Православие.Ru

Русский Дом
ПРАВОСЛАВИЕ.RU

   
 Rambler's Top100

РУССКИЙ ДОМ № 7,  2001

ПОКОРИТЕЛЬ КАВКАЗА

Одно имя, неразрывно связанное с покорением Северного Кавказа, с восхищением упоминалось в царской России. Советская Россия устами Валентина Пикуля скупо отметила: "Из солдатских семей-то был, а стал генералом и графом. Умнющий дяденька был, весь Кавказ под рукой держал".

В один из дней 1804 года в станице Наурской у начальника артиллерийского гарнизона прапорщика Ивана Евдокимова, женатого на казачке Дарье Савельевой, родился сын-первенец Николай.

Будущий полководец выучился грамоте и счету у местного священника. В 16 лет поступил юнкером в Тенгинский пехотный полк и запрягся в ту обычную лямку, которую тянули на Кавказе сотни подобных ему бедняков. Кто в глухой армии мог мечтать о блестящей карьере? Храбростью там никого нельзя было удивить. Надо было обладать незаурядными качествами, чтобы выдвинуться из общего ряда. Юнкер Евдокимов получил первые эполеты в бою. Об этом среди старых воинов-кавказцев ходил удивительный рассказ.

Девятнадцатилетнему юнкеру, служившему в отряде генерала Селифантьева, прикрывавшем Кавказские Минеральные Воды, грозило строгое наказание за некую провинность, и он решил ее загладить. В то время скопища черкесов намеревались напасть на Минводы, и русскому командованию требовалось узнать место их нахождения. Переодетый нищим, Евдокимов ушел в горы на разведку. Отряд пошел по пути, указанному разведчиком, неприятель был застигнут врасплох и разбит.

За храбрость, выказанную в освобождении крепостей Буркая и Дербент от полчищ Кази-Муллы, подпоручик Евдокимов в 1831 году был награжден объявлением Высочайшего благоволения и орденом св. Анны III степени. Первую рану пулей в лицо он получил под крепостью Буркая. Горцы прозвали его "Учь-гез" - "Трехглазый", что означало также "Прозревающий мысли и сердце". Выздоровев от раны и узнав, что Кази-Мулла осадил Дербент, подпоручик с двумя спутниками пустился в бурное море на рыбацкой лодке. Спасшись от волн Каспия, при высадке он чуть не попал в плен и только благодаря своей хладнокровной находчивости соединился со своим полком.

В 1835 году за овладение аулами Гимры и Гоцатль поручик Евдокимов был награжден следующим Высочайшим благоволением, орденом св. Владимира IV степени с бантом и чином штабс-капитана.

Уже будучи адъютантом генерала и барона Клюка фон Клюгенау, Евдокимов познакомился с новым главой мюридов легендарным Шамилем. Тогда Кавказ впервые удостоился посещения государя императора Николая Павловича, не терявшего надежды на верноподданнические чувства мятежного имама.

Переговоры барона Клюгенау с хитрым горцем не привели к желаемому результату и чуть не закончились трагически. Когда один из присутствовавших мюридов (а их было около 200 человек) Сурхай помешал Шамилю пожать руку "гяуру"-барону, вспыльчивый генерал замахнулся на того костылем. Если бы не подошедший вовремя адъютант его превосходительства, русская армия наверняка осиротела бы. Об этом свидании имам Шамиль вспомнил, будучи взят в плен на горе Гуниб.

В 1841 году капитан Евдокимов после участия в летней кровопролитной экспедиции генерала Галафеева в Чечню получил новое административное назначение в Дагестан, став койсубулинским приставом. С малых лет знавший горцев и их язык, он лучше других мог ладить с ними.

В марте 1842 года один унцукульский мюрид нанес майору Евдокимову сзади два удара кинжалом. Один удар пришелся в левый бок, другой - в правое плечо. Унцукульцы, окружавшие майора, изрубили фанатика на месте. Евдокимов выжил чудом.

В 1843 году государь император Николай I утвердил назначение полковника Евдокимова командиром сформированного им Дагестанского пехотного полка.

В Кавказской войне очень трудным делом считалось отступление. Когда войска отступали от аула Гергебиль, это поручение было дано Евдокимову, и тот исполнил его с успехом, потеряв всего одного человека. Его отличительной особенностью было то, что в столкновениях с противником он всегда имел ничтожные потери.

В 1847 году полковник Евдокимов за отличные действия при осадах аулов Салты и Гергебиль был награжден орденом св. Владимира III степени и чином генерал-майора.

В 1850 году генерал-майор Евдокимов назначался главным начальником правого фланга Кавказской линии, что на Западном Кавказе. Войска при наступательных действиях стали придерживаться системы генерала Ермолова: сжигали аулы, заставляя население либо удалиться в горы, либо переселиться в указанные места под надзор русской власти. Они рубили просеки и строили укрепления и станицы при непрестанной перестрелке с неприятелем.

Князь Барятинский, главнокомандующий армией на Кавказе, в бытность свою начальником этого крыла, с успехом применял систему "топор". Во всех своих экспедициях Николай Иванович не только продолжил его дело, но и имел обыкновение не продвигаться вперед, не обеспечив своего тыла и флангов, а также распускать ложные слухи и совершать ложные демонстрации.


В первой экспедиции зимой 1856 года из-за обычной сноровки Евдокимова и благодаря системе "топор" оплот Большой Чечни - дремучий Маюртунский орешник - перестал существовать. Во второй экспедиции были прорублены просеки через Челдыгенский, Автурский и Герзелинский леса. В третьей - Гойтемировские ворота были "открыты". Вскоре малодоступное Аргунское ущелье, сильно укрепленное Шамилем завалами, было занято доблестными войсками кавказской армии.

В который раз Евдокимов блистательно оправдывал ожидания главнокомандующего Ермолова, называвшего его "золотым самородком", и в очередной раз имам Шамиль бывал сбит с толку и задавал себе вопрос: "Что предпримет Учь-гез?" Вскоре денежные и хлебные поборы в пользу Шамиля местному населению надоели, и предприимчивый генерал увел из-под власти имама до 2000 покорных семейств.

В марте 1858 года генерал-лейтенант Евдокимов двинулся в Малую Чечню. Жители малочеченских аулов уже знали, что Уч-гез не такой человек, чтобы угрозы и обещания пускать на ветер, и мгновенно согласились на переселение. Летом этого года Шамиль потерпел два поражения разом. Одно войско имама, оставшееся на Аргуне, было атаковано, а другое, вторгшееся в назрановское общество, было наголову разбито.

Войскам удалось занять Шатой. В ноябре этого года Шамиль объявил сбор ополчению, пустив слух о том, что появившаяся комета послужила вестницей гибели христиан и что турецкий султан уже выслал сильное войско для поддержки мусульманства на Кавказе. Несмотря на это, главные силы с Кази-Магомой, сыном имама, потерпели поражение в ущелье руки Басс. За два года Чечня была приведена в покорность, оставалось занять главную резиденцию Шамиля - Ведено.

За подвиги, совершенные в продолжение 1857-1858 годов, Евдокимов был награжден золотой шашкой, украшенной алмазами, орденом Белого Орла и орденом св. Александра Невского с мечами.

За взятие Ведено государь император Александр II пожаловал Евдокимову орден св. Георгия III степени, а за доблестную боевую службу возвел в графское достоинство.

Человек, родившийся в избе и не имевший никаких связей, достиг одного из высших почетных званий в государстве. Солдаты говорили, что он был генерал "незадорный, но кремень". Принимал бой лишь там, где, по кавказскому выражению, "некуда податься". Офицеры вспоминали, что этот генерал никогда не кричал на своих подчиненных. Приказания отдавал всегда точно, без всяких недомыслий. Всю инициативу брал на себя, но своими успехами не восторгался, а во всех своих донесениях старался избегать местоимения "я", всегда относя успех дела к достоинству войск и начальников.

11 сентября 1861 года государь император Александр II, высадившись в Тамани, посетил Темрюк, Екатеринодар, Усть-Лабу, Майкоп и лагеря отрядов близ Хамкетов и станицы Царская. Вблизи этой станицы 18 сентября граф докладывал Его Величеству свой план покорения Кавказа: при несогласии горцев выселиться на прикубанскую плоскость или в степные пространства изгнать их в Турцию, а край заселить русским народом. Император, узнав, что Николай Иванович распределил свои действия на 5 лет, заметил, что вряд ли западные державы дадут ему столько времени для окончания его задачи. На это замечание граф ответил, что он назначил этот срок только ввиду могущих встретиться препятствий, но он надеется кончить войну раньше.

"Ну, будь по-твоему", - ответил русский монарх, задавшийся целью окончить вековую борьбу с черкесами, чтобы открыть широкий путь к развитию между ними мирной гражданской жизни на привольных землях долины реки Кубань и ее притоков. Его державную волю граф Евдокимов исполнил в 3 года.

С 1861 по 1865 год колонизация Западного Кавказа завершилась удачно благодаря гуманным началам "Положения" 1862 года, составленного графом Евдокимовым. Было водворено русское население - около 90 станиц и поселков; среди них уже ставшие городами Анапа, Новороссийск, Белореченск, Крымск...

Доблестный вождь русской армии упокоился 22 мая 1873 года и был погребен с воинскими почестями в ограде соборного храма в Пятигорске. На его могиле был поставлен памятник в форме небольшой часовни, внутри которой перед образом Спасителя горела лампада, а на гранитной тумбе высился мраморный бюст покойного героя.

На графском гербе покорителя Кавказа русский царь начертал слово: СОБОЮ.

По материалам журнала "Русская старина"
Rambler's Top100 TopList
<< НАЗАД НА ПРАВОСЛАВИЕ.RU