Православие.Ru
ПРЕССА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

СТОЛИЧНЫЕ ИЗДАНИЯ О ПРАЗДНИКЕ ПАСХИ


Ни одна из центральных московских газет не обошла стороной главную тему религиозной жизни страны. О Светлом Празднике Пасхи сочло своим долгом написать каждое столичное издание. Журналисты не просто стали корректны к чувствам верующих, но в своих статьях делают ссылки на святителя Иоанна Златоуста, слово "Бог" пишут с большой буквы и уже не ставят под сомнение реальное существование Христа.


Газета "Известия" в №76 провела опрос известных лиц страны на тему "Как вы празднуете Пасху?"

И вот кто что ответил:

Владимир Рыжков, депутат Государственной думы:

- Я не воцерковленный, то есть не соблюдаю всех обрядов, но и атеистом я бы себя тоже не назвал. А Пасху мы празднуем как все: говорим друг другу "Христос воскресе", получаем ответ - "Воистину воскресе". Яички красят в нашей семье, куличи пекут обязательно. Я только сегодня прилетел из командировки, так что в церковь не ходил.

Марк Розовский, режиссер Театра у Никитских ворот:

- Я неверующий человек, поэтому не могу сказать, что я праздную Пасху. Вот сегодня были утром у наших друзей, они люди верующие, так что все было по закону: куличи, пасха. Пасха - светлый праздник для всех конфессий, всех религий, он служит единению человеческому, укреплению веры. Хочется хотя бы в этот день соответствовать чему-то высокому.

Игорь Кио, иллюзионист:

- Нет, я рос в советские времена, поэтому не верю в Бога и не праздную Пасху. Кулич и крашеные яйца дома есть, вчера я немного посмотрел службу. Сейчас жизнь так сильно изменилась, что людям хочется во что-то верить. Я не воинствующий атеист, с уважением отношусь к религии. А перерождаться мне уже поздно.

Валентин Гнеушев, режиссер:

- Конечно, праздную. Много непонятных праздников, но для меня есть три главных: Новый год, дни рождения членов семьи и Пасха. Так совпало, что сегодня день рождения у моего артиста, мы во дворе накроем стол и в лучших традициях советского общежития будем праздновать сразу два праздника. Вчера я на службе не был, поскольку только вернулся из Парижа и очень устал. Я не участвую в крестном ходе таких помпезных соборов, как храм Христа Спасителя, я хожу в церковь недалеко от дома. И вообще в церковь хожу не потому, что сильно верующий, а потому, что боюсь за будущее свое и своих детей.

Судя по ответам, можно сделать вывод, что традиции отмечания Пасхи на советском уровне осталось до сих пор.

"Московская правда" в нескольких номерах подряд рассказала историю Распятия и Воскресения Христа с историческими и богословскими комментариями. А в номере от 8 мая опубликовала интервью с ключарем храма Христа Спасителя протоиереем Михаилом Рязанцевым. "В пасхальных песнопениях поется: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и тем, кто был в гробах (сущим во гробех), жизнь даровал". Тем самым каждый человек получил возможность жизни вечной с Богом. И от самого человека зависит, как он своей земной жизнью распорядится, как подготовит себя для вечности. 40-дневный пост, предшествующий Светлому Христову Воскресению, - это образ того, как человек должен подготовить себя к жизни вечной. А в само Светлое Воскресение по-братски, по-родственному приветствуют друг друга троекратным поцелуем, христосуются, вспоминая Его завет "да любите друг друга". "Радостью друг друга обымем", - поется в пасхальном тропаре.

По церковному уставу во вторник второй седмицы Пасхи, называемый Радоницей, происходит поминовение усопших. В этот день наши предки ходили на кладбище, а не на саму Пасху, как ныне. Поскольку в этом году 9 Мая совпадает со Светлой седмицей, панихида по воинам, которую обычно служат в День Победы по всем храмам, будет совершаться в Радоницу 14 мая", - объяснил отец Михаил.

Газета "Tруд" особенно отметила главный православный праздник. Почти весь 77-й номер газеты был посвящен "Трем праздникам, которые меняются вместе со временем, обществом, со всеми нами".

"Три праздника сошлись в коротком промежутке времени - Первомай, Христова Пасха, День Победы. В самом этом удивительном (по некой даже внутренней взаимосвязи) сочетании, еще непредставимом лет пятнадцать назад, в том, как мы их отмечаем, - видны те глубинные изменения, которые произошли с нами, со страной. Эти изменения, пожалуй, больше всего заметны по Первомаю. Теперь это не День международной солидарности трудящихся, а Праздник весны и труда", - и автор рассуждает об изменениях, связанных с этим праздником.

"Первомай был одним из главных праздников нашей, казалось, неисправимо "воинственно-атеистической" страны. Страны, которая так легко в свое время "сдала" Церковь, Православие, монархию. Про нас сказано: "потерявши плачем" - мы скоро поняли, что Церковь, вера заключали в себе многое, без чего наша жизнь оскудела. На днях была названа цифра: две трети населения нынче, да и при советской власти (так или иначе) справляли Пасху. Почему? В этом выражалась надежда. И сегодня, когда много говорится о богатстве, о способах его достижения, особо актуально звучат многие положения христианского учения. Например, что не каждый рубль - благо, не каждое богатство - от Бога.

Говорят, что мы, россияне, любим отмечать любые праздники. Это так. Но есть праздники, в которых отразилась душа и судьба народа".

На следующей полосе "Труда" в "Радости Пасхальной" речь идет об этой самой радости: "Только что встреченная православными верующими Пасха Христова - это "праздников праздник и торжество из торжеств", когда многие миллионы людей, по слову святителя Иоанна Златоуста, "наслаждаются пиршеством веры", испытывая ни с чем не сравнимое чувство пасхальной радости. О ее животворящем действии проникновенно сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обращаясь к пастве в пасхальную ночь с Горнего места алтаря храма Христа Спасителя: "Радость о воскресшем Господе Спасителе объединяет всех нас, она дает нам силы нести наш жизненный крест, совершенствоваться, возрастать в христианских добродетелях, быть христианами не только по имени, но и по жизни".

Многолюдные пасхальные богослужения прошли более чем в двадцати тысячах православных храмов России".

В следующем же номере "Tруда" автор Анри Вартанов в статье "Прощание с "Алчностью" раскритиковал наше телевидение: "Не часто бывает так, чтобы из семи дней недели пять оказались нерабочими. Еще реже случается встреча праздников столь разных, как светский (и во многом советский) Первомай и церковная Пасха. Поэтому, наверное, телевидению на сей раз предстояло решить одновременно две несхожие задачи: предложить зрителям увлекательные, способные удержать возле экранов программы и при этом найти водораздел между сошедшимися "лоб в лоб" праздниками. В самом деле, редкие попытки представить на неделе что-то духовное, значительное тонули в море низкопробной "развлекухи". Три последних дня из пяти праздничных пришлись, повторяю, на Страстную неделю. Причем многовековая церковная и народная традиции определили незыблемую драматургию этих дней. День распятия Христа - Страстная пятница, считается самым скорбным в году. Он решительно несовместим с любыми формами веселья. Даже убежденные атеисты - из уважения к верующим - стараются как-то умерить свою страсть к развлечениям в пятницу накануне Пасхи. Не то - наше ТВ. Тут всю неделю, начиная со среды, сочли чуть ли не сплошным карнавалом. Корректно ли показывать на экране в Страстную пятницу "Лучшие моменты Новогоднего огонька" и "Аншлаг. Старый Новый Год". Тут диссонировало не только безудержное веселье в самый скорбный день в году, но и откровенно зимний антураж - елочки в снегу, рождественские гирлянды и прочие зимние причиндалы в пору буйной, похожей больше на лето весны. Чаще всего - агрессивная пустота и пошлость".

"Комсомольская правда" в 79-м номере подробно излагает свое понимание, что такое Страстная неделя и Пасха и как нужно себя вести в эти дни. "Считается, что в Страстную пятницу нельзя мыться, париться в бане, стирать, убираться в доме, а также устраивать вечеринки. Вкушать дозволяется только хлеб и воду. А особо ревностные христиане не едят совсем.

Что такое Великая суббота - это время приготовления к встрече Великого Христова Воскресения. В этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей и пасхи. Посвятите некоторое время благотворительности: отнесите ненужную одежду в приют или в церковь, закупите продуктов одинокой соседке-пенсионерке и сделайте первый шаг к примирению с родственниками и коллегами.

И что такое Пасха - это возрождение к жизни..." Даются также практические советы, "как правильно разговляться после Великого поста и встречать один из самых главных православных праздников". В эти дни отменяются все ограничения в еде, начинаются народные гулянья - люди веселятся после долгих дней строгого поста и воздержания. Встретив знакомого, нужно приветствовать его словами "Христос Воскресе!" и ответным "Воистину Воскресе!", трижды его обнять и обменяться "писанками". Есть такое поверье: если пасхальное яйцо подарено от чистого сердца, оно долго не испортится и подобно талисману будет ограждать от разных несчастий.

Также газета прокомментировала такую традицию, как посещение кладбища на Пасху: "На самом деле делать этого не стоит, потому что Пасха - это победа жизни над смертью. А традиция ходить в этот день на могилки появилась в советское время, когда были закрыты храмы. Так что Пасху лучше провести в храме или дома, а на могилки сходить в специальный день - Радоницу".

Даже известный своим цинизмом "Московский комсомолец" был вполне корректен к чувствам верующих. Так, в номере от 4 мая дан обзор событий, происходящих почти две тысячи лет назад. С праздничным возгласом "Христос Воскресе" начинает свою статью С. Бычков: "В старом Иерусалиме, среди узких улочек, высится храм Гроба Господня, там есть гранитная плита, та самая, на которой лежало тело Иисуса. Но ни самого тела, ни каких-либо останков здесь нет. Его не удержала смерть - Он воскрес!". "МК" начинает прощупывать корни христианской Пасхи, которая "уходит в Ветхий Завет и связана с пасхальным седером, который совершали все благочестивые евреи с незапамятных времен. В первом веке нашей эры седер - пасхальная трапеза - устраивалась следующим образом: на стол выставлялись яйцо (в память о праздничном жертвоприношении), баранья косточка символизирующая пасхального агнца), горькие травы (напоминающие годы рабства), харосет (смесь из протертых яблок, орехов и вина) - символ строительного раствора, использовавшегося еврейскими рабочими-каменщиками в Египте, овощи, а также чаша с соленой водой (символ слез, пролитых рабами в Египте). Хлеб на Пасху употреблялся только пресный - маца. Иисус Христос накануне Своих страданий основал новую Пасху - в отличие от пасхального агнца, который приносился в жертву в память о чудесном избавлении от ангела смерти в Египте, который поражал всех первенцев, Христос Сам стал жертвой." - и дальше описаны последние дни жизни Христа на земле, с объяснениями что такое синедрион и функции римского наместника в Иерусалиме.

И заканчивается статья: "В воскресенье, 5 мая, христиане соберутся в храме, чтобы вспомнить о победе распятого Иисуса над смертью. Пасхальной ночью во всех православных храмах нашей страны прозвучат волнующие строки святого Иоанна Златоуста: "Итак, все войдите в радость Господа нашего... Трапеза наполнена - никто не ходи голодным!". Пасхальная радость проникает в сердца тех, кто, следуя велению Матери-Церкви, постился, но она незаметно касается и сердец тех, кто забывал о посте", - утешительными словами заканчивается статья.

В этом же номере "МК" под заглавием "Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами" описаны народные приметы, связанные с Пасхой. "На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девки и бабы в пасхальное утро умывались с золота, серебра и красного яичка - в надежде разбогатеть. А во время пасхальной службы незамужней девушке нужно прошептать: "Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочках да в порточках!" или "Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади". Считалось, что все загаданное в Пасху сбудется, особенно если это касается создания или благополучия семьи. И конечно, всю неделю, пока длился праздник, привечали нищих и увечных. Каждый православный человек считал своим долгом накормить и обласкать обездоленного. Может, и нам не стоит забывать о пасхальном почине наших предков?" - намекает "МК" на делание добрых дел читателям.

Некоторые СМИ с плохо скрываемой неприязнью и глумлением описывали, как встречают православную Пасху первые лица государства. Так, газета "Коммерсантъ" опубликовала в №76 статью "В храме Христа Спасителя собрались главные православные страны". Газета попыталась охватить все известные лица государства, мелькающие среди молящихся: "В пасхальную ночь в храме Христа Спасителя праздничное богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вместе с простым народом - министрами, думскими депутатами и богатейшими предпринимателями - в главном храме страны молились президент России Владимир Путин с супругой. Как и в прежние годы, попасть на пасхальную службу в храм Христа Спасителя можно было только с пригласительным билетом... Одним из первых в VIP-зоне появился, конечно, вице-спикер Государственной думы Владимир Жириновский, а следом пришли его коллеги-депутаты - известные неравнодушием к религии Виктор Зоркальцев и Александр Чуев. Чуть позже подтянулись главный мытарь России Геннадий Букаев, новый руководитель Госкомспорта Вячеслав Фетисов с супругой, Борис Йордан с отцом, детьми и другом Альфредом Кохом. А дальше почетные молящиеся повалили: председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который подарил патриарху букет белых роз, глава Конституционного суда Марат Баглай, министр обороны Сергей Иванов, вице-премьер Валентина Матвиенко, полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, управляющий делами президента России Евгений Кожин, московское правительство во главе с мэром Юрием Лужковым".

Подобный тон наблюдался в разных периодических изданиях. Например, "Известия" 6 мая рассказали, как "Храм Христа Спасителя спасли от православных" и как простой человек не смог попасть в главный храм страны. "Согласно статистике, Пасху отмечали 80 процентов жителей страны. Но встретить этот праздник в главном храме станы можно было только по приглашениям, которые выдавала Патриархия". Разъяснений, почему простому верующему совершенно необходимо на Пасху молиться непременно в одном месте с руководителями государства и депутатами, а не в любом из сотен московских храмов, никто из журналистов не сделал.

Благословясь, открыли в Москве пасхальный фестиваль. И конечно, каждое средство массовой информации написало о первом Пасхальном музыкальном фестивале, который проходил под руководством Валерия Гергиева и с участием оркестра Мариинского театра.

Смотри также:

Пресса:




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU