Православие.Ru

Русский Дом
ПРАВОСЛАВИЕ.RU

   
 Rambler's Top100

РУССКИЙ ДОМ № 8,  2001

ГОСПОДЬ УКРЕПЛЯЕТ НАС В ВЕРЕ

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий

Владыка Сергий (Полеткин) родился 14 апреля 1951 года в есенинских краях - в маленькой деревне Ханино Клепиковского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье. В крещении получил имя Виктор. Окончил Московские семинарию и академию со степенью кандидата богословия. С 1983 года служил в Ростове-на-Дону в кафедральном соборе в сане пресвитера. В конце 1984 года в Троице-Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия, состоялся его монашеский постриг. 4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения архимандрита Сергия во епископа, который возглавил Патриарх Пимен. А через день хиротонию владыки Сергия во епископа Азовского совершил уже митрополит Новочеркасский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины). 23 февраля 1993 года определен на Самарскую кафедру. За годы служения в Самарской епархии (с 1993 года по настоящее время) владыкой Сергием организовано свыше ста приходов, обустроена духовная жизнь в Иверской женской обители, открыты два мужских монастыря - Вознесенский в Сызрани и Воскресенский в Тольятти, открыта и отстроена Самарская духовная семинария.


- Ваше Высокопреосвященство, в Самаре состоялись торжества по случаю 150-летия со дня основания Самарской епархии и вашего полувекового юбилея. От всей души присоединяемся к многочисленным поздравлениям, пришедшим в ваш адрес, в том числе и от Святейшего Патриарха. Вы много уделяете внимания проблемам, связанным с образованием и просвещением молодежи, как церковной, так и светской. В Самаре возрождена знаменитая в прошлом Самарская духовная семинария, которая уже сейчас, за несколько лет своего новейшего существования, пользуется славой как одно из лучших духовных учебных заведений России. Вы являетесь ректором Самарской семинарии. Каковы слагаемые успеха вашего учебного заведения?

- Прежде всего - богатые дореволюционные традиции, которые мы стараемся возродить. Достаточно сказать, что одним из ректоров семинарии был будущий митрополит Петроградский Вениамин, ныне причисленный к лику святых как новомученик Российский. Сейчас мы одними из первых перешли на 5-летний образовательный цикл. У нас работают как священники, имеющие научную степень - духовную и светскую, так и светские преподаватели - доктора наук, профессора. Отстраиваются новые корпуса. В прошлом году справили свое новоселье пастырское и регентское отделения. В корпусах прекрасные светлые аудитории, хорошая приемная, просторный актовый зал. Хорошие условия для жизни студентов, кельи на четыре человека. Я думаю, что и в Московской семинарии не все студенты имеют такие условия. Абитуриенты приезжают не только из городов Самарской губернии, но и из других епархий, со всей России. Кроме епархиального издания "Духовный собеседник", стали издавать и новый журнал "Вера" - специально для семинаристов, в котором они, собственно, и являются основными авторами статей.

- Владыка, как вы относитесь к тому факту, что сейчас в храмах порой служат молодые, а то и совсем юные батюшки? А ведь раньше в священники не рукополагали до 30 лет...

- Думаю, это происходит из-за нехватки кадров. Сейчас на местах открывается очень много приходов. Даже в деревнях, где содержать священника очень трудно. Эта инициатива идет от самих людей, прихожан. Наблюдается повсеместное обращение к Богу, как людей пожилого возраста, так и молодых. Но, вы сами понимаете, не все так просто. Для веры недостаточно одного желания. Нет, вера по апостолу Павлу - это дар Божий. Однако общий положительный процесс воцерковления наблюдается.

- И в то же время в обществе нарастает зло, всевозможные пороки...

- Вот потому-то очень важный момент сейчас - просвещение. Просвещение людей нецерковных, прежде всего молодежи. Как сказал Патриарх в одном из своих докладов: миллионы русских людей духовно и мировоззренчески дезориентированы. А ведь без веры невозможно возрождение нашего Отечества. Это заставляет нас работать без передышки именно на ниве просвещения. Клириками нашей епархии проводится колоссальная просветительская и социальная работа. Мы заключили договор о сотрудничестве с областным департаментом здравоохранения. У нас есть центры реабилитации больных наркоманией. В этих центрах молодые люди проходят не только медикаментозное, но и, что очень важно, духовное лечение. Во всех 16 исправительных учреждениях губернии функционируют церкви или молельные комнаты, опекаемые нашими священниками. И неудивительно, что за прошедший год ГУИН Самарской области признан лучшим по всей России. Ведем преподавание во многих вузах. В Политехническом институте у нас есть молитвенная комната в честь великомученицы Татианы. Ведем работу со всеми сферами общества: подростковыми центрами, детскими домами, казаками, военными, правоохранительными органами... Сейчас в связи с 150-летием епархии проводим конференции в городах губернии совместно с руководителями местных управлений образования.

- Как в связи с этим складываются отношения с властями?

- В целом отношения хорошие, но, естественно, не все гладко. Есть определенные силы, заинтересованные в том, чтобы деятельность Церкви ограничивалась церковной оградой. Есть и другая сторона вопроса. В связи с нашим социальным служением обществу нам приходится проводить и огромную хозяйственную работу, которая требует больших вложений, которых у Церкви просто нет. Хотелось бы, чтобы наши губернские власти заложили в областной бюджет строку о финансовой поддержке социальных программ епархии. Но нам отвечают: Церковь отделена от государства. Но как мы можем быть отделены от своего народа?! Мы же врачуем язвы общества. А те люди, которых мы духовно окормляем, лечим, которые находятся на нашем попечении, являются такими же налогоплательщиками для государства... Получается так, что о нуждах Церкви вспоминают только раз в четыре года, накануне выборов.

- На территории вашей губернии находится такой непростой город, как Тольятти, еще недавно известный как один из основных центров сахаджа-йоги, где руководители этой секты набирали порой целые стадионы своих адептов. С тех пор прошло всего несколько лет, а секта рассеялась. В Автозаводском районе, где некогда служил один отец Валерий в полупустой комнатке на первом этаже шестнадцатиэтажки, открыто несколько храмов, в которых по воскресным и праздничным дням яблоку негде упасть. Еще лет пять назад такое трудно было бы представить.

- Да, Тольятти действительно город очень непростой, с отсутствием духовных традиций. В первую очередь потому, что старая часть города была затоплена при строительстве Куйбышевского водохранилища, а новый город стал отстраиваться в прямой зависимости от градообразующего предприятия - автозавода. В связи с этим - и влияние сект, и высокий уровень преступности. Церковными православными людьми Тольятти - и священниками, и мирянами - была проведена колоссальная просветительская работа. Изобличение сахаджа-йоги происходило не только в местной, но и в центральной прессе. Священники до сих пор ведут антисектантские беседы на одном из тольяттинских каналов. При финансовой поддержке Волжского автозавода полным ходом идет строительство Преображенского собора, одного из самых крупных в епархии. Открыт филиал отдела религиозного образования и катехизации, который возглавляет иерей Димитрий Лескин, директор тольяттинской православной гимназии. Естественно, все это не могло не дать свои добрые плоды.

- Владыка, следующий вопрос связан с недавним прославлением новомучеников Российских и царственных страстотерпцев. Насколько мне известно, почитание Государя церковным народом в Самаре происходило еще задолго до его прославления...

- Сам факт прославления новомучеников и страстотерпцев Российских, прежде всего императора Николая Александровича и его семьи, был воспринят всем клиром и прихожанами радостно и единодушно. Действительно, их давно уже почитали простые верующие в домашнем молитвенном правиле. И это лишний раз доказывает, насколько чутка душа нашего православного народа. Ранее на архиерейском Соборе были прославлены и новомученики, жившие на территории Самарской епархии. Это бывший ректор нашей духовной семинарии Вениамин, митрополит Петроградский, а также Владимир Богоявленский, митрополит Киевский, который возглавлял нашу епархию, будучи епископом. Сейчас Патриарх подписал, а комиссия по канонизации во главе с митрополитом Ювеналием утвердила представление на канонизацию нашего местночтимого святого - протоиерея Александра Чигринского, мощи которого хранятся в Иверском женском монастыре.


Кровоточащий образ Спасителя из села Державино

- Сейчас, с Вашего благословения, по городам Самарской губернии возят мироточивые иконы и кровоточащий образ Спасителя из села Державино. В Сызрани иконы встречали аж за полночь, со звоном колоколов.

- Да, Господь явил нам такую милость... Люди выстаивают огромные очереди, чтобы приложиться к этим иконам. Причем иконы - не старинные, не написанные, а простые, бумажные, производства Московской Патриархии. Мне приходилось наблюдать, как миро появляется на поверхности икон в виде благоухающих капелек росы и стекает вниз. Причем наряду с этими иконами мироточит и медное распятие - редчайшее явление. Не менее редчайшее явление - кровоточащий образ. Услыхав об этом первый раз, я засомневался. Церковь всегда очень щепетильно относится к подобного рода чудесам, тщательнейшим образом проверяя их правдивость. Но когда я увидел этот образ, сомнения отпали. На иконе с головы Спасителя, прямо от шипов тернового венца, стекали красные струйки, и я ощутил натуральный запах крови. Когда же эту источающуюся красную жидкость взяли на химический анализ, то оказалось, что это - настоящая плазма человеческой крови. Как в первые века христианства, Господь являет нам чудеса, чтобы укрепить нас в вере и, возможно, приготовить к будущим нелегким испытаниям.

Беседовал Андрей Викторович Полынский
Rambler's Top100 TopList
<< НАЗАД НА ПРАВОСЛАВИЕ.RU