Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю хиротонии епископа Сендайского Серафима

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 21 сентября 2001 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39795.htm

15 января 2000 года в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве была совершена хиротония архимандрита Серафима(Цудзиэ) во епископа Сендайского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Киотоский Даниил. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Серафиму архиерейский жезл, произнес cлово.


Преосвященный епископ Серафим, возлюбленный во Христе брат наш!

По воле Божией Собор Японской Автономной Православной Церкви и Священный Синод Русской Православной Церкви избрали тебя во епископа Сендайского. Ныне действием Святого Духа через возложение рук епископов ты возведен на высшую ступень церковного служения.

Твое посвящение во епископа совершается в знаменательное время, когда весь мир празднует 2000-летие Рождества Христова.

В зрелом возрасте призвал тебя Господь на служение Святой Церкви. По окончании Токийской Духовной семинарии и рукоположении в священный сан ты ревностно трудился, выполняя различные послушания в Токийской митрополии. А когда возникла необходимость, по благословению покойного Митрополита Феодосия ты был назначен инспектором Токийской Духовной семинарии.

Теперь тебе предстоит управлять Сендайской епархией Японской Православной Церкви. Ты призываешься быть стражем Православия в ответственный период истории Японской Церкви. Прежде чем ты приступишь к своему новому служению, по традиции мне надлежит напутствовать тебя словом назидания и ободрения.

Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос пришел на землю и основал Церковь Свою Святую. Мы исповедуем, что не нашей человеческой мудростью, не нашими немощными руками управляется Церковь Христова, а Сам Пастыреначальник Господь через нас, смиренных служителей Его, управляет ею и дает Свою Божественную силу и благодать верующим в Него.

Мы и Собор епископов, участвующих в твоей хиротонии, рады были услышать от тебя твердое исповедание веры. Это вселяет в нас надежду, что ты будешь добрым архипастырем на ниве церковной, будешь идти путем любви, проповедуя мир ближним и дальним (Еф. 2, 17), призывая паству свою воплощением в жизнь заповедей Господних благовествовать о спасительности Евангелия Христова и его непреходящих нравственных и моральных ценностях.

Служение епископа есть жертвенное умирание ради любви к пастве и Церкви, любви, которая, по слову Апостола Павла, "долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13, 4-7).

Связь епископа с паствой осуществляется не через властвование, а через взаимность любви. Господь сказал: "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы... и овцы знают его и слушают глас его" (Ин. 10, 11, 3). То же говорит о себе как служителе Божием Апостол Павел: "...я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией" (Деян. 20, 24).

Вот и ты, в силе любви к церковному служению, внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя епископом "пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).

Святитель Василий Великий увещевает нас: "Предстоятель не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а более того, степень сана своего обязан обращать в повод к смиренномудрию перед ними". К этому призывает нас Сам Господь: "Кто из вас меньше всех, тот будет велик" (Лк. 9, 48).

Епископ несет особую ответственность за паству. Чужие горести и радости он должен делать как бы своими. Епископ обязан заботиться о душах, воздействуя на них в первую очередь мерами прощения, но и строгостью, а главное - личным примером.

"Епископ должен принадлежать всем, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и носить тяготы всех. Епископ принадлежит суду всех - и мудрых, и неразумных. Будешь действовать сильно - прослывешь жестоким, а если не сильно - холодным. Как многих вынужден бывает он огорчать вольно или невольно".

А вот какой совет дает святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский: "Имей мудрость, умей выбирать людей! А не сумел выбрать хороших, так постарайся сделать дурных хорошими... [следует] держаться ровней, избегать всевозможных резких слов и вспышек. Да будет слово твое от сего времени - кротость, крайняя снисходительность и любовь".

Епископское служение призывает тебя, возлюбленный брат, к многим подвигам, к готовности переносить трудности, скорби и испытания. Будь терпелив, всегда помни слова Господа, сказанные Апостолу Павлу: "Сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9).

Возлагай все упование на Господа, на предстательство Его Пречистой Матери и молитвы святых угодников Божиих.

Промыслом Божиим нареченное тебе при пострижении в монашество имя Серафим значит "пламенный". Зовет оно к тому, чтобы всегда пламенеть в своих трудах и молитве, быть ревностным созидателем нерукотворенных храмов Божиих в сердцах паствы. Совершая богослужения в храмах твоей епархии, постоянно памятуй, что в день празднования памяти этого великого русского подвижника и твоего Небесного покровителя ты воспринял явленную тебе милость Господню - в благодати архиерейства.

Как тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне: "Боже, милостив буди мне, грешному", - так молится он и сейчас о каждом из нас, в том числе и о тебе, когда обращаются к нему за молитвенным предстательством. Познавая глубину, соединяющую его святость с твоим предстоящим архипастырским служением, да откроешь ты для себя смысл его слов: "Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".

Слово, обращенное к тебе, я говорю под впечатлением наступившего юбилейного года 2000-летия христианства, который открылся нашим посещением Святой Земли, совместными богослужениями, молитвами, встречами с Предстоятелями и представителями Православных Церквей и многочисленными паломниками.

"Иди, благовествуй Царствие Божие" (Лк. 9, 60), ревностно проповедуй слово Божие, созидая христианское единство и утверждая "на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 14).

С этими мыслями я вручаю тебе этот священный жезл как символ архиерейской власти, с которой поведешь за собой верующий народ твоей епархии спасительными стезями Христовыми.

От данной тебе благодати начни свое епископское служение благословением нашего верующего благочестивого русского народа, молившегося сегодня о тебе.