Кто, как не Бог, силен мне помочь?

Уныние. Художник: Николай Александрович Сергеев Уныние. Художник: Николай Александрович Сергеев

В жизни любого человека случаются периоды, о которых поэт сказал: «Бывают дни, когда опустишь руки, / И нет ни слов, ни музыки, ни сил»[1]. В медицине это состояние называется депрессией, в святоотеческой литературе – унынием. Страсть эту святые отцы относят к разряду наиболее тяжелых, и борьба с ней считается крайне трудной, поскольку упомянутое состояние подобно если не душевной смерти, то душевному омертвению. Парализуются наши психические, а с ними и физические силы. Парализуются не только ум, чувства, но и – самое печальное – наша воля. При этом человек не только не может жить по евангельским заповедям (а кто, по большому счету, может?), но зачастую уже и не хочет. По этой причине человек за победу над страстью уныния получает самый большой венец: «Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние»[2].

Конечно, уныние не муха: рукой не отгонишь, но у святых отцов можно найти ряд советов, которые помогут нам преодолеть это навязчивое состояние. И один из наиболее важных – это воспоминание о том, что Бог видит, помнит, любит нас и все делает для нашего блага.

В состоянии уныния словно мрачные тучи обступают нас со всех сторон. Кажется, что нет просвета, нет надежды на то, что жизнь наладится, кругом тупик и полный мрак. Но стоит попытаться лишь ненадолго отойти от вошедших в привычку мрачных мыслей и вспомнить о Боге, все может измениться.

Преподобный Ефрем Сирин: «К истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге»

«Да, – скажем мы себе, – все плохо, все ужасно. Но ведь Господь знает это. От Него ничто не скрыто. Бог попустил эту ситуацию, а значит, с ней можно справиться. Господь видит меня. Он видит мои трудности, мои немощи, мое малодушие. И кто, как не Бог, силен мне помочь?!» А если к этим мыслям мы приложим еще и молитву, то нет сомнения, что уныние вскоре рассеется, как дым под действием сильного ветра. Об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «К истреблению… уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге»[3].

А чтобы в нужный момент нам вспомнить о Боге и Его Промысле, следует и в спокойном, и даже в радостном состоянии чаще прибегать к молитве, а также к примерам из Священного Писания и житийной литературы.

Так, если за исполнение Божественной заповеди нам нужно заплатить цену, которая кажется нам непосильной, то вспомним праотца Авраама, готового принести в жертву Богу самое дорогое, что у него было, и чем это закончилось. И скажем вместе с ним: «На горе Иеговы усмотрится» (Быт. 22: 14).

Если мы претерпеваем справедливые или несправедливые притеснения со стороны людей, от которых зависит наше земное благополучие, то можем вспомнить историю Агари из Книги Бытия. Агарь в отчаянии убегает от своей госпожи в пустыню, но ей является ангел Божий, который убеждает вернуться обратно и пророчествует о том, что ожидает в будущем ее и ее сына, которому предстоит родиться. «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня» (Быт. 16: 13).

Когда нам кажется, что наши таланты пропадают даром, окружающие или начальство недооценивают нас, что мы достойны более высокого положения, то следует освежить в памяти историю царя Давида. Кем он был? Неизвестным юношей пастухом, который пас скот отца своего Иессея, фигурой столь незначительной не только в израильском народе, но и в своей семье, что когда пророк Самуил просит Иессея позвать всех сыновей к участию в жертвоприношении, то о Давиде просто не вспоминают.

Но Господь избирает его, и неизвестный пастух становится царем Израиля, потому что Бог видит его веру и доброе расположение души. «И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь» (Пс. 151: 3–5).

Некоторые супружеские пары скорбят о том, что не имеют детей. И здесь мы находим ряд библейских примеров. Святые Авраам и Сарра, пророк Захария и праведная Елисавета, богоотцы Иоаким и Анна являют нам образец того, как сохранить веру и благочестие в бездетности, сопровождающейся унижениями от окружающих. Они не стали добиваться исполнения своего желания любой ценой и были вознаграждены, прежде всего, Божественными милостью и благоволением, а после – и рождением детей, через которых было совершено спасение всего человечества.

И, кратко сказать, во всех встречающихся жизненных трудностях будем помнить, что Бог видит нас и не преминет оказать нам Свою всемогущую помощь в нужное время. Нам же необходимо, прежде всего, следить, насколько мы стараемся жить по евангельским заповедям: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13: 5). В остальном возложим надежду на Бога, чтобы исполнилось неложное обетование Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).

Впрочем, даже если при жизни какой-нибудь достойный человек остался в безвестности и не дождался исполнения своих желаний, то и здесь можно быть уверенным, что он не забыт у Бога.

К примеру, о жизни праведного Иакова Боровичского нам практически ничего не известно. Но Господь пожелал прославить Своего угодника и сделал так, что льдину, на которой находился гроб с мощами святого, прибило к селению Боровичи, что в Новгородской земле, и сам святой в сонном видении жителям села открыл свое имя.

Подвиг лесбосских мучеников, пострадавших от турок в XV веке, по человеческому рассуждению должен был остаться совершенно неизвестным, поскольку память об этих событиях не сохранилась, а монастырь, где пострадали святые, был разрушен. Но по прошествии без малого пяти веков сами исповедники Христовы, являясь благочестивым жителям острова Лесбос, поведали о пытках и смерти, которые они претерпели за верность Христу, и указали места, где были найдены их святые останки. Теперь святые исповедники веры прославлены, а на месте их мученического подвига возведен монастырь в честь одного из пострадавших – святого архимандрита Рафаила.

Трудности христианской жизни всегда облегчаются Божественными утешениями

Похожие события привели к прославлению преподобномученика и чудотворца Ефрема Неа-Макринского. Да и вся история нашей Церкви наполнена подобного рода примерами.

Конечно, преодоление непростых жизненных ситуаций и искушений связано с перенесением разного рода трудностей, физических и душевных. Иначе спастись нельзя, «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель», и «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7: 13, 14).

Но трудности христианской жизни всегда облегчаются Божественными утешениями. Господь явным образом открывает Своим последователям, что Он видит и не оставляет их. Это можно проиллюстрировать словами преподобного Нектария Оптинского: «И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней – так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести ее. Тогда приходит благодать и разметывает эту гору камней, как гору сухих листьев»[4].

От нас же требуются лишь терпение и вера в то, что Господь помнит нас и смотрит на нас с любовью: «Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13: 10).

Андрей Горбачев

17 июля 2018 г.

[1] Макаревич А. Пока горит свеча.

[2] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 13: Об унынии и лености // https://lib.pravmir.ru/library/readbook/937.

[3] Ефрем Сирин, преподобный. Творения // https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/351.

[4] Цит. по: Рожнева Ольга. Самый сокровенный Оптинский старец // https://pravoslavie.ru/70612.html.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Остановка Остановка
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Остановка Остановка
Рассказ
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Его пронзила болезненная зависть. Что он видел в свои 24 года? Никуда не ездил, не отдыхал, не одевался с шиком, не ходил в рестораны. Работа, работа, работа…
«Я вспомнил угрюмую птицу…» «Я вспомнил угрюмую птицу…»
Протоиерей Сергий Адодин
«Я вспомнил угрюмую птицу…» «Я вспомнил угрюмую птицу…»
Протоиерей Сергий Адодин
Угрюмых православных я не понимаю. Хотя давно привык к ним. Казалось бы, какая печаль способна обаять тех, кто точно знает, что Христос воскрес? Ах, да. Вечные муки. Правда, я слышу: «Не могут муки быть вечными!» Как это так?!
Уныния нет. Есть эгоизм Уныния нет. Есть эгоизм
Старец Порфирий Кавсокаливит
Уныния нет. Есть эгоизм Старец Порфирий: «Уныния нет. Есть эгоизм»
Старец Порфирий Кавсокаливит
Как человек может измениться? Если он осознает, что то, что в нем живет, есть зло, и задумается о добре. Это немного трудно, но ежели подготовиться… А подготовка заключается в смирении – именно в смирении.
Комментарии
Виталий26 марта 2019, 13:45
Цитата: "Уныние - это сомнение в милосердии Божьем". Я думаю,что еще хуже.В унынии мы разочарованы в самом главном и великом даре Господа нашего-жизни. Даре,за который Он не взимает процентов,который дан нам просто так,безо всяких условий.Со времен Адама Господь даровал волю человеку поступать,как ему заблагорассудится, которую мы используем как попало.Да,безусловно,когда рушится наша человеческая жизнь,мы сломлены,раздавлены.Но самое для меня главное,что я смог понять-все может исчезнуть:семья,здоровье,достаток,но Его и Его Любовь никто и никогда не отнимет.Никогда!!!Вот поэтому это и есть главная,несокрушимая,неразменная ценность.И тогда крик к Нему чист и радостен.И места унынию уже нет.
Нина Ковчавцева11 октября 2018, 07:49
Полностью согласна с Галиной. В церкви годами рядом стоят люди, которые ни разу не поздоровались друг с другом. Пастыри не проводят элементарных бесед о взаимопомощи и поддержке попавших в беду братьев и сестер. Есть какая-то кучка близких к настоятелю прихожан, которые и на службы-то ходят лишь по великим праздникам, называемые воцерковленными... а остальные абсолютно неприкаены и одиноки...Горькая и печальная картина приходской жизни...Инвалидам в церкви вообще нет места...Увы...но факт.
Галина30 июля 2018, 08:22
Наталии.Спасибо. "Это Вы, простите, эгоистично ожидали бОльшего участия в Вашей беде.Если бы Вы меньше думали о себе, Вам было бы проще пережить эту утрату".Возможно,вы и правы.Но я молилась не меньше вас.И ваш комментарий, увы, слишком типичен для многих- самодовольство и самохваление, гордое обличение вместо элементарной помощи и сочувствия ближнему,который в унынии и беде.Слышала это по разным поводам не раз.Есть незримая разница между двумя понятиями-надежда только на себя, на свои силы и на Бога и "всеобщее равнодушие, растущее, как стена",отрешение от ближнего- антиевангельская позиция. Поэтому и бегут православные к психиатрам, и многим одиноко в церкви. Христос- мера всему.Слово Его.
Наталия26 июля 2018, 21:12
Кстати, сейчас обратила внимание - здесь же ссылка на статью старца Порфирия Кавсокаливита "Уныния нет. Есть эгоизм". Абсолютно прочувствовала это на себе. Когда мы эгоистично ждем к себе повышенного внимания и не получаем его - унываем, обвиняем других в невнимании. А когда мы забываем о себе - нет никакого уныния.
Наталия26 июля 2018, 19:46
Продолжение. И я совсем не заметила, чтобы кто-то был равнодушен к моему горю. Но мне и не нужно было это участие, ахи-вздохи. Вот молитвенная помощь была нужна. Супругу, мне, сыну. Божья благодать даже помогала мне других утешать (!) в моем горе. Были люди, которые плакали, провожая... А к Вам, Галина, все продолжали относиться так же, как и раньше. Это Вы, простите, эгоистично ожидали бОльшего участия в Вашей беде.Если бы Вы меньше думали о себе, Вам было бы проще пережить эту утрату.
Наталия26 июля 2018, 19:40
Галина, простите, наверное, нужно поискать причину в себе. Я тоже проводила в лучший мир любимого супруга. Неожиданно рано Господь призвал его к Себе. Но я первые 40 дней вообще не думала о себе. Каждую минуту я старалась поминать любимого (именно, каждую минуту - читала о его упокоении как Иисусову молитву; всегда, когда не занят был ум чем-то важным). Я знала, какое это важное время для спасения его души. Даже ночью читала молитву о его упокоении, как только просыпалась. После 40 дней немного меньше стала читать этих молитв, сейчас заупокойные молитвы читаю на утреннем-вечернем правиле, перед трапезами, ну и стараюсь, конечно, читать Псалтирь.
ТаняСем25 июля 2018, 16:05
очень согласна с Юлией 24 июля 2018 08;52--- о нужности людей и необходимости ближнего рядом,который поймет и поддержит без лишних слов!А сейчас разобщенность как в обществе так и в семье-каждый сам по себе( золотой телец правит и "ест" по-тихоньку самое главное Божье Создание- Человека,призванного самим Господом любить,а не ненавидеть)-вот и страдают люди унынием и депрессией от этого хаоса-а именно от отсутствия любви,настоящей не искуственной!Ведь любовь рождается в доверии-а когда оно украдено-то и результат-.......Утешь нас,Господи,немощных и не оставь без Любви Своей !!!
Галина24 июля 2018, 09:59
Вот тут-то и корень всех проблем: легче любить все человечество, чем своего непосредственного ближнего, плакать с плачущими и радоваться с радующимися, по евангельской заповеди. Легче красиво и высокопарно советовать подражать Христу, святым, чем самим оказать помощь и сострадание ближнему, окружить его любовью и заботой во время депрессии.Здесь права Юлия: вместо слов и советов нужны дела любви.Я пережила большое горе,потерю любимого мужа, и все мои "сестры и братья во Христе" оказались в стороне от меня, холодные и равнодушные, умом блуждающие где- то в небесах. А подруга только улыбалась. Священники были "бесстрастны", им вообще все равно. В трех приходах я оказалась одна со своим горем.
Юлия24 июля 2018, 08:52
Самое лучшее лекарство от уныния, - это ближний, который вовремя возьмет за ручку и напоить чаем с тортиком. Нужны были бы люди друг другу, проблем бы не было...
Всеволод23 июля 2018, 16:52
Хочется подчеркнуть, что депрессия и уныние - два разных по природе явления, хотя и ходят рука об руку. Враг нашего спасения непременно попытается обратить психофизическую немощь (которую возможно если не вылечить, то приструнить медицинскими средствами) в смертный грех. Мне очень помог совет проф. А.И.Осипова, в унынии через силу благодарить Бога. Даже возник такой прилив радости, что я испугался необычности такого явления. С тех пор уныние с прежней силой не случалось. "Всегда радуйтесь, за всё благодарите".
Дмитрий23 июля 2018, 12:53
Большое спасибо за прекрасную статью.
Лично мне она очень нужна была именно сейчас.
Уныние - да, жуткая вещь. Помню, в какой-то момент осознал, почему уныние считается таким серьезным грехом. Потому что уныние - это, как мне кажется, сомнение в милосердии Божьем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×