Православие.Ru
ПРЕССА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

БУНТ В КИШИНЕВСКОЙ СЕМИНАРИИ

Еще раз напомним о событиях, которые произошли в Кишиневской духовной семинарии в последние дни. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 3 апреля 2001 года была принята отставка с поста ректора Кишиневской духовной семинарии (находящейся в Ново-Нямецком монастыре, на территории Приднестровской Молдавской республики) митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира - по его личной просьбе. Тем же решением, по предложению митрополита Владимира, новым ректором был назначен епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан.

24 апреля сего года епископ Юстиниан получил официальный указ об этом назначении за подписью митрополита Солнечногорского Сергия, управляющего делами Московского Патриархата. Поступило также письменное благословение митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира с призывом к епископу Юстиниану незамедлительно явиться в указанную семинарию с целью принятия дел от преподавательской корпорации во главе с инспектором иереем Виктором Ганган.

Узнав о назначении нового ректора, большая часть преподавательской корпорации и братии монастыря резко воспротивилась этому решению. В своем Обращении, присланном по адресу "Православия.Ru", сформулированы следующие причины этого протеста: 1) некая "экономическая блокада" монастыря; 2) "вмешательство епископа Юстиниана в политические дела"; 3) якобы имеющиеся трения у него с митрополитом Владимиром; 4) планы епископа Юстиниана по введению русского и украинского языка в преподавание (причем далее авторы утверждают: "Мы признаем необходимость богословского образования на русском и украинском языках и поддержим все серьезные инициативы в этой области"); 5) наконец, паспортная проверка, осуществленная в связи с тем, что Ново-Нямецкий Кицканский монастырь с расположенной в нем Кишиневской духовной семинарией до сих пор не прошел государственной регистрации. Очевидно, что все эти доводы не имеют никакой канонической платформы, а являются прямым сопротивлением Священноначалию.

Ситуация напоминает недавний конфликт в Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии: бунт против ректора-епископа, неуклюжие попытки оправдать свои раскольнические действия туманными ссылками на каноны, активное давление на общественное мнение (главным образом, светское) через СМИ. Правда, в данном случае разыгрывается и политическая карта - на противоречиях между Молдавией и Приднестровьем.

Мы публикуем присланную нам официальную стенограмму пресс-конференции епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана, которая позволяет более полно представить себе картину происходящего.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ЮСТИНИАНА ЕПИСКОПА ТИРАСПОЛЬСКОГО И ДУБОССАРСКОГО

3 мая 2001 ГОДА ТИРАСПОЛЬ

(официальная стенограмма)

В.Гладковская "Ольвия-пресс": - Владыка, не считаете ли Вы, что пассивность митрополита Владимира спровоцировала ситуацию с Кицканским монастырем. То, что там происходит, это в некотором роде, момент истины Молдавской Церкви, я имею в виду, тот националистический дух, которых наблюдается уже несколько лет подряд?

- Я бы назвал это не пассивностью, а доверием тем, кто стоит во главе монастыря, во главе семинарии. То, что наблюдаем мы сейчас, родилось не вчера, и корни уходят в то время, когда только начиналось возрождение Кицканского монастыря, и была организована семинария. И Кицканский монастырь, как и семинария, ранее не обладали ставропигией (ставропигия - особый статус монастыря, управляемым митрополитом или Патриархом). Ранее они были епархиальными учреждениями, в ведении Владыки Викентия, епископа Бендерского. Когда же прибыл епископ Юстиниан, то из 160 приходов, входивших в состав Епархии, мне было представлено только 30 приходов. Эти цифры говорят сами за себя. Вот именно тогда и произошел переход монастыря из епархиального в ставропигийный, т.е. он получил право прямого подчинения митрополиту Владимиру, хотя географически и территориально он находится в епархии, управляемой мною. Безусловно, Владыка Владимир, как митрополит, имел право это сделать и я, как епископ, никогда против этого не возражал. Но, будучи предстоятелем очень крупной митрополии, митрополит Владимир фактически не имел реальной возможности вмешиваться в управление ни монастыря, ни семинарии. Монастырь стал фактически самоуправляемым, как и семинария, и управлялся он тогда архимандритом Доримедонтом, ныне епископом Единецким и Бричанским, а не митрополитом Владимиром. И сегодня и монастырь, и семинария почитают себя духовными чадами не столько митрополита Владимира, сколько епископа Доримедонта. Владыка митрополит, я бы сказал, щадяще ставил епископу Доримедонту на вид о таком положении, что оно обидно, не канонично. В этом я вижу мудрость Владыки Митрополита. Когда же вопрос коснулся о новом назначении, Его Высокопреосвященство не стал уходить в сторону. Вчера, как я уже говорил, Владыка митрополит дал интервью телевидению Молдовы по этому вопросу.

"Днестровская правда": - Ваше Преосвященство, в случае упорства преподавателей, каковы будут Ваши действия, как ректора?

- Поставлю в известность митрополита Владимира, который будет иметь беседу и узнает суждения по этому вопросу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Но в этом случае подобное духовное учреждение показывает всю свою духовную и каноническую несостоятельность. По сути дела, надо будет ставить вопрос о расформировании этой семинарии, о формировании новых преподавательских кадров, которые будут знать и жить по канонам, признавая свое священноначалие.

Республиканское телевидение ПМР: - На Ваш взгляд, что явилось причиной, столь негативной реакции преподавательского состава семинарии на Ваше назначение на должность ректора?

- И митрополит, и я считаем, что даже если будет назначен другой, и что даже если это будет молдаванин, то противоборство будет такое же. Важно, кто будет этот другой. Если он не будет из числа преподавателей семинарии, если он будет воспитан в послушании митрополиту и Церкви, он не будет принят в этой своеобразной церковной секте. Мы вчера разговаривали с митрополитом Владимиром, и я предложил компромиссный вариант: епископ Юстиниан - ректор, а Первый проректор из священников молдаван, разумных и деятельных, которые могли бы возглавлять практическую жизнь семинарии. И даже если это будет молдаванин, вы увидите, что противоборство будет то же самое. Для этих людей важно, чтобы этот кандидат был именно из их круга, и здесь нет, какой-то личной неприязни к моей персоне.

Газета "Дело", Татьяна Георгиу: - Насколько я знаю, вторым ректором семинарии был епископ Доримедонт, но он был, практически, отстранен от преподавания в семинарии. Какова причина его отстранения и не было ли это причиной конфликта?

- Здесь необходимо уточнить - епископ Доримедонт имел статус проректора, а не ректора. Проблема вовсе не в его устранении, а в том, что он является епископом Единецким и Бричанским, и продолжает осуществлять руководство митрополичьим монастырем, и семинарией. Здесь есть еще одна причина. Сегодня наместником монастыря является родной брат Владыки Доримедонта - архимандрит Паисий. И это служит поводом для попирания церковных канонов. Одно дело, сердечная привязанность к месту, которое ты возрождал, я это понимаю, другое, когда он продолжает приезжать, в уже чужой для тебя монастырь, как "власть имущий". Это большая разница. Одно дело, когда братия монастыря говорит о том, что он их духовный отец, исповедуется ему, другое дело, когда ты служишь в чужом монастыре по-архиерейски. Владыка Доримедонт рад служить в чужом монастыре. За последний год, он служил здесь 15 раз.

ТСВ (частный телевизионный канал): - Какова ситуация в монастыре сегодня и насколько сохраняются прещения наложенные на преподавателей?

- Конкретно сказать не могу, служат они или нет, это дело их совести. Рано или поздно все всплывет. Если можно обмануть людей, то суд Божий не обманешь, ни в этой жизни, ни в другой.

"Профсоюзные вести", Елена Кукол: - Несмотря на то, что Вы стараетесь выражаться очень тактично и деликатно, не является ли все сейчас происходящее в Кицканском монастыре умыслом со стороны епископа Доримедонта?

- Думаю, что да. Хотя все высказывания говорятся от лица преподавателей и насельников монастыря, однако, надо четко понимать, что все они духовные чада Владыки Доримедонта. Люди церковные знают, что в монастыре как благословит духовник, так и будет сделано и, конечно, Владыка Доримедонт должен перед Богом и Церковью, почувствовать свою ответственность, и умиротворить монастырь и семинарию. Ведь задача священнослужителя не вести к себе, он должен вести ко Христу. Если священнослужитель воспитывает свою паству так, что она перестает подчиняться канонам церкви, это значит, что есть что-то нездоровое в окружении этого духовного лица.

Газета "Дело", Татьяна Георгию: - Сегодня Вы упомянули уже, что в интервью Молдавскому телевидению, Вы сказали, что епископ Доримедонт раскачивает лодку. Была ли беседа его с митрополитом или с Вами, и если да, то пришли ли Вы к какому-нибудь решению?

- Я надеюсь, что такая беседа будет. Мы обязаны найти общие решения. Обязаны, ибо мы, как Епископы, ответственны за судьбу Церкви. Я просил уполномоченного по делам Церкви Республики Молдова господина Армашу, посодействовать мне во встрече и быть посредником, но пока этой встречи нет.

Газета "Цара"(орган Христианско-демакратической народной партии, бывший Народный Фронт Молдовы): - Какие будут Ваши первые шаги в семинарии, как ректора, я имею в виду, в учебном плане?

- Я с действующей учебной программой семинарии, не знаком. Эта учебная программа не прошла апробацию в местных образовательных органах. Но, исходя из имеющейся информации, я считаю, что, следует увеличить число богословских дисциплин. Но это невозможно без повышения общеобразовательного уровня преподавателей, которые сейчас там есть. Есть острая необходимость, создать русскоязычную группу. Необходимо дать возможность студентам углубленно изучать языки первый год обучения: молдавоязычным - русский язык и литературу, а русским - молдавский язык и литературу. Второй год обучения для студентов станет более полноценным. Не секрет, что преподавателей, способных вести учебный процесс на современном молдавском языке и имеющих богословское образование не очень много, поэтому ситуация, когда студенты смогут обучаться, независимо от языка преподавания, будет близка к идеалу. Учебный процесс не будет увязан ни к национальному вопросу, ни к языковой проблеме. Мне думается, что необходимо уделить так же внимание обучению украинскому языку, так как в Молдавской митрополии много украиноязычных приходов. В результате, выпускники будут владеть свободно двумя или тремя языками, и это было бы, по моему мнению, знаком взаимоуважения и любви. Это, что касается учебного процесса. Другое направление моей деятельности - это бытовые условия семинаристов. Они оставляют желать лучшего. Не секрет, что санитарное состояние и условия проживания в семинарии явились причиной некоторых кожных заболеваний, что само по себе не допустимо, вообще в учебном заведении, и тем более, в духовной семинарии. Поэтому моей первоочередной задачей в этом направлении будет - что едят семинаристы, во что одеваются, на чем спят.

ТСВ: - Как долго может сохраниться эта напряженная ситуация в духовной семинарии?

- Это знает один Господь Бог. Моим же желанием является не терять драгоценные дни и месяцы, а быстрее приступить к ремонту, подготовке к новому учебному году, сформировать полноценную, высококвалифицированную преподавательскую корпорацию. Я ни на кого сердца не держу, те, кто хотят работать, те, кому дорога наша Церковь - тому никогда не напомню содеянного. Я готов работать со всеми.

Газета "Дело", Татьяна Георгию: - Каково отношение епископа Доримедонта, к вашему назначению, возможно, Вы, что-то знаете?

- Владыка Доримедонт категорически против. Почему, я могу только догадываться. Мое предположение, что епископ Единецкий и Бричанский вовсю устремился к борьбе за митрополический престол, поэтому подготовка кадров для всей Молдавской митрополии, важный фактор влияния на общественное мнение, на людей, на их симпатии и антипатии. Я понимаю, что с его благословения направлено послание Святейшему Патриарху, с выражением несогласия решением Синода и с указанием того, что монастырь против перехода в ведение епископа Юстиниана и Тирасполя. Вы понимаете, как жонглируют понятиями. Вместо духовного подчинения, говорить о политическом. И это началось не сегодня. Начиная с декабря месяца, когда стало назревать решение митрополита о замене, епископ Доримедонт посетил практически все политические силы Кишинева, и всем излагал проблему в выгодном только ему ключе. Митрополит Владимир продает монастырь и семинарию Приднестровью. Но возникают вопросы: я, епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, разве не епископ Молдавской митрополии? Разве монастырь не находится на территории епархии, которой я управляю? Почему же эта проблема переносится в плоскость политическую? А если вопрос становится политическим, то, что нужно делать Приднестровью? И разве монашеское дело, заявлять о своей оппозиции той или иной политической власти? Если это монастырь, то это не место для занятия политиканством, а если там занимаются политиканством, то монастырь ли это, это тоже вопрос?

ТСВ, Николай Лизунов: - Будучи в монастыре, я увидел яростное неприятие Вас Виталием Зелинским, преподавателем семинарии. Скажите, это связано с чем-то личным, у Вас с ним были конфликты, если нет, то в чем причина?

- С Виталием Зелинским у меня не было конфликтов. Я с ним познакомился недавно и даже предложил ему вести передачу на радио ПМР. Были даже разговоры о желании рукоположиться в нашей Епархии.

Газета "Цара": - В кишиневских изданиях муссируются Ваши заявления, о желании создать самостоятельную Епархию? Как бы Вы, это прокомментировали?

- Здесь несколько извращена суть этой проблемы. Дело в том, что митрополит Владимир в определенный момент, произвел замену антиминсов. Антиминс - это как бы паспорт церкви. На этих антиминсах по традиции Русской Православной Церкви, поминается имя Святейшего и правящего архиерея. Во время литургии так же поминается имя Святейшего Патриарха, митрополита и правящего архиерея. Это традиция Русской Православной Церкви, в Румынской Церкви есть другая традиция - когда архиерей приходит на свою кафедру, он печатает новые антиминсы с упоминанием только своего имени. В новых же антиминсах, отпечатанных для Молдавской Церкви не было упоминания Святейшего Патриарха. Но мы являемся частью единой Русской Православной Церкви. И нужно соблюдать ее традиции и каноны, не нужно дробиться. Именно так обстоит дело, и ничего другого здесь больше не было.

"Кишиневские новости", Елена Кукол: - Искали ли Вы понимания во взаимоотношениях со светскими властями Молдовы? И сразу же второй вопрос: Вы учились в Румынии, владеете ли вы молдавским языком?

- Начну со второго вопроса: я владею молдавским языком, однако не настолько, чтобы без подготовки вести курс лекций, но проблем с пониманием у меня нет. Сейчас мне несколько неловко общаться на молдавском языке, так как нет языковой практики, и не хочется смущать своих собеседников, некоторыми неувязками. Но у меня много друзей в Румынии, есть места, которые мне дороги, например, монастырь Черника, Синая. По первой части вопроса: я уже говорил, что имел беседу с господином Армашу, уполномоченным по культам в Республике Молдова, где он высказал однозначное мнение, что вся проблема духовной семинарии в том, что здесь заправляют два родных брата. Были попытки выйти на Президента Молдовы, но сегодня господин Воронин был занят, и в то же время должен был принять Митрополита Владимира. Что же говорить о правительстве Приднестровья, то его терпению и мудрости, по отношению к Кицканскому монастырю, можно поучиться.

Заключительное слово: - Повторюсь, что меня, как Епископа, как христианина больше всего волнует единство церкви и паствы. Я еще раз подчеркиваю, что эта проблема не национальная, не политическая, эта проблема внутрицерковная - тщеславное притязание одного Епископа на неподобающее ему место. Именно этим были спровоцированы недавние события. Я надеюсь, что внутри церкви, это найдет должное понимание и оценку. А вас друзья, я прошу быть сдержанными в оценке, не разжигать страстей, не поднимать накала. Нам с вами жить среди людей и для нас главное жить по правилам, данным нам Господом. Спасибо.


Смотри также:

Новости:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU