Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Проповеди
 

Изветшавшая одежда страстей

Поучение в 29 неделю по Пятидесятнице
 
Умертвите  убо уды ваша, яже на земли: блуд, не-
 чистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3, 5).
 

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Эти  слова апостола, обращенные некогда к миру языческому, одряхлевшему от порочной и суетной жизни, обра­щаются ныне и к нам. И душа всякого подвизающегося в добродете­ли по временам чувствует как бы совершенную усталость в борьбе со злом, когда нечистые страсти с особенною силою восстают на душу, силы же души немощствуют; и хотя слышится в душе голос, призыва­ющий к добру, однако человек остается бессильным от превозмогаю­щей силы страстей. В то время приступает к душе диавол и, вселяя в душу уныние, представляет особенно скучным и трудным всякий ду­ховный подвиг, обольщает человека пленительным призраком сво­боды, неизведанной еще красоты и радости земного бытия, отрече­ние от которых и подавляет будто бы душу унынием.

Но если в душе человека еще не угасла любовь к добру и не утра­тилась совершенно память о Боге, то он, хотя бы смутно, чувствует, что причина этого уныния та, что он носит на себе изветшавшую одежду страстей. Он сознает, что для обновления сил души должно ему совлечься «греховного тела плоти», необходимо напряжение во­ли, подвиг отсечения всего того, что приковывает сердце к земле: блудных помыслов и желаний, гордости, гнева, зависти и всего того, что сделалось угодным душе и вследствие привычки как бы срослось с нею. Но, полагая во всем этом свою жизнь, человек, даже подвиза­ющийся, нередко бежит от умерщвления греховной воли, надеясь, не совершится ли как-нибудь сам собою этот болезненный подвиг. И чем более он умножает грехи, тем легче начинает смотреть на про­исходящий от них вред, уже «не стыдясь и не краснея» начинает творить зло. Бедный человек! Кто снизойдет к его немощи и сострада­тельным взором проникнет в болезнь его? Ибо «гласа Господа Бога своего он не слушает и не принимает наставления Его» (Иер. 7, 28).

И вот он слышит в душе своей голос призывающего ее к Себе Бога: Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь ?.. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер. 31, 22; 3, 22). Он вспоминает о люб­ви небесного Пастыря, Который, «заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим», приносит к Отцу Своему. Тогда душа челове­ка невольно отзывается на этот голос любви, он с болезненною скорбию начинает оплакивать свое бесплодное блуждание по распутиям мира и, возгораясь любовию к Богу, начинает взывать к Нему: «Обра­ти меня, и я обращусь!.. Мы извратили путь свой... Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда... Поистине напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор... грешили пред Господом Богом нашим!.. Вот мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш!» Неужели не обратится Бог на этот зов души скор­бящей? Поистине обратится и «издали явится» ей (Иер. 31, 18; 3, 21-25; Ис. 64, 6).

Посему да не унывает человек, хотя малое желание имеющий подвизаться для Господа! Есть надежда для будущности твоей, - гово­рит ему Сам Господь чрез пророка (Иер. 31, 17). Приближающийся праздник явления Бога во плоти уже сам по себе силен обновить на­шу душу. Но во сколько раз обновление и очищение души нашей бы­ло бы сильнее и действеннее, если бы мы присоединили хотя малый подвиг поста и говения! Тогда поистине сбудется на нас слово проро­ка: Господь сотворит на земле нечто новое (Иер. 31, 22). Душа слабая и немощная сделается мужественной. Утомленный борьбою человек укрепится духовно, когда закон Господа будет «вложен во внутрен­ность его и в сердце его написан будет», когда о грехах его не будет более воспоминания Господа (Иер. 31, 33-34). «Работая Господу со страхом, он будет всегда и радоваться Ему с трепетом». Аминь.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

19 / 12 / 2003






 версия для печати

Также в этом разделе:

Святитель Агафангел. Часть 2

Святитель Агафангел. Часть 1

Святоотеческое отношение к болезни

Радуйся, земля Сиверская!

Под Покровом Божией Матери

Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
Борьба за свободу Церкви


Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
Возвращение в Китай


Величие святой простоты. Часть 2

Величие святой простоты. Часть 1

«Христианину остается скорбеть и терпеть»

Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
Начало Второй мировой войны


Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

Трансляция в формате RSS 2.0