ТЕРРОР В РОССИИ БЕСЕДА С НИКОЛАЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ ЛЕОНОВЫМ
В последнее время дня не проходит без сообщения о терактах или подготовке к ним. Десятки убитых, раненых взрывами на Северном Кавказе. Вот что говорят о терактах политики России.
Владимир Путин - Президент РФ: Снова пролилась кровь, снова жертвами жестоких терактов стали мирные жители. Будут приняты самые жесткие меры, чтобы в максимально короткие сроки найти и наказать заказчиков и исполнителей этих подлых убийств.
Анатолий Приставкин - председатель комиссии по вопросам помилования при Президенте России, писатель: Основная масса граждан России продолжает выступать за смертную казнь. И это объясняется не незнанием, а биологической жестокостью нашего народа.
Александр Гуров - председатель комитета Госдумы по безопасности: Нельзя исключать, что это были обычные разборки.
Алексей Митрофанов - депутат Госдумы: В Чечне надо ставить точку. Уничтожать боевиков с помощью высокоточной техники и ракетного оружия.
Дмитрий Рогозин - председатель комитета Госдумы по международным делам: Эти теракты - сигнал госдепартаменту США относительно природы и морали чеченских террористов.
Геннадий Райков - лидер группы "Народный депутат": К террористам должна применяться одна мера наказания - смертная казнь. Безнаказанность рождает новые трагедии.
Сергей Юшенков - заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности: Власти должны, наконец, начать переговоры с Масхадовым.
Владимир Семенов - глава Карачаево-Черкесии: Эти теракты - давно спланированные акции международного терроризма.
- Николай Сергеевич, это мнение наших политиков. Что вы можете сказать?
- Поразительно, например, высказывание господина Приставкина, что нашей нации присуща, так сказать, биологическая жестокость. Видимо, он совершенно не знает историю страны, где он живет и гражданином которой он себя считает. Вспомните наполеоновское нашествие. Наполеон разграбил Москву, сжег ее, взорвал монастыри наши. Симоновский монастырь в развалинах, Новодевичий монастырь спасли только игуменья и сестры, а мы - когда пришли в Париж? Ни одного кирпича ни из одного парижского здания не вынули. Уважительно относились ко всему, оставили на память французам "бистро", потом сами же его и импортировали. Или время Великой Отечественной войны. Заканчивалась война, мучительная, четыре года разрушений, 20 миллионов погибших, Эренбург призывает: убей немца. Вот мстительность проявилась тут вовсю. А мы, пострадавший народ, делаем совсем противоположное: Верховный главнокомандующий отдает приказ - никаких репрессий против мирного гражданского населения Германии. Гитлеры приходят и уходят, а народ германский, государство германское остается. Где же здесь мстительность? Никогда нашей нации такая мстительность, которая мерещится господину Приставкину, не была присуща абсолютно, тем более биологическая жестокость.
- Согласны ли вы с мнением Гурова, что это обычные разборки?
- Ну, я не думаю, чтобы Гуров это сказал подумав. Это, видимо, была фраза, ведь он все-таки генерал МВД. Он же знает прекрасно, что эта цепь террористических актов вовсе не является причиной разборок. Ведь каждое следствие по терактам выводит обязательно на след чеченцев. И последние вот эти взрывы уже ни у кого не вызывают ни малейшего сомнения, что они были совершены по приказу из Чечни и осуществлены агентурой чеченских боевиков.
- Николай Сергеевич, Юшенков предлагает вести политические переговоры с Масхадовым. На мой взгляд, Масхадов, - а он себя считает руководителем Чечни, - должен нести главную ответственность за все, что происходит сегодня в Чечне, за все теракты и взрывы в России.
- Да здесь нет никакого сомнения. Если бы хоть один раз Масхадов, который считает себя до сих пор законным президентом Ичкерии, хотя уже его и срок кончился, и выборы были фальсифицированными, если бы он хоть раз осудил действия боевиков, когда они вторгались в Дагестан, уничтожали наши города, когда производили взрывы в Буйнакске, в Каспийске. Он ни разу не осудил ни одного террористического действия - ни кражу людей, ни торговлю рабами, ни убийство мирных граждан. Следовательно, мы обязательно должны его считать главным ответственным за все преступления, которые творят боевики. Здесь нет никаких сомнений.
- Скажите, чем вы можете объяснить вот эту террористическую активность боевиков и, что самое главное, убийство невинных гражданских жителей, а в Грозном просто истребление русских людей?
- Александр Николаевич, я вижу две причины: одна причина - базовая, фундаментальная, которая заключается в том, что, несмотря на все то, что творится в Чечне, несмотря на всю сложность положения, в Чечне идет процесс нормализации обстановки. Одно даже восстановление выплат пенсий всем старикам, выплаты всем бюджетникам зарплат, чего никогда не было в Ичкерии, это уже становится ударом самой страшной силы по боевикам. Поэтому они бесятся. Я вспоминаю цифры. Из 320 населенных пунктов Чечни в 206 уже проведено электричество. В 100 населенных пунктах уже проведен газ. Из 450 школ 400 готовы к тому, чтобы принять с сентября молодое поколение, ведь уже 10 лет не учились дети. В республике открыто около 60 медицинских учреждений, до этого медицинской помощи вообще никакой не было. Понимаете, все это вместе взятое раздражает боевиков, толкает их на отчаянные, слепые, безрассудные действия. А бьют по гражданскому населению от бессилия. Ведь раньше они кого убивали? Генерала Романова - покушение. Украли генерала Шпигуна, украли полномочного представителя Президента России Власова. Подрывали воинские колонны, аж в Дагестан ходили. Сейчас у них нет никаких сил, поэтому бьют стариков, старух. Вот женщин убили, двух служащих Гросэнерго. Они приехали восстанавливать им электричество, а их расстреляли четыре молодца, нашлись "мужественные" такие, видите ли, боевики. Это акты слепой мести, а не политическая борьба. Сейчас правительство Чечни переезжает из Гудермеса в Грозный. Начинается процесс восстановления уже столицы. Ясно, что это приводит их в ярость. Поэтому вспышка диктуется как раз этим.
И есть вторая причина, на которую надо обратить внимание. Вину за этот всплеск несут Соединенные Штаты. Когда они дали согласие принять Ахмадова, "министра иностранных дел" вот этой самой самопровозглашенной республики, они тем самым приговорили к увечью и смерти 100 наших сограждан. Потому что все теракты были приурочены к приезду Ахмадова. Это была как бы карточка: показать, что мы еще живы. Давайте нам деньги, дайте нам политическую поддержку. Вот что мы в состоянии сотворить на Северном Кавказе.
- Николай Сергеевич, но с другой стороны, разве убийство мирных жителей не говорит тем же американцам, что они имеют дело с бандитами, с террористами?
- У американцев всегда слова - одно, дело - другое. Они принимают Ахмадова - и в этот же день осуждают терроризм. Они, с одной стороны, говорят, что уважают территориальную целостность России, а с другой стороны - принимают вот этого сепаратиста, который не скрывает своих сепаратистских целей. Мы должны судить по делам. Не по словам.
- На ваш взгляд, как можно усилить борьбу с терроризмом?
- Вообще с террористами никто в мире не цацкается. Абсолютно. И никаких вот этих слюней, которые пускают наши демократы, в данном случае не надо распускать. Преступник должен сидеть в тюрьме, террорист должен нести свою ответственность. На Ставрополье нужно разрешить селить только по разрешению. Надо запретить ваххабизм как террористическую ветвь ислама. Очень много таких вопросов, по которым надо ужесточать борьбу. И смертная казнь в данном случае применима. Штаты не стесняются, Китай не стесняется, одни вот наши, видите ли, юшенковы стесняются.
- Такой дружной стаей наши думцы набросились на генерала Трошева за его высказывания, что, мол, нужно более жесткие меры применять к террористам, к боевикам в Чечне. Их нападки носили оскорбительный характер. Мол, куда ты суешься? Занимайся своим делом.
- Давайте посмотрим, что он сказал. Во-первых, возможно, придется распространить контртеррористическую операцию на Ингушетию, потому что в Ингушетии находят укрытие сотни и тысячи боевиков. Ведь совсем недавно над Ингушетией был сбит вертолет, в котором летели думцы. В правительственных санаториях Ингушетии отдыхают, лечатся раненые боевики. В лагерях беженцев, уже давно известно, сидят скрытые боевики, сейчас их число оценивается примерно в 200 человек, которые ведут там политическую работу и готовятся к вторжению. Трошев, который отлично знает повадки боевиков, он сам ведь родился в Грозном, внес и второе предложение. Надо восстановить принцип материальной компенсации за предоставление информации о бандитах ведущих... то есть, короче говоря, объявить вознаграждение. И третье: объявленных бандитов приговаривать надо к смертной казне и приводить ее в исполнение публично. Вот три позиции генерала Трошева. Все это вызвало у наших демократов истерику.
Что касается выкупа, то все знают прекрасно, что и в Соединенных Штатах, и в Китае - везде такие вещи делаются, и никто не стесняется объявить, что Соединенные Штаты готовы заплатить 3-5 миллионов долларов за поимку такого-то преступника. Что касается приведения в исполнение смертных приговоров, то в Китае они вообще делаются публично, на стадионах. Как вы знаете, совсем недавно была серия таких казней проведена. Американцы своего террориста, который торговый центр в Оклахоме как раз взорвал, казнили и показали по специальной телевизионной сети, пожалуйста - смотрите. Потому что это мощное психологическое воздействие на население как мера устрашения. Оно всегда было и остается.
- Но кто они: военнопленные или террористы-боевики?
- Военнопленными они никогда быть не могут, потому что военнопленными считаются солдаты или офицеры регулярной армии, имеющие мундиры и знаки различия, которые определяют их принадлежность к какой-то армии. Террорист, бандит в Чечне никакими этими характеристиками не отличается. Это люди, поставившие себя вне закона своими собственными действиями.
- Но мы же подписали мораторий на смертную казнь...
- Мы подписали, и я считаю, что сделали это ошибочно, вы знаете, что наше общественное мнение расколото и большинство стоит за применение смертной казни. Лишь потому, что нам очень хочется быть приятными в Европе. Но в Европе не совершается таких преступлений. Ведь в Европе не выставляются напоказ отрезанные головы жертв. Ведь в Европе не крадут людей тысячами и не держат их десятилетиями в плену, используя как рабов. Ведь таких вещей, которые творятся у нас в Чечне, Европа не знает. И потом мера наказания должна точно соответствовать размеру преступлений и району, где совершаются такие действия.
Поэтому, когда наши лощеные парламентарии дают такие оценки боевому генералу, который отвечает реально за безопасность интересов России на юге страны, то к этим заявлениям надо относиться с большой брезгливостью. То, что говорит Сергей Ковалев, априори известно. Он награжден чеченским орденом, а не российским орденом за защиту русского или российского населения. А вот когда выступают Рагозин, Лукин или те, кто всю свою жизнь провели в научных кабинетах, или в дипломатических салонах, или в коридорах Думы, вот тут возникает вопрос: господа, вы не несете никакой ответственности за события, которые происходят в Чечне. Вы за два года не предложили никакого решения даже по линии Думы и, тем не менее, позволяете себе говорить такие оскорбительные слова в адрес боевого генерала, который каждый день рискует своей жизнью и жизнью своих подчиненных.
Поэтому я им отказываю в данном случае в гражданской совести, которой они, видимо, не располагают. Они, конечно, выламывались перед лордом Джаддом, который сидел здесь, слушал их, а они показывали себя уж такими гуманистами, каких вообще Господь Бог не видывал.
- У нас опять получается, что солдаты, офицеры гибнут, а наши парламентарии, политики спокойно обсуждают и смотрят, как угодить западным парламентариям?
- Конечно. Тем самым они подрывают веру солдат вообще в святость того долга, который они выполняют в Чечне. Все сошлись, что 1000 человек пропали всего лишь за два года второй чеченской войны. Но никто не сказал: а кто их крадет? Как их используют, кто в этом виноват? Ни одного слова. Как будто сами по себе люди растворяются, как сахар в стакане чая, исчезают куда-то.
- Местное население тоже видит, что этот человек - раб, что его украли, что его здесь держат, и молчит.
- Александр Николаевич, в газете "Коммерсантъ" опубликована целая статья, которая называется "Судьба раба". Это как раз история ярославского мужика, которого украл председатель колхоза на ярославской земле. Председателем колхоза был чеченец. Он его вместе со стройматериалом загнал в Чечню, и тот восемь лет был на положении раба в Чечне. И только случайно его сейчас ульяновские спецназовцы выручили, и он вернулся домой. Так что мы должны четко определять, что каждая чеченская семья, которая участвует в похищении российских военнослужащих и гражданских лиц, своих или наших, которая эксплуатирует рабочий труд, - она несет ответственность по всей строгости уголовного закона. Поэтому суровость наказания должна быть там по закону военного времени, а национальность в данном случае не имеет значения.
- Спасибо, Николай Сергеевич.
Беседовал Александр Николаевич Крутов
|