ПРАВОСЛАВИЕ.RU


 Rambler's Top100

Глаголъ № 7,  2002 к предыдущей статьек следующей статье
 академия 
К ВОПРОСУ О РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Говоря о проблемах народного образования, в частности, школьного образования, мы неизбежно затрагиваем проблемы той области нашей жизни, где от поколения к поколению передаются достижения культуры, социальный и исторический опыт народа. Ведь именно будущее новых поколений является стимулом нашего творческого труда и развития.

Сегодня мы с вами переживаем трудное время, которое, без сомнения, можно назвать временем общего культурного и мировоззренческого кризиса. Как одну из главных, основных причин его можно назвать материалистическое и прагматическое мировоззрение новоевропейской и американской цивилизации, переносимое на российскую почву главным образом через систему образования.

Мы пришли не просто к рыночной экономике, а стали очевидцами замены, а вернее сказать подмены, ценностей и идеалов составляющих ядро русской национальной культуры на так называемые "общечеловеческие". История и культура России извращается, главным идеалом становится умение делать деньги (бизнес) и добывать личный комфорт, но не труд; совершенно очевидно снизилась планка нравственных ценностей.

Резко упал статус понятий духовности, патриотизма, уважения и любви к своей стране, ее истории, уважения к старшему поколению в представлениях нынешней российской молодежи.

Как можно противостоять такой идеологии тотального потребительства, кто может заложить в детях прочные основы истинных понятий Добра и зла?

Ответ очевиден: в первую очередь семья, за нею школа. Особое значение сегодня приобретает воспитание в семье и школе.

Что же наша семья сегодня? Большинство родителей устраняются от воспитания собственных детей, занимаясь их материальным благополучием, передоверяют их школе, телевизору, компьютеру, улице, дискотекам, и т.д.

А что же со школой и народным образованием, которое до недавнего времени считалось лучшим в мире? И она растеряла свои преимущества: некогда приоритетное финансирование, единство образовательной системы, построенной в целом на нравственно ориентированных принципах. Самое главное, школа потеряла ясную цель - воспитание патриота своей Родины.

За последние десятилетия из нашей государственной школы оказались изъятыми именно те идеалы, которые составляют суть русской национальной культуры. Сегодня в школы активно внедряются зарубежные образовательные модели и технологии, программы, формирующие у детей мировоззрение, противоречащее исторической правде. Как проникают туда очень сомнительные с научной и нравственной точек зрения программы полового воспитания, валеологии и здорового образа жизни, педагогические системы, основанные на оккультной философии, как например, вальдорфская педагогика теософа Штейнера и т.п.

Наша школа стала нищей не только в материальном отношении, но прежде всего, она перестала выполнять свою функцию в духовном смысле - она сняла с себя задачу воспитания. К сожалению, сегодняшняя школа идейно дезорганизована и беспомощна перед лицом современной жизни с подростковой преступностью и ранней наркоманией, прагматизмом и безкультурием. Она уже не миссионер и не воспитатель.

Нынешнее школьное образование занято, в основном, обучением, обогащением рациональной, интеллектуальной сферы ума своих подопечных.

Никакая реформа общества невозможна без изменения самого человека, для этого необходимо создание школы, базирующейся не только на рассудке, но прежде всего, на нравственности, основанной на духовных традициях русской культуры. Безжизненность нашей государственной школы - в утрате ею основ и традиций российской школы, в боязни принять духовно- нравственную православную ориентацию.

Наше спасение - в достойном гражданственном русском человеке, которого может дать только традиционное для России воспитании, повторюсь, прежде в семье, а затем в школе.

И в этом смысле, речь идет о создании и развитии русской традиционной школы.

Идея эта совсем не нова, еще К.Д. Ушинский призывал сделать русские школы русскими! На сегодняшний день можно назвать много педагогов, занимающихся этой проблемой (Горячев Владимир Сергеевич, рук. Межрегионального фонда "Русская школа", Гончаров Иван Федорович, рук. Всероссийского движения "Русская школа" из Санкт-Петербурга, группа новосибирских педагогов, в Москве есть несколько русских школ, так называемые школы с русским этнокультурным компонентом, Ярославле, Костроме, Орле, Вологде есть интерес к такой модели школы.)

Каково же наше представление о русской традиционной школе? У школы должны быть очень ясные представления об общем ее назначении. Нельзя ограничивать назначение школы простым научением грамоте, расширением умственного кругозора детей и подготовкой нужных для общества людей.

Образование в школе должно быть не только научным развитием личности, но в первую очередь, воспитанием этой личности. Школа должна помочь ей ответить на главные вопросы бытия: "В чем назначение человека на Земле и смысл его жизни?", "Что такое Истина, и каковы критерии Добра и зла?"

Нравственность всегда имеет свое мировоззренческое основание, это понятие должно быть абсолютным...И именно это мы имеем в виду, когда говорим "русское" и "национальное".

В отсутствии у молодых людей цельного мироощущения, мировоззрения и миропонимания скрывается источник шатания их мыслей и поступков. Из школы должны выходить в полной мере культурные люди, вынесшие в себе интерес к творчеству, реальной практической работе, и по- настоящему просвещенные в сердце. Школьное обучение в традиционной русской школе должно развивать внутренний вкус к Добру, умение распознавать ложь и неправду.

1. Главная традиция русской школы - соединение воспитания и обучения. При этом главным воспитателем ребенка является семья, а учителя помогают семье воспитывать детей; главным преподавателем является учитель, а родители помогают учителю учить, а детям - учиться. Главная задача школьного воспитательного процесса - привить ученику прилежание и добросовестность, скромность и трудолюбие, честность и ответственность, развить его национальное самосознание, как понимание себя частицей одной из наций, несущих свет православной веры, и патриотизм, товарищество и самоотверженность, любовь к ближнему и нравственную принципиальность, соборность и самостоятельность. Эти качества прививаются прежде всего в школьном коллективе. Вот почему единый в вероисповедном и этическом отношении учительский коллектив и организованная, влиятельная родительская общественность в одинаковой мере необходимы для русской школы.

К сожалению, многие существующие русские школы идут по пути воспроизведения лишь внешних атрибутов русской культуры, а мы хотели бы собрать педагогов и воспитателей, в которых жив дух русской нравственной традиции, основанный на личном проявлении высокой христианской православной этики, дух внутреннего делания и ответственности перед Создателем за каждого ребенка, вверенного ему.

2. Государственная школа России не может ограничиваться лишь ведением предметного обучения на русском языке.

Традиции отечественной педагогики являются в основном традициями русской культуры, и творчество классиков отечественной педагогической науки и практики было всегда неразрывно связано с русским языком и словесностью, с русской историей, с идеями государственности и патриотизма, которые предполагают и по сей день гармонизацию межкультурных и межэтнических отношений российских народов.

Понятие Русская школа включает:
  • усиленное и углубленное изучение русской словесности во всем ее богатстве;
  • приоритетное изучение русской истории и русской культуры при полном сохранении интереса к истории других народов, иным культурам и языкам;
  • изучение математических наук как основы общенаучного мышления в гуманитарной и естественной сферах, дающей максимально точное и полное владение теоретико-познавательной методологией знания;
  • изучение механики и физики как основополагающей картины миро устройства и единства законов земного бытия;
  • христианское православное воспитание, основанное на традиционных добродетелях - любви к ближним, смирении, терпении, трудолюбии, милосердии и патриотизме.

Устойчивая постоянная работа такой школы может быть обеспечена только целым комплексом подразделений, идущих по одному пути.

Мы все в равной степени ответственны за состояние школьного образования: родители, педагоги, государственные и общественные деятели, чиновники...

Мы все должны понять одну простую истину: нельзя выживать на своей родине, пытаясь создать обособленные формы школы, нельзя идти по пути внутренней эмиграции в своем государстве - это путь тупиковый и гибельный. Нам необходимо научиться жить полнокровной жизнью, не поступаясь нравственными и духовными принципами. Это лучше любых прогрессивных педагогических новаций и методик даст молодому поколению живой пример всегдашней стойкости и высоты духа русского характера.

Ф.Н. Савельева,
президент межрегиональной
общественной организации
"Родители, педагоги, ученые
за нравственную традиционную Российскую школу"
Rambler's Top100 TopList
  ПРАВОСЛАВИЕ.RU