МОГУТ ЛИ УКРАИНЦЫ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ РУССКИМИ?
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".
Александр Сергеевич Пушкин
Уважаемая редакция!
Прочитав несколько номеров "Русского Дома", я решил послать вам свою статью, т. к. тема разделения Украины и России - весьма болезненный и важный вопрос - не оставлена вами без внимания. Меня это очень радует и вселяет надежду, что русский народ не разделится окончательно на русских и украинцев. Это разделение пагубно для обеих сторон, но прежде всего для нас, украинцев. Если принять мысль, что мы - украинцы, в смысле - нерусские, то мы теряем всю нашу тысячелетнюю культуру (т.к. это русская культура), превращаемся в космополитов. Сейчас, могу вам засвидетельствовать, нередко в разговоре люди, когда хотят назвать свою национальность, запинаются и говорят что-то вроде "у нас, у славян", т. к. "украинцы" - это название официальное и в разговоре оно не всегда употребляется (я имею в виду простой, непринужденный, обыденный разговор). Особенно остро это чувствуется, когда священник говорит проповедь: "Привезли Владимирскую икону на... нашу землю", - сказать "на русскую" не дерзают, а "на украинскую" - глупо, т. к. тогда не было украинской земли.
Получается, что, внедряя в умы людей мысль о том, что Москва - это заграница, да еще и не самая дружелюбная, нас лишают национального самосознания, делая его каким-то аморфным, лишают нас причастности к русской культуре, и просто разрезают русский народ по живому.
Для меня это очень больной вопрос. Но среди друзей я нахожу не так уж много единомышленников, хотя таковые все-таки есть и с их помощью была составлена эта статья.
Я коренной житель Кривого Рога, вся моя родня из этих мест, я глубоко осознаю себя русским, и это побудило меня написать статью.
О себе могу добавить, что я по профессии иконописец, окончил иконописную школу при Московской Духовной Академии.
Сидя вечером за чаем на лоджии в семейном кругу, мы вели полушутливый разговор о национальной принадлежности. Перебирали предков, из которых большинство - украинцы, и тут я сказал, что не знаю, кто там - кто, а лично я - русский. Хотя это сказано было тоже полушутя, но тон разговора неожиданно стал серьезным.
И хотя во время спора мне было сказано, что это только москвичи нас, хохлов, ненавидят, а мы к ним относимся спокойно, на меня за сказанные слова родственники набросились именно с чувством ненависти.
Итак, давайте подумаем вместе.
Мы помним из истории, что Киевскую Русь населяли разные славянские племена: кривичи, вятичи, поляне, славяне, древляне и другие. Но всех их объединяла общность культуры, экономики, а затем и государство - Русь. Были у каждого племени свои князья, свои столицы, свои языковые отличия, что часто осложняло межплеменные отношения. Однако необходимость противостоять внешним врагам и стремление к внутренней общности заставляли наших далеких предков покоряться киевскому князю и не искать самостоятельности и разделения.
Можно ли назвать Киевскую Русь древней Украиной? Но тогда и Великий Новгород и Муром - древнеукраинские города? Святая княгиня Ольга была родом из псковской земли, не назовешь же киевскую княгиню украинкой! Поэтому странно иногда слышать по радио рассказы, как святой князь Владимир крестил Украину. В то время такого государства и такого народа просто не было.
Вскоре после Крещения Руси возник Киево-Печерский монастырь - колыбель Русского Православия. Желавшие монашества наши благочестивые предки сходились в него со всей Руси, а не только из близлежащих к Киеву земель. Например, преп. Феодосий Печерский прибыл в Киев из Курска, где проживал со своей матерью от младенчества. Киево-печерские монахи, изучив подвижническую жизнь под руководством преп. Антония и Феодосия, расходились потом по всей Руси, неся свет Православия во все отдаленные ее уголки. Многие святые поставлялись на епископские кафедры. Здесь вспомним только св. Никиту Новгородского, житие которого описывает Киево-Печерский патерик. А преп. Илья из города Мурома?.. Неужели мы станем называть собор преподобных отцов Печерских - украинскими святыми?
При св. князе Владимире и его сыновьях были на Руси мир, расцвет и благоденствие до тех пор, пока Русская держава не начала делиться на княжества. Каждое княжество имело свое войско, свою столицу, свое правительство, границы. Это были практически независимые государства, которые постоянно между собой ссорились. Ярче всего события того времени изображает "Слово о полку Игореве".
Борьба князей против поганых
прекратилась,
Ибо сказал брат брату:
"Это мое, и то мое же".
И стали князья про малое
"Это великое" говорить,
И сами на себя крамолу ковать.
А поганые со всех сторон приходили
с победами
На землю русскую.
Именно феодальная раздробленность дала возможность Батыю завоевать все княжества. Князья не могли выйти вместе на врага, т. к. не было у них главы - авторитетного вождя, без которого, как показала история, объединиться невозможно. Много пролито было крови нашими предками в междоусобных бранях, но татары пролили действительно реки русской крови, оставили после себя пустыню, руины и пепел. Таковы были плоды горделивой самостоятельности русских князей!
Но все-таки и во время раздробленности все княжества именовались русскими и помнили, что они - один народ.
Сейчас говорят, что если у нас, украинцев, есть отличия от россиян в языке и характере, стало быть, мы другой народ и должны радоваться тому, что разделились. Давайте посмотрим, как относились к этому вопросу наши русские святые. Разве они благословляли разделение? Нет, наоборот. И яркий тому пример - житие святителя Петра, митрополита Московского.
Родом свт. Петр из Волыни. Из тех самых мест, где антимосковская пропаганда ныне особенно сильна. Митрополит Петр получил титул Киевского, но Киев тогда лежал в развалинах после нашествия татар, и он перенес кафедру на север Руси - во Владимир.
Боролся свт. Петр с усобицами, и даже рискуя жизнью. Однажды для умиротворения княжеских распрей он приехал в Брянск и едва не был убит.
Предвидел он и то, что Русь объединится именно вокруг Москвы. Москва была тогда небольшим городком. Однако свт. Петр предрек грядущее величие московских князей и перенес кафедру из тогдашней столицы Владимира в Москву, благословил в 1326 г. построить в Кремле каменный Успенский собор - духовный центр Православного Русского государства. Святитель сам участвовал в постройке собора, написал для него икону Успения и завещал похоронить себя в этом храме.
Разве не явно, что наречение Москвы столицей было делом Божиего Промысла, делом Богу угодным, раз оно совершилось через всеми чтимого угодника Божия митрополита Петра-чудотворца? Правы ли те православные на Украине, кто сетует, что Москва отняла у Киева первенство?
Можно бы еще вспомнить перенесение из Киевской земли во Владимир, а потом в Москву Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Эта икона - одна из главнейших святынь Русской земли. Перенесение ее сопровождалось многими знамениями и чудесами - явно по благословению Пресвятой Богородицы. Я думаю, что это было тоже одним из многих подтверждений того, что возвышение Москвы было угодным Богу.
Особую роль в объединении Руси вокруг Москвы сыграл игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Когда рязанский князь Олег отказался подчиниться князю московскому, преп. Сергий пошел пешком в Рязань и угрожал закрыть все церкви города. Князь Олег послушался Преподобного, и не замедлили сказаться плоды объединения княжеств - поражение татар на Куликовом поле в 1380 г.
И настала тогда на Руси тишина. Как всем нам ныне она вожделенна! Что же все мы не хотим понять, что развал и беспокойство в стране - прямое следствие междоусобной вражды и разделения и виноваты в этом мы с вами.
Дело собирания русских земель вокруг Москвы, начатое в XIV веке, продолжалось и во все последующие века! Можно сказать, что и присоединение южнорусских земель к Москве было естественным продолжением этого процесса, а не чем-то из ряда вон выходящим. Нам указывают ныне на то, что присоединение это проходило болезненно, но точно так же присоединялись и другие земли. Если следовать этой логике, то получается, что никому не нужно было объединяться вокруг Москвы.
Но легко ли жилось нашим предкам до воссоединения с Россией в 1654 году? Во второй половине XIV века юг и запад Руси вошли в состав Литвы и Польши. Ни литовцы, ни поляки никогда нам братьями не были, они всегда унижали русских как чужеродцев и как иноверцев. Самые жестокие и изощренные гонения терпели наши предки за веру от католиков и иудеев. Чтобы уничтожить Православие, католики с некоторыми недостойными сего звания православными епископами устроили в 1596 г. в Бресте унию. Что было после этой унии, нам повествует "История Руссов": "Церкви Русские силою или гвалтом обращали на унию. Духовенство Римское, разъезжавшее с триумфом по Малой России для надсмотра и принуждения к униатству, вожено было от церкви до церкви людьми, запряженными в их длинные повозки по двенадцати и более человек в цуг. На прислуги сему духовенству выбираемы были поляками "самые красивейшие из девиц русских".
О гонениях на Православие свидетельствует и св. преподобномученик Афанасий Брестский, убитый католиками в 1648 г.
В таких условиях борьба за независимость действительно стала святым делом. Тысячи запорожских казаков отдали тогда за Православие свои жизни. И, завоевав независимость кровью, они имели полное право решить, как ею распорядиться. Казаки решили бить челом московскому царю как единокровному и единоверному. Решение это невозможно назвать досадной ошибкой, так как часть малороссийских земель уже вошла к тому времени в состав Московской Руси (например, в 1500 г. - Чернигово-Северская земля). Переговоры о присоединении велись с московскими царями на протяжении всей первой половины XVII века. В 1620 г. славный гетман П. Сагайдачный отправлял в Москву посольство с просьбой принять запорожских казаков на службу царю. В 1624 г. с просьбой о воссоединении было также направлено в Россию посольство от киевского митрополита Иова Борецкого. В 1648 г. Богдан Хмельницкий одержал первую победу над польским войском у Желтых Вод. Это произошло 5-6 мая, а уже 8 июня того же года он отправил в Россию посольство с такой же просьбой. И до 1654 г. много было таких посольств с обеих сторон. В Москве для принятия решения о воссоединении дважды собирался Земский собор. Из всего сказанного видно, что вопрос этот обсуждался обеими сторонами долго, основательно и всенародно. Московские послы, прибывшие в Переяславль для подписания договора о воссоединении, оставили воспоминания о том, как радостно их встречал малороссийский народ. Еще за два года до Переяславской рады начались массовые переселения малороссийского народа на территорию Московской Руси - их ведь туда никто не гнал. Посему я полагаю, что Богдан Хмельницкий, приняв решение о воссоединении Украины с Россией, явился выразителем воли всего малороссийского народа. Воссоединение стало продолжением дела преподобного Сергия Радонежского, митрополита Петра Московского и других русских святых. После объявления о воссоединении весь народ присягнул на верность московскому царю. А присяга - клятва перед Богом.
Малая Русь присоединилась тогда к Московской Руси именно для сохранения своей веры и своего национального облика, т.к. самостоятельно она не смогла бы их сохранить. И ныне с "незалежнiстю" возобновились гонения на Православие от католиков, униатов и автокефалистов.
Наше внимание ныне часто обращают на то, что малороссы терпели утеснения и разные беды от российских царей, указывая на Петра I и Екатерину II. Ну что ж, было и такое. В 1709 г. по приказу Петра I была разрушена Запорожская Сечь. Но умалчивают причину - восстание И. Мазепы, не просто восстание - предательство своего царя в военное время. Когда шведские войска во главе с королем были в пределах Малой Росии, он решил перейти на их сторону, дабы самому Малой Россией править. Поэтому царь Петр, ничего не делавший наполовину, столь жестоко расправился с изменниками, а Православная Церковь предала Мазепу анафеме. При Екатерине II в 1775 г. Сечь была разрушена как рассадник неповиновения царской власти. Тут можно только добавить, что Петр и Екатерина были весьма властными правителями и от этого страдали их подданные не только в Малой России, но и везде одинаково. Не ради личной ненависти к малороссам они это делали. Вспомним хотя бы, что при Петре подавляющее большинство архиереев и на российских кафедрах, и в св. Синоде были из малороссов. Из среды простых запорожцев происходил великий русский художник Боровиковский, который был замечен Екатериной II во время поездки по Малой России и взят в Петербург, в Академию художеств. До этого он звался казак Боровик.
Вот еще один крайне важный и интересный вопрос. Название нашей земли - Украина, и нашего народа - украинский, столь конкретно обособляющие нас от России и русских, начали употребляться с конца XVIII- XIX веков. На протяжении XIX века наряду с "Украиной" существует еще название "Малая Россия", а наш народ еще именуется малорусским и просто русским. И только после революции 1917 г. наша земля официально стала называть себя Украиной с претензией на независимость. Вот как недавно мы, по сути, стали украинцами, а до начала XIX века тысячу лет именовались русскими. Так почему же мы перестали именоваться своим родным именем?
В наше время, когда отовсюду доносится стук и грохот электронной музыки, когда основная часть русского народа занята двумя вопросами - где заработать деньги и что купить, мы совсем забыли недавнюю Великую Отечественную войну. Не было же и следа той ненависти, которую сейчас раздувают между украинцами и русскими. Наши с вами деды и прадеды отдавали свои жизни в битве за Москву, под Сталинградом, на Курской дуге, неужели же не за Родину? А что было бы, если бы каждый дошел до своей земли и не пошел до Берлина? А ныне нас учат жить по принципу "моя хата с краю". Если для моего деда Москва была Родиной, так что и жизнь он готов был за нее отдать, а многие из наших сродников и полегли там в одних могилах с россиянами, - как я могу Москву называть иностранным городом? Я родился и вырос на земле моих предков, и поэтому моя Родина там же, где и у них она была.
Ну и, наконец, о внутреннем единстве и неделимости русского народа и Русской земли от Крыма до Соловков и от Бреста до Иркутска говорит сама Русская Православная Церковь. Во время смуты 1917 г., когда враги поразили главу Российского государства и оно тут же начало распадаться, когда Украина под "перевагою розважних голосiв мiнiстрiв-соцiалiстiв" объявила о своей независимости, был в Москве Поместный Собор Русской Православной Церкви. Важнейшим его делом было избрание Патриарха Московского и всея Руси как необходимого главы. "Раз уж отнял Бог Царя, изберем Патриарха", - говорили на Соборе. Патриарх стал тем, вокруг кого вся Русская земля сохраняет свое внутреннее единство. Кроме того, Собор установил праздник Всех святых, в Земле Российской просиявших. В службе этого праздника мы молимся: "Вси святии земли нашея, молите Бога о нас". И обращаемся и к киевским святым, и к московским, и к соловецким, и к тобольским, и к херсонским. И все это наша земля, земля одного народа, как свидетельствует само богослужение. Прислушайтесь, какие слова: "О, преславного чудесе! Небесе и земли Царица, от святых сродников наших умоляется, доныне Землю Русскую покрывает, и лика Своего изображениями милостивно обогащает. О, Владычице Державная, не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века! Аминь".
В том же 1917 г., 2 марта, в день отречения св. государя Николая Александровича, в древнем подмосковном селе Коломенском была явлена нашему народу икона Пресвятой Богородицы "Державная". Царица Небесная Сама взяла в свои руки скипетр и державу Российской империи и Сама обещала хранить нашу страну, которая лишилась законного царя. Первой жертвой униатов стал настоятель Преображенского собора в Львове протопресвитер Гавриил Костельник, он был убит на пороге храма в 1949 г.
С началом перестройки на Западной Украине вновь поднимается сепаратистское движение. Вновь начинаются насилия, убийства и отъятие храмов у православных. В 1990 г. для устрашения настоятеля единственного оставшегося в Тернополе прихода Московского Патриархата - отца Анатолия - униаты не раз звонили ему по телефону, угрожая лично ему и семье, затем прокололи шины его автомобиля. А когда и это не подействовало, совершили страшное злодеяние: малолетнему сыну священника шилом проткнули язык и горло.
Насильственное изгнание православных из их храмов на Западной Украине становится повсеместным. Прямо в храме на православных могли натравить собак, священников насильно выдворяли из алтарей, разрушали интерьеры храмов, оскверняли святыни. Против вооруженных националистических группировок выходили наши православные бабушки...
В октябре 1990 г. в Киеве руховцы устроили избиение православного крестного хода на Софиевской площади. Были избиты многие священники, монахи и миряне. Игуменья Флоровского монастыря получила в этом побоище сотрясение мозга.
В начале 1993 г. "казаками" из неканонической УПЦ КП из здания епархии в Тернополе с побоями был изгнан епископ Сергий (Генсицкий) с сотрудниками. Внутри здание было порушено, уничтожены богослужебные книги, с престола сброшены Святые Дары.
С требованием присоединения к УПЦ КП явился отряд боевиков УНА-УНСО на военной технике в беззащитный Знаменский Успенский женский монастырь в окрестностях Владимира-Волынского. И хотя монахини не склонились под омофор псевдоцеркви, дело кончилось тогда мирно, что почитается ими как чудо Божие.
При попустительстве властей боевики УНА-УНСО несколько раз пытались взять штурмом Киево-Печерскую Лавру, где, по их мнению, "окопались москали", но были остановлены православным народом, что тоже можно считать чудом.
Вот лишь немногие примеры. Как и в прошлые века, на нашей земле льется кровь, и остановить кровопролитие мы бы могли, если бы не были разрознены не только физически - границами, но и духовно. Конечно, вряд ли мы можем сегодня мечтать об объединении Руси под знаменем святого Дмитрия Донского и благословением преподобного Сергия Радонежского, но мы можем хотя бы в душе своей носить это единство и молить Бога об умирении нашей земли теми путями, какие Ему одному ведомы.
Какие выводы я предлагаю сделать из сказанного выше?
Я вовсе не имел в виду, что надо ехать в Киев с плакатами и требовать присоединения к России. Это в воле Божией и не наше дело. Я вовсе не хотел унизить украинский народ и его культуру, те ее стороны, которые отличаются от российской. Украинский язык очень живой и красивый (если только он действительно народный, а то ведь сейчас иногда по телевизору можно услышать и весьма странные обороты). Среди украинских писателей есть очень талантливые, из которых первый - Шевченко. Идеи его я не принимаю, а как мастера слова - ценю. Но что нам мешает при этом ценить и российскую культуру? Нашей общей истории уже более 1200 лет, и главная ценность нашей культуры - Православие, русские святые, русские монастыри, храмы, иконы, тот дух, которым жили наши предки и который они завещали хранить и нам с вами, "дабы свеча не погасла".
"Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе" (Пс. 132; 1)
"И аще царство на ся разделится - не может стати царство то, и аще дом на ся разделится - не может стати дом той" (Мк. 3, 24-25).
Преп. Лаврентий Черниговский говорил: "Наши родные слова - Русь и русский. И обязательно нужно знать и помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев - второй Иерусалим и мать городов русских. Киевская Русь была вместе с Великой Россией. Киев без Великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком, ни в коем случае... Позже узаконили нам слова "Украина и украинцы", чтобы мы охотно забыли свое название русские и навсегда оторвались от святой и православной Руси".
Демьян Единок
|