јнтиохийска€

»сторический обзор

/p>

јнтиохи€ была основана в 300 г. до –. ’. —елевеком I Ќикатором, первым царем династии —елевкидов (305/304 Ц 281 гг. до –.’.). ≈е выгодное географическое положение позвол€ло контролировать основные торговые пути, благодар€ чему, јнтиохи€ очень скоро стала богатейшей столицей державы. ¬ 64 году до –. ’. —ири€ и, следовательно, јнтиохи€, станов€тс€ частью –имской империи, и в течение I Ц II вв. по –.’. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступа€ только –иму и јлександрии.

Ѕольшинство местного населени€ города составл€ли сирийцы, подвергшиес€ элинизации. ƒругой наиболее значительной этнической общиной была иудейска€.  ак и во всех других област€х –имской империи, именно эта община и оказалась впоследствии той благодатной почвой, на которой прижилось и стало развиватьс€ христианство.

¬ шестой главе книги ƒе€ний мы находим упоминание об јнтиохии, св€занное с избранием семи диаконов ÷еркви, одним из которых был св. —тефан, прин€вший позже мученическую кончину в »ерусалиме. ЂЅыли же некоторые из них  ипр€не и  иринейцы, которые, прид€ в јнтиохию, говорили ≈ллинам, благовеству€ √оспода »исуса. » была рука √осподн€ с ними, и великое число, уверовав, обратилось к √осподуї (ƒе€н. 11. 20 Ц 21).  ак мы видим, проповедь ≈вангели€ в јнтиохии велась не только представител€м иудейской общины; благодар€ именно этому из смешени€ иудеев и €зычников в течение дес€ти лет после ¬оскресени€ ’риста в 40-х гг. возникла ÷ерковь јнтиохии.

ƒл€ заботы о новообращенных јпостолы направл€ют в јнтиохию ап. ¬арнаву, который, увидев значительное число уверовавших во ’риста, приводит сюда из “арса ап. ѕавла. —огласно —в€щенному ѕисанию, именно здесь последователи ’риста впервые стали называтьс€ Ђхристианамиї (ƒе€н. 11. 26). ƒо этого они называли друг друга Ђученикамиї и Ђбрать€миї. ¬ажно отметить, что именно в јнтиохии ≈вангельска€ истина впервые открылась дл€ эллинов-€зычников, от которых не требовалось сначала прин€ть иудейство. ѕрактика обращени€ €зычников в христианство привела к первым значительным разногласи€м внутри ÷еркви. –ешение этой проблемы на »ерусалимском —оборе (между 49 и 52) подтвердило правильность начатой в јнтиохии проповеди среди €зычников (“ам же. 15. 23Ц29; √ал 2. 9Ц10).

ќ приезде в јнтиохию ап. ѕетра говорит в св€зи со спорами об отношении к обращенным из €зычников ап. ѕавел (“ам же. 11Ц14). Ќар€ду с ап. ѕавлом, ап. ѕетр также традиционно считаетс€ основателем јнтиохийской ÷еркви, о чем свидетельствуют многие церковные писатели (≈всевий  есарийский, свт. »оанн «латоуст, блж. »ероним, свт. Ћев I ¬еликий). јп. ѕетр завершил создание в јнтиохии церковной организации. ≈го епископство предположительно длилось 5Ц7 лет, после чего он по одним сведени€м поставил јнтиохийским епископом свт. ≈вода, а по другим Ц сщмч »гнати€ Ѕогоносца.

¬скоре начинаютс€ повсеместные гонени€ на христиан. “ак, в 106 году по приказу императора “ра€на, был приговорен к смертной казни свт. »гнатий Ѕогоносец. ¬ –име 20 декабр€ 107 года, в день €зыческого праздника, св. »гнатий Ѕогоносец был отдан на растерзание львам. “очна€ дата его мученичества известна, благодар€ ћученическим јктам (протоколы допроса и приговор) св. »гнати€, датированные IV-V в.

¬ 311 году, €зычники јнтиохии потребовали от императора ћаксимина отменить изданный ранее императором √алерием эдикт о религиозной терпимости в отношении христиан. »х просьба была удовлетворена и прокуратор ‘еоткен, отступивший от веры начал жестокие преследовани€ христиан. ѕосле этого многие христиане подверглись мучени€м, а остальные были изгнаны из јнтиохии и многих других городов ¬остока (≈всевий. ÷ерк. »ст. IX 11. 2-8).

¬ 324 г. имп.  онстантин ¬еликий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на ¬остоке императора Ћицини€, объединив под своей властью всю империю. — этого времени гонени€ на христиан прекращаютс€.   этому же времени относитс€ и начало распространени€ ереси арианства.

Ѕольшинство ѕоместных —оборов в јнтиохии в IV в. обсуждали проблемы, подн€тые арианскими спорами. Ќа одном из таких соборов (между 327 и 330) был низложен еп. ≈встафий - один из наиболее убежденных защитников ѕравослави€ в Ќикее. ≈го сторонники (по словам свт. »оанна «латоуста, вопреки завету самого ≈встафи€) при выборах нового епископа отделились, составив особую общину. »збранный большинством еп. ѕавлин “ирский (330) через несколько мес€цев был смещен, и его место зан€л арианин ≈влалий, и јнтиохийский престол надолго перешел к противникам Ќикейского вероопределени€, положив начало длительному периоду церковных раздоров, раскалывающих ÷ерковь.

Ћишь в 380 г. после вступлени€ на  онстантинопольский престол имп. ‘еодоси€ I ¬еликого, Ќикейска€ вера стала официальным вероисповеданием –имской империи. ÷еркви ариан, поставленных вне закона, были переданы православным, а на јнтиохийскую кафедру из ссылки вернулс€ епископ ћелетий, которого император ‘еодосий I вскоре вызвал в столицу на II ¬селенский —обор (381). Ќа нем присутствовало 65 епископов ¬остока, на первых заседани€х председательствовал јнтиохийский еп. ћелетий. —обор подтвердил Ќикейский —имвол веры и дополнил его определени€ми о —в€том ƒухе.

ќдним из важнейших направлений развити€ церковной жизни јнтиохийской ѕравославной ÷еркви раннего периода было монашество. ¬ отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди €зычников, активно занимались благотворительностью. ¬ V в. начинают усиливатьс€ про€влени€ сурового аскетизма, возникает столпничество Ч уединение отшельника на горном утесе или столпе. —амым известным из аскетов этого направлени€ был прп. —имеон —толпник (Ж 459), ставший олицетворением антиохийской св€тости. ƒес€тки лет он провел на высоком столпе близ јнтиохии, примир€€ враждующих, обраща€ в христианство €зычников, дава€ верующим наставлени€. — IV в. начинаетс€ строительство монастырей, как правило это были скромные 2-этажные постройки. “ворени€ монахов јѕ÷, среди которых наиболее известны труды преподобных —имеона —толпника, »оанна ћосха, ƒорофе€ √азского и др., стали большим вкладом в церковную традицию подвижничества.

’ристологические споры V в. привели к нарушению духовного единства христиан. ¬ конце концов, от ¬селенской ÷еркви обособились 4 национальных: ѕерсидска€, јрм€нска€,  оптска€ и —ирийска€, причем последн€€ возникла на территории јнтиохийского ѕатриархата в результате распространени€ монофизитской доктрины. ¬ дополнение к расколам, јнтиохии не раз наносили ущерб природные катастрофы, особенно землетр€сени€ в VI в. ¬ 540 г. персидска€ арми€ шаханшаха ’осрова I јнуширвана захватила јнтиохию и почти полностью разрушила ее, увед€ в плен немалое число горожан (Procop. Bell. Pers. II 8. 20Ц35; 9. 14Ц18). »мператор ёстиниан I отстроил город, зазвав его по-новому - ‘еополь (Ѕожий √рад), но от былого величи€ јнтиохии уже практически ничего не осталось. Ёпидемии, войны и землетр€сени€ привели к прекращению судостроени€ и мореходства в прибрежных городах, упадку торговли и строительства.

¬ 610 г. персы вновь захватили јнтиохию, в 613 г. Ц ƒамаск, а в 614 г. »ерусалим, откуда в »ран были вывезены христианские реликвии - „естный  рест и —в.  опье. — огромным трудом имп. »раклий смог собрать мощную армию и отвоевать у персов восточные провинции и вернуть в 628 г. св€щенные реликвии. ќднако изнурительна€ война подточила силы обеих сторон и мир оказалс€ весьма зыбким.

¬ 30-х гг. VII века все восточные провинции ¬изантии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией Ц исламом Ц на борьбу за мировой владычество. ѕодорванные экономические и военные ресурсы, отсутствие духовного единства (сирийские монофизиты, например, встречали арабов как освободителей от византийского императора, пытавшегос€ силой нав€зать им ’алкидонскую веру) Ц все это сделало данную местность легкой добычей мусульман. ¬ августе 638 года пала јнтиохи€, в 639 Ц Ёдесса, а к началу VIII в. к халифату был присоединен единственный оставшийс€ островок христианства в этом регионе Ц √орный Ћиван. ¬се это положило начало длительному периоду преследовани€ православных Ѕлижнего ¬остока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага Ц ¬изантии. ѕоложение православных весьма осложнилось господством в ¬изантии в 30 Ц 70 Цх гг. VII монофелитства. ѕо этим и некоторым другим причинам в течение VII Ц го и первой половины VIII-го столетий де€тельность јнтиохийской ѕравославной ѕатриархии практически полностью прекратилась. ѕравославные представители јнтиохийской кафедры жили в изгнании в  онстантинополе, а после кончины √еорги€ II (ок. 702) прервалась и эта лини€ јнтиохийских ѕатриархов в изгнании. Ћишь спуст€ 40 лет халиф ’ишам разрешил в самой јнтиохии избрать на јнтиохийскую кафедру сирийского монаха —тефана. ≈стественно, мусульмане, в первую очередь, были озабочены ло€льностью мелькитских ѕатриархов, вмешивались в избрание ѕатриархов, добива€сь рукоположени€ своих ставленников. ¬ свою очередь, сотрудничество јнтиохийских ѕатриархов с мусульманскими власт€ми, порой, превышало вс€кие приделы. “ак, например, ѕатриарх »ов, сопровождал арабскую армию в походе на јморий (838) и уговаривал сдаватьс€ византийские крепости.

  30-м годам X в. могущественный некогда халифат пришел в полный упадок и распалс€ на р€д фактически независимых государств-эмиратов. Ётим воспользовалась ¬изанти€, котора€ стала активно отвоевывать свои бывшие владени€. ¬ 969 году отр€ды императора Ќикифора II ‘оки освободили јнтиохию. — этого времени дл€ ѕравославного јнтиохийского ѕатриарха наступает пора расцвета. јнтиохи€ становитс€ крупным центром христианской культуры как греко€зычной так и арабской. ¬ окрестност€х города развивались монастыри, разворачивалась активна€ литературна€ и богословска€ де€тельность.

”становивша€с€ в —ирии в 1-ой половине XI в. относительна€ политическа€ стабильность была разрушена по€влением турок-сельджуков с их опустошительными набегами. ¬ декабре 1084 г., в ходе внезапного удара, сельджуки овладели јнтиохией. —амо по себе установление сельджукского владычества на Ѕлижнем ¬остоке в конце XI в. не повлекло за собой заметного ухудшени€ социального статуса местных христиан. ¬ большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в —ирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. ¬ 1097 г. расстановка сил в ¬осточном —редиземноморье кардинально изменилась с по€влением там крестоносцев, шедших освобождать —в€тую землю от ига мусульман.

 рестоносцы захватили јнтиохию после 7-мес€чной осады 2 июн€ 1098 г. ¬ласть над јнтиохией получил Ѕоэмунд “арентский, давний противник ¬изантии. ¬ июле 1099 г. после 5-ти недельной осады пал »ерусалим и на отвоеванных у мусульман земл€х возникли христианские государства: »ерусалимское королевство, графство “риполи, јнтиохийское кн€жество, графство Ёдесса - 3 последних располагались на территории јнтиохийской ѕравославной ÷еркви. ¬осточна€ часть ѕатриархата - ƒамаск, ’омс, ’ама, ’алеб и др. - осталась под властью мусульман, а  илики€ и р€д приевфратских областей - в составе  иликийской јрмении.

— победой крестоносцев положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось: латин€не воспринимали своих восточных единоверцев как неполноценных христиан; не могло быть и речи о допуске их в прав€щее сословие, и уже в 1100 году ѕатриарх »оанн ќксита был изгнан из јнтиохии, а на его место поставлен латинский прелат Ѕернард из ¬аленсии, что €вилось формальным установлением схизмы между јнтиохией и –имом. Ћатинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на территории јнтиохийской ѕравославной ÷еркви. ѕри этом продолжалось параллельное преемство православных ѕатриархов јнтиохии, проживающих в изгнании в  онстантинополе, о которых известно мало, даже многие имена их вызывают сомнение.

¬ 1165 г., јнтиохи€ переходит под власть ¬изантии и сюда возвращаетс€ православный ѕатриарх јфанасий I ћанасси. —пуст€ 5 лет, он с большой частью клира погиб при землетр€сении, погребенный под развалинами храма. ѕосле поражени€ ¬изантии в битве с сельджуками при ћириокефалах (1176) о каком-либо вли€нии ее в —ирии уже не могло быть и речи, а через четверть века  онстантинополь пал под ударом крестоносцев. “ем не менее, именно после этого в јнтиохии был восстановлен православный ѕатриархат.

¬ 30-х гг. XIII в. папский престол пон€л невозможность напр€мую включить восточных христиан в католическую ÷ерковь и вз€л курс на создание автономной церковной организации, котора€ состо€ла бы в унии с –имом. ѕатриарх —имеон II отверг этот проект; его преемник ƒавид в 40-х гг. XIII в. склон€лс€ было на переговоры с папой, но следующий православный ѕатриарх ≈вфимий I отказалс€ признать главенство –има, за что был изгнан из города.

14 ма€ 1268 г. мамлюкский султан ≈гипта Ѕейбарс захватывает јнтиохию. √ород был сожжен и разрушен, после чего пришел в полное запустение, уже не подн€вшись из руин. ћамлюки, использовавшие јнтиохию как пограничное укрепление, оставили ее незаселенной.  рупное землетр€сение 1324 г. окончательно разрушило город.

ѕатриарх ≈вфимий, в 1263 г. в очередной раз высланный из јнтиохии кн. Ѕоэмундом VI, в момент падени€ города находилс€ в ¬изантии. ѕосле событий 1268 г. јнтиохийские ѕатриархи больше не возвращались в свою прежнюю столицу. Ћатинские патриархи также оставили —ирию вскоре после 1268 г.; тем не менее католическа€ ÷ерковь до XX в. сохран€ла преемство титул€рных католических Ђпатриархов јнтиохииї.

XIVЦXV - самые Ђтемные векаї в истории јнтиохийского ѕатриархата, характеризующиес€ общим упадком и, в первую очередь, угасанием летописной традиции ближневосточных христиан, в результате чего крайне мало известно о церковной истории этого времени. ѕосле почти вековых скитаний по разным городам, јнтиохийские ѕатриархи с 40-х гг. XIV в. избрали своей посто€нной резиденцией ƒамаск, крупнейший экономический и культурный центр —ирии, который до насто€щего времени остаетс€ местом пребывани€ јнтиохийских первосв€тителей.

—ледует отметить тот факт, что в 1-ой пол. XV в. јнтиохийский ѕатриархат был вовлечен в процесс объединени€ «ападной и ¬осточной ÷ерквей, кульминацией его стала ‘лорентийска€ уни€ 1439 г. Ќо в 1443 г. јнтиохийский, јлександрийский и »ерусалимский ѕатриархи официально отвергли унию с католической ÷ерковью.

¬ XIV в. в ¬осточном —редиземноморье началось стремительное расширение новой державы - ќсманской империи. 29 ма€ 1453 г. османский султан ћехмед II захватил  онстантинополь. ¬ результате победоносных походов султана —елима I (1512Ц1520) турки уничтожили государство мамлюков.

ѕравославные в ќсманской империи пользовались особыми привилеги€ми по сравнению с прочими немусульманскими конфесси€ми. ќднако в реальной жизни эти права и привилегии посто€нно нарушались османскими власт€ми, и чем дальше от столицы, тем чаще. ¬ —ирии ÷ерковь облагалась множеством незаконных поборов, дл€ скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или ѕатриархов. ¬ то же врем€ православна€ община не подвергалась целенаправленным религиозным гонени€м, в арабских провинци€х ќсманской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. ≈динственный период преследовани€ православных на Ѕлижнем ¬остоке св€зан с √реческим восстанием 20-х гг. XIX в., когда јнтиохийскому ѕатриарху —ерафиму едва удалось избежать казни.

ѕо разным оценкам, численность православных в јнтиохийском ѕатриархате в сер. XIX в. достигала 60Ц110 тыс. (около 8Ц9% от всего населени€ —ирии). ¬ 40-х гг. XIX в. здесь насчитывалось около 290 св€щенников и 250 церквей, 17 монастырей и 110 монашествующих. ≈пископы ставились, как правило, из монахов или из числа овдовевших св€щенников. —в€щенник рукополагалс€ на приход с согласи€ местной общины, об€занной после избрани€ подчин€тьс€ ему и обеспечивать его содержание. ¬рем€ от времени региональные общины христиан соперничали между собой за вли€ние в ѕатриархате. Ќаибольшую роль играли общины ƒамаска, традиционной столицы —ирии и ѕатриаршей резиденции, и ’алеба, экономического центра страны. »ногда подобное соперничество приводило к внутрицерковным смутам, когда ѕатриарший престол оспаривали друг у друга ставленники разных общин.

ќсенью 1918 г. сиро-ливанское побережье было зан€то английскими войсками, а области внутренней —ирии находились под контролем союзника јнтанты эмира ‘ейсала, сына хиджазского корол€. ѕо услови€м ¬ерсальского договора 1919 г., —ири€ и Ћиван перешли под управление ‘ранции. ¬ самой —ирии арабские националисты св€зывали с ‘ейсалом мечты о создании независимой арабской державы на территории јравии, —ирии и ћесопотамии. „асть православной общины поддерживала эти планы; ѕатриарх √ригорий демонстрировал ло€льность правительству и при провозглашении ‘ейсала королем —ирии (март 1920) прин€л участие в церемонии его коронации. ќднако европейские державы не пожелали миритьс€ с тем, что в ƒамаске складывалс€ очаг арабского национально-освободительного движени€, и летом 1920 г. французские войска свергли режим ‘ейсала. ѕатриарх √ригорий, известный своими националистическими настроени€ми, в 1921Ц1922 гг. содержалс€ французскими власт€ми под домашним арестом.

¬ 1922 г. турки сумели изгнать иностранные армии, оккупировавшие јнаталию. ѕо Ћозаннскому договору 1923 г. часть территории јнтиохийской ѕравославной ÷еркви -  илики€, Ёдесса (”рфа) и ћардин - оказалась в составе “урецкой республики; по соглашению с √рецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотр€ на их протесты и за€влени€, что они арабы, а не греки.

«ат€нувша€с€ процедура выборов нового ѕатриарха завершилась в феврале 1931 г. избранием в Ѕейруте кандидата от ливанской партии митр. Ћаодикийского јрсени€ (’аддада). “ем временем в ƒамаске был избран митр. “рипольский јлександр III. ѕо смерти јрсени€ (€нв. 1933) он объединил весь ѕатриархат под своей властью. Ќакануне начала второй мировой войны французские власти передали “урции район јлександретты, в котором находитс€ јнтиохи€ (тур. јнталь€). Ёта акци€ (до сих пор официально не признанна€ —ирией) значительно ухудшила положение местного христианского населени€.

ѕатриарх јлександр III сто€л на позици€х арабского национализма, выступа€, в частности, в поддержку палестинских арабов, боровшихс€ с сионистской колонизацией. ¬ 30-х гг. ’’ в. значительна€ часть православных, вместе с мусульманами выступа€ за независимость —ирии, поддерживала арабское национальное движение. ¬ свое врем€ он училс€ в  ƒј, свободно говорил по-русски и довольно часто бывал в ———–. ¬ год начала ¬еликой ќтечественной войны ѕатриарх јлександр III обратилс€ к христианам всего мира с просьбой о поддержке –оссии и ее народа. ¬последствии он 4 раза посещал ћоскву, где участвовал в интронизации ѕатриарха јлекси€ I (1945) и праздновании 40-лети€ восстановлени€ ѕатриаршества (1958).

¬о врем€ второй мировой войны, после изгнани€ британцами войск режима ¬иши из —ирии и Ћивана, была провозглашена независимость этих государств, установивших дипломатические отношени€ с ———–. јѕ÷ также активно поддерживала контакты с –ѕ÷ и —оветским —оюзом. 17 июл€ 1948 г. в ћоскве вновь открылось закрытое в 1929 г. јнтиохийское подворье, разместившеес€ в храме св. арх. √авриила и вмч. ‘еодора —тратилата в “елеграфном (ныне јрхангельском) переулке.

ѕосле кончины јлександра III (1958) на јнтиохийский престол был избран старейший по хиротонии архиерей, ‘еодосий VI. ¬ 1970 г. ѕредсто€телем јнтиохийской ÷еркви становитс€ »ли€ IV. Ќовый ѕатриарх приложил много усилий дл€ укреплени€ единства епископата, клира и мир€н. ќдной из труднейших задач была проблема централизации церковного управлени€; в 1972 г. был прин€т новый, ныне действующий ”став јнтиохийской ѕравославной ÷еркви. ”крепл€€ св€зи с православной арабской диаспорой, »ли€ IV посетил —еверную и ёжную јмерику и др. страны. ¬ыступление ѕатриарха на мусульманской конференции в Ћахоре (ѕакистан) вызвало большой резонанс среди арабов-мусульман, называвших »лию Ђѕатриархом арабовї. ” многих осталось в пам€ти его обращение к верующим во врем€ зарубежных поездок: Ђјнтиохи€ это ¬ы! ¬ы Ч јнтиохи€!ї ѕатриарх скоропостижно скончалс€ в 1979 г. в возрасте 65 лет. ¬ Ћиване шла гражданска€ война, и промедление с выбором его преемника могло привести к непредсказуемым последстви€м, и уже 2 июл€ 1979 г. —в€щенный —инод избрал нового ѕатриарха, им стал одаренный и де€тельный митр. Ћаодикийский »гнатий (с 1970).

¬ 1942 г. он был одним из организаторов православного молодежного движени€, которое развивалось в Ћиване и —ирии во врем€ второй мировой войны. ¬ 1962 г. еп. »гнатий возглавил богословскую школу при Ѕаламандском монастыре. ѕод его патронатом вскоре здесь было создано богословское училище.

ѕод руководством ѕатриарха »гнати€ в јнтиохийской ÷еркви прошли реформы, способствовавшие обновлению монашеской жизни, построено много новых монастырей и храмов, возобновлены и открыты древние обители. ¬ажнейшим его успехом стало открытие в при Ѕламандском монастыре первого на ¬остоке ѕравославного университета.

¬ течение последних 20 лет ѕатриарх »гнатий активно развивает контакты с различными ѕравославными ÷ерквами, а также с христианскими ÷ерквами, которые не наход€тс€ в единстве с ѕравославием. ≈ще в качестве митрополита Ћатакийского он способствовал основанию (и ныне €вл€етс€ сопрезидентом) —овета Ѕлижневосточных ÷ерквей, состоит посто€нным членом центрального комитета ¬—÷. Ѕольшое внимание ѕатриарх удел€ет проблеме примирени€ между јѕ÷ и отделившимис€ от нее ÷ерквами. ≈го усили€ были особенно плодотворны в области отношений с нехалкидонской —ирийской ѕравославной ÷ерковью. ¬ рамках этого 22 июл€ 1991 года была устроена встреча с —ирийским ѕравославным ѕатриархом, »гнатием II («акка), результатом чего стало подписание документа, призывающего к Ђполному и взаимному уважению между этими двум€ ÷еркв€миї. ¬ данном документе было также упом€нуто о запрете перехода подданных из одной ÷еркви в другую, предусмотрены совместные заседани€ двух —в€щенных —инодов.

Ќа 2000 г. по официальным данным в јнтиохийском ѕатриархате действуют ок. 780 церквей и часовен (при 366 в нач. XX в.), в которых служат ок. 860 св€щенников и диаконов (из них 560 Ч за пределами јзиатского континента), а общее число верующих составл€ет ок. 750 тыс€ч человек.

Денис Туранский

Ќа основе материалов Ђѕравославной Ёнциклопедииї

4 окт€бр€ 2001 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0