Православие.Ru

Русский Дом
ПРАВОСЛАВИЕ.RU

   
 Rambler's Top100

РУССКИЙ ДОМ № 7,  2001

ОТВЕТ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ШАРГУНОВА

Уважаемый отец Александр! В последнее десятилетие появилась в свободном обращении утонченная духовная отрава. Чего стоит одно повальное увлечение интеллигентной публики книжками Фрейда! Может быть, если бы не читала наша интеллигенция Фрейда с его "психологией сексуальности" - не было бы такого множества порнографии сейчас.

Еще один модный в наши дни философ - это Ницше. Я знаю многих молодых людей, которые буквально очарованы его идеями, однако мне самому не приходилось его читать, да и не хочется совсем. Как Вы могли бы охарактеризовать его философию с позиции Православной Церкви?


- Типичный лжепророк, предтеча антихриста, один из многих предтеч антихриста. Очень талантливый, порою гениальный поэт и мыслитель. Вот, например, его остроумное замечание о мысли в стихах большинства стихотворцев: "Поэт торжественно везет свои мысли на колеснице ритма, обыкновенно потому, что они не идут на своих ногах". Невозможно отказать ему в психологической проницательности и видении слабостей людей. Только он не видит ничего хорошего в человеке. Но очень хорошо разбирается в слабостях, в дурном. Точно так же, между прочим, как другой выдающийся лжепророк великих потрясений и переоценки ценностей - Фрейд. Оба они слепы к глубине и тайне жизни.

Все великие лжепророки, предтечи великих катастроф ХХ века (Маркс, Ницше, Фрейд), отличаются тем, что берут какой-нибудь отдельный аспект жизни в отрыве от целого и представляют его так, будто вся жизнь заключается только в этом аспекте. Эта ложь может выглядеть очень правдоподобной, как бы объективной, со многими глубокими постижениями, но это всегда ложь и она тем более чудовищна, чем более оторвана от целого, и создает трещины, которые разламывают жизнь на куски, разрушают ее.

Ницше не любит человека. Он, как бес, хочет осмеять человека. Человек для него жалкое и ничтожное существо. Он осмеивает брак: "Это для ничтожных посредственностей". И при этом он сам был немощен, слаб. Он не знал никогда женщины, но дух его был растлен. Вот как блестяще пишет Ницше о проповедниках эротики: "Свиньи валяются в наслаждениях. Кто проповедует наслаждение, тот, заметьте, непременно носит и свиное рыло". Но, как ни странно, это свиное рыло проступает порою и у самого Ницше. Один знакомый, обратившийся к Православной Церкви, сказал мне: "Я сжег Ницше, как порнографическую литературу".

Не случайно такими большими тиражами издают сейчас для молодежи порнографию и таких писателей, как Ницше и Фрейд.

Есть в Ницше что-то лично ущербное. Читать его - это как яд глотать, отравлять себя морально и духовно. Ницше посягает на самое святое, и не просто посягает - он ненавидит Христа. "По плодам их узнаете их", и плод его есть безумие. Он и сошел с ума. Воистину, поэт будущего, как он сам о себе говорит. Весь атеизм коммунистических лет меркнет перед этим сатанизмом. Если бы в сталинские времена Ницше издавали как сегодня, это было бы полной гибелью для многих. А теперь, слава Богу, есть ему противостояние Истины - Церковь. Но придет время, когда будет запрещена Истина, и везде будут слышны только лжепророки, подобные ему.

Есть у самого Ницше проникновенные слова: "Прежде "Я" скрывалось в стаде, и теперь еще в "Я" таится стадо". Следует, наверное, добавить: то самое, свиное, которое ищет только наслаждения.

Что еще можно сказать о Ницше? Не случайно его любил Гитлер, он был своего рода вдохновителем нацизма, как Маркс - идеологом коммунизма. Кто не знает его знаменитого изречения: "Падающего толкни".

Или послушайте, к примеру, хотя бы вот эти афоризмы Ницше, - как будто сам Гитлер произносит их, - и обратите внимание, каким соблазном могут быть они для молодежи:

"Во что ты веришь? - В то, что все вещи должны быть наново взвешены" (то есть все нравственные, духовные ценности должны быть пересмотрены).

В каком же направлении это осуществляется? Ницше дает ответ: "Где нужна жестокость? - Кто обладает величием, тот жесток к своим добродетелям" (то есть необходимо беспощадно подавлять в себе ради "высших целей" доброе начало).

"В чем твоя величайшая опасность? - В сострадании" - то есть в том, благодаря чему человек еще имеет надежды остаться человеком.

"Кого ты называешь плохим? - Того, кто вечно хочет стыдить".

"Что для тебя человечнее всего? - Уберечь кого-либо от стыда".

"Какая печать достигнутой свободы? - Не стыдиться больше самого себя".

Невозможно не видеть, насколько это созвучно современной пропаганде освобождения человека и человечества от стыда и совести.

Ницше и не скрывает своей сатанинской ненависти к человеку: человек ничто, полное ничтожество и посмешище, ничего не стоящее. Имеет право на жизнь только сверхчеловек, тот, кто презрел все предрассудки морали и религии. Сверхчеловек - это тот, кто ставит себя по ту сторону добра и зла. Грядет новый сверхчеловек, он будет беспощаден, он растопчет всех мелких людей.

Всем понятно, о ком он говорит, - об антихристе. А его слова о христианстве чудовищны: "После христианства все стало противным". Удивительно, как эта ненависть ко Христу и христианству и ненависть к человеку становится в нем единой. "Я люблю того, кто так сострадателен, - пишет Ницше, - что из своей жестокости делает добродетель и поклоняется ей".

Вот его обращение к роду человеческому: "Я быстро пробегаю над вами, как взор над грязью". Это голос самого безумия.

Ницше первый заговорил о смерти Бога - то, что потом подхватила вся растленная западная философия и культура. Конечно, здесь прорывается предельное отчаяние человека: "Свиньи, что мы наделали! (опять те же самые свиньи. - Авт.) Мы убили Его!" И в этом его отчаянии, в этом его прижизненном аду, может быть, кто-то усматривает еле различимый, почти совсем не различимый свет покаяния: "Я не признаю вас людьми, - говорит он людям, - но кого я признаю людьми и по ком скучаю, это высшие люди".

Однако высшие люди на самом деле - это те, кто с Богом. Может быть, кто-то скажет, что сверхчеловек - это христианин? И Бог стал человеком, чтобы человек мог стать сверхчеловеком? Но ужас в том, что Ницше отвергает и Бога, и Христа, и человека. Он может говорить противоположные вещи, как тот бес, который правды никогда не говорит. И в этом его свойстве, в его подвластности злу можно видеть еще одно отрицательное пророчество о наших днях.

Дело, конечно, не в одном Ницше. Он только предельно ярко явил собой предельное состояние распада человеческого духа и культуры, которое было в его время. Посмотрите, например, на героев Достоевского. Мочульский очень точно пишет: "Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов ставят себя по ту сторону добра и зла. Это ницшеанство до Ницше", - говорит он. А вот что он говорит о Ставрогине, герое "Бесов": "Ставрогин - образ силы немеркнущей. Это человек нового эона, тот человекобог, по сравнению с которым сверхчеловек Ницше кажется только тенью. Это грядущий антихрист, князь мира сего, грозное пророчество о надвигающейся космической катастрофе".

Человек без Бога никогда не может быть человеком. Бог становится человеком, потому что падение человека, его безумие заключалось в попытке стать по змеиному совету "как боги", в нежелании быть человеком. Бог становится человеком, спасает нас прощением нашего греха, греха неприятия нашего человеческого достоинства и отвержения того, что принадлежит человечности каждого человека, которую являет Сам Христос.

Совершенство Его человечества не ставит Его в положение сверхчеловека, но позволяет Ему быть в полноте одним из нас, так что Он носит в Себе, в единственности Своего существования, все человечество, которым мы являемся. Без греха Он больше человек, чем мы сами, ибо грех обесчеловечивает.

 
Rambler's Top100 TopList
<< НАЗАД НА ПРАВОСЛАВИЕ.RU