Православие 2000
НОВОСТИ
  14 / 02 /2000
   

 
 

ГРЕЧЕСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТНОСИТСЯ К ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЯ СВ.ВАЛЕНТИНА
АФИНЫ, 14 февраля.

Греческая православная церковь /ГПЦ/ отрицательно относится к празднованию Дня Св.Валентина и пытается найти замену этой пришедшей с Запада фигуре "сомнительного исторического и церковного происхождения", становящейся, однако, все более популярной среди жителей Греции - единственной в мире страны, где православие является государственной религией.

"Праздник Св.Валентина импортирован из-за рубежа и является частью нашей прочно укоренившейся традиции низкопоклонствовать всему, приходящему с Запада. Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что этот "святой" сомнительного исторического и церковного происхождения является просто мужской ипостасью древней греческой богини Афродиты", - утверждает на страницах ведущей популярной газеты "Катимерини" отец Георгиос Металлинос.

Он указывает, что празднование Дня Св.Валентнина, "сфабрикованного святого", вероятно, специально поощряется с недавнего времени в интересах "коммерциализации человеческих эмоций" и напоминает о существующей теории о том, что реальным прообразом "святого" послужил некий умерший в 1926 году актер Рудольф Валентино, считавшийся "богом" любви и идеалом любовников.

Православный теолог приводит пример нескольких православных святых с "функциями" Св.Валентина - Св.Иакинтоса, мученика 2 века новой эры, образца целомудрия, а также семейной пары Св.Аквилы и Св.Присциллы, сотрудников апостола Павла. Именно их предлагал недавно архиепископ Афинский и всея Греции Христодулос в качестве замены Св.Валентина. Он напоминает о появившемся в прошлом декабре циркуляре Священного Синода ГПЦ, в котором предписывается считать второе воскресенье января "днем памяти и чествования семьи Св.Василия Великого в знак уважения к институту семьи" в связи с тем, что почти все члены этой семьи - святые.

Отец Георгиос честно признает, что целью ГПЦ является стремление "сохранить нашу религиозную и национальную гордость, а не имитировать западное христианство", "эллинизировать импортный праздник, который оказывает влияние на значительную часть христиан, хотя и не имеет ничего общего с нашими собственными традициями".

Замысел статьи отца Георгисоа, однако, глубже, чем могло показаться на первый взгляд, и речь в ней в конечном счете идет вовсе не о том, чтобы еще раз подчеркнуть, впадая в чисто земную гордыню, национальную и религиозную исключительность греков, готовых поклоняться только "своим" святым, а не каким-то "импортным", да к тому же еще "латинским".

"В последние десятилетия архитекторами новой эры были учреждены десятки светских праздников, которые имеют тенденцию оттеснять на второй план христианские религиозные праздники, - пишет православный священник. - Я считаю, что мы не должны пытаться придать христианский глянец всем этим празднествам или стремиться найти их христианские эквиваленты. Даже если они будут найдены, - а это нелегкая задача - их содержание будет совершенно другим. Например, какое отношение имеет Св.Иакинтос к любовникам? То же самое относится к Присцилле и Аквиле. Сексуальное желание признается как данное Богом качество, ведущее к браку /и не только с целью деторождения/ и созданию семьи как "церкви в доме". И тем не менее, эти святые почитаются не за их любовь друг к другу, а за преображение "Эроса" через Божественную Милость. Таким образом, если заменители Св.Валентина не вдохновляют на истинную христианскую любовь, они не приведут людей к Христу, даже если у них будут другие имена".

ИТАР-ТАСС / Православие 2000

  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000