итайска€

„удотворные иконы Ѕожией ћатери, св€занные с  итаем

’арбинска€ икона Ѕожией ћатери

’арбинска€ икона Ѕожией ћатери
’арбинска€ икона Ѕожией ћатери
¬ 1920-е годы в городе ’арбине епископ Ќестор своими трудами и заботами основал Ђƒом ћилосерди€ї - благотворительное учреждение-приют, как дл€ престарелых и больных людей, так и дл€ детей-сирот. ѕри этом Ђƒоме ћилосерди€ї ¬ладыкой Ќестором был устроен и осв€щен храм в честь »коны Ѕожей ћатери Ђ¬сех —корб€щих –адостеї. ”знав об этом, одна из ближайших сотрудниц ¬ладыки, ≈катерина »вановна  урмей, пожертвовала дл€ храма свою собственную икону этого иконографического типа. —таринна€ эта икона к тому времени настолько потемнела от времени, что на ней почти невозможно было разобрать лики св€тых угодников Ѕожих, а тем более прочесть надписи на иконе.

ќднажды днем насто€тель церкви, св€щенник ёлиан —умневич заметил, что древн€€ икона начинает светлеть и обновл€тьс€... Ќе довер€€ себе, он решил выждать некоторое врем€; но обновление шло быстро, и через несколько часов икона посветлела настолько, что чудо обновлени€ стало несомненным и €вным дл€ всех, подходивщих к иконе и знавших прежний еЄ вид. Ћики и надписи на »коне стали отчетливы и €сны. ¬есть о чуде всколыхнула весь город, и обновленный ќбраз стал одной из главных св€тынь не только храма, но и всего православнаго ’арбина.

 огда последний насто€тель храма Ђƒома ћилосерди€ї, јрхимандрит ‘иларет (впоследствии третий ѕервоиерарх –усской ѕравославной ÷еркви заграницей) выехал из ’арбина в јвстралию, а оттуда в —Ўј, обновленный образ продолжал оставатьс€, как и другие св€тыни, в храме, который был закрыт после отъезда насто€тел€, а его св€тыни и утварь перешли в распор€жение китайского правительства. ѕосле долгих и трудных хлопот, исполн€вшей в последние годы об€занности церковного старосты, 3. Ћ. “ауц-«веревой удалось добитьс€ разрешени€ на вывоз св€тынь заграницу. » только осенью 1965 года, во врем€ поездки ¬ладыки ћитрополита ‘иларета в ≈вропу, обновленный ќбраз, после длительнаго пребывани€ в √онконге, был отправлен в —Ўј и прибыл в —инодальный —обор –усской «арубежной ÷еркви, где он хранитс€ в нижнем храме в честь преподобного —ерги€ –адонежского. Ќынешний клир —инодального собора свидетельтсвует, что временами выдел€етс€ миро на поверхности этой иконы.

јлбазинска€ икона Ѕожией ћатери

¬первые јлбазин упоминаетс€ в 1650 году, когда отр€д ≈рофе€ ’абарова зан€л на ¬ерхнем јмуре городок даурского кн€з€ јлбазы, по имени которого и стал называтьс€ острог. ¬ 1666 году сюда пришла группа из 30 казаков во главе с Ќиколаем „ерниговским и вместе с ними на јмур прибыл иеромонах √ермоген. ќн-то и привез с собой икону, которую поместил в основанный р€дом с острогом —пасский монастырь.

Ћетом 1685 года на јлбазин напали китайцы, которые считали, что возвращают захвченный русскими город. Ќасто€тель монастыр€ отец √ермоген с братией затворились вместе с албазинцами в крепости, едва успев спасти св€тыню. 450 защитников смело оборон€лись против 15-тыс€чного войска.

ѕораженные мужеством русских бойцов, китайцы предложили им сдатьс€ на почетных услови€х. ќставшимс€ в живых было предложено уйти в Ќерчинск либо перейти на службу китайскому императору. » часть согласились, переселившись вместе со св€щенником ћаксимом в ѕекин, где император приказал отдать албазинцам одно из буддийских капищ дл€ устроени€ в китайской столице православного храма во им€ —офии, ѕремудрости Ѕожией. ¬ 1715 году прибыла в ѕекин –усска€ ƒуховна€ ћисси€, непрерывно продолжавша€ с тех пор дело христианского просвещени€ €зычников.

¬ середине XIX века наступила нова€ эпоха русского освоени€ јмура. 1 августа 1850 года был основан город Ќиколаевск-на-јмуре. “рудами генерал-губернатора ¬осточной —ибири Ќ. Ќ. ћуравьева-јмурского и св€того равноапостольного »ннокенти€ в несколько лет весь левый берег јмура был застроен русскими городами и селами. «а одно лето 1857 года на берегу јмура было выстроено п€тнадцать станиц и поселков (в том числе станица јлбазинска€ на месте древней крепости), а за одно лето 1858 года - более тридцати поселений, среди них три города - ’абаровск, Ѕлаговещенск, —офийск.

¬ 1868 году епископ  амчатский ¬ениамин перенес св€тую икону в Ѕлаговещенск, вернув јмурскому краю его славную св€тыню. Ќовый период в почитании јлбазинской иконы Ѕожией ћатери началс€ с 1885 года и св€зан с именем епископа  амчатского √ури€, который установил ежегодное празднование ей 9 марта.

Ћетом 1900 года, во врем€ ЂЅоксерскогої восстани€ в  итае, волна м€тежа дошла и до русских рубежей.  итайские войска неожиданно по€вились на берегу јмура перед Ѕлаговещенском. ƒев€тнадцать дней враг сто€л пред беззащитным городом, осыпа€ его артиллерийским огнем, угрожа€ вторжением на русский берег. ќбмелевший јмур облегчал переправу противнику. Ќо в Ѕлаговещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной јлбазинской иконой. » ѕокров Ѕожией ћатери защитил город: не осмелившись перейти јмур, непри€тель ушел от Ѕлаговещенска. ѕо рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу јмура проходила —ветла€ ∆енщина, внушавша€ им необоримый страх и лишавша€ их снар€ды губительной силы.

¬ 1924 году кафедральный собор Ѕлаговещенска сгорел. »кона была передана в »льинскую церковь в Ѕлаговещенске. — 1938 года она находилась в краеведческом музее. Ћишь в 1991 году св€тын€ была возвращена ÷еркви и торжественно перенесена в Ѕлаговещенский собор. Ёто был первый на ƒальнем ¬остоке крестный ход после революции.

¬ июне 2005 года в Ѕлаговещенскую епархию –усской ѕравославной ÷еркви прибыла паломническа€ группа из  ита€, в состав которой входили потомки албазинцев. ќни прибыли в праздник —в€той “роицы поклонитьс€ јлбазинской иконе Ѕожией ћатери, посетить јлбазино Ч землю своих православных предков.

“абынска€ икона Ѕожией ћатери


¬ июне 1597 иеродиакон ¬ознесенской пустыни јмвросий, проход€ мимо сол€ного источника обнаружил „удотворную икону Ѕожией ћатери. Ѕрати€ перенесла икону в храм, но утром там ее не оказалось. Ќашли икону на монастырских вратах.

Ќад ней построили часовню. ѕосле разрушени€ в 1633 году монастыр€ икона пропала, но через сто лет произошло второе ее обретение. ¬ 1766 году икону увидели пастухи у сол€ных ключей. »кона была принесена в Ѕого€вленский храм Ѕого€вленского медеплавильного завода. ќднако икона из этой церкви таинственным образом исчезла и очутилась в селе “абынском. — тех пор она называетс€ “абынскою.

¬о врем€ эпидемии холеры в 1854 году икону принесли в ќренбург, и эпидеми€ прекратилась. ƒо 1918 года ее ежегодно приносили из “абынска в ќренбург, где она, помещенна€ в специальный киот, находилась около трех мес€цев.

¬о врем€ √ражданской войны при отступлении белых под командованием атамана ƒутова из ќренбурга, образ Ѕожией ћатери “абынской был унесен в  итай ѕреосв€щенным ќренбургским епископом ћефодием, который с 1921 года стал прав€щим архиереем ’арбинской епархии.

— 1920 года привезенна€ дутовцами икона находилась в храме города —уйдуна (провинци€ —иньцз€н), где насто€телем тогда был св€титель »она ’анькоусский. ¬ 1938 году икону перенесли в —в€то-Ќикольский храм города  ульджа.  ак сама€ чтима€ св€тын€ она хранилась у левого клироса  ульджинского храма и была облачена в позолоченную серебр€ную ризу. “ак же, как и в –оссии, в дев€тую п€тницу по ѕасхе в  ульдже, —уйдуне, „угучаке и ”румчи проводилс€ крестный ход.

¬ конце 1960-х годов —в€то-Ќикольский храм был разрушен. ¬о врем€ Ђкультурной революцииї пропала и икона. –усские старожилы  ульджи хорошо помн€т и храм, и чудотворный образ. ќни не вер€т в гибель иконы и считают, что она был€ спр€тана одним из прихожан где-то за городом.

— именем “абынской св€тыни св€зано и основание в 1934 году в  анагаши близ ƒайрена Ѕогородско- азанской “абынской женской обители. —в€щенником в ней был протоиерей »оанн ѕетелин из ’арбина. ¬ обители хранилась копи€ иконы. ¬ начале 1960-х годов обитель была закрыта, а монахини перебрались в  алифорнию. ¬озможно, они вз€ли с собой свою копию чудотворной иконы.

Составил Юрий Максимов

по материалам сайта "ѕравославие в  итае" и "ѕравославие на ƒальнем ¬остоке"

22 €нвар€ 2010 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0