремесленники, которые образовали многочисленные замоскворецкие слободы. Только в XVI веке царь Иван Грозный поселил здесь стрельцов, и район Замоскворечья стал более "элитным".

А когда в конце XVIII столетия был создан Водоотводной канал, избавивший Замоскворечье от ежегодных наводнений, здесь стали строить себе особняки московские купцы.

Они создали свой купеческий городок с особой патриархальной атмосферой, которой дышат камни старого Замоскворечья. Эта провинциальная часть города была самой тихой: рано утром ее жители спешили в свои лавки, а вечерами, уставшие от тяжелого трудового дня купцы сидели перед кипящими самоварами у раскрытых окон. В старину говорили, что житель Замоскворечья уже встает, когда на Арбате и Пречистенке только что ложатся спать, и ложится спать тогда, как по другую сторону реки начинается вечер. А после пожара 1812 года здесь появляются отдельные дворянские усадьбы.

И эту церковь на Большой Ордынке, наверно, можно назвать самой "замосквореченской". И именно о ней почему-то до сих пор можно слышать самые неоднозначные, противоречивые суждения - вплоть до критики за "западничество" - будто за границей в церковь зашли, или в Питере, ничего-де русского нет в ней, одна только Европа. Иногда, напротив, на ее примере говорят об образцовом и самобытном русском классицизме, о победах петровского времени, достигших старую Москву и заставивших Россию не столько "догнать" Европу, сколько самой стать с ней наравне. "Внутрь входишь, как в дворцовый зал, - мрамор, бронза, скульптуры и даже западная живопись.... И находясь под куполом этой церкви, никак не представишь себе московское небо над ним" - то ли с горечью, то ли с удивлением заметил петербуржец Олег Волков.

В летописях первая деревянная церковь на месте нынешней, только освященная во имя Варлаама Хутынского, известна с 1571 года. Предполагают, что она была основана еще в 1523 г. при митрополите Варлааме - в честь его небесного покровителя. А в 1625 году в храме появляется престол Преображения Господня, ставший и поныне главным в этой церкви.

Каменная Преображенская церковь была возведена здесь в 1683- 1685 г.г., а уже в 1688 году в новоотстроенной церкви было великое чудо от храмового образа Богоматери "Всех Скорбящих Радость" - тогда исцелилась сестра патриарха Иоакима, Евфимия.

Страдая от страшной, открытой раны в боку, она слезно молилась о помиловании и о помощи. Однажды во время молитвы несчастная женщина услышала таинственный голос, который велел ей обратиться к "общей для всех Исцелительнице" в Преображенском храме на Ордынке: призвать оттуда священника с этой иконой и отслужить перед ней молебен с водосвятием. "Тогда ты получишь исцеление" - и Евфимия узнала, что слышит голос самой Царицы Небесной.

С тех пор икона прославилась исцелениями больных и страдающих. Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к ней и переезжая с царской резиденцией в 1711 году в Петербург, сделала с нее список и поставила в новой дворцовой церкви. А в царствование Елизаветы Петровны в честь этой иконы в Петербурге уже был воздвигнут храм.

Икона Божией Матери 'Всех скорбящих Радость'. Источник: www.days.ru

Икона "Всех Скорбящих Радость" имела ту известность, что перед ней молились особы царствующего дома. Часто перед ней, как и перед Иверской, молятся неправославные люди.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г.г придел обновили на пожертвование Г.Любовниковой - очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

Так и в 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее новую, красивую перестройку, и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову...

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. И Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября (6 ноября) 1790 г. самим митрополитом Платоном (Левшиным).

Однако, к сожалению, нельзя сказать, что облик именно баженовской церкви дожил до наших дней. Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал, - так, что в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И.Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. И сам составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм. А изображения Архангелов и св. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л.Боровиковского - мало известно, что он и церковь расписывал.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена митрополитом Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона "Всех Скорбящих Радость" находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

Даже с удивлением узнаешь, что в начале 30-х годов храм был закрыт - так хорошо сохранился его старинный интерьер. Действительно, красивому замосквореченскому храму с чудотворной иконой повезло. Обычно в закрытых большевиками церквях располагались склады, мастерские, научные учреждения или даже музеи, до неузнаваемости уродовавшие облик храма или просто его уничтожавшие. А в этом был запасник Третьяковской галереи, и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

И хотя его колокола были сорваны и уничтожены, он все же не так сильно пострадал в советское время, и, видимо, поэтому, из-за своего хорошего состояния, был одним из самых первых московских храмов, открытых в столице после восстановления патриаршества - в 1948 году.

Тогда день прославления чтимой иконы 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 60-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины памяти великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти Сергея Рахманинова (28 марта 1943г.), в храме исполнялась его "Всенощная", а в дату смерти П.И.Чайковского, 25 октября 1893 года - его "Литургия".

Однако у вновь обретенного московского храма быстро появились очередные сложности. В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушенском переулке потребовали снять колокола - жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и на сей раз перенесены внутрь храма.


Храм иконы Божией Матери 'Всех скорбящих Радость' на Калитниковском кладб. Фото с сайта hram.codis.ru
Фото с сайта hram.codis.ru

Другая, малоизвестная, московская церковь "Всех Скорбящих Радость" находится на пустынном Калитниковском кладбище, хотя и в центральном, но отдаленном районе Москвы, - там, где до недавнего времени находился Птичий рынок. Однако в калитниковской церкви в честь иконы освящен главный престол, а приделы - во имя св. Николая и Александра Невского.

Местность эта известная и очень древняя. История ее восходит еще ко времени временам Ивана Калиты, который пожаловал эту землю Крутицкому подворью. От прозвища великого князя и происходит ее старомосковское название.

В XV веке Калитники обрели свою славу в истории Москвы. В 1470-х годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, возводивший тогда в Кремле Успенский собор, нашел в этой окраине хорошую глину и устроил в Калитниках кирпичный завод. Калитниковские кирпичи шли на строительство главного кремлевского собора России! Чтобы было понятно, современники так ориентировали на район Калитников - близ Андрониева монастыря.

Калитниковское кладбище, как и близлежащее Рогожское, основано во время эпидемии чумы в 1771 году. Только в отличие от старообрядческого Рогожского, Калитниковское было обычным, православным.

Уже в январе 1773 года была освящена деревянная церковь, вскоре сгоревшая, а нынешняя каменная выстроена в 1834-1838 г.г. архитектором Н.И.Козловским, много строившего еще в Охотном ряду. Иногда автором церкви ошибочно называют Афанасия Григорьева, архитектора знаменитой церкви "Большое Вознесение", похороненного на Калитниковском кладбище.

И хотя до 1917 года на этом кладбище хоронили только простых, торговых людей, среди них были выдающиеся и известные имена. Кроме А.Григорьева, кстати, крепостного крестьянина, только в 22 года получившего вольную, здесь обрели покой и дочь кассира Малого театра, великая актриса Евдокия Турчанинова, и художник Р. Фальк, поначалу принадлежавший петербургскому художественному объединению "Мир искусства", а потом перешедший в известную группу "Бубновый валет", и рабочий завода "Гужон" (ныне "Серп и Молот") Илларион Астахов, в честь которого "Астаховским" был назван мост через Яузу в районе Котельников (бывший "Яузский") - на этом мосту в февральскую революцию 1917 года он был убит полицейским.

Калитниковская церковь не закрывалась в советское время, но, несмотря на свое до сих пор безлюдное, унылое местоположение, перешла к обновленцам и стала одним из семи московских обновленческих храмов. И хотя она была возвращена Московской Патриархии в 1944 году, именно здесь, на Калитниковском кладбище через два года был похоронен глава обновленческого раскола митрополит А.И.Введенский.

В конце 1980-х г.г. во время раскопок были обнаружены массовые захоронения расстрелянных репрессированных. В их числе - члены семьи Найденова, составителя известного московского фотоальбома. Территория сквера, прилегающего к кладбищу была вся ограждена и перекопана.

Сейчас здесь обычная кладбищенская церковь.


Смотри также:

Тематические подборки: Святыни Православия

Полемика:


Ссылки по теме:




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU