Православие 2000
Пресса
  ОБЗОР
   

 
 

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ О ВЕРЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЛИБЕРАЛИЗМЕ

16-17 февраля, в двух номерах "Независимой газеты" была опубликована обширная статья митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. В основу этого материала легло выступление митрополита Кирилла на конференции "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия", проходившей 7-9 февраля в Москве.

"Независимая газета" - одно из немногих светских изданий, которые предоставляют свои страницы иерархам или священникам Русской Церкви, воплощая на практике требование объективности и беспристрастности. Однако публикация столь обширной статьи (каждая ее часть занимает целую газетную полосу) - случай, наверно, беспрецедентный. Разумеется, это говорит не об особом пристрастии "НГ" к митрополиту Кириллу, но об активности председателя ОВЦС и о глубине поставленных им вопросов.

Материал, названный "Норма веры как норма жизни", имеет следующий подзаголовок: "Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества". Жесткое противопоставление традиционализма и либерализма проходит через всю статью. Митрополит Кирилл начинает ее следующими словами: "Фундаментальное противоречие нашей эпохи и одновременно главный вызов человеческому сообществу в XXI веке - это противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности - с другой".

Автор предложил вести дискуссию "на уровне обсуждения проблем личности и современного общества в целом". Либерализм, по мнению Владыки Кирилла, навязывает следующее требование: "Религия - сугубо личное дело, религиозные организации - вне политической жизни". Однако, возражает митрополит, "невозможно оставаться христианином за дверью собственного дома, в кругу семьи или в уединении своей кельи и переставать быть им, поднимаясь на профессорскую кафедру, усаживаясь перед телевизионной камерой, голосуя в парламенте и даже приступая к научному опыту". Автор подчеркивает, что "религиозная мотивация для верующего человека имеет универсальный и всеобъемлющий характер".

Главной особенностью православного образа жизни митрополит Кирилл назвал "укорененность в Предании Церкви", причем "лишь жизнь в соответствии с Преданием как нормой веры может рассматриваться как истинно православная жизнь". Красивые рассуждения и правильные мысли не могут заменить человеку реального опыта Богообщения.

Следование этой норме в обществе не может носить деструктивного характера. "Как свидетельствует исторический опыт России, - пишет митрополит Кирилл, - соприкосновение и взаимное влияние религиозно-культурных традиций при определенных условиях (отказ от прозелитизма, агрессии и т.п.) может быть не только безопасен для сохранения культурно-религиозной идентичности, но и взаимообогащающим". Проблему автор видит в другом: "сегодня не существует преград, могущих обезопасить духовное здоровье народов, их религиозно-историческую самобытность от экспансии чуждых и разрушительных социокультурных факторов, от нового образа жизни, возникшего вне всякого предания и формирующегося под влиянием постиндустриальной реальности". По мнению Владыки Кирилла, "в основе этого образа жизни лежат либеральные идеи, соединившие в себе языческий антропоцентризм, пришедший в европейскую культуру в эпоху Возрождения, протестантское богословие и иудейскую философскую мысль". Любопытно, что "либеральным прочтением христианства" автор считает именно протестантизм.

Продолжая богословскую критику либерализма, митрополит Кирилл отмечает, что "либеральная доктрина заключает в себе идею раскрепощения греховного индивидуума, а значит, высвобождение потенциала греха в человеческой личности. Свободный человек вправе отбросить все, что сковывает его, препятствует ему в утверждении его греховного "Я". Все это - внутреннее дело суверенной, автономной, ни от кого, кроме себя, не зависящей личности. В этой своей части либеральная идея диаметрально противоположна христианству. Не погрешив против правды, ее можно охарактеризовать как антихристианскую".

Предвосхищая упреки в "покушении на священные принципы прав и свобод", митрополит Кирилл подчеркивает, что критика либеральных идей "совершенно естественно вписывается в систему ценностей самой либеральной доктрины". Что же касается положительного ответа на этот вызов времени, то это "чрезвычайно непростая задача". По мнению автора, ни "изоляционистская" концепция, ни механический перенос западной модели не подходят для нынешней России. "Нерв обсуждаемой проблемы" состоит в том, что "существование либеральных институтов в экономике, политике, социальной жизни и межгосударственных отношениях приемлемо, целесообразно и морально оправданно только в том случае, когда одновременно не насаждается принцип философского либерализма применительно к личности и межчеловеческим отношениям". А поскольку сейчас в России либеральная идея полагается в основу государственно-общественной модели развития страны, то ей, заключает митрополит, "в полном соответствии с либеральным принципом сдержек и противовесов, должно противопоставить политику утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений систему традиционных для России ценностей".

"Вопрос, от решения которого во многом зависит будущее Церкви, можно сформулировать так: сумеем ли мы воплотить то видение жизни, которое рождается из веры, в значимых для общества делах, в убедительных ответах на проблемы современности, - констатирует митрополит Кирилл. - Если нет - тогда все, что мы говорим о должном соотношении между традицией и либерализмом, о жизненной силе нашей веры и нашего Предания, останется только декларацией, только голой конструкцией, безжизненным скелетом, лишенным мышц". Вот почему уже шесть лет разрабатывается "Концепция Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом", упомянутая в статье. По словам митрополита Кирилла, к лету нынешнего юбилейного года проект концепции должен быть окончательно подготовлен и представлен Архиерейскому Собору.

Призывом к поиску и сотрудничеству завершает свою статью председатель ОВЦС: "То, к чему нужно стремиться, - это не среднее арифметическое между крайними позициями, не набор аргументов, заимствованных у разных сторон, - а именно православный, религиозно обоснованный подход, выработка которого - творческая задача современного православного богословия".

Несомненно, появление этой аналитической статьи митрополита Кирилла является большим событием. Ее публикацией "Независимая газета" еще раз доказала свою репутацию экспертного издания, открытого для серьезной дискуссии. Нельзя не отметить также смелости и даже некоторого вызова, с которыми обращается к светскому миру православный иерарх.

Однако активное использование митрополитом Кириллом терминов "либерализм" и "традиционализм" может повлечь за собой фатальное непонимание со стороны многих читателей. Опыт показывает, что эти слова устойчиво ассоциируются у разных людей с совершенно разными, порой противоположными, явлениями. Подобную ситуацию мы встречаем с термином "фундаментализм", который наполняется в зависимости от идеологических установок пишущих совершенно разным содержанием, особенно когда речь идет о неисламской религиозной традиции.

Так, самого Владыку Кирилла часто называли "церковным либералом". Не будет удивительным, если после выхода статьи его обвинят в "православном фундаментализме". Проблема использования терминов, по всей видимости, требует специального обсуждения.

Виктор Фомин


  © ПРАВОСЛАВИЕ 2000