Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ


СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ПРОПОВЕДИ
АПОЛОГЕТИКА
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
СВЯТЫЕ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100



ПРООБРАЗЫ ЧЕСТНОГО ДРЕВА КРЕСТА


Жертвоприношение Авраама

Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака - подобно тому как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие (Православная энциклопедия, том 1, агада). В "Берешит Рабба", толковании на книгу Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, например, такой комментарий к словам "и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего" (Быт 22. 6): "Как человек, который несет крест на плече своем" (Берешит Рабба 56. 3).

По объяснению преподобного Ефрема Сирина, "возложил Авраам на Исаака полена дров, потому что и Спаситель нес крест". Святитель Иоанн Златоуст учит: "Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест… Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осужденного. Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нес дрова" (Толкования святых отцов на мессианские места Библии, М., 2000).

В беседах на книгу Бытия Ориген отмечал, что Исаак предызображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

Дрова предызображали Крест Христов. Для ветхозаветных богослужений использовались определенные породы деревьев. "В отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосну, и пихту, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслину, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади разрушенного дерева, но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров, не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя благоухание их к небу" (Книга юбилеев, или Малое бытие, гл. 21).

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез 31. 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: "Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана" (2 Пар 2. 8). Апокрифические сказания связывают Крест Христов с материалами, использовавшимися в ветхозаветном храме (Слово о Крестном Древе, Апокрифы Древней Руси, СПб., 2002).

Пророк Исаия предсказывал: "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих" (Ис 60. 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.

"Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося" (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

Церковное песнопение указывает на ветхозаветные прообразы Честного Древа. Вопрос о породе дерева, из которого был сделан Крест, относится к задачам церковной археологии, основоположницей и Небесной покровительницей которой является святая равноапостольная императрица Елена. Cовременные археологические данные свидетельствуют о том, что Крест был сделан из оливкового дерева.

Юрий Клиценко

23 / 09 / 2002

Смотри также:

Апологетика:




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU