Священники в болгарской армии

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 9 июня 2007 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41355.htm

Тема места и роли Болгарской Православной Церкви в жизни болгарской армии неохватна и включает множество аспектов. Она до сих пор не изучена достаточно глубоко. Попытаемся, опираясь на документы конца XIX – начала XX веков, хранящиеся в Центральном военном архиве (ЦВА) Болгарии в г. Велико Тырново, показать всю значительность роли военных священников в интеллектуальном и религиозно-нравственном воспитании болгарской армии, без которой армия не могла бы выполнять возложенную на нее высокую миссию.

Панихида на фронте во время Первой Мировой Войны
Панихида на фронте во время Первой Мировой Войны
После освобождения Болгарии в 1878 году отношения между Церковью и армией были поставлены на конституционную и законную основу. Православное вероисповедание стало основным в Болгарском княжестве. Болгарская Православная Церковь взяла на себя функции организационного центра по восстановлению и укреплению нового болгарского государства. Военное ведомство, со своей стороны, проводило последовательную политику по удовлетворению религиозных потребностей рядового и командного состава армии[1]. Было разослано множество распоряжений, окружных писем и циркуляров, регламентирующих деятельность военного духовенства, а именно: проведение в войсковых частях церковных праздников, совершение треб, торжественных литургий, молебнов и других богослужений, военной присяги и проч. Нормативные документы устанавливали и жалованье для церковнослужителей.

Распоряжение Военного ведомства № 29 от 1880 года[2] предписывает всем солдатам-христианам исповедоваться и причащаться. Офицеры, находящиеся в отпуске или в командировке, должны говеть там, где в данный момент находятся, а инаковерующие – в церквах своих вероисповеданий. Возникает вопрос и о военнослужащих-мусульманах. Касательно них министр военных дел в Циркуляре № 149 от 1880 года[3] распоряжается, чтобы нижних чинов не принуждали снимать головные уборы на общей молитве перед обедом, поскольку это противоречит их религиозному закону.

В первом военном законе, утвержденном указом князя Фердинанда IV № 185 от 15 декабря 1891 года, определяется статус военного духовенства. Он же регламентируется принятым на первой очередной сессии тринадцатого заседания Народного собрания и утвержденным высочайшим указом № 93 от 3 декабря 1903 года «Законом об устройстве вооруженных сил Болгарского княжества»[4]. Его глава 5 называется «О военном духовенстве». Согласно ей, совершение духовных треб в армии в мирное время должно осуществляться гарнизонными священниками. Для этого в каждый гарнизон, где находится достаточное количество частей, назначается гарнизонный священник с установленным жалованием. В военное время в каждый пехотный и кавалерийский полк назначается полковой священник, который считается военным чиновником и получает определенное денежное довольствие. Кроме того, в военное время в штаб армии назначается главный чиновник, заведующий духовными делами в армии и определяющий службу военных священников. Для совершения духовных треб в военное время каждый пехотный полк должен располагать собственной походной церковью с церковными принадлежностями. Ею заведует полковой священник.

Представляет интерес мнение о положении гарнизонных священников, высказанное священником Поборниковым[5]. По его словам, они назначались приходскими духовниками в городах, где квартировали части. А необходимо было, чтобы они были гарнизонными, а не приходскими священниками и находились бы в непосредственном ведении Министерства военных дел. В министерстве необходимо учредить специальный отдел военного духовенства, во главе которого должно стоять духовное лицо с высшим богословским образованием и чей патриотизм был бы несомненен. Это лицо будет взаимодействовать напрямую с министром военных дел и определять направление религиозно-нравственного обучения солдат. Им будут избираться новые гарнизонные священники, чье жалованье должно составлять не менее 250 левов в месяц. Это будет способствовать тому, что священники будут с большим энтузиазмом вести свою проповедь в войсках, в результате чего солдаты-христиане будут готовы пожертвовать собой во имя свободы отечества.

Для осуществления всего этого на практике министр военных дел в Распоряжении № 205 от 26 апреля 1912 года отмечает необходимость обратить самое серьезное внимание на усиление нравственного воспитания солдат. Забота об этом должна быть доверена не только гарнизонным священникам, но и духовникам, назначенным совершать установленные духовные требы в местах, где не предвидено постоянного гарнизонного священника. Необходимо назначать еженедельно человека, который будет проводить беседы на религиозно-нравственные темы. Такие беседы священник Рафаилович[6] называет «пастырскими». Они проводятся при поступлении в армию, при исполнении воинских обязанностей, по случаю принятия присяги молодыми солдатами, в день Христова Воскресения, при освящении казарм и в других случаях. Программа бесед составляется священником и согласуется с командиром; цель их – укоренить в солдатских сердцах стремления к высоким христианским добродетелям и глубокие патриотические чувства[7].

Кроме Военного закона, в котором военному духовенству отведена специальная глава, документы, касающиеся деятельности гарнизонных священников, разрабатывает и одобряет и Священный Синод. В Циркуляре № 70 от 1891 года[8] и в Письме № 210 от 20 марта того же года Его высокопреосвященства министру военных дел указывается, что по представлению Министерства военных дел гарнизонные священники назначаются епархиальным начальством, и во всем, что касается исполнения их обязанностей, священники подчиняются епархиальным архиереям и их наместникам. На должность гарнизонного священника следует назначать только тех лиц, которые при безукоризненном поведении с успехом окончили духовное училище и могут достойно исполнять эту должность. Им дается право беспрепятственно совершать требы. При совершении Божественной литургии или другого богослужения гарнизонный священник должен предварительно уведомить об этом местные церковные власти и получить их благословение.

В это время положение гарнизонных священников в военное время еще не было полностью определено законодательно. В Служебном письме № 6646 от 6 октября 1915 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви[9] представляет министру военных дел свои «Временные распоряжения о должностях священников в военное время». При Штабе действующей армии (ШДА) назначается главный военный священник, который заведует духовными делами армии и организует службу военных священников при различных войсковых частях и больницах. В этой должности Письмом министра военных дел № 787 от 24 июня 1914 года назначается иконом Апостол Георгиев. Главный военный священник назначается армейским распоряжением с согласия Священного Синода БПЦ, а военные священники – по рекомендации епархиальной власти начальниками соответствующих войсковых частей. Главный военный священник напрямую подчиняется Священному Синоду, и по делам, касающимся Церкви, обращаются к нему, а по делам военного характера – в соответствующую военную часть. Он сопровождает ШДА и в его ведении находится походная церковь и все богослужебные принадлежности. Ему подчиняются все военные священники. Они отвечают перед ним по вопросам духовной службы. Права и обязанности у главного военного священника велики: он руководит военными священниками, следит за их жизнью и поведением, докладывает Священному Синоду об их провинностях, определяет их отпуска, имеет право награждать и наказывать их и др. Во «Временных распоряжениях…» указываются и права и обязанности военных священников: служить в праздничные и воскресные дни службы, совершать все церковные обряды в частях, проводить на всех богослужениях и молебнах церковные поучения и беседы, совершать погребение убитых и умерших в соответствии с церковным уставом и т.д. Оговорено положение и близких военных священников. Их семьи получают пенсию от государства, если священник убит или умер.

За тяжкие преступления и провинности главный военный священник, военные и больничные священники предстают перед судом епархиального начальства, а за преступления общего характера – перед военным судом.

За духовное окормление военнослужащих в частях Болгарской армии, а также за осуществление отдельных церемоний священники получают определенное вознаграждение. В Распоряжении по Военному ведомству № 205 от 1888 года[10] оговорено, что в случае приведения под присягу свидетелей, а также членов военных судов священнику, совершающему обряд, платится за каждый вызов по 2 лева. В Циркуляре по Военному ведомству № 17 от 28 января 1889 года[11] говорится, что вознаграждение священнику за проведение присяги у новобранцев составляет 3 лева.

Священный Синод также определял жалованье духовных лиц в армии. В Послании Министерству военных дел и в Циркуляре № 97 от 27 июня 1892 года[12] Священный Синод сообщает о следующем решении, принятом 3 мая 1892 года:

Более полное представление о жаловании главного военного священника и других военных священников можно получить из принятых Священным Синодом в 1915 году «Временных распоряжений о должностях и правах отдельных священников». Размер жалованья при этом определяется в зависимости от образования:

Оговорено и пенсионное обеспечение военных священников. Из их жалованья удерживается 5 % в «Священнический пенсионный фонд».

Гарнизонные священники стали настоящими духовными воспитателями солдат, их наставниками и учителями[13]. В «Уставе о внутренней службе войск», объявленном Распоряжением № 162 от 9 апреля 1911 года по Военному ведомству[14], для солдат устанавливаются вечерняя проверка и молитвы «Отче Наш» и «Спаси Господи». Помимо ежедневных утренней и вечерней молитв, каждый солдат должен в свободные от службы дни посещать богослужения в соответствующем храме (церкви, мечети, синагоге), а во время великих постов – исповедоваться и причащаться.

Роль военных священников была очень важна. Без них невозможно было проведение церковных парадов, служение панихид и молебнов, приведение к присяге молодых солдат. Все эти действия священников регламентируются в «Уставе гарнизонной службы», объявленном Распоряжением Военного ведомства № 137 от 16 апреля 1908 года.

Церковное управление в Болгарском княжестве осуществлял Священный Синод Болгарской Православной Церкви. Согласно «Экзархийскому уставу»[15], утвержденному Высочайшим указом № 1 от 13 января 1895 года, экзархия состоит из епархий, которые образуются околиями, включающими один или более округов. В их число входят:

Панихида на фронте во время Первой Мировой Войны
Панихида на фронте во время Первой Мировой Войны
На территории Варненской и Великопреславской епархии было сосредоточено много военных частей: артиллерийские (Третий и Четвертый армейские и Второй и Пятый дивизионные артиллерийские полки), саперные (Четвертая и Пятая саперные дружины), конные (Третья конная бригада), пехотные (Седьмой, Восьмой, Девятнадцатый, Тридцать первый полки) и другие.

Часть из хранящихся в ЦВА, г. Велико Тырново, документов описывают роль и место военных священников в Седьмом Преславском пехотном, Восьмом Приморском пехотном полках и Девятнадцатом Шуменском пехотном полку. Для совершения духовных треб в этих полках назначаются военные священники. Приказом № 114 от 17 сентября 1885 года по Военному ведомству для Восьмого Приморского пехотного полка определен священник Христо Вырбанов, а Приказом № 154 от 19 октября того же года[16] для Седьмого Преславского пехотного полка – священник Васил Мустаков. О Девятнадцатом Шуменском пехотном полке нет соответственной информации. Только в 1918 году в Служебном письме № 1810[17] начальнику полевой канцелярии упоминается имя священника Петра Нешева.

О духовной деятельности этих и других священников мы находим данные в приказах командиров вышеуказанных пехотных полков.

Наряду с военными парадами, проводящимися по поводу различных годовщин и праздников, проводятся и церковные службы и молебны. Приказом № 5 § 2 от 5 января 1887 года командира Седьмого Преславского пехотного полка[18] по случаю праздника Богоявления назначаются церковный парад и молебен. В связи с этим праздником командир Восьмого Приморского пехотного полка Приказом № 5 § 1 от 5 января 1885 года[19] назначает церковный парад. В обоих случаях способ проведения парада одинаков. Для него назначается сборная рота из 1-ой и 2-ой дружин. Присутствуют знамена с ассистентами. Форма одежды – полная парадная: кожаные головные уборы и шинели.

Военное духовенство отмечает религиозными церемониями и праздники Благовещения, Сретения Господня, день святого Георгия и др. В Распоряжении № 83 § 9 от 24 марта 1887 года командир Седьмого Преславского пехотного полка[20] отдает приказ не проводить занятий в ротах на праздник Благовещения. Желающие могут посетить церковь под командой унтер-офицера и послушать Божественную литургию.

17 апреля 1887 года офицеры, рядовые и священники отмечают праздник кавалерийского ордена. По Приказу № 106 командира Седьмого Преславского пехотного полка[21] в 9. 30 утра отслужена панихида по убитым в последней войне и молебен, а после них – церковный парад перед казармой полка. По этому случаю присутствуют все нижние чины Шуменского гарнизона, свободные от служебных занятий и невооруженные. Кавалеры военного ордена собраны в отдельную команду под начальством старшего офицера. Форма одежды – парадная со всеми орденами.

С большим почтением и благодарностью отмечен и праздник святых просветителей Кирилла и Мефодия. Сделанное ими не забыто ни войсками, ни духовенством. Приказом № 130 § 7 от 10 мая 1887 года командира Седьмого Преславского пехотного полка[22] и Приказом № 94 § 11 от 4 апреля 1885 года командира Восьмого Приморского пехотного полка[23] назначаются парад и молебен с 9. 30 утра на плацу перед казармой. На нем также присутствуют 2-я и 4-я дружины полка вместе с полковым оркестром. Присутствует полковое знамя. Форма одежды – парадная: мундиры и кожаные головные уборы.

Каждое воскресенье в церквях, находящихся в гарнизоне, проводится воскресное богослужение. Для этого Приказом № 17 § 2 от 17 января 1887 года командир Седьмого Преславского пехотного полка[24] приказывает отменить занятия в ротах. Свободные от службы нижние чины посылаются в церковь Трех святителей под командой унтер-офицера.

Не забыты и павшие за родину в сербско-болгарской войне. Приказом № 244 § 12 от 5 ноября 1889 года командир Девятнадцатого Шуменского пехотного полка[25] приказывает отслужить панихиду 7 ноября в 10 часов в церкви Трех святителей. Все дружинные командиры назначают по команде 15 рядов солдат без ружей, а все офицеры, свободные от служебных нарядов, присутствуют в траурной форме одежды, в шинелях.

С необходимым почтением и торжественностью отмечены и многие светлые годовщины. Одна из них – подписание Сан-Стефанского мирного договора. По этому случаю издан Приказ № 49 § 1 от 18 февраля 1885 года командиром Восьмого Приморского пехотного полка[26]. В нем назначается на следующий день, 19 февраля, в 10 часов на плацу с северной стороны казармы отслужить благодарственный молебен. На нем должна присутствовать сборная дружина в количестве четырех рот из 1-ой и 3-ей дружин. Определены для строя три знамени с ассистентами. Форма одежды – парадная, нижние чины в новых шинелях и зимних шапках. Офицеры освобождаются от занятий. На правом фланге размещаются музыканты.

Русский император Александр III также почитается болгарским воинством и духовенством. Подобающим образом отмечен его день рождения. Командир Восьмого Приморского пехотного полка Приказом № 56 § 1 от 25 февраля 1885 года[27] предписывает всем офицерам и унтер-офицерам русского контингента присутствовать в русской вице-консульской церкви святых Кирилла и Мефодия, где будет отслужен молебен в 9. 30. Форма одежды офицеров и нижних чинов – полная, парадная и в мундире. В 1885 году 2 марта, в день вступления на престол императора Александра III, отслужен благодарственный молебен. Приказом № 59 § 1 от 28 февраля 1885 года командир Восьмого Приморского пехотного полка[28] приказывает 1 марта отслужить в 9 часов панихиду по почившему императору Александру II в болгарской церкви в Ченгенпазаре. В этот день все штабс- и обер-офицеры освобождаются от нарядов, а нижние чины – российские подданные должны присутствовать в вице-консульской церкви. Форма одежды – парадная, а 1 марта – обыкновенная, офицеры носят на рукаве ленту. Музыка не играет и не бьют в барабан.

Приведение солдат к присяге – особо важное действие, при котором они берут Бога в свидетели своей честной и верной службы царю и отечеству. Это событие проходит в присутствии командного состава и военного духовенства. Распоряжением № 54 § 1 от 5 мая 1912 года командир Девятнадцатого Шуменского пехотного полка[29] приказывает построить солдат на площади Независимости. После приведения к присяге проводится общий церковный парад. Форма одежды – парадная с шарфами и кителями, нижние чины присутствуют при оружии и одеты в летние куртки.

Одна из обязанностей священников в военное время – осуществлять погребение убитых и умерших по церковному уставу. Храбрый болгарский солдат, пожертвовавший своей жизнью за милое отечество, заслуживает эту последнюю воинскую честь. Поэтому Распоряжением № 99 § 14 от 9 апреля 1887 года командира Седьмого Преславского пехотного полка[30] указывается, что в память солдата, умершего по Божией воле, следует совершать отпевание в церкви Вознесения. Для отдания последней чести назначается команда из одного взвода из солдат и музыкантов. Тело почившего солдата выносится с полной караульной амуницией и пушками.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что Болгарская Православная Церковь была предопределена создавать и укреплять высокий боевой дух болгарских воинов. Вся история нашей Православной Церкви свидетельствует об огромности ее вклада в объединение народа во имя здоровья государства и престижа Болгарии.

Перевел с болгарского Федор Калайдов


[1] Военен журнал. 1996. Кн. 3. С. 91–96.

[2] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 112. Л. 37–37.

[3] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 260. Л. 183–183.

[4] Закон за устройството въоръжените сили на Българското Княжество. С., 1904. С. 60–61.

[5] Военни известия. 1908. № 47. С. 2–3.

[6] [/Свещеник Рафаилович./] Пастирски беседи към войниците. С., 1908. С. 1–3.

[7] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 372. Л. 322–323.

[8] ЦВА. Ф. 1, оп. 1, а. е. 65. Л. 63–65.

[9] ЦВА. Ф. 40, оп. 2, а. е. 1006. Л. 331–333; 235.

[10] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 82. Л. 255.

[11] ЦВА. Ф.1, оп. 1, а. е. 55. Л. 99.

[12] ЦВА. Ф. 1, оп. 1, а. е. 71. Л. 439–440.

[13] Военни известия. 1908. № 23. С. 1–5.

[14] ЦВА. Ф. 1, оп. 5, а. е. 202. Л. 209.

[15] Сборник от действащи закони в Княжество България по Министерството на Външните работи и Изповеданията и по Министерството на Обществените Сгради, Пътищата и Съобщенията. С., 1896. С. 3–5.

[16] ЦВА. Ф. 1, оп. 1, а. е. 35. Л. 235, 270.

[17] ЦВА. Ф. 40, оп. 2, а. е. 3. Л. 357–358.

[18] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 13. Л. 7–8.

[19] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 59.

[20] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 14. Л. 25.

[21] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 14. Л. 78–79.

[22] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а. е. 14. Л. 133–134.

[23] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 235.

[24] ЦВА. Ф. 755, оп. 1, а .е. 13. Л. 33.

[25] ЦВА. Ф. 758, оп. 1, а. е. 13. Л. 26.

[26] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 160.

[27] ЦВА. Ф. 756, оп. 1, а. е. 15. Л. 173.

[28] ЦВА. Ф.756, оп.1, а. е.15. Л.178.

[29] ЦВА. Ф. 758, оп. 1, а.е. 44. Л. 265–265.

[30] ЦВА. Ф. 755, оп. 1. а. е. 14. Л. 58–58.