ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
 
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
 
   
 
 
Н. В. ГОГОЛЬ.    МЫСЛИ.
к предыдущей главесодержаниек следующей главе

Верить только, что Бог есть, еще недостаточно: и бесы веруют; должно веру оправдывать делами, такой веры от нас требует Христос.

У всякого Христианина должен быть свой крест, как у странника свой посох.

Пчела не составляет меда, пока еще покоится на цветах.

Кто здесь не бывал страдальцем, тот там может услышать сии слова: чадо, помяни, яко восприял ecи благая твоя в животе твоем (Лук. 16, 25).

Хороши красные слова; но лучше их — простые, если открывают истину. К чему и золотой ключ, ежели он не отпирает того, что нам нужно отпереть? Лучше ключ деревянный, если отпирает.

Высшая степень духовной жизни есть та, когда человек, не имея утешения ни от Бога, ни от мира, однако ж терпелив и спокоен, будучи всем сердцем предан Богу.

Все земное, приятное и усладительное для чувств не должно быть ценимо дорого: оно дар Божий и добро; но это, странник земли, только посох для тебя, слабого и хромого; и этот посох отбирается, как скоро слабый делается крепким, хромой твердым.

Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, ежели нет ветра? Что пользы в красноречии, в остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святаго?

Бог любит смиренного грешника, который сердечно сокрушается о своих грехах, и отвергает гордого праведника, который не признает себя никаким грешником.

Внешнее благочестие без внутреннего — то же, что ножны без меча. Смешон тот воин, который одними ножнами вздумал бы сражаться е неприятелем. Смешны и те люди, которые над плотию и миром хотят восторжествовать одним наружным благочестием.

Скорби сей жизни для добродетельного то же, что лекарства, — горьки, но целительны.

Чаще можно видеть печальным благочестивого, который ничего не ищет, кроме Бога, нежели видеть истинно веселым того, кто ищет всего, кроме Бога.

Самое простое доказательство потребности пищи во всех живых тварях есть голод: так самое сильное доказательство бытия Божия есть стремление всех добрых сердец к Богу.

Как дитя учится говорить, так совершеннолетний научается быть добродетельным, — оба посредством веры и упражнения.

Не отсечение головы составляет мученичество; но дух, готовый на всё во имя Божие и Веру Христову: поэтому и не всякое страдание есть мученичество.

Мученичество есть долг, а не дело Христиан; оно есть долг мучеников, кои страдают, и дело мучителей, кои мучат. Христианам сказано, что они будут гонимы; но не сказано, что будут гнать.

Естественный ум и плоть легко делаются друзьями, потому что живут, как добрые товарищи, под одною кровлею и растут вместе друг с другом. От сего-то столь много людей с умом, но без духа; от сего-то Бог некогда жаловался, что люди суть плоть.



к предыдущей главе содержание к следующей главе



 
 
 
© ПРАВОСЛАВИЕ 2000