Блаженны верующие

Слово в Неделю апостола Фомы

    

Сегодня Церковь вспоминает событие Воскресения Христова. Господь явился Своим ученикам, но, когда Он им явился, один из них не был там. И когда его друзья сообщили, что видели воскресшего Господа, он сказал: «Я не поверю, пока не вложу свои персты в Его раны» (см.: Ин. 20: 24–25). Этот ученик был Фома. Поэтому и неделя эта называется – Неделя апостола Фомы. И Господь, милосердный и снисходительный к человеку, в восьмой день снова является ученикам, но уже в присутствии апостола Фомы, и призывает его вложить персты – пальцы свои – в Его раны, чтобы убедиться, что Он воскрес, что Он истинный Сын Божий, Спаситель мира, Господь, которого ждали многие поколения людей из народа, к которому принадлежал и апостол Фома. И когда Фома выразил свою веру, убедившись в Воскресении Христовом, Господь ему сказал: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 29).

В сегодняшний день нам предстоит особо задуматься о том, что же такое вера. Мы люди вроде бы верующие, по крайней мере такими нас считают те, кто отрицает и Бога, и Воскресение, и Церковь. Это признак настоящих христиан: мы верующие люди, мы ходим верою, как говорит апостол Павел (2 Кор. 5: 7). И действительно, вера – это и есть самое большое богатство наше и вообще самое большое богатство в этом мире. Если нет у человека веры, ничего у него нет. А мы привыкли к тому, что мы люди верующие, и уже не замечаем этого богатства, не понимаем, как оно важно для нас. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Великое благо – вера, когда она бывает от горячего сердца, от многой любви и пламенной души. Она делает нас мудрецами; она прикрывает ничтожество человеческое и, оставляя умствования земные, любомудрствует о вещах небесных; даже более: чего мудрость человеческая обрести не может, то она с избытком постигает и совершает»[1].

Поэтому Господь и называет нас, людей невидевших и уверовавших, блаженными. Мы блаженны, мы близки к Богу, близки к спасению. Мы верим не потому, что, как апостол Фома, вложили свои персты в Его раны, но мы верим учению Церкви, верим святым отцам, верим священникам, верим всему тому, о чем учит Церковь, и это является для нас источником жизни. Святые отцы, когда рассуждали об истории с апостолом Фомой, говорили, что вера от видения – то есть если бы Господь каждому из нас являлся постоянно и призывал вложить руки в Его раны – менее блаженная, чем вера тех людей, которые не видели этого и уверовали. Увидели Христа Воскресшего своими очами и могли к Нему прикоснуться только совсем немногие: апостолы, жены-мироносицы. А вся остальная Церковь жила всегда верою, и поэтому она эту веру так берегла, так боролась за ее чистоту. Поэтому и были все эти соборы, споры, мучения, страдания, готовность идти на смерть за чистоту веры.

Люди, Божии человеки понимали, что это самое главное, и враги Церкви тоже понимали, что это самое главное. Поэтому для того, чтобы уничтожить Церковь, уничтожить христианство, они обрушивались, высмеивали верующих людей. В XX веке в нашем Отечестве слово «верующий» приобрело такое насмешливое юмористическое значение. И даже сейчас, когда вы приходите к вере, часто близкие и друзья говорят: «Он стал верующим» – звучит это, как будто человек стал каким-то ненормальным дурачком. Поэтому столько лжи лилось на Церковь и на верующих людей. Зачем? Чтобы отвести новое поколение – молодежь, детей – от Церкви. «Верующий» – значит какой-то ущербный человек. Вот такая лживая сатанинская проповедь велась почти весь XX век.

Но посмотрим, к чему пришли многие ученые люди. Порой приходится разговаривать с людьми, по-светски образованными, с кандидатами и докторами наук в разных сферах. И такой ученый, но неверующий может нести такой несусветный бред и сам в него верить, что диву даешься: что вышла из воды ящерица, у нее отвалился хвост и потом потомки этой ящерицы написали симфонию Шостаковича или Моцарта. Вот в это люди верят, а когда мы говорим им о Воскресении Христовом, они в это не верят. Они не верят в существование диавола, ангелов, в Адама и Еву, они говорят, что это сказки. Но если рассуждать логически, посмотреть на теории, которым следуют сами эти люди, то увидим: они не менее гипотетичны, они не менее бездоказательны – но люди верят в это.

Доходит до смешного и трагичного: иногда очень образованные люди в момент отчаяния, болезни или постигшего их несчастья готовы поверить во что угодно, отдаться кому угодно в руки... Отдают всё, кланяются этим объектам своей веры – и остаются обманутыми, несчастными, и ничто им не может помочь. Почему так происходит? Потому что люди не имеют самого главного, того, над чем они смеялись и издевались: не имеют веры. Веры, которая покоряла целые народы, царства, воскрешала из мертвых, которая позволяла человеку совершать великие подвиги, физические и духовные. Этой веры нет у людей.

Но мы, у кого есть хоть немножечко веры (конечно, не надо обольщаться, что мы очень верующие люди), должны помнить о двух очень важных вещах. Вера без дел мертва (Иак. 2: 26). Без добрых дел, без милосердия, без любви богословие мертво. Наша вера мертва без добрых дел, без милосердия, без смирения, без способности любить ближнего – такого, какой он есть. И еще вера мертва, когда жизнь наша не соответствует этой вере.

Есть немало христиан, которые очень хорошо разбираются во всем, спорят о Божественных энергиях, знают, когда и какие соборы были и по какому поводу, а живут эти люди абсолютно безнравственно. Такие люди есть среди мирян, такие люди были в истории Церкви и среди духовенства. Они есть и сейчас, и вера таких людей мертва, она не спасительна. Да, они могут поделиться своими теоретическими знаниями о Боге с человеком незнающим и таким образом совершить добро, но сами они не спасаются. А кто же тогда мы такие? У нас и веры очень мало, и жизнь наша никакая.

Сегодня день апостола Фомы, дорогие братья и сестры. Мы всю неделю праздновали Светлое Воскресение Христово, праздновали его по-разному. Но самое настоящее празднование – это приложение усилия к познанию Бога. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, почему у людей слабая вера, почему нет веры. А потому, что нет желания потрудиться[2]. Не знают люди самых элементарных вещей о своей вере, не могут ее исповедовать, не могут ее защитить. Но самое страшное, что не могут жить так, как заповедал им распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Христос пришел в этот мир, пострадал и воскрес для того, чтобы мы жили верою, ходили верою, чтобы вера была самым главным в нашей жизни. Движимые верою, мы не боимся никого – ни диавола, ни его лжи, ни его слуг.

Христос воскрес! Воистину воскрес!


[1] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Ин. 11: 31–40. Беседа 63.

[2] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. О ревности душевной и духовной.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вера, совершающая чудо Вера, совершающая чудо
Слово в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Каждый из нас призван своей молитвой, своей верностью Богу защитить Церковь. Каждый воин Христов может сделать очень много, как не раз делали это русские люди, находившиеся в крайнем отчаянии.
Наши дети Наши дети
Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Сегодня мы слышали очень важную историю – важную для вас, дорогие родители и дети. Ко Христу подошел отец страждущего отрока – бесноватого и лунатика: отрок этот особенно бесновался в новомесячие, когда на небе появлялась новая луна. Отец просил Христа исцелить сына, и Господь умилосердился над этим несчастным, исцелил бесноватого отрока – евангелист Марк добавляет, что тот еще был и немой, а когда бесновался, то кричал, скорее даже рычал и потом падал, словно мертвый.
Духовное восстание Духовное восстание
Слово в первый день Успенского поста
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Сегодня первый день Успенского поста, благодатного, спасительного, утешительного, укрепляющего времени для христиан. Это очень радостный и важный день, в который мы празднуем память святых мучеников Маккавеев и чтим Крест Господень.
Сила моя в немощи совершается Сила моя в немощи совершается
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Апостол Павел сегодня говорит нам, что он хвалится своими немощами. Это звучит странно и непонятно человеку, особенно современному, живущему в мире, который обещает избавить его от всех забот.
Подвиг восхождения Подвиг восхождения
Слово в Великую Субботу
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Многие из нас по своему опыту знают, что после поста мы часто впадаем в расслабление и искушения, даже в самый день Пасхи, и теряем всё то, что приобрели.
Облечемся в оружия света Облечемся в оружия света
Слово в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Для того чтобы узнать, как называются недели Великого поста, нужно потратить максимум 15 минут. Прийти и прочитать, взять календарь и посмотреть, чтобы осознанно подходить к тому, к чему нас готовит Церковь и что она нам дает, дарит бесплатно в эти прекрасные дни.
О евангельском богатом юноше и святом Савве Сербском О евангельском богатом юноше и святом Савве Сербском
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Сегодня мы слышали евангельскую историю, которая не теряет своей актуальности вот уже две тысячи лет. Когда Христос проповедовал, к нему подошел человек и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18: 18)
Источник обновления Источник обновления
Иером. Игнатий (Шестаков)
Источник обновления Источник обновления
Слово на Новогодней Божественной литургии
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Наступает гражданский Новый год и люди ищут чего-то нового, ищут счастья и искренне желают друг другу этого. Они хотят, чтобы наступающий год был лучше прежнего. Но главное, что они хотят, чтобы они сами стали лучше и обновились.
Христос повсюду Христос повсюду
Иером. Игнатий (Шестаков)
Христос повсюду Христос повсюду
Слово в Неделю мясопустную, о Страшном суде
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Цель Великого поста – прозреть и увидеть вокруг нас Христа. Не только в иконах, великолепных храмах, не только в священниках, а увидеть Христа повсюду. (MP3 файл. Продолжительность 8:54 мин. Размер 8.2 Mb)
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×