Афон, 3 июня 2016 г.
Игумен Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) рассказал о юбилее Русского Афона, как в русской обители на Святой Горе молятся о своей родине и что самое главное в духовной жизни, сообщает сайт Афонит-инфо.
«К АФОНУ ГОТОВИЛСЯ ДОЛГО»
— Ваше Высокопреподобие, Русский Афон
подошел к миллениуму — тысячелетнему рубежу
священной истории. Каким встречает этот юбилей ваш
монастырь? Сколько в нем сейчас насельников, как бы вы
оценили его общее состояние?
— В этом году количество насельников нашей обители
впервые с начала 1950-х годов превысило отметку в 100
человек. Много это или мало? Для сравнения назову такую
цифру: к концу 1970-х годов в монастыре проживало всего 12
монахов. Я принял монастырь с 16 насельниками. По милости
Божией в этом юбилейном году численность насельников
продолжает увеличиваться.
— Как поступают новички в вашу обитель?
Сколько обычно длится искус? Как быстро проходятся
различные ступени монашеского возрастания?
— Монашеское возрастание зависит от степени
подготовленности подвизающегося. Поэтому и время пострига
в ту или иную степень монашества определяется
индивидуально. В Москве действует наше подворье, которое
фактически является монашеской общиной во главе с
иеромонахом Никоном (Смирновым). Его задача —
готовить насельников для нашей обители. Было бы очень
хорошо, если бы вообще все новички проходили подобную
подготовительную школу. Тогда им было бы легче прижиться
на Афоне.
К сожалению, сейчас у нас не так много подворий, как до революции. А ведь послушники поступают не только из России! На Афоне больше ответственности, потому и больше духовного труда. Было бы правильно и в других странах русского Православия открыть если не подворья, то хотя бы представительства нашего монастыря.
— Вспомните, пожалуйста, свое первое
посещение Святой горы.
— Я готовился к Афону долго. Что такое Святая гора,
знал с детства. У нас была очень боголюбивая семья.
Благочестие воспитывали дедушка и бабушка — Иаков и
Анна. Мы все много работали, всегда молились; дедушка по
ночам Псалтирь читал. А по субботам всегда собирались
вместе, молились и после молитвы пели песню «Гора
Афон, гора святая». Пели с любовью, как сейчас
помню. Я всё размышлял, какая она — Святая гора, как
живут там монахи.
Много рассказывал об Афоне мой духовный наставник отец Кукша (Величко). Говорил, что там хорошо. Когда я ехал на Афон, думал: а вдруг он не такой... А когда приехал, оказалось, что я даже и не представлял, какой он на самом деле, так тут хорошо! Здесь — рай, сад сладости духовной. Всё под покровом Царицы Небесной. Всё овеяно благодатью и молитвой. Когда ступил на эту землю, почувствовал свое недостоинство. Скорбел, что в таком пожилом возрасте сюда приехал, ведь мне уже было около 60 лет. Но всегда старался трудиться в меру сил, которые давал Господь.
Так и братиям говорю, что они не ко мне сюда пришли, и не я их призвал, но Царица Небесная. Она здесь Игумения и ваша Воевода. На Нее надо смотреть и жить как бы перед очами Ее, чтобы быть достойными Ее призвания.
— С какими трудностями вы столкнулись, став
игуменом?
— Кругом разруха была, всё ветхое. Но руки не
опускали, молились и трудились все вместе. Всё, что могли,
старались сами ремонтировать. Верили, что Матерь Божия
любит Святую Русь и не даст погибнуть монастырю. Потом
наполнился монастырь братией. Монашеская жизнь постепенно
налаживается, и Россия вновь стала помогать нам. Слава
Богу!
«МОЛИМСЯ ЗА УКРАИНУ, МОЛИМСЯ ЗА ОТЕЧЕСТВО»
— А кто вы по
национальности?
— Донской казак. Хутор Новорусский, откуда я родом,
находился на земле Войска Донского. Тогда это была одна
земля — русская, а теперь моя родина оказалась почти
на границе. Так что я одновременно и русский, и украинский
казак. Не надо делить наши народы! Все мы — один
род. Где разделение — там вражда. А должна быть
между нами любовь. Кто проповедует ненависть, войну и
вражду — тот от врага. А кто проповедует мир и
любовь — с тем Христос!
— В вашем монастыре традиционно много
выходцев с Украины. Почему?
— Мне кажется странной такая постановка вопроса.
Почему бы здесь не быть выходцам с Украины? В нашем
монастыре спасаются братия разных национальностей. Здесь
есть и русские, и украинцы, и белорусы, и татары, и
грузины, а также прибалты, болгары, узбеки и даже один
немец. И так было всегда. Монастырь не российский, не
украинский или еще какой-то, а именно Русский.
Когда вы попадаете в наш монастырь, вы попадаете на Святую Русь. Здесь мы все едины. Едиными устами и единым сердцем славим Святую Троицу в любви, мире и единодушии. И молимся Богу, чтобы так же было в странах русского Православия. Новые границы недавно образовались, а раньше это была одна страна, единая Русская земля. Я думаю, нельзя забывать об этом единстве. Наша обитель всегда будет напоминать о нем, чтобы русские, белорусы, украинцы и другие народы Руси жили в мире, согласии и любви.
— Как насельники монастыря молятся за
Украину?
— Это общая боль для всех нас. С первых же дней
трагических событий на Украине я благословил братии
молиться за мир в земле Русской. Каждый насельник нашей
обители, монах или послушник, к своему келейному правилу
добавляет еще одну сотницу о мире на Украинской земле, за
всех страждущих в Отечестве нашем, об умирении
междоусобной брани, водворении мира и единомыслия в
народе нашем. В трудностях всегда нужно надеяться на Бога.
И не надо задавать вопросов «Почему Бог попустил
это», «Почему Он не предотвратил то».
Приведу пример из жития нашего старца преподобного Силуана. Когда в России произошел переворот, убили царя, реками потекла кровь, братия в нашем монастыре очень болезненно переживала. Конечно же, они обсуждали всё, что происходило в России. Однажды спросили и преподобного: «Что же ты молчишь, отче? Неужели тебе безразлично, что делают там большевики?» На это старец ответил: «Нет, мне небезразлично. Я очень люблю мое Отечество. Но Бог больше меня его любит. То, что происходит сейчас, происходит по Его попущению. Я не могу этого понять и не могу этого остановить. Мне остается только терпеть, прощать, любить и молиться».
Так и я говорю своим братьям, чтобы верили в Бога и Его премудрость, чтобы молились об умягчении злых сердец, чтобы не давали злобе победить любовь и добро в своем сердце, потому что тогда у них не будет молитвы. Этого же я и всем православным желаю.
БЕЗ ЛЮБВИ НЕ БУДЕТ СВЯТОЙ РУСИ
— Как вы взаимодействуете со Священным
Кинотом? Насколько регулярно лично участвуете в его
заседаниях, как часто видитесь с Протом Святой
горы?
— Наш монастырь, как и все другие афонские обители,
имеет своего постоянного представителя при Священном
Киноте — антипросопа. Он представляет интересы
монастыря и в затруднительных случаях всегда советуется с
нами. Дважды в году в Киноте помимо представителей
собираются еще и игумены всех монастырей. Если позволяют
силы, я посещаю эти собрания, тогда и встречаюсь с Протом.
Иногда посылаю вместо себя кого-нибудь из соборных старцев
обители.
— Поделитесь, что главное в духовной
жизни?
— Послушание. В монастыре — игумену, братии,
уставу; в миру — Евангелию и совести. Без послушания
не стяжать благоволения Божиего. Без послушания не стяжать
Царствия Небесного, ведь именно преслушанием оно было
потеряно.
— Какое наставление вы могли бы дать нашим
читателям?
— В мире оскудела любовь (см.: Мф. 24, 12). И в
русском человеке сегодня любовь оскудела тоже. Без любви
нет самопожертвования. А какой же русский без
самопожертвования! Жить и трудиться во имя блага ближнего
должен русский человек. Любовью созидается и хранится мир.
Без любви, веры, труда, готовности к самопожертвованию не
будет Святой Руси.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Настоятель Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Яков Филиппович Алехин) родился 9 / 22 октября 1915 г. на хуторе Новорусском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли.
В 1930 г. он переезжает на Украину, где с 1935 по 1941 г. работал рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе. В 1941 г. был насильно угнан на работы в Германию. В 1945 г. репатриирован. С 1945 по 1952 г. работал на хлебозаводе № 2 в Луганске.
В 1956 г. поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно нес послушание в одесском Успенском мужском монастыре. 17 января 1957 г. принял монашеский постриг с именем Иеремия, 25 января того же года рукоположен во иеродиакона, 27 января 1958 г. — во иеромонаха. Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится схиигумен Кукша (Величко; †1964), ныне причисленный к лику святых.
С апреля 1975 г. отец Иеремия ревностно и безвыездно подвизается на Святой горе. Ее возрождение — одна из главных заслуг отца Иеремии. В 1975 г. он удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. избран братией общим духовником монастыря, в декабре 1978 г. — наместником игумена, а 5 июня 1979 г. Патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена. В 2006 г. отец Иеремия принял постриг в великую схиму.
17 октября 2013 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста. К своему 100-летнему юбилею схиархимандрит Иеремия удостоен орденов равноапостольного князя Владимира (I степени) и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Дмитрий Анохин
Источник: http://www.afonit.info/biblioteka/nasledie-russkogo-monastyrya/bez-lyubvi-net-samopozhertvovani