Православие.Ru

Русский Дом
ПРАВОСЛАВИЕ.RU

   
 Rambler's Top100

РУССКИЙ ДОМ № 8,  2001

БРАТ 2. КРИЧАЩАЯ ПУСТОТА


В сердце пустота...
Только льда холодный хруст.
И берет за горло грусть,
Просит страшный бес вина.
Как бы отогреться враз...
И испить любви глоток.
Господи, прости всех нас
И дай пожить еще чуток.
   (Мысль, мелькнувшая случайно)

О нашумевших кинофильмах "Брат" и "Брат 2" с Сергеем Бодровым в главной роли написано много... Не берусь судить ни тех, кто восхваляет этот фильм, видя в нем только коммерческий успех проката, ни тех, кто ругает его за бессодержательность. Выскажу лишь свое частное мнение.

На мой взгляд, в фильме, возможно, даже независимо от воли сценариста, затронута одна из важнейших психологических проблем нашего времени. Речь идет о стирании границ между психологической нормой поведения и патологией. Это как раз та самая проблема, о которой нас предупреждали психологи еще десять лет назад, грозя катастрофическим изменением архетипа сознания общества под натиском агрессивной социальной среды.

Именно измененный архетип сознания демонстрирует главный герой: застрелить парочку подельников на квартире, а потом ровным голосом спросить новую кассету Бутусова и таблеточку аспирина от головы - для него норма. При этом Данила Багров настолько, насколько это возможно в его условиях, остается добрым парнем, приехавшим искать своего старшего брата. Он вот и немцу дает денег, чтобы пожил, и своей дефективной во всех отношениях встречной подружке на прощание пачку баксов дал, чтобы на Пенкина сходила.

И он вовсе не виноват, что братец его оказался бандитом и подонком, а жизнь выдвигает условия, в которых выживает только жестокий, хладнокровный наглец. Он также не виноват, что научился убивать на чеченской войне и впитал навык убийцы вместе с первыми американскими мультиками, ужастиками и боевиками на подсознательном уровне. Он был бы, конечно, виноват за нравственный выбор своего пути, если бы имел нравственный идеал, но беда в том, что он его не имеет, так как деревня, из которой он приехал, давно спилась, перестав быть духовной житницей народа.

В глубине своей национальной души Данила сохранил слова Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде". Только из древнего завета за далью лет выпало слово Бог, потому что ни папа, ни мама, видимо, не научили Данилу вере. А потому правду он толкует по-своему, как ему подсказывает реальность.

И вот идет Данила по серым улицам один на один с холодным, жестоким городом, где нет ни друзей, ни родных, всюду предательство и обман, вокруг - пустота, внутри - пустота, в плеере - музыка в три аккорда, только подчеркивающая эту пустоту.

Вообще духовная и душевная пустота в современном виде стала главным вдохновляющим источником (при отсутствии прочих), она стала формировать новый эстетический вкус, новое искусство, новую культуру. И глубоко ошибается старшее поколение, считающее эстетическую пустоту лишь модным веянием. В действительности пустота стала основной составляющей молодежного мироощущения, иначе тема пустоты не была бы востребована столь широко.

Послушайте музыку Земфиры, "Мумий-Троля", "Танцы-минус", "Агату Кристи" и другие модные группы, почитайте стихи школьников, студентов. Вы увидите, что тема отчаяния, одиночества, самоубийства, наркотиков (а это только разновидность самоубийства) звучит в них чаще, чем тема любви. А потому современную культуру пустоты, культуру самоуничтожения, и в частности фильм "Брат", можно полноправно назвать кричащей пустотой, вопиющей к старшему поколению, моля его о покаянии во имя будущего. Именно о покаянии старшего поколения кричит молодежная культура душевного вакуума.

Признаюсь, меня всегда удивляла брань, звучащая из уст стариков в адрес молодежи: они глупые, они жестокие, они наглые, мы не были такими. Брань звучит так, будто бы молодежь не доводится бранящимся внуками, правнуками, дочерьми и сыновьями; будто бы старшее поколение абсолютно не ответственно за свое потомство. Но, помилуйте, ведь душевный вакуум не возник вдруг, он готовился всеми предшествующими поколениями. В его возникновении виноваты наши прабабушки, ослабшие в православной вере и протоптавшие тропу революции, виноваты дедушки, взрывавшие храмы и лихо отплясывавшие на иконах, виноваты господа шестидесятники, на развалинах постхристианской культуры под водочку наслаждавшиеся "битлами" да чесавшие на кухнях языки о заграничных благах.

Что и говорить, каждое поколение вынимает кирпичик из строения духовной полноты Божиего образа и подобия, каковым является человек. Поэтому детям от родителей всегда достается немного меньше любви, поэтому дети всегда немного бездушнее своих родителей. Благодаря этому апостасия (богоотступничество) с каждым новым поколением набирает силу.

Не прав был классик, заявивший, что старики всегда ругают молодых, но молодежь все же растет у нас прекрасная. Молодые в духовном отношении действительно несколько хуже стариков, только и старики, отступив от Христа, утратили мудрость и чаще всего, кроме обязательств, ничего своим внукам не несут. Без Бога старость вместо мудрости обросла маразмом, что, в свою очередь, ослабило уважение к ней. И не поэтому ли все больше бабушек оказывается в домах престарелых, а их внуки в колониях...

Соответственно старость без Христа не в состоянии осознать трагедию, зреющую в поколениях, тем более не может ее осознать еще более духовно ослабленная молодежь.

Остановить тенденцию духовного обнищания и хоть чуть-чуть замедлить нарастание апостасии можно только при условии, что старшее поколение покается, обратится к Богу и возьмет на себя всю полноту ответственности за духовное состояние своего потомства.


* * *

Похоже, сбылись предостережения академика Натальи Петровны Бехтеревой, еще в начале 90-х предупреждавшей, что если в кратчайший срок в стране не будет определена четкая шкала жизненных ценностей, то традиционному сознанию русского народа могут грозить серьезные, возможно, необратимые изменения.

На мой взгляд, над фильмом "Брат" да и над всей современной культурой стоит поразмыслить и критикам, и психологам, и философам. Только поняв причины, формирующие культуру пустоты, мы сможем надеяться на будущее. В противном случае нас ждет бездна.

Н. Степнов
Rambler's Top100 TopList
<< НАЗАД НА ПРАВОСЛАВИЕ.RU