Некоторые болгарские традиции в области религиозного образования

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 27 июня 2007 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41362.htm

По архивным документам и воспоминаниям


Неизгладимые воспоминания детства – времени, когда мы все учили в школе Закон Божий (причем для многих из нас этот предмет определил образ жизни), обязывают. Выстроенная школой и семьей система ценностей должна быть передана следующему поколению. Тем более что в атеистические десятилетия духовность не могла быть унаследована детьми от родителей: в то время три поколения были полностью отсечены от корней традиционной православной веры. И как итог – непрерывно разрушающиеся моральные устои нашего общества, безвозвратно исчезающие нравственность и добродетели. Любовь к родине и народу «вменяет нам в долг» обратиться к прошлому и с Божиим благословением вновь начать черпать мудрость и силу из непересыхающего источника нашей тысячелетней православной веры.

Документы храма святой Софии, относящиеся к первой половине XX века и хранящиеся в Софийском городском и окружном государственных архивах, позволяют нам познакомиться с годовым кругом духовных праздников.

Традиционные водосвятия с благодарственными молебнами в начале и конце учебного года, на праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия, знаменуют духовное воззвание о благословении болгарской школы. Это молитвенный зов, который в последние годы в той или иной степени начинает возобновляться. Сегодня мы можем заглянуть, как через открытое окно, в прошлое. Подлинные материалы дают возможность познакомиться с программами, в которых участвовали все учащиеся. Тогда письма из митрополии неизменно содержали такие распоряжения: «Священникам следует связываться с руководством школ в районе своего прихода и вместе определять время, когда будет отслужено традиционное водосвятие». При этом напоминалось о том, «чтобы они были пунктуальны и приходили вовремя» и «в новом облачении», а также что они «должны произнести перед учениками подходящую к случаю краткую речь».

Начиная с 1902 года, директор I-ой софийской мужской гимназии, к примеру, обращался с просьбой к клиру храма святой Софии в начале учебного года: «1 сентября с. г. в 8 утра перед началом занятий в доверенной мне гимназии будет отслужен молебен с водосвятием… Сможете ли прислать мне священника, который отслужит молебен…» Ответ всегда был положительным, и служился молебен о благословении учебного года, о благословении учеников и учителей.

Традиционное водосвятие проводилось и 24 мая, в день славянской культуры и письменности. Существуют и другие документы, касающиеся инициатив по проведению этого праздника. Например, Министерство народного просвещения назначает в день равноапостольных Кирилла и Мефодия «привести учеников в столичные церкви к 6 часам по полудни... Священник должен произнести десяти–пятнадцатиминутную речь о деятельности святых братьев и ее значении».

В рождественский пост 1929 года был объявлен день воцерковления учащейся молодежи. Он стал неучебным днем, в который учеников водили причащаться. Позже митрополит Софийский Стефан уточнял: «Министерство и Священный Синод издали распоряжения… согласно которым 3 декабря после обеда с учениками следует провести подходящие к празднику беседы, после чего отвести их в храм на вечерню. 4 декабря… учеников следует отвести в церковь на причастие… По договоренности с вашими собратьями, учителями, видными местными гражданами, членами православных братств, юношеских православных обществ и патриотических организаций… организуйте чтения в квартале, используйте школьные помещения, читальни, кинотеатры… Пригласите участвовать в чтениях профессоров, учителей, общественных деятелей…» В этот день в течение всех лет разрешалось отпускать суммы из церковной кассы на приобретение рекомендованных митрополией книг, которые священники раздавали даром; кроме того, собирались пожертвования в пользу фонда воцерковления молодежи. В 1933 году день воцерковления перерастает в «проповедническую неделю». В эти дни в центральных храмах, включая храм святой Софии, ведутся беседы на общие запоминающиеся темы. В качестве объявления каждый год печатаются «большие афиши для расклейки через бюро афиш» и маленькие для каждой беседы «для раздачи в районе». На следующий год в рамках проповеднической недели введены радиобеседы, передаваемые ежедневно с 12.05 до 13.00. А публичные собрания с беседами на религиозно-нравственные и педагогические темы в столице проходят уже в двенадцати различных местах. К участию в них приглашены все желающие.

После освящения в 1900 году часовни святой Софии, туда непрерывно приходят письма из митрополии: «Приходские священники должны связаться с руководством школ и определить, когда будут проходить исповедь и причащение школьников». И ко Святой чаше приступают все от мала до велика. Настоятель храма святой Софии о. Тренев пишет, что в 1937 году он посетил школу имени В.Априлова и провел беседу о пользе православной веры и причастия. На третий день «все ученики слушали разрешительную молитву о святом причастии». А после причастия священник раздал более 500 брошюр. «Все эти книги были розданы учащейся молодежи, которая с жадностью их приняла». Настоятель пишет и о VI-ой гимназии: там священник «говорил перед двумя классами о силе веры, и на другой день все ученики причащались. Причастие проходило тихо и спокойно, вместе с другими верующими, и с должным благочестием…»

На Благовещение во времена моего детства праздновали День матери. Это дорогой для семьи духовный праздник. Преклонение перед Матерью Господа Иисуса Христа проявлялось и как почитание нашей матери. Дома в этот день стоял запах любимых нами гиацинтов, и до сих пор вот уже несколько десятилетий в день Благовещения мы приносим эти цветы к могиле нашей матери.

Православные христианские общества и братства существовали и раньше, но дополнительный толчок к их созданию и организации в соответствии с определенным уставом исходил от Священного Синода. В январе 1932 года митрополит Стефан пишет: «В наше время… необходима бдительность. Духовный пастырь призван следить, откуда летят разрушительные стрелы против Церкви и умело отражать их, с другой стороны он должен смело и добросовестно делать Божие дело, чтобы спасать доверенные ему христианские души от соблазнов этого века и удержать их около себя и в Церкви. Для этого создаются православные христианские братства для взрослых прихожан и православные христианские детские, ученические и юношеские общества для молодежи… Заботьтесь… о религиозном просвещении и благотворительности в ваших приходах, распространяемых православными христианскими братствами… Создавайте детские, ученические и юношеские православные христианские общества среди учащихся и неучащейся молодежи».

Братство для взрослых при храме святой Софии было основано в 1925/26 годах, но зарегистрировано официально только в 1933 году. Есть сведения о Юношеском православном братстве святой Софии после 1935 года. Во многих документах упоминается деятельность и инициатива общества святого Феодосия Тырновского в прогимназии имени В. Априлова. В эти памятные годы небывалого и всеохватывающего духовного роста митрополит Стефан напоминает священникам: «Для этих православных христианских обществ Вы – приходской священник и руководитель, и поэтому не забывайте завет Спасителя: “Паси агнцев Моих” (Ин. 21: 15)». Он приводит эти слова в нескольких циркулярах.

Протоиерей П. Тренев отвечает на вопросы о созданном им духовном обществе (1936 г.): «Православное христианское ученическое общество преподобного Феодосия Тырновского при школе имени В. Априлова выбрало руководителем на 1937 год занимающего эту должность учителя Ст. Сталева». Протоиерей передал ему всю рекомендованную литературу. Священник провел беседу не только в обществе, но и в каждом классе 3 и 4 декабря, пригласил учеников записываться в общество и 21 декабря раздал около 1000 книг, и в каждом классе призвал подписываться на журнал «Маленький христианин». По приложенному отчету видно, что «приобретенные книги» – художественные, что большинство авторов – классики литературы и тематика подборки широка. Из митрополии посылают «за счет Церковного настоятельства (ЦН)» напрямую руководителю Детского православного христианского общества необходимые пособия для проведения бесед в обществе. И распоряжаются «чтобы ЦН дало обществам по одному экземпляру “Литературного сборника православных христианских обществ и братств”, где… имеется обширный материал о духовных мероприятиях…» А позже поступает распоряжение закупить «Православный сборник для православных христианских обществ и братств». И такая практика утверждается годами. Результаты просветительской и духовной деятельности среди молодежи отражены в цифрах в декабре 1937 года. В копилке храма святой Софии для бедных было около 300 левов, а в копилке на нужды воцерковления молодежи – в семь раз больше.

Горизонты расширяются в 1938 году. В циркуляре митрополита появляются новые акценты: «Вы в первую очередь должны поддерживать все начинания обществ и содействовать их активности не только в школах, но и в храмах (церковное пение, чтение Апостола и Символа веры, прислуживание в алтаре), и в повседневной жизни (игры, колядование, пение лазарских песен накануне вербного воскресения, экскурсии, встречи нескольких обществ)». Требуются трехмесячные отчеты и сообщения в случае изменений, чтобы вносить поправки в «реестр обществ». Появляются все новые документы в поддержку развернутых духовных программ для молодежи в 1939 году. Священным Синодом издается и широко распространяется «Воззвание святой Церкви ко всем православным и родолюбивым чадам о религиозном воспитании… в наших школах».

Министерство народного просвещения (отдел школьного образования и воспитания) посылает циркуляр окружным школьным инспекторам, директорам школьных организаций, гимназий, отделениям гимназий, в котором говорится: «Наряду с общим образованием… ученики должны получать и должное религиозное воспитание. Этого можно достичь, привлекая их к участию в деятельности, которая будит религиозные чувства, призывает к совершению благородных поступков и формирует духовное мировоззрение учащихся. Самое благотворное воздействие в этом отношении может оказать Болгарская Православная Церковь как хранительница Христова учения, духовно окормляющая наш народ на протяжении веков... Следует содействовать ученическим православным христианским обществам, привлекать школьников к участию в церковных хорах… на большие праздники священники должны проводить подходящие краткие духовные беседы с учениками… школьников следует регулярно водить в церковь… в преподавании… избегать всяческих поспешных толкований, которые могут смутить религиозное чувство, веру и нравственное сознание учеников».

В годовом отчете за 1943 год о православных христианских детских, ученических и юношеских обществах при средних школах и гимназиях описываются направления их деятельности: воспитываются деятельные, воцерковленные ученики, для которых организуются «беседы, игры, хор, колядование, собрания, дневные детские дома, воскресные школы». Для них существуют программы и благотворительные мероприятия («посещение больных, денежная помощь, одежда, топливо, пища…»), «походы в библиотеку, экскурсии, посещение богослужений».

Впечатляет переписка священников храма святой Софии с директором I-ой мужской гимназии в феврале 1902 года. Из митрополии сообщение, что предстоит приобщение учеников к Святым Таинам. Для этого два священника должны исповедовать готовящихся к причастию учеников, «которых всего около 1180 человек». Далее следуют письма от директора: «В первую неделю Великого поста ученики доверенной мне гимназии будут говеть, чтобы в субботу причаститься…». Директор просит прислать священника, «который исповедует учеников». И еще – в это время в храме святой Софии в хоре поют 30–35 гимназистов. Связь школы с храмом уже утвердилась, но письма, содержащие распоряжения и напоминания, все равно приходят из митрополии: «Каждый приходской священник должен своевременно связаться с руководством учебных заведений в пределах своего прихода и вместе с ним определить, когда с учениками будет проводиться подготовительная беседа, когда им будут читаться разрешительные молитвы и когда они будут причащаться». Священникам предписывалось «самим найти возможность провести беседы с профессорами, учителями, более опытными собратьями…. директорами школ, общественными деятелями».

С самого начала этого периода приходят срочные письма митрополии. Поскольку «на Тодоров день будет большой наплыв» желающих причаститься, поступает распоряжение: «Чтобы избежать беспорядка при причащении дошкольников и учащихся, из-за чего они приступают к Святым Таинам с неспокойным духом… в пятницу утром причастятся только ученики средних школ и прогимназий… и в четверг в 2 часа пополудни их надо привести в храм… Каждый приходской священник должен подготовить учеников к принятию святых таин. На великом повечерии будут присутствовать ученики средних школ и прогимназий». Обычно ученики средних школ причащаются в храме святой Софии на Тодоров день (В этот день причащаются солдаты из Софийского гарнизона и военные чины из гарнизонных частей).

Лазарки
Лазарки
В селе Беброво в день Вербного воскресенья учительницы и девочки пели лазарские песни, а мальчики с одним или двумя учителями ходили за вербочками. Каждый школьник делал по два пучка толщиной с руку. Мы, лазарки, обходили с венками на головах и с песнями все дома, ходили к источнику на краю села и ждали мальчиков. Каждый брал свой пучок и нес его прямо перед собой как большую свечу. Мы становились в ряды по четыре человека. Учитель задавал тон, и мы запевали «Всеобщее воскресение». Торжественно били колокола. Все жители стояли перед домами и на площади и с умилением встречали наше шествие. А мы пели от всей души. Село гремело, и по окрестным холмам отдавалась наша песня. Каждый ученик вносил в храм свой пучок, отдавал его священнику, а тот благословлял нас. Наша радость росла и навсегда укоренялась в сердце, чтобы греть нас всю жизнь.

Богатым на праздники в нашем селе был месяц май – конец учебного года. В памяти осталось литийное шествие и молебен в день перенесения мощей святого Николая Чудотворца около «памятника» в восточном конце Беброво. Так мы называли разрушенный монастырь святого Николая Чудотворца, где, словно открытая часовня, стоял скромный огражденный памятник. Ученики несли хоругви, за ними шли три священника в церковных одеждах, потом директор, учителя и остальные школьники, впереди младшие, за ними старшие. Классы, построенные в ряды по четыре человека, и классный руководитель перед классом. За школьниками шло все село. К монастырю мы ходили в таком же порядке, когда была засуха. Там служился молебен о дожде. И дождь начинался, иногда еще пока мы были там. Помню, как мы бежали, подгоняемые крупными каплями.

В конце учебного года, в начале лета, праздновался день детей. Церковь и школа – всегда вместе. В Беброво на площади тремя священниками служился благодарственный молебен. Присутствовала вся школа, все село.

По всей стране священники были среди активных членов родительско-учительских сообществ. Священники были членами и административных советов по защите детей в Болгарии. По сведениям 1937 года, из приблизительно 10 тыс. членов этих административных советов 724 – священники. Эти цифры не нуждаются в комментариях.

Митрополитские летние лагеря. Во времена митрополита Стефана, будущего Экзарха, социально-благотворительная деятельность ведется в трех направлениях: общая церковная благотворительность; натуральная и денежная; церковные летние лагеря в монастырях. Софийская епархия организует летние лагеря для бедных школьников в две смены по одному месяцу. С 1937 года бедность граждан устанавливается по свидетельству о бедности I категории, выдаваемому общиной или областным судом. Каждый храм обязан был представить список из десяти детей. Существуют документы, согласно которым «помощь Церкви этим бедным детям в детских лагерях осуществляется на добровольные пожертвования прихожан» или на средства Христианского православного братства святой Софии. Были и случаи коллективной однократной помощи, например обеспечение пребывания в летнем лагере пяти–шести бедных студентов Художественной академии.

В 1933 году летние лагеря организовывались Земенским монастырем для «учительниц, студенток старших классов», Еленским – для «рабочих и чиновников», Святого Спаса (с. Долни Лозен), святых Кирилла и Мефодия (с. Горна Баня), Пресвятой Богородицы (Драгалевци) – «для учеников средних школ». От каждой церкви лагерь мог посетить ребенок из бедной семьи «примерного поведения и с успехами в учебе, нуждающийся в… горном климате». Митрополия, «ободренная успехами, достигнутыми в нравственном и физическом отношении предыдущими церковными летними лагерями», решает, «помимо бесплатных церковных лагерей при монастырях Святого Спаса и Кирилла и Мефодия, организовать летний лагерь при Драгалевском монастыре для детей до третьего класса за 900 левов в месяц; летний лагерь для девочек при Земеском монастыре за 1500 левов в месяц; летний лагерь для чиновников и рабочих при Еленском монастыре за 1500 левов». Есть сведения о монастыре святой Софии, что «ежегодно храм и братство при нем посылают 20 детей в митрополитские детские летние лагеря».

Известно, что «старая святыня», как называли святую Софию в начале прошлого века, оказывает как регулярную, так и однократную помощь институтам и организациям, которые работают с дошкольниками и учащимися. Например, женскому благотворительному воспитательному обществу «Детская радость»: «В трапезной приюта питается 80 детей дошкольного возраста… бедных и безработных родителей»; Петричской смешанной гимназии, где учатся и дети беженцев, для которых действует «полный пансион для 100 учеников»; «трапезной для 40 бедных детей при Второй софийской мужской гимназии имени царя Бориса III».

Результаты пребывания детей в летних лагерях в последующие годы были, видимо, исключительно хорошие. И поэтому священники при храме организуют в 1946 году по собственной инициативе постоянный летний лагерь в качестве продолжения работы с детьми в церковной школе храма святой Софии. Эта школа была открыта при храме в 1945 году, после исключения Закона Божиего из школьной программы. Изначально в школе училось 302 ребенка, в ноябре 1946 года – 258, в 1947 году – около 200. Руководство школы – священник и учительница. Некоторые из священников были руководителями летних лагерей в течение нескольких лет. Председатель писал в митрополию: «Руководствуясь желанием держать детей ближе к Церкви, мы организовали для них постоянный лагерь, где будет продолжаться наша работа, которую мы проводим в течение всего года. Тут, наряду с физическим укреплением организма, проводятся беседы, дети учат песни и молитвы, стихотворения, организуются экскурсии… дети привязываются к своим духовным отцам и к Церкви».

Обязательному изучению религии, Закона Божиего в школах в то время сопутствовала разнообразная деятельность, способствовавшая запоминанию изученного материала и вселявшая в их души боязнь греха и желание жить по Божественным заповедям. Дети были воцерковлены, росли в благотворном климате регулярной исповеди и причастия. В семье сохранялась вера, в обществе – традиции.

В настоящее время эта традиция медленно, но восстанавливается. Уже несколько лет действует детский лагерь в Калоферском монастыре. Там монахиня Валентина (Друмева) руководит большой воскресной школой, в которой учатся 160 учеников. В школе организуется множество различных программ. Детский лагерь есть и в монастыре святого Георгия Победоносца в Хаджи Димово; при Большой воскресной школе в Плевене, в которой учится 150 учеников; есть лагеря в Соколском и Клисурском монастырях. Детские дневные лагеря, работающие во время каникул и рассчитанные на две смены, организуются и в первом в Болгарии Приходском центре при храме Покрова Богородицы. Существует уже утвердившаяся практика организации школы рисования при приходском центре в Етропольском монастыре.

Существуют и новые, международные формы сотрудничества. Например, Балканский православный молодежный союз установил традицию каждый год организовывать семинары по изучению вероучения. В этом году семинар по вероучению будет проводится с 4 по 8 июля 2007 года в г. Крагуевац, Сербия.

В заключение обратимся к опросным листам, которые посылались в митрополию. По ним мы узнаем, что «наша церквушка постоянно переполнена, богомольцев в ней больше, чем она может вместить», что «в приходе нет исповедников» и что «прихожане настаивают на том, чтобы при часовне был постоянный исповедник», что «прихожане живут в любви и согласии», что «нет особенных суеверий…», что «нет закоренелых пьяниц», что «нет убийств», что было несколько незаконно живущих вместе прихожан, но «после наших увещеваний они повенчались… Сейчас нет таких, потому что на них смотрят косо», что нравственное состояние прихода «вообще очень хорошее» и что «проповеди звучат регулярно, есть библиотека, а дети ходят в школу не с учителями, а с родителями», что «сектантов нет». В самом опросном листе неизменно отмечается количество «пришедших в лоно Православной Церкви», и он всегда заканчивается заботливыми словами о закончивших обучение семинаристах и богословах из прихода.

Духовное и «вообще очень хорошее» нравственное состояние нации в те десятилетия связаны между собой как две взаимно обусловленные константы. И так было на протяжении веков: всегда за духовным ростом следует благоденствие, а за моральным падением – бедность.

Сегодня с нетерпеливым ожиданием глаза общественности устремлены на созданный при Министерстве образования и науки Общественный совет по вопросам обучения религии в школах. Традиция и духовная связь между поколениями, как правило, нарушены, и молодому поколению обычно не у кого поучиться. Остается школа, под крышей которой собрано будущее нации.

Перевод с болагарского Федора Калайдова