Неизвестная Польша

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 6 декабря 2001 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39941.htm

Гости из Польши у поклонного креста в Сретенском монастыре
Гости из Польши у поклонного креста в Сретенском монастыре
В мае 2001 года Сретенский монастырь посетили гости из Польши. В состав делегации Польской Православной Церкви, прибывшей в Москву, входили отец Григорий Мисиюк из Белостока, Михаил Сандович, внук священномученика Максима Сандовича, протоиерей Виталий, настоятель Краковского прихода Успения Пресвятой Богородицы. Они рассказали нам о жизни православных в Польше.


- Отец Григорий, Вы служите в Белостокской епархии Польской Православной Церкви, в тех землях, где много коренного православного населения. Расскажите, пожалуйста, о жизни православных в Польше.

Отец Григорий: Что касается Белосточины, в нашей епархии в 90-е гг. возобновилась монастырская жизнь в Супрасльской лавре, здания которой были заняты униатами, а затем католиками. Несмотря на различные трудности лавра была восстановлена. Там сейчас живет 20 монахов. Сейчас восстановлен взорванный в 1944 году немецкими войсками храм, построенный еще в XVI веке. На нем уже есть купола, совершались первые литургии. Из этого монастыря вышло уже три епископа.

Возобновилась жизнь и в Красностоцком монастыре. Правда он теперь находится не в Красностоке, где все монастырские здания заняты католиками, а в Белостоке. Это женский Пречистенский монастырь. В нем находится Красностоцкая икона Божией Матери. Монахини занимаются рукоделием, шьют облачения, вышивают плащаницы, хоругви.

Есть еще монастырь на Святой горе Грабарке. Он начал действовать после Второй мировой войны. Когда границы нашей Церкви изменились многие монастыри остались в Белоруссии или на Украине, а те которые остались на территории Польши были закрыты, разрушены, и их не разрешали восстанавливать. В те годы монахини из разных мест нашли пристанище на Святой горе Грабарке, где быдл основан Марфо-Мариинский монастырь.

Есть еще знаменитый Яблочинский монастырь, в котором в свое время служил и занимался научной деятельностью святой исповедник патриарх Тихон. Наша Церковь очень гордится этим эпизодом своей истории.

Кроме того, на юге Польши в Уйковицах основан совсем новый Кирилло – Мефодиевский монастырь. Его основали люди, пришедшие к Православной Церкви. Они с молитвой строили своими руками стены этой обители.

Есть еще один монастырский дом - в Войнове, где раньше жили старообрядцы, которые сейчас уехали в основном в Германию. Там находится церковь, в которой молились и православные и старообрядцы, которые хотели иметь православного священника. В этом месте сейчас создан монастырский дом, который из окрестностей привлекает представителей диаспоры, вывезенных в 1946-47 гг. из Холмщины и Подляшья во время репрессий только за то, что они были православными.

У нашей Церкви есть своя духовная семинария в Варшаве, которая занимается подготовкой к учебе в высших духовных учебных заведениях. Действует также Христианская духовная академия, предназначенная для священников, которые после окончания семинарии желают продолжить свое богословское образование и для лиц желающих стать преподавателями закона Божия. Надо сказать, что закон Божий в нашей стране преподается в школах. Во всех приходах, где есть значительная часть православного населения в общеобразовательных школах, помимо законоучителей Католической Церкви, есть и православные законоучителя.

- Отец Григорий, в России очень немногие знают о том, что в юрисдикции Польской Православной Церкви находится Православная Церковь Португалии, осуществляющая миссионерскую деятельность на территории Португалии, Испании и Бразилии. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Отец Григорий: В Рио-де-Жанейро православная епархия имеет свою духовную школу. Причем занятия в ней ведутся не только по субботам и воскресениям, но и в будние дни. В ней сейчас числится около 800 человек студентов, которые сами из любви к православию приходят на занятия.

Есть очень хороший студенческий хор, который в Португалии пел во время архиерейской литургии. Его специально приходили слушать даже католики. Песнопения исполнялись на португальском языке, а за основу были взяты хорошо знакомые нам распевы, распространенные как в Росcии так и в Польше. У Португальской Церкви есть четыре монастыря, приюты для детей и школы. Важно, что в такой искони католической стране как Испания сейчас действует уже около 36 приходов. Два епископа сейчас окормляют Испанию и Бразилию.

- Михаил Максимович, расскажите, пожалуйста, о жизненном подвиге Вашего деда. Как его почитают в Польше, и что его имя значит для православных лемков?

Свмч. Максим (Сандович)
Свмч. Максим (Сандович)
Михаил Сандович: Сейчас в Польше осталось около 60 тысяч лемков и половина из них – это потомки тех лемков, которые в свое время вернулись в православие. Поворот к православию в 20-е годы XX века у лемков начался, можно сказать, с того момента, когда свщм. Максим Сандович отдал жизнь за Русь и Святое православие. Это произошло 6 сентября 1914 года. Очень многие с первых же дней после его расстрела и на протяжении 80 лет почитали его святым. Его фотографии хранилась во многих храмах и в домах на Лемковщине. Все с нетерпением ждали момента его прославления и принятия решения о его канонизации. Когда в 1994 году этот момент настал все были очень счастливы, потому что никогда не сомневались, что когда-нибудь это произойдет. Для православных лемков это очень важное событие, потому что это стало свидетельством той духовной силы, которая дала лемкам веру в то, что они смогут существовать как православный народ. Возвращение лемков к вере своих отцов явилось важным моментом в истории этого народа.

Сейчас у лемков в Польше есть две общественные организации. Мы много работаем с молодежью, у нас есть хорошие связи со многими русинами в Закарпатье, в Словакии, в Венгрии, в Америке и нам очень хотелось бы использовать связи с русскими, которые знают, кто такие русины и знают, что карпатороссы всегда были связаны с православием. Многие этого просто не знают - им не известна наша история. Поэтому мы рады, что смогли приехать сюда в Москву и встретиться с нашими друзьями.

Память о жизни и подвиге священномученика Максима нам очень дорога, потому что он присоединился к сонму новомучеников и исповедников XX века, которые отдали свои жизни за святое православие.

- Скажите, пожалуйста, а сколько православных приходов среди лемков и в каких епархиях ППЦ проживает лемковское население?

Михаил Сандович: В 1945 году многие лемки были перевезены на западную Украину. В 1947 г. была проведена акция «Висла»- в ходе которой прозошло выселение лемков с их земель, на которых они проживали сотни лет. Православные лемки сочувственно относились к России. Они не были ни бендеровцами ни ОУН овцами. Многие служили в Красной армии, многие в Польском Людовом Войске. Они вместе защищали Польшу от гитлеровцев. Во время войны, когда пришла дивизия СС «Галиция» лемки не хотели иметь с этим ничего общего.

Сейчас лемки рассеяны – в основном они находятся во Вроцлавско-Щечинской епархии. Там большой центр в Легнице. Кроме того, сейчас многие вернулись и проживают в Перемышльско-Новосондетской епархии, которую возглавляет владыка Адам – это на юге Польши. Среди нас в этой делегации находится отец Евгений Цибульский. Он служил на лемковких приходах. У него в храме во Вроцлаве сделан прекрасный витраж, посвященный священномученику Максиму.

- Отец Евгений, расскажите пожалуйста о церковной жизни в вашей епархии. Мы слышали, что в вашем храме помимо иконы священномученика Максима Сандовича еше очень почитается благоверная княгиня Елизавета Федоровна.

Отец Евгений: Да, это правда. У нас есть почитаемая икона свщм. Максима. В нашем приходе есть карпатороссы. Много смешанных браков. Мы все очень почитаем этого святого. Я был на канонизации в Горлицах, где священномученик Максим пострадал за православную веру

У нас особо почитается и святая преподобномученица великая княгиня Елизавета. Недалеко от Вроцлава близ Чешской границы мы приобрели в 1989 году здание Михайловского храма, в котором была дача одного врача. Мы только, что слышали рассказ о том, что в алтаре собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери была при советской власти устроена столовая. То же самое было и в нашем Михайловском храме. Там нет пока дома для паломников, но молодежь приезжает и пожилые люди тоже. Посещают большие группы паломников. Мы ходатайствовали о приобретения приходского дома и помещений для богодельной деятельности. Мы надеялись на помощь Божию, и хотя и с большим трудом, но это нам удалось. Сейчас нам осталось выплатить только небольшой долг. Этот дом посвящен преподобномученице Елизавете.

В нашем храме свв. Кирилла и Мефодия во Вроцлаве богослужение совершается преимущественно на польском, греческом и церковно-славянском языках ввиду того, что много смешанных семей. Наша епархия находится в управлении архиепископа Иеремии.

- Расскажите нам, пожалуйста, о торжествах канонизации священномученика Максима, происходивших в Горлицах. Как это было? Много ли собралось людей?

Торжества по случаю канонизации
Торжества по случаю канонизации
Отец Евгений: Были наши архиереи во главе с тогдашним главой Польской Церкви блаженнейшим владыкой Василием. Из Словакии прибыл владыка Николай, приехали архиереи с Украины, а также карпаторусские иерархи их Америки. Тысячи верующих собрались из всех окрестных мест: лемки, белорусы, украинцы, поляки, словаки.

- В каком году это было?

Михаил Сандович: В 1994 - на 80 летие со дня мученической кончины отца Максима. В Горлицах построена церковь , которая считается памятником мученической кончины Максима Сандовича.

Лемковская Голгофа
Лемковская Голгофа
Село, в котором он родился, и в котором жили его предки называется Ждыня. Там на кладбище, где он похоронен, находится особый памятник – Три креста. В народе его называют «лемковская Голгофа». Его мощи находятся в гробу, который мы не открывали. В Ждыню приходят паломники, молодежные группы. Они всегда молятся в этом месте, где захоронен священномученик Максим. Там же находится старая деревянная церковь, которой более 200 лет. В этом храме он сам пел, а его отец – Тимофей Сандович служил псаломщиком. Сандовичи - это семьи священников и псаломщиков из поколения в поколение.

Хотелось бы там в будущем построить обитель. Мы думали о том, чтобы там был Почаевский скит. Лемки еще в 20-е годы хотели так устроить, но тогда это не удалось. Все же среди лемков живет надежда, что когда-нибудь это произойдет.

C гостями из Польши беседовали Кирилл Фролов и Андрей Шестаков