ВЫБОР ПУТИ ИЛИ ДВИЖЕНИЕ К КАТАСТРОФЕ?
Сегодняшние споры о путях развития России напоминают дискуссию глухого со слепым, говорящих к тому же на разных языках и предварительно не установивших правил полемики и не уточнивших предмета разногласий. Поэтому коэффициент полезного действия многочисленных высказываний и публикаций на эту тему непродуктивен, а аргументация правоты спорящих сторон вполне соответствует расхожей сентенции - "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
Такая ситуация возможна не только из-за отсутствия у российской власти желания ввести спор в область конкретных общественных обсуждений для принятия выверенных и обусловленных аналитическими выкладками разумных решений, но и по причине того, что весь спектр оценок будущего страны скорее связан с ожиданиями и надеждами, которые всякий видит на свой лад, нежели с возможностями президента.
Между тем корабль российской экономики, запущенный в свободное и опаснейшее плавание преступной рукой или малоопытными навигаторами, дрейфует в сторону рифов, способных разбить дряхлеющую посудину, не оставив шансов на ее спасение и спасение спорящей команды: правых и виноватых, либералов и их оппонентов, "новых русских" и старых большевиков, - все уйдет в пучину безвременья, перешагнув ту грань, после которой катастрофа неминуема.
Нет необходимости очередной раз приводить подробные и страшные цифры, свидетельствующие о чудовищных разрушениях производственного аппарата страны и лишениях ее народа, существующего на грани физического вымирания, они известны - в разы снизились как общие показатели экономики, так и подавляющей части отраслей народнохозяйственного комплекса; отобраны социальные гарантии населения и ограблены трудящиеся массы; происходит активная эрозия общественной морали на фоне удручающих темпов снижения численности населения.
Зададимся целью представить ситуацию в экономике и в социальной сфере, не утруждая себя оптимистическими и пессимистическими сценариями прогноза, а используя логику здравого смысла, охватывающую, скажем, 10 лет, - как будто этот срок называет правительство для достижения устойчивого экономического роста в проекте "Основных направлений социально-экономического развития страны на период до 2010 г.", продолжая начатый курс экономических преобразований.
Продолжение курса - путь к катастрофе
Это десятилетие, вполне очевидно, будет сопровождаться мощным давлением на экономику внешнего долга, и не суть принципиально, к какой сумме ежегодных выплат удастся свести расчеты с международными "клубами" путем переговорных процедур - к 5, 10 или 15 млрд долл. в год, - они, то есть кредиторы, будут требовать выплат любых сумм, блокирующих хозяйственное и социальное развитие страны. Пример 2001 г. красноречиво это подтверждает, когда появившиеся "излишки" бюджета были отданы в счет долга.
При этом чем успешнее мы будем договариваться и смещать выплаты во времени, тем в больших объемах будут расти суммы долговых обязательств за счет процентов за полученные кредиты.
Мы не располагаем точной суммой кредитных средств, называются суммы, близкие к 150 млрд долл., и можно предположить, что в случае невозможного, но теоретически допустимого смещения оплат на десятилетие общая сумма долга достигнет уровня 350 млрд долл., что сравнимо с почти 10-ю сегодняшними бюджетами, а в пересчете на одного работающего, от президента до дворника, составит около 6500 долл.
Лукавит премьер М. Касьянов и сознательно морочит голову непосвященным, баюкая их байками об отсутствии связи между выплатами по долгам и социальным благополучием народа. Эта связь имеется, и самая непосредственная, причина же, по которой, если честно признаться, не такой уж он и лгун, - это то нищенское существование, в котором находится социальная сфера, обрезать которую попросту некуда. Здесь важно другое - любые масштабные социальные программы в этих условиях невозможны, если угодно, по определению.
За этот период население страны уменьшится на 8-10 млн человек, если принять темпы его вымирания равными предшествующему десятилетию, а в дальнейшем неизбежны следующие коллизии:
- рождаемость, если не уменьшится, то останется на том ничтожно низком уровне, когда даже один ребенок в семье будет расцениваться как непозволительная роскошь и обуза;
- возрастет реальная безработица с сопутствующими ей последствиями: ростом детской беспризорности, наркомании, проституции и преступности;
- вымирание деревни, сегодня очаговое и выборочное, будет повсеместным и не подлежащим естественному регулированию: старшее поколение, на котором еще как-то держится деревенская земля, по большей части вымрет, а молодое будет пытаться делать свой "бизнес", стремясь перебраться в города. Сельскохозяйственное производство будет теплиться, исповедуя принцип самодостаточности, но не как материальная отрасль общественного хозяйства;
- произойдет почти окончательная аберрация ценностей общественного бытия, когда молодое поколение, воспитываемое на основе наживы, будет исповедовать императивы раннего капитализма, что "человек человеку волк" и для достижения цели все средства хороши.
Поможет ли нам заграница?
Здесь мы подошли к чудовищной мистификации, исповедуемой прежним режимом и новой командой реформаторов, о возможности привлечения зарубежных инвестиций и о благотворном влиянии частного капитала на возрождение отечественной промышленности. Подобный гипотетический посыл изначально ложен и вот почему.
Серьезный зарубежный капитал в страну не придет, и вовсе не из-за несовершенства законов или удручающе высокого мздоимства чиновников, которые, как известно, "имеют место быть", а в силу политических и экономических интересов больших "денежных мешков", идущих в фарватере новой американской доктрины единоличного мирового лидера. Было бы большой недооценкой полагать возможность асинхронного поведения большого бизнеса и ведущих капиталистических государств - одни получают все преимущества мирового сообщества для окончательного разграбления страны, вторые - полной победы над "империей зла" - единственным препятствием для мирового господства.
Для наивно полагающих, что в таких оценках преобладают эмоции, но не объективное осознание действительности, можно привести два тезиса из десяти, изложенных в статье крупного американского специалиста по России Томаса Грэхэма "Вопросы из Вашингтона: есть ли у России достаточно уверенности в своих силах, чтобы вести конструктивный разговор с США", прокомментированной господином А. Коноваловым в НГ от 30.03.01:
"Россия не находится и не может находиться в центре американской внешней политики";
"Налицо громадная асимметрия в силе и богатстве, взглядах и воззрениях России и США".
То, что для уважаемого мэтра оказалось в какой-то мере неожиданным откровением, на самом деле было изначально задумано: вначале обескровить Россию, разрушив производительный потенциал страны, затем накинуть на нее финансовую петлю, затягивая удавку до предсмертного хрипа. Если что-то и не получилось в полном соответствии с разработанным сценарием, то вина здесь не Америки, а России - мало вредили и разворовывали, мало разрушали и не до конца, мало распродали и сделали долгов.., - не так унижали и издевались над русским народом, чтобы превратить его в бессловесное быдло, не способное к активному сопротивлению.
Сто крат прав господин активный недруг России Збигнев Бжезинский, сказав откровенно об очевидном, в полном соответствии с первоначально задуманными планами:
"Россия - побежденная держава. После 70 лет коммунизма она проиграла титаническую борьбу. И говорить "это была не Россия, а Советский Союз" - значит, бежать от реальности. Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она была побеждена... А претендовать на роль сверхдержавы - иллюзия. Россия сейчас бедная, примитивная страна. За пределами нескольких городов Россия - как Индия".
Американский империализм сегодня в полной мере расправил плечи: сегодня единственной преградой являются те осколки справедливого общества, которые могли бы осудить его экспансию; сегодня те ракеты, которые еще находятся на боевом дежурстве и в состоянии быть запущенными, представляют для него угрозу - именно это, и ничто другое, является сдерживающим началом от прямого диктата разрушенной и не до конца поверженной стране.
Точечный характер грядущих зарубежных инвестиций не может решить ни одной проблемы российского хозяйственного устройства еще и потому, что реконструкция технических систем на базе существующих технологий малоэффективна - сегодня необходим технический и технологический прорыв по всему фронту переоснащения отраслей народнохозяйственного комплекса, на который, по-видимому, уже не способны обескровленная отечественная наука и обезглавленная хозяйственная система.
Инновационная же составляющая экономического роста на базе зарубежного капитала представляется столь же нелепой, как, скажем, финансирование модернизации военной техники предполагаемого противника.
Кроме того, хозяйственная система страны, расположенная на громадной территории, требует комплексного характера приложения капитала и значительной доли вложений в хозяйственную и социальную инфраструктуру регионов, что приводит к резкому снижению отдачи капитальных средств и массы получаемой прибыли, а это, несомненно, окажет решающее влияние на объемы зарубежного инвестирования.
Какой рост грезится реформаторам, если объемы прямых зарубежных инвестиций в российскую экономику за последние три года не просто снижаются, но снижаются неуклонно и в геометрической прогрессии: в 1999 г. - 3 млрд долл., в 2000 г. - 1,5, а в 2001 г. - не более 1 млрд долларов.
Пока страна теряет время на бесплодные ожидания заморского инвестиционного бума и пребывает в состоянии преступной расслабленности, произойдут события, с высокой степенью вероятности прогнозируемые:
- производственный аппарат, на сегодняшний день изношенный на 60-65 %, а через 10 лет и полностью, начнет давать систематические сбои в виде техногенных катастроф, сравнимых с чернобыльской и с катастрофой на атомной подводной лодке "Курск";
- некоторые отрасли материального производства в бесплодном ожидании зарубежных вложений "тихо скончаются", превратившись в отдельные предприятия, не обремененные кооперативными связями и работающие на устаревшей технике советского периода;
- вооруженные силы, лишенные подпитки новыми системами техники, превратятся в сборище мужиков в униформе, способных разве что к защите собственных гарнизонов.
Реорганизация военной машины, безусловно и давно назревшая, не может быть сегодня осуществима на контрактной основе, кстати, чуждой ей и по исторической памяти, и по менталитету российского солдата, офицера и генерала да и при пустой государственной казне. Когда содержатся впроголодь солдаты, не получают довольствия офицеры и подвергаются общественной обструкции генералы, то здесь не до фантазий и экивоков в сторону заморских рейнджеров, а скорее по пословице: "не до жиру, быть бы живу".
Нетрудно предположить и возможные территориальные потери слабеющей страны:
- северные территории, обезлюдевшие от возможного вымерзания, да и Дальний Восток и Западная Сибирь, подверженные влиянию тотальной безработицы, могут быть предметом торга с Японией и Китаем на предмет их аннексии по образу и подобию Аляски;
- Средняя Азия и Кавказ, обескровленные чеченской войной и активным наступлением исламских экстремистов, будут потеряны для России всерьез и надолго под влиянием иных центров экономического притяжения и других моделей социально-экономического развития территорий;
- центробежные силы по периметру России не только кратно возрастут в силу очевидного ослабления Центра, но могут привести к отделению и автаркии отдельных субъектов Федерации, которые предпочли в одиночку выбираться из беспомощного государства, не имевшего воли и здравого смысла, чтобы не ждать эфемерной помощи со стороны, а рассчитывать прежде всего и главным образом на собственные силы.
Важным фактором, в значительной степени ускоряющим развитие изложенных негативных тенденций, явится очевидное снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, которое неизбежно произойдет в ближайшие 1,5 - 2 года (если не раньше) и резко уменьшит объемы поступлений в бюджет от внешней торговли. В этом случае следует ожидать нарушения хрупкого политического равновесия, достигнутого за последнее время, дестабилизации согласия в обществе, достигнутого приходом и первоначальными шагами нового президента, и утраты народом связанных с его именем надежд и ожиданий.
Евгений Андреевич Кудашев, доктор экономических наук
продолжение следует...
|