Сербская Церковь борется против дискриминации со стороны временных органов власти в Косово

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 5 января 2004 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40530.htm

Грачаница, 4 января 2004 г.

Собор Христа Спасителя в Приштине
Собор Христа Спасителя в Приштине

В преддверии Рождества Христова Сербская Православная Церковь столкнулась с очередным актом дискриминации со стороны новоявленных временных институтов власти в Косово и Метохии. Информационная служба Рашко-Призренской епархии распространила сообщение, в котором выражается решительный протест против произвола местных властей. 30 декабря 2003 года по просьбе Приштинского университета и косовского министерства образования местная городская скупщина приняла решение забрать у Церкви участок земли, на котором находится еще незаконченный православный собор Христа Спасителя. Этот участок, расположенный в самом центре города, предполагалось передать для нужд «комплекса университетского центра».

Об этом решении городской скупщины совершенно случайно стало известно представителям епархии. Им даже удалось познакомиться с проектом принятого распоряжения, которое отменяло, решение о выдачи Рашко-Призренской епархии разрешения на строительство соборного храма Христа Спасителя. Земельный участок под строительство был получен Церковью еще в 1991 году от тогдашних местных властей, с соблюдением всех законов республики Сербии.

В информационном сообщении ЕПР КиМ, говорится, что этот «рождественский подарок» временных косовских институтов власти является очередным грубым нарушением элементарных имущественных прав Сербской Церкви. По поводу происшедшего епископ Рашко-Призренский Артемий направил письма протеста председателю скупщины Приштины Исмету Беричу и шефу УНМИК Харри Холкери. Владыка потребовал от УНМИК незамедлительной реакции на действия общинных властей и прекращения дискриминации и «террора, осуществляемого безо всякого стыда и оглядки» в отношении Православной Церкви и сербского народа в Косово и Метохии.

По сообщениям приштинских средств массовой информации заместитель шефа УНМИК по гражданской администрации Франческо Бастальи еще вечером 1 января уполномочил гражданского администратора общины Приштины упразднить незаконное решение скупщины, что и было сделано. Характерно, что 30 декабря принятие этого незаконного решения поддержали все албанские депутаты, а воспротивились ему только двое членов скупщины, сербы по национальности. Один из них, г-жа Анна Костич, заявила, что «община не имеет права отнимать землю и передавать ее университету, так как там уже находится православная церковь».

Представители епархии приветствовали столь оперативную реакцию органов УНМИК, благодаря которой на этот раз было предотвращено грубое нарушение закона. По поводу случившегося епископ Артемий заявил: «Если снова пытаются узурпировать наше церковное имущество и нападать на Церковь, мы будем отвечать всеми располагаемыми средствами, чтобы сохранить свои святыни». «Трагично - добавил владыка, - что в Европе XXI века университеты становятся оружием для борьбы против христианских ценностей, на которых основана европейская цивилизация и культура. В то время как у старейших европейских университетов воздвигаются великолепные христианские церкви, Приштинский университет продолжает оголтелую компанию, цель которой разрушение храма Христа Спасителя или его присвоение для нужд университета».

По словам епископа Артемия, после отмененного недавно УНМИК решения скупщины Косово и Метохии об упразднении на территории края законов республики Сербии и срыва процесса возвращения беженцев в Клину, эта новая атака на Сербскую Православную Церковь является еще одним свидетельством того, что временные органы власти «не созрели для передачи им полномочий». Пока их деятельность характеризуется агрессивным и самовольным поведением, приносящим только вред сербскому населению края. Произошедшее, по мнению владыки, должно стать для руководства УНМИК еще одним свидетельством того, что свободное и демократическое общество не может быть построено на удовлетворении потребностей одной этнической или религиозной группы.