ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫГОДНА ВСЕМ ИЛИ ТОЛЬКО США?
Сейчас кого ни спроси о завтрашнем дне нашей политической жизни, в ответ только и слышно: "Вот придет ужо глобализация, тогда сам узнаешь!". Сосед-работяга тоже как-то сказал: "Сожрет нас эта глобализациия с потрохами, одни пуговицы выплюнет!". Да и мне самому давно пала в голову дума: что же это за молох такой - глобализация - и с чем ее, как говорят в народе, есть надо? Информации для размышлений кругом пруд пруди, ученые мужи все перья переломали об эту самую "глобализацию", журналисты языки обтрепали, министры и высокополетные чиновники шагу не ступят, чтобы не упомянуть о новом страшилище. Главный вопрос состоит в том, что делать с ней, глобализацией. Один путь - не противиться этому чудо-юду, поднять лапки вверх, изобразить на лице улыбку необычайного удовольствия и жить впредь под ее мохнатым покровительством. Другой - сковать и наточить рогатину, скликать борзых и, осенив себя крестным знамением, выйти на смертный бой с глобализацией.
Что это такое - глобализация? Слово это происходит от английского "глоуб", что означает: "земной шар", "весь мир". Понятие "глобализация" появилось совсем недавно, после 1991 года, когда исчез с карты мира Советский Союз, рассыпался Варшавский пакт, почило в Бозе "социалистическое содружество". На планете Земля осталась одна сверхдержава - США. В ее руки упали плоды победы в холодной войне, длившейся 45 лет. Она начала коренным образом переустраивать мир "под себя", начался процесс формирования новой структуры мира, более единообразной, подогнанной под те ценности, которыми давно руководствуются США и их западные союзники. Вот этот процесс и получил название "глобализация", т.е. освоение всего мира Соединенными Штатами. Развитие мира по этому рецепту характеризуется образованием единого пространства мирового рынка, созданием мировой финансовой системы, всемирной сети коммуникаций и услуг, единого информационного пространства. Ослабевают значение и роль государственных границ со всеми их запорами и задвижками. Всем понятно, что такое мироустройство полностью и целиком устраивает США и их союзников, которые концентрируют в своих руках основную производственную и финансовую мощь, перед которыми бессильно подавляющее большинство народов и государств мира. Их природные, географические, людские ресурсы становятся легкой добычей группы наиболее развитых стран. Кстати, почти все участники "семерки", представляющие "привилегированный миллиард населения Земли", совсем недавно были крупными колониальными державами (Англия, Франция, Германия, Япония, Италия), которые утеряли свои завоеванные мечом и огнем колонии в результате Второй мировой войны и национально-освободительных движений. Теперь они намерены возвратить утраченные владения иными, мирными средствами, путем технологического, финансового и информационного порабощения.
Противники глобализации выступают за многополярный мир, в котором бы сохранялись многообразие национальных культур, особые подходы к решению социально-экономических проблем - словом, не исчезала бы национальная идентичность. Борцы против глобализации не хотят превращения мира в бройлерную птицефабрику, где в одинаковых клетках одинаковые цыплята едят одинаковый комбикорм и обреченно ждут одинаковой судьбы. В самих Соединенных Штатах, в развитых европейских странах из года в год нарастает волна протестов против глобализации. Каждый раз, когда где-нибудь собирается руководство Всемирной торговой организации или Международного валютного фонда на свои форумы, полиция сбивается с ног, чтобы обеспечить хотя бы минимум порядка и безопасности. Ограничивается даже выдача виз на время проведения заседаний. И все равно десятки тысяч, в основном молодых людей, яростно штурмуют полицейские кордоны, протестуя против новой формы империалистической политики.
Российское правительство и Президент страны неоднократно и твердо заявляли о своей приверженности системе многополярного мироустройства, но тем не менее в кругах "яйцеголовых" аналитиков и борзописцев не прекращается полемика на тему: каково же место России в нынешнем глобализирующемся мире. Россию стращают тем, что ее реальные силы крайне скудны. Ныне на ее долю приходится всего 1,6% мирового валового продукта, а по самым оптимистическим прогнозам к 2015 году эта доля может вырасти всего до 2%. Нет, дескать, у России союзников и не будет в скором времени. К тому же никто, кроме нас, вроде и не ратует против глобализации. Апологеты глобализации до синюшности в лице вопиют о ее якобы "объективном", т.е. не зависящем от воли людей характере. "Она неотвратима и предопределена, как солнечное затмение!" "А еще, - вещают нам загробными голосами, - многополярный мир обязательно приведет к новой мировой войне между полюсами, а это станет концом света!" Куда податься в такой ситуации православному христианину, простому рядовому гражданину России? Где же наиболее надежное и безопасное место для нашего Отечества?
Начнем с последнего аргумента. Никакой третьей мировой войны между полюсами нынешнего мира - даже если они сложатся и сформируются - не будет. По той же причине, по которой не вспыхнула война между такими непримиримыми блоками, как НАТО и Варшавский пакт: капитализм против социализма. Всем давно стало ясно, что победителей в такой войне не будет, не будет и трофеев. Пока в мире существует ядерное оружие, мировая война будет исключена из арсенала средств разрешения конфликтов и разногласий.
Далее, глобализация - еще не свершившийся факт. Скорее, это тенденция, которую западные державы хотели бы превратить и утвердить в качестве доминирующего закона мироустройства. Все адепты глобализации, говоря о мире, старательно исключают из него Китай, Индию - могучие азиатские державы, каждая с более чем миллиардным населением, быстро растущие во всех отношениях. Как проглотить и переварить эти колоссальные глыбы самобытных цивилизаций? От этих вопросов стараются увиливать.
Даже западноевропейцы не уверены, что глобализация по-американски - это и есть их историческая судьба. В Россию в середине мая этого года приезжала делегация Европейского союза. Любопытно, что европейцы предложили тогда в Кремле сформировать комиссию высокого уровня по подготовке создания через 10 лет единого экономического пространства. Такое решение было принято. Тогда же европейцы выдали очередную сенсацию, предложив перейти в расчетах между Россией и Европой на общеевропейскую валюту евро и заменить частично золотовалютные запасы Центрального банка России на евро вместо нынешних долларов. Пока Россия оказалась не готова к столь революционным предложениям, которые сами по себе более чем красноречивы как показатель растущих стремлений Европы жить своей жизнью.
Россия пока мечется между несколькими ориентирами. С одной стороны, она не оторвалась от глобализационного процесса, в который мы втянулись во времена администрации Б. Ельцина. Мы тогда вошли в Международный валютный фонд, привязали рубль к доллару, набрали долгов, вышли на мировой фондовый рынок с нашими ценными бумагами. В те годы поставили вопрос о приеме нас во Всемирную торговую организацию и, хотя мы не очень четко представляем себе, какие выгоды или убытки получит Россия в результате вступления в ВТО, пока она продолжает настойчиво пробиваться в ее члены. Наши политики и бизнесмены годами выезжали в швейцарский Давос, где собирается "глобальная элита", и, распустив перья, старались привлечь к себе внимание и интерес, но безуспешно.
В последнем Послании Федеральному собранию Президент В. Путин четко определил стратегическую линию России, сказав, что она заключается в постепенном интегрировании с Европейским союзом. При этом он даже не упомянул ни разу Соединенные Штаты. Судя по реакции в Вашингтоне, это сильно озадачило и обеспокоило задиристого молодого Буша и он, наступив на горло собственной песне, вопреки ранним своим заявлениям согласился на личную встречу с В. Путиным в Словении. Самодовольству главного "глобализатора" был нанесен существенный удар.
Россия, несмотря на тотальный нажим со стороны Соединенных Штатов, не подчинилась требованию порвать отношения с Ираном, Ираком, Ливией, Северной Кореей, а изоляция этих стран (плюс Куба) - важнейшая составная часть политики глобализации.
Кремль, безусловно, получил бы возможность значительно усилить свои позиции в Китае и в Индии, если бы не был подорван научно-технический потенциал России, не упала так катастрофически производственная дисциплина. Китайцы, например, вынуждены отказываться от некоторых контрактов с русскими из-за срыва сроков исполнения согласованных работ и неудовлетворительного качества их исполнения. Но это уже целиком вина перестройщиков и реформаторов, подрубивших производственное дерево России.
Россия никогда не придерживалась жестко изоляционистской позиции. Она издревле поддерживала развитые отношения со странами Запада и Востока, брала оттуда лучших мастеров, использовала их опыт для наращивания своего потенциала. Из Италии приезжали архитекторы, которые строили Кремль и знаменитые православные соборы, медики. При Петре I русские в массовом порядке осваивали за рубежом горнорудное, металлургическое дело, кораблестроение и т.д. Екатерина Великая завезла в Россию крупную колонию немцев, из которых впоследствии возникла целая республика в Поволжье. Эта традиция сохранилась и в советское время, когда для индустриализации потребовались западные специалисты и западное оборудование. Но при всем этом наша страна никогда не теряла своей самобытности, независимости, не играла по чужим правилам.
Сейчас, после явно неудачной попытки ельцинского времени влиться в процесс глобализации, мы вновь возвращаемся к исторической традиции ориентации по всем азимутам, провозгласив разумный прагматизм, рационализм в качестве своих внешнеполитических постулатов. Мы не ищем врагов, не хотим конфликтов, никому не угрожаем, но и не слабеем в коленках от страха перед кем-либо. Мы готовы использовать мировые научно-технические достижения в интересах России и поделиться с миром своими успехами в этих областях, но хотим, чтобы наш духовный мир остался нашим достоянием, чтобы наш образ жизни не подвергался насильственному увечью, чтобы мы, Россия, остались неколебимым оплотом одной из многих великих мировых цивилизаций. Громадные территории нашей Родины, ее неисчислимые богатства, накопленный запас знаний и мудрости составляют фундамент нашего прочного будущего.
Николай Сергеевич Леонов
|