Архиепископ Американский Димитрий (Тракателлис): биографический очерк

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 27 ноября 2002 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40260.htm

/p>

Его Высокопреосвященство Архиепископ Американский Димитрий, старший сын Христоса и Георгии Тракателлис, родился 1 февраля 1928 года в греческом городе Фессалоники. Учился в экспериментальной школе при Университете им. Аристотеля, Фессалоники. На выпускном вечере в июне 1946 года выступал с прощальной речью от имени своего класса.

В сентябре того же года поступил в Богословскую школу Национального Афинского университета им. Иоанна Каподистриаса, которую и закончил в 1950 г., пройдя четырехлетний курс богословского образования. Защита диплома по богословию прошла на отлично. Отслужив два с половиной года в армии, вступил в монашеское миссионерское братство "Зои" ("Жизнь") и стал ведущим богословским советником нескольких университетских студенческих организаций, включая Студенческий христианский союз Греции.

В 1960 году, в возрасте 32 лет, рукоположен во диакона. Четыре года спустя, в 1964 году, - во священника. В ходе поездки в Соединенные Штаты осенью 1964 года ему представилась возможность приступить к более углубленному изучению Нового Завета и патристики в Питтсбурге. Одновременно он продолжал служение Церкви на различных приходах неподалеку от Питтсбурга, в том числе в храме Успения Божией Матери (позднее известном как церковь Пресвятой Марии) в Оукмонте, Пенсильвания.

В 1965 году он поступает в аспирантуру Гарвардского университета, получая гранты на обучение от Аспирантской школы гуманитарных и естественных наук, в том числе престижную аспирантскую стипендию Артура Дарби Нока. Его учителями были профессора Кристер Стендаль, в то время декан Богословской школы Гарварда, Дитер Георги, Джон Страгнелл, Хельмут Кестер, Джордж Уильямс и покойный Джордж Мак-Раэ. Специализировался в области изучения Нового Завета и истоков христианства.

20 июня 1967 года Священный Синод Элладской Церкви избрал его титулярным епископом Врестенским (город находится рядом с Византийской Мистрой, в Пелопоннесе), и в воскресенье 17 сентября 1967 года он был рукоположен во епископы в Афинском кафедральном соборе покойным архиепископом Афинским и всея Греции Иеронимом (Коцонисом) и членами Священного Синода. Ему определено быть викарным епископом при архиепископе Афинском и нести отвтственность за богословское образование клириков Архиепископии.

В 1968 году, в то время как он продолжает обучение в Гарвардском университете, Священный Синод Элладской Церкви избирает его митрополитом Аттики и Мегариса. Епископ Димитрий не принимает этого избрания по причинам, относящимся к каноническому устроению Церкви и политической ситуации Греции того периода.

Архиепископ Димитрий получает научную степень доктора философии в Аспирантской школе гуманитарных и естественных наук Гарвардского университета в ноябре 1971 года. Экзаменационный комитет под руководством профессора Хельмута Кестера отметил исключительное значение докторской диссертации на тему "Предсуществование Христа у Иустина Мученика: экзегетическое исследование в связи с христологией уничижения и прославления" и рекомендовал ее для публикации в престижной серии "Гарвардские диссертации в области религии".

В 1977 году Его Высокопреосвященство получает вторую докторскую степень, на этот доктора богословия, в Богословской школе Национального Афинского университета им. Иоанна Каподистрии. Экзаменационная комиссия во главе с покойным профессором Никосом Ниссиотисом и преподавательский состав Богословской школы, отметили его диссертацию "Трансцендентный Бог Евгностоса. Значение экзегезы в исследовании гностических текстов Наг-Хаммади и обратный перевод утраченного греческого оригинала текста Евгноста Блаженного" наивысшей оценкой. По словам профессора Хельмута Кестера, работа архиепископа Димитрия является образцовой в области изучения сочинений Евгноста, а его обратный перевод - настолько близким к утраченному греческому оригиналу, насколько это возможно.

Спустя три года он становится приглашенным профессором кафедры библейских исследований и происхождения христианства в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине, Массачусетс, на 1980/81 учебный год. В 1983 году он был повторно приглашен для преподавания тех же предметов в этой школе, а в 1984 получил в ней пост экстраординарного профессора кафедры библейских исследований и происхождения христианства. На этой должности он оставался до своего официального ухода на пенсию в конце академического 1993 года. В дополнение к преподавательским обязанностям, он руководил программой обучения на степень магистра богословия.

В течение того же периода он был включен в преподавательский состав Богословской школы Гарвардского университета в качестве приглашенного профессора в 1984/85 и 1988/89 учебном годах. С 1984 по 1993 год он также неоднократно являлся научным руководителем студентов и, в нескольких случаях, членом экзаменационной комиссии по защите докторских диссертаций. Сфера его преподавательской и исследовательской деятельности в Гарварде и Богословской школе Св. Креста включала в себя несколько областей, такие как интерпретация, экзегеза и богословие Нового Завета, патристическая экзегеза, писания апостольских мужей, гностицизм, история раннего христианства и ранняя христианская литература.

Архиепископ Димитрий принимал участие в многочисленных международных научных конференциях и встречах и по-прежнему сохраняет членство в нескольких научных организациях США и Европы. Среди них упомянем Общество изучения библейской литературы (The Society of Biblical Literature), Православное богословское общество Америки (The Orthodox Theological Society of America), Греческая организация по изучению Библии (Greek Organization of Biblical Studies) (Афины, Греция), Societas Novi Testamenti Studiorum (Великобритания) и Colloquium Ecumenicum Paulinum (Рим, Италия). Кроме того, он является членом редколлегии научных журналов: "Греческое Православное богословское обозрение" (Greek Orthodox Theological Review) и "Второй век" (The Second Century). 31 октября 1999 года он получил почетную степень доктора филологии Колледжа Ричарда Стоктона, Помона, Нью-Джерси (а 31 января 2002 - почетную степень доктора богословия Свято-Владимирской православной семинарии Нью-Йорка - К. Б.).

20 августа 1991 г. Священный Синод Элладской Церкви избрал архиепископа Димитрия титулярным митрополитом Врестенским, одновременно возведя Врестенский диоцез в ранг митрополии. В октябре 1993, завершив преподавательскую деятельность в Православной богословской школе Св. Креста, он возвратился в Грецию из США, чтобы приступить к полноценному исполнению обязанностей в Афинской Архиепископии, одновременно не оставляя своих глубоких исследований в области Нового Завета.

В октябре 1995 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей и Священный Синод Константинопольской Патриархии назначили митрополита Димитрия членом Патриаршего экзархата Греческой православной архиепископии Северной и Южной Америки, который находится под руководством архиепископом Австралийским Стилианом. Третьим членом Экзархата являлся митрополит Севастийский Димитрий.

Наконец, в четверг 19 августа 1999 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей и Священный Синод Константинопольской Патриархии избрали митрополита Димитрия на пост архиепископа "самой большой и динамической епархии Вселенского Престола" – Греческой православной архиепископии Америки.

Интронизация архиепископа Димитрия, первоиерарха Греческой Православной Церкви в Америке и экзарха Атлантического и Тихоокеанского океанов, состоялась в греческом православном соборе Святой Троицы на Манхэттене, Нью-Йорк, в субботу, 18 сентября 1999 г. Константинопольский Патриархат был представлен в церемонии интронизации Его Высокопреосвященством Иаковом, бывшим архиепископом Северной и Южной Америки, и Его Высокопреосвященством Димитрием, митрополитом Севастийским. В речи по случаю своей интронизации архиепископ Димитрий развернул перед слушателями "трехчастный план" служения:
а) развитие, взращивание и поддержание живой и динамичной православной веры в Соединенных Штатах,
б) обучение безграничной любви и человеколюбию и осуществление их на практике,
и в) особый акцент на достижении и укреплении прочного и нерушимого единства внутри Церкви и в человеческом сообществе в целом.

В период, последовавший за интронизацией, архиепископ Димитрий, совместно с иерархами, клириками и мирянами Греческой православной архиепископии, много трудится и прилагает все свои усилия для укрепления условий, способствующих единству и миру Церкви в Америке, ее административной и канонической стабильности. В его словах и деятельности звучит архипастырский призыв к единству, искренности во внутрицерковных взаимоотношениях и все возрастающей преданности Богу и служению во имя Христа. Именно эти характеристики он считает наиболее существенными свидетельствами направляющего присутствия Святого Духа, а также основополагающими предпосылками дальнейшего роста и развития.

В контексте, определенном усилиями, предпринимаемыми архиепископом в этом направлении, он руководил работой по разрешению финансовых проблем Архиепископии, которые вызывали определенные нестроения в жизни Церкви и являлись серьезным препятствием для дальнейшего осуществления ее деятельности. Благодаря щедрому участию многих членов Церкви, удалось расплатиться с солидным долгом архиепископии. При этом значительная часть пожертвований была сделана анонимно: те, кто согласился потратить свое время и средства, чтобы помочь справиться с возникшими проблемами, руководствовались глубокой любовью к Богу и Церкви. В ходе этого процесса было обращено внимание на принципиальную важность вопросов, связанных с доверием и отчетностью в сфере финансовой деятельности управленческих структур архиепископии на всех уровнях: приходов, епархий, церковных учреждений, для их укрепления. Все это было очень важно с точки зрения разрешения определенных проблем конкретного момента, но, помимо этого, явилось демонстрацией силы и преданности верующих, ярким проявлением качеств, необходимых для стабильного роста и плодотворной работы.

Помимо этого, архиепископ Димитрий вместе с епархиальным Синодом пришел к выводу о необходимости некоторых административных изменений, которые должны способствовать структурной интеграции всех аспектов служения Греческой Православной Церкви в Америке. Была проведена реорганизация и укрепление некоторых отделов церковного управления, положено начало новым направлениям служения Церкви. Совет архиепископии, различные структуры Церкви и их сотрудники получили импульс для серьезного планирования дальнейшего развития церковной деятельности. В связи с новыми назначениями и выборами на различные церковные должности, прошли многочисленные заседания Совета и встречи духовенства и мирян, на которых в духе сотрудничества, открытости и мира обсуждались кандидатуры, предоставлялась информация по различным аспектам церковной жизни и проводились открытые обсуждения всех волнующих церковную общественность тем.

Будучи архиепископом Америки, экзархом Константинопольского Патриархата и главой епархиального Синода, Его Высокопреосвященство совершил множество поездок по Соединенным Штатам за последние два года. Он встречается с верующими, в сослужении с митрополитами и епископами совершает богослужения, освящает храмы и рукополагает духовенство, все более расширяет сферу деятельности Церкви в Америке, одновременно на деле знакомясь с насыщенной и плодотворной жизнью людей и приходов. В своих проповедях, посланиях и интервью он свидетельствует о вовлеченности Греческой Православной Церкви в Америке в активную миссионерскую деятельность, как на местном уровне, так и в целом в современном обществе и по всему миру.

С особой очевидностью это проявилось в реакции на трагические события 11 сентября. Этот день принес беспрецедентные испытания людям всего мира. Сразу после террористического нападения архиепископ Димитрий призвал всех верующих предаться глубокой молитве, участвовать в сдаче крови для пострадавших и совершить щедрые пожертвования в ответ на возникшую крайнюю необходимость. Осуществляя интенсивное служение семьям, обществу и нации на различных уровнях, он проводил поминальные богослужения, многократно посещал место трагедии, заявил о необходимости восстановить церковь Св. Николая, которая была разрушена во время катастрофы, руководил активной пастырской деятельностью клириков и структур архиепископии и, вместе с другими религиозными лидерами, принял участие в помощи федеральным властям, властям штатов и местным властям в преодолении кризиса и определении планов на будущее. В тяжелый период после событий 11 сентября, обращаясь к нуждам и проблемам современного мира, архиепископ Димитрий многократно подчеркивал, что жизненная миссия греческого православного сообщества состоит в том, чтобы нести современной Америке полноценное и подлинное свидетельство о православной вере и той любви, которую она несет миру.