Опорные столпы

Святые воины Святые воины
    

Пророк Исаия, предсказывая грядущее наказание Иерусалиму, так говорит о нем: «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды… храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове» (Ис. 3: 1–3).

Если Бог решает наказать человека, то лишает его разума, а если некий народ созрел для гневного посещения, то, как видим, у него будут отняты самые важные категории людей, без которых гражданская жизнь станет невозможной. Это своеобразное отнятие опорных столпов, без которых общественная и государственная жизнь неминуемо обрушивается, погребая под своими обломками все живое. И в перечне отнимаемых столпов первое место занимают «храбрый вождь и воин».

Даже «пророки, прозорливцы и старцы» следуют в этом списке после людей военных. Нами, православными, эта особенность пророческой речи не должна быть пропущена. Мы традиционно сетуем на оскудение духовных руководителей, старцев и наставников. Но вряд ли при этом мы связываем это духовное оскудение с такими общегосударственными проблемами, как проблемы армии. А вот пророк Исаия мыслит иначе.

Храбрость вождя и воина – это не просто личностная, но гражданская добродетель. Лично храбрым может быть и бандит, идущий «на дело», и скалолаз, ползущий в гору, и любой представитель экстремального спорта. Но их презрение к опасности носит совершенно иной характер. Человек в их случае рискует здоровьем и жизнью, готов даже пожертвовать собой. Но эта жертва собой приносится самому себе. Это не «Твоя от Твоих», а «мое для меня».

Храбрость отнюдь не всегда полезна, так же как и презрение к деньгам не равно милостыне. Замечено, что многие персонажи, способные прокутить за ночь баснословные суммы, бывают до крайности прижимисты или даже скупы не то что на милостыню, но даже на чаевые. И механизм понятен: швыряю деньги «для себя», а давать-то надо другому. Вот именно отношение к «другому» или «другим» и превращает храбрость, вкупе с прочими добродетелями, из личной характеристики в общественно-полезное явление.

Воин храбр для «других». «Другие» для него – это его страна с ее народом или народами, с ее историей и культурой, с ее святынями. У страны должны быть святыни, и у этих святынь должны быть защитники. Выбросьте любое из звеньев этой короткой цепи – и на месте страны вы в скором времени увидите пустырь, или пепелище, или «кем-то освоенную территорию».

Поэтому на армию и на наличие у нее боевого и патриотического духа нужно смотреть как на главный показатель здоровья страны и ее жизнеспособности.

Воин не работает. Он служит. Разница не только филологическая.

Служение связано с жертвой. Терпение, стойкость, готовность к опасности проистекают отсюда. Армейская среда остается, по сути, единственной средой, в которой понятия чести и долга особенно живучи и упорно не хотят превращаться в анахронизмы. Именно поэтому армию всегда считали у нас становым хребтом государства. Общество, потерявшее понятие о долге, чести и совести, – это организм с больным, надломленным позвоночником.

До революции на Афоне в русском Пантелеимоне изрядную долю монахов составляли отставные военные. Это были солдаты, участвовавшие в боях и походах; это были и офицеры, отдавшие армейской службе свои молодые и зрелые годы. Причем эти бывшие военные представляли из себя далеко не худшую часть монашествующих. В своем большинстве они были трудолюбивы, терпеливы, послушны. Военное прошлое было для них периодом формирования многих качеств, не потерявших своей ценности и на службе Богу. До высоких чинов дослуживались в свое время старец Варсонофий Оптинский и священномученик Серафим (Чичагов). Эти примеры можно умножать почти до бесконечности.

То тепло во взаимоотношениях Церкви и армии, которое бросается в глаза всякому человеку, имеющему «глаза, чтобы видеть», как раз и коренится в духовном сродстве. Церковь всегда любила солдата не потому, что отрабатывала госзаказ, а потому, что всегда угадывала черты подвига духовного в подвиге армейском. И не только светлые лики воинов-мучеников, как то Георгия, Димитрия, Феодора, тому причиной. Тому причиной та закалка и тот здравый взгляд на жизнь и смерть, которые воспитывает армия в человеке и которые совпадают зачастую с тем, что Церковь хочет в человеке воспитать.

Жизнь свою современный человек хочет сплести, как паутину, из тысяч тоненьких «хочу – не хочу» и «буду – не буду». Нет в повседневности нашей ничего более противоположного этому эгоистическому безумию, чем армейская жизнь.

Самые простые и бесценные вещи перестал ценить человек, среди которых – хлеб и время. А законы духовные действуют так, что непременно потеряет человек то дорогое, что ценить перестал. Уж чему-чему, а бережному отношению к каждому часу личного времени и к каждому куску хлеба, даже без масла или сахара, армия человека научит. Это и есть то элементарное воспитание, которого так мало в семьях и школах и без которого человек обречен на жизнь, в конце концов бездарную и несчастную.

А чувство локтя? А необходимость делиться? А требование приноравливаться к чужим немощам и исправлять свои? Где вы все это будете воспитывать в будущем отце и муже?

Трудна жизнь служивая? Трудна, кто ж спорит. Но жизнь вообще трудна, и в процессе убегания от сложностей она легче не становится. Как раз наоборот, есть смысл привыкнуть к режиму дня, дисциплине, простой пище и физическим нагрузкам вкупе с нагрузками нравственными. Глядишь, и дальнейшая жизнь без лишних соплей пройдет.

Начиная со «ста дней до приказа», а может и раньше, на нас обрушиваются тонны информации об армейском негативе. Все эти непорядки имеют место и требуют исправления. Но исправления требует и самая главная проблемная область, а именно – отношение общества к армии. Церковь должна помочь сформировать обществу правильный, высокий взгляд на армейскую службу как на один из основных видов служения. Первая учительница, люди в белых халатах и люди в погонах – это не просто представители некоторых профессий в ряду всех прочих. Это представители «святых профессий». Они не столько работают, сколько служат, и яркий показатель здоровья нации – это их отношение к своему служению, с одной стороны, и отношение к ним народа – с другой.

Поэтому закончим тем, с чего начали: перечтем цитату из пророка Исаии и сделаем из нее соответствующие выводы.

Протоиерей Андрей Ткачев

23 февраля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь 6 декабря 2017, 14:37
Здравия желаю, о. Андрей! Храни Христос за толковые слова о, казалось бы, простых делах службы. Пусть Ваши слова окрыляют уставших и огорченных. Успехов Вам в новом назначении! Семья офицеров запаса
Наталья Вербицкая23 февраля 2016, 19:26
Низкий поклон отцу Андрею , как всегда предельно четко и убедительно. Для меня лично это такой бальзам на душу- в моей семье мужчины военные (были и есть), и все глубоко порядочные люди и больно мне , когда на армию смотрят с пренебрежением. Храни Вас Господи, отец Андрей.
Дмитрий23 февраля 2015, 22:31
ВОТ ХОТЕЛ СПРОСИТЬ ,ЕСЛИ СЛУЖБА В АРМИИ ТАКОЕ ЖЕ СВЯТОЕ ДЕЛО, ХАЩИЩАТЬ СВОЮ РОДИНУ ЗЕМЛЮ ,ТО КАК МНЕ БЫТЬ СЕЙЧАС ВЕДЬ СЕЙЧАС В УКРАИНЕ ИДЕТ ВОЙНА ДВУХ ПРАВОСЛАВНЫХ НАРОДОВ ОДНИ ЗАЩИЩАЮТ СВОЮ ЗЕМЛЮ ТЕРИТОРЕАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ, ДРУГИЕ СВОИ ИНТЕРЕСЫ, И Я ЗНАЮ ЧТО МНОГИЕ ,ЕСТЬ И МОИ ЗНАКОМЫЕ ПРИХОЖАНЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МП., ВОЮЯ ЗА УКРАИНУ НЕСУТ СЛУЖБУ НА ФРОНТЕ, КАК СПРАШИВАЕТСЯ ВОЕННЫЕ В ДНР И ВОЕННЫЕ С УКРАИНСКОЙ СТОРОНЫ МОГУТ СТРЕЛЯТЬ В ДРУГ ДРУГА ЗНА ЧТО ОН ТАКОЙЖЕ КАК И ОН ОДНОЙ ВЕРЫ И ЦЕРКВИ. ПОЧЕМУ ЦЕРЬКОВЬ МОЛЧИТ ОБ ЭТОМ. ВЕДЬ БЫЛИ ЖЕ ПАТРИАРХИ ЧТО МОГЛИ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ.А ВЕДЬ ТОЖЕ ТОГДА БЫЛИ СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА И ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД БЫЛ ТОЖЕ НА НОЖАХ. НЕ ХОЧУ СУДИТЬ НО Я НЕ СЛЫШАЛ ЧТОБЫ НЕ В РОСИИ НЕ В УКРАИНЕ ЦЕРЬКОВЬ НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИГРОЗИЛА СВОИМ ПРАВИТЕЛЯМ ПРЕККРАТИТЬ БРАТОУБИЙСТВЕННЮ БОЙНЮ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ Я ЭТО НАЗВАТЬ НЕ МОГУ. ЕСЛИ ЦЕРЬКОВЬ ЗЕМНАЯ ПРООБРАЗ ЦЕРЬКИ НЕБЕСНОЙ ,Я НЕ ДУМАЮ ЧТО ТАМ НА ВСЕ СМОТРЯТ С ТАКИМ РАВНОДУШИЕМ как в земной церкви , да мы молимся о мире. НО ВЕДЬ И ВЕРА БЕЗ ДЕЛА МЕРТВА.
Дмитрий12 августа 2014, 14:51
Думаю, что служивые люди те самые которые служат сейчас им не до наших с вами разговоров они просто делают свое дело при царе, при большевиках, при демократах они в отличие от нас просто служат тяжело им или нет, они Богом избранные люди и давайте относится к ним с подобающим уважением и не важно прапорщик он "который ворует" как писалось выше или генерал который "кладет" отделения мы имеем то что заслуживаем, а если мы граждане своей страны будем их уважать и воспитывать своих детей таким образом то всё изменится в лучшую сторону.
Вадим 25 февраля 2013, 10:29
Константину.

Вы не совсем верно трактуете Писание в вопросу о соотношении убийства и убиения врагов на войне.

Правило 19 святого собора, константинопольского, иже в Трулле царских палат.

"Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго."

Послание святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, правило 1.

"Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется."
Олег25 февраля 2013, 05:24
Ты где работаешь? В полиции, на таможне, в МЧС. А всё перечисленное когда то считалось службой. И только военный скажет я служу в армии. Защитник Отечества, кто он по профессии? От кого надо защищать Отечество? Откуда напасть? Кормить свою АРМИЮ, или дармоедов? Современная армия - это воины или подготовка кадров на случай войны?
День защитника Отечества - это праздник? Большой начальник с трибуны говорит "Слава нам" и весь зал вторит "Слава нам". По улицам ходят полупьяные и поздравляют друг друга с праздником. Учитель начальных классов - защитник Отечества? А офицер (рядовой, прапорщик и т.д.) ворующий, ломающий технику - защитник Отечества?
История Российской армии начинается с Александра Невского, с Петра Первого, с 23 февраля 1918 года или с репрессий в армии 37-40 годов? Генералы-герои Советского Союза потерявшие 2 - 3 состава своих соединений и только после этого научившиеся воевать - защитники Отечества? Сколько вопросов можно задать, кто на них ответит? Считающие что 23 февраля праздник, а не день поминовения погибших, скорби о том сколько их ещё будет пока командиры, да и они сами научатся воевать читаете ли вы это?
Иван-воин24 февраля 2013, 10:43
Профессионализм- это создание достойных условий содержания как армии,так и остальных художников дела,слова и т.д.,а совсем не то,о чем вещают с экранов и страниц.Без Православного воспитания невозможно ничего создать.Везде присутствует подмена понятий,(как известно- дьявол-отец лжи,клеветник)и эта подмена вдалбливается в наши головы,правильно советуют Отцы церкви-правильные Книги читать.
"Русь Святая, храни Веру Православную! В ней же тебе утверждение!"
Н.Н.24 февраля 2013, 00:41
Александр:
"Коммерциализация медицины, образования и армии уже дает свои губительные плоды разрушения страны. Статья хорошая, но автор не вскрывает более серьезные причины . Отношение не только общества к армии, но и элиты к своему народу."...

Согласна! Увы, о.Андрей не устаёт "клеймить" наше прошлое (благо, что сейчас это приветствуется, и более того, только нА руку той самой "элите"), тем самым, вольно или невольно, "подыгрывая" существующему положению вещей.
Любому сколько-нибудь мыслящему человеку стоит только сравнить: Армия тогда была - сейчас нет: авиация и флот были - сейчас нет; образование и медицина были - сейчас нет; моральные устои были - сейчас нет, перечислять долго можно. Большевики оплёвывали царя и царский режим - и это было очень плохо! А чем занимается нынешнее руководство, чем их оплёвывание нашей истории лучше? Мне кажется, пора бы уже понять, что не будет у нашего народа будущего, если власти нет до народа никакого дела. А пастырям нашим как-то дистанцироваться от такой власти...
Виталий Я-ЗА23 февраля 2013, 21:35
С 23 февраля отцы, братья! Послужим еще Богу и России! Здоровья!
Михаил23 февраля 2013, 19:41
Наемная армия вряд ли может в себе воплотить те идеалы, о которых говорит о. Андрей. С другой стороны, и на "сознательный выбор" 18-летних инфантильных юнцов тоже расчитывать не приходится. Известно, где у них "сознание" в этом возрасте. Зато очень многое понимается после обязательной срочной службы. По себе сужу, и по многим другим примерам.
А еще я слышал, что Византия погибла в том числе (я не говорю сейчас о духовных причинах, только о механизме падения) и от того, что рекрутский набор полностью заменили наемной армией.
читатель23 февраля 2013, 19:30

Статья -- политическая пропаганда. Воин выполняет то, что ему прикажут. А кто приказывает? И что приказывает?

В Евангелии мы можем прочитать о том, как воины плевали на Христа, били Его по голове, проткнули Его копьём.
Можем почитать ,как исполняя своё служение, убивали 14000 младенцев вифлеемских и рубили голову Иоанну Крестителю.

Замечательное служение, "святое" служение? Так ,отче ?
Евгений23 февраля 2013, 19:21
Ничему хорошему современная армия научить не может, уверен и на своем опыте, и на опыте моих братьев, возвращаются они оттуда хуже, чем были до того. В тюрьме порядка зачастую больше. А потом не понятно, как кто-то уже здесь заметил, за что сейчас умирать? Взять уже забытую Чеченскую кампанию, Афган. За нефтяные трубы?
Константин 23 февраля 2013, 12:45
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
От Луки 3 глава.

Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12).
Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», — гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13).

«Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», — говорит Священное Писание (Сир. 8. 8)

В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам.
Основы соц концепции РПЦ.

Армия нобходима. Кто не кормит свою армию, тот кормит чужую.

Я согласен кормить профессиональных войнов. Для этого плачу налоги.

Пусть, это будет сознательный выбор человека. Чтобы остальным не приходилось обманывать и подкупать, чтобы откосить.





Ант23 февраля 2013, 12:39
В СССР была сильная армия - наследница победителей во 2-й мировой войне. Но страна рухнула без боя. Что это? Похоже мы до сих пор так и не начали серьёзно разбираться в этом. Говорят, что это из-за атеизма, но сейчас уже 20 лет, как Церковь есть, и происходит возврат к вере. Но видя наших православных братьев и сестёр, наших прихожан и священство, честно говоря, с трудом представляю, ка они могут вписаться в современный мир технологий и специфической социальной активности. Также с трудом представляю, как наш разделённый народ сможет снова соединиться. Очень грустно.
Marina25 февраля 2012, 14:45
Спаси Господи, отец Андрей, за Ваш талант помогательности!
павел24 февраля 2012, 22:14
В иерархию "МИРА СВЕТА" всегда входило его воинство, которое горой стояло "за веру, царя и отечество",и наша жизнь вся пронизана подвигами, мужеством и героизмом воинов.Так будем всегда помнить, чтить и уважать это святое воинство и укрепляться духом веры!!!
Александр24 февраля 2012, 21:03
Исайя ,конечно был мужик умный,но при всем том глубины его
мудрости не хватило на понимание того ,что вожди и воины
не сами по себе появляются- они рождаются и вскармливаются
в той части народонаселения,что сейчас модно называть "специально обученные люди"
В России ,как бы она в разные времена не называлась,начиная от отдельно взятых былинных богатырей и князей с дружинами,кончая советской армией,регулярные войска никогда
не были в состоянии защитить народ от врагов
Благополучно проигрывая войну,вожди начинали ныть -"вставайте люди добрые " или "Братья и Сестры"
Тогда те,кто обувал ,одевал,кормил и вооружал этих самых воинов и вождей ,сам шел воевать и приносил победу вождям,почти всегда погибая
Пожалуй,Исайя все-таки был прав.Записывая свои пророчества,он вовремя вспомнил бумага и стилус,а так-же крыша над головой
кружка кислого вина и кусок хлеба на его столе,да и сам стол-
появились не ниоткуда
Самое главное всегда в конце строки,не так ли?
Там художник -а в его времена художником называли вовсе не
живописца а всех людей труда-
И искусный в слове -то есть он сам,пророк Господа - Исайя
Людмила24 февраля 2012, 15:27
Вашу цитату:Жизнь свою современный человек хочет сплести, как паутину, из тысяч тоненьких «хочу – не хочу» и «буду – не буду»,надо напечатать большими литерами и развесить на стенах повсюду.Может быть что-то или кто-то изменились.
Эльвира24 февраля 2012, 00:00
Присоединяюсь к словам Ксении. Каждая статья заставляет по новому взглянуть на вроде бы понятные и много раз читанные события.Как все таки умеет отец Андрей найти точное слово!
С уважением, Эльвира (Туркменистан)
1234523 февраля 2012, 15:45
Есть такая книга "Невидимая брань". Когда ее начал читать мой атеистически-настроенный отец в уже зрелом возрасте, имея уже к этому времени за плечами семью, детей, руководящие посты и множество похорон, он - испугался! И не смог скрыть этого своего испуга. В силу моего подросткового возраста история эта была мне абсолютно непонятна, т.к. казалось, что мой папа не боится в этой жизни ничего.

Потому, от души хочется поблагодарить людей молящихся, особенно монашествующих и Православное Священство за их Святой труд, и, как истинным Защитникам Своего Отечества, пожелать им - здоровья, мужества, любви и терпения!

С Праздником и наступающим Постом читателей Православия.ру!
Николай26 февраля 2011, 01:24
"Поэтому на армию и на наличие у нее боевого и патриотического духа нужно смотреть как на главный показатель здоровья страны и ее жизнеспособности." - красивые слова, но прошлый век, как и начало этого их опровергают. Вот только один пример - Вермахт был одной из сильнейших армий в истории, боевой дух его солдат высоко оценивался всеми, кто сталкивался с немцами в бою. Но, на мой взгляд, из этого вовсе не следует, что фашистская германия была "здоровым" государством. Еще более яркий пример - Япония того же периода. Патриотизм и боевой дух ее армии были почти абсолютными, но и эту нацию на тот период "здоровой" назвать никак нельзя. А после военная Япония, лишенная армии, пережила настоящий ренесанс, став одним из сильнейших государств.
С счастью или к сожалению боевой дух и патриотизм все больше уступают наличию современных вооружений и умению с ним обращатся. Так НАТОвцы сломили наших сербских братев, у которых патриотизма и боевого духа было не занимать.

Сергей П25 февраля 2011, 07:35
Давайте просто молиться о даровании вождя и воина. Только Бог может это сделать. Если в Отечественной даровал нам победу ради нескольких праведников, то может и сейчас пощадит. Вождя сейчас не видно, не видно и среди топчущих возле трона - потому что по делам познаются все. Общество, начиная с горбачевских времен, находится в прострации и истерики. И нам скорее всего надо ожидать масштабной войны, чтоб стряхнуть с себя всю плесень и гниль и придти наконец-то в себя. Как к виску человека, который находиться в истерике и паники, надо приставить дуло пистолета, чтоб он перед лицом смерти очухался, так и с нами произойдет. Чеченская компания давала нам шанс стать нормальным обществом, но не было вождя и воина. Господи, избавь нас от трусов и предателей.
Жанна Обухова24 февраля 2011, 16:55
Быть Мужчиной,
Почетно и трудно,
Быть Защитником -трудно вдвойне,
Сильным Воином , храбрым и стойким,
Чтоб был Мир на родимой земле.

Быть Защитником -это Служенье,
Честь и Долг - вот Защитника путь,
Быть готовым к любым испытаньям ,
Не предать , не сойти , не свернуть...

Защитить, заслонить нас с тобою,
И святыни ,что с детства близки,
Отчий дом и родную Отчизну,
Могут сильные Духом Сыны !!!

Быть Мужчиной,
Почетно и трудно,
Быть Защитником -трудно вдвойне,
Сильным Воином , храбрым и стойким,
Чтоб был Мир на родимой земле !

Ж.Обухова
Воин24 февраля 2011, 01:05
Армия - это служение народу. Профессиональными д.б. лишь отдельные спецчасти, но никак не вся армия. Профессионализм в армии, где нет духа, бесплоден. Нет национальной идеи в стране - нет и толковой армии. Все эти разговоры о профессиональности от скудости смыслов. Сколько ни камлают про профессионализм - реальность все хуже и хуже. Нет стержня - национальной идеи, нет и четкого смысла "за что умирать".

"Русь Святая, храни Веру Православную! В ней же тебе утверждение!" Иные смыслы в России пусты. Их голым профессионализмом не заменишь.
Николай23 февраля 2011, 22:01
Косте.

Вот кстати, здесь же на сайте и наткнулся:

О воинском долге

Ты скорбишь за брата — хотят взять в христолюбивое воинство, на защиту нас же самих и отечества. Мы с тобою не крепко храбры, а желаем быть спокойны. Не хотим, чтобы неприятели пришли и посрамили нас и перекололи бы живых; а брат все-таки не ходи, а сиди с нами и жди, пока враги накроют. Где же тут разум? Где христианская любовь?..

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший
Николай23 февраля 2011, 21:55
Не хотел писать, но не выдержал...

Костя - что ж ты трус за такой.

Видите ли - "другое дело служба срочников в мирное время, что
ни из Библии, ни из трудов святых Отцов не выводимо...".

Пока ты здесь перед девочками себя "настоящим парнем" изображаешь, кто-то сейчас перед Родиной свой долг исполняет - мужской и гражданский. А они то же люди.

Я призывался в армию, когда вовсю война в Афгане шла.
Половина моих одноклассников там оказались.
И я знал, что туда могу загреметь.
Но попал в погранвойска и отслужил на пограничной заставе.

Трусость свою прикрывать ни Богом, ни святыми отцами не надо.
И оправдания себе здесь не ищи. Не по адресу ты сюда попал.

Если боишься - проси помощи у Бога о даровании тебе укреплении духа и Божьей защиты на всём пути твоем жизненном.

Удачи.
Владимир23 февраля 2011, 19:16
Да, и поколеблется земля, и каждый побежит в свою страну...(Исаия) Побегут в безумии, а у Бога, воинов не отнимешь,ибо все они Его Единое дыхание, значит и Царство Его нерушимо. До времени сегодня в поругании, как и гору Сион опустошили полчища слепых крыс , но на обломках Апостольского Корабля все спасутся. Ни дня, ни часа знать нам не дано, лишь признаки его, и менее чем в четверть, в четверть дня, враги отвлечь от истины мудрят. В агонии приближения сроков печать зверя вышла наружу, от переизбытка, от самого себя не скроешься. А Ангелу писцу, Его печати, маски смерти ненужны, от сна слепы они. Благодать Святого Духа с Отцем и Единородным Сыном Его со всеми нами . Аминь.
сергей23 февраля 2011, 18:41
Армия должна быть профессиональной.
Никто же не говорит,что каждый должен быть врачом или ещё кем-то.Даже в словах писания есть вождь,есть пророк,есть судья.
Армия ни там,она здесь.Солдаты-честь нации,но они живые люди.
Поэтому,что-бы поднять афторитет солдата-поднимем престиж профессии,а вот духа и патриотизма у русского воина всегда было с избытком.
Храни Вас Бог православные.
Александр23 февраля 2011, 17:41
Коммерциализация медицины, образования и армии уже дает свои губительные плоды разрушения страны. Статья хорошая, но автор не вскрывает более серьезные причины . Отношение не только общества к армии, но и элиты к своему народу. Элита живет для себя. Для неё открыты двери лучших клиник, детишки учатся за границей и т.д. Взгляды её в отношении "традиционных" религий настолько широки, что окажись сегодя митрополит Исидор в Успенском соборе многие охотно бы приняли унию и посчитали бы это даже прогрессивным. Вопрос к церкви: почему боятся говорить правду о жизни страны, обличать, как это делал Иоанн Златоуст, например? Значит мы еще слабы, мы еще не в полной мере христиане. Оттого и грех разливается по русской земле. Враги то России не дремлют и будут испытывать её и уже испытывают. В СССР тоже не верили что Гитлер нападет, а святые люди знали - быть войне. Все мы понимаем насколько это несовместимо теракты и расхлистанное ТВ, только сделать ничего не можем. Вот в этом бессилии надо и расписаться. Какие там опорные столпы...
Бычковская Ксения23 февраля 2011, 16:04
Согласна с каждым словом. Удивительно, что у пророка Исаии - воин перед пророком! От я темнота... Огромное спасибо, о.Андрей. Очень нуждаюсь в вашем разъяснении, вашем глубоком вглядывании в вечные, важные и незаменимые понятия. Не оставляйте нас, ведите за руку, указывайте, рассказывайте, растолковывайте, умножайте Божий талант. Не болейте, всех вам благ!!!
Алексей, г. Ставрополь23 февраля 2011, 14:28
Спаси Господи, отец Андрей, за душеспасительную и назидательную статью. Храни вас Бог!
Маргарита23 февраля 2011, 10:56
Хорошо бы это прочитали или услышали как можно больше людей, и прежде всего молодых, ведь грех им навязывается а узнать истинные ценности у многих нет возможности.Помоги Господи!
Костя23 февраля 2011, 04:39
одно дело защита ближних в случае опасности(война, например).
одно дело профессиональные солдаты-войны.

другое дело служба срочников в мирное время, что
ни из Библии, ни из трудов святых Отцов не выводимо...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×