"ЭТИЧЕСКИЕ" ВОЙНЫ
О ПОЛИТИКЕ США ПО УСТАНОВЛЕНИЮ НОВЕЙШЕГО МИРОВОГО ПОРЯДКА
В 90-х годах в мире произошло более 200 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло 35-40 миллионов человек - не намного меньше, чем за весь период Второй мировой войны.
Мы живем в такое время, когда война одерживает победу за победой под лозунгом "За мир и безопасность". По данным разведывательного управления МО США, последующие 10-15 лет будут "по крайней мере, не менее, если не более, бурными, чем предшествующее десятилетие".
Из всех войн и конфликтов последнего десятилетия ХХ века наибольший отклик мировой общественности вызвала война на Балканах. Она стала войной нового типа, которая отличается от всех предшествующих. Хотя у стран-членов НАТО существовали экономические и иные традиционные причины для начала боевых действий, официально было заявлено о необходимости защиты прав человека. Это была интервенция, предпринятая не ради сохранения государственного суверенитета, не ради спасения жизни "косовских" албанцев. Вспыхнувший конфликт не подпадал под определение геноцида. Вооруженное вмешательство в Косово было операцией в защиту политических прав албанского населения, проживающего на этой территории.
По мнению одного из американских экспертов, "это первая война, которая была начата не столько во имя "национальных интересов", сколько во имя принципов и ценностей. Если можно сказать о войне, что она является "этической" или что она начата по этическим причинам, то примером такой войны служит Косово".
Следует отметить, что в "этических" войнах мишенью становится именно общество, и прежде всего его духовная составляющая, а не территория или экономика того или иного государства. Похоже, что войны за материальные и интеллектуальные ценности, которые были свойственны эпохе индустриализации и эпохе информатизации, уступают место войнам за ценности духовные, которые будут носить глобальный и перманентный характер. Об увеличении числа войн, обусловленных действием духовного фактора, свидетельствуют данные, опубликованные Центром оборонной информации США. Из приведенного списка войн, ведущихся в настоящее время в мире и зарегистрированных на конец 2000 года, 15 (наибольшее количество) имеют религиозные причины, 8 отнесены к этническим, 6 - связаны с наркотиками, равное количество - по 5 - это войны, в основе которых лежат идеология и борьба за независимость. И только 2 войны - наименьшее число - ведутся за материальный объект - территорию. Что же составляет концептуальную платформу новых подходов к политике национальной безопасности и военной политике?
Выступая перед выпускниками военно-морской академии 25 мая 2001 года, президент Буш особо отметил, что вооруженные силы США будут использованы только в соответствии с американскими ценностями. Понятие ценностей становится сейчас ключевым при осмыслении проблем войны и мира.
В концепции национальной безопасности США прямо сказано, что "в некоторых случаях американская нация может действовать, потому что того требуют ее ценности". И здесь принципиально важно понять, что речь идет не только о защите американских ценностей за пределами США, но еще и об их распространении во всем мире. Выполнение именно этой задачи считается одним из трех приоритетных направлений деятельности государственного департамента наряду с защитой американской безопасности и обеспечением роста американского процветания. Эта же цель ставится и перед вооруженными силами.
Подобные установки свидетельствуют о том, что национальные интересы США сращиваются с национальными ценностями, которые становятся целью и средством воздействия на другие общества. В стратегическом смысле это означает перенос центра тяжести с физического уничтожения противника на изменение и разрушение его социальных, духовно-нравственных устоев и традиций. Чем объясняется такое изменение военно-политического курса США и почему ценности, а не военные объекты, избраны одновременно в качестве абсолютного оружия и абсолютной цели для поражения? Здесь прежде всего нужно отметить, что ценности определяются и связаны с религией и культурой народа, являющегося их носителем. Наступление на них означает покушение на его духовную и национальную идентичность, подрыв его цивилизованных устоев.
Неприятие американских ценностей уже служит для политического руководства США основанием для того, чтобы объявить то или иное государство враждебным. Так, выступая в сенате в марте 2001 года, директор оборонного разведывательного управления Томас Вильсон особо отметил, что враждебные государства, группы и лица будут оставаться важным фактором и ключевым вызовом для политики США, указав при этом на то, что некоторые из них просто отрицают американские ценности или испытывают страх перед ними.
Итак, официальные документы и речи высших должностных лиц США показывают, что стержнем всего стали ценности и их распространение. Но ведь это же идеи Ницше! У Ницше - идея "сверхчеловека", представляющего верховную ценность, - идеал для всего человечества. В американской политике "сверхчеловека" сменяет "сверхдержава". "Сверхдержава" воплощает в себе высшую ценность и призвана уничтожить все болезненное и враждебное в мире и везде устанавливать свои ценности.
В философии Ницше есть понятие "низшие слои человечества". В политике США - деление всех стран на категории и отнесение к низшей из них так называемых "стран-изгоев". Причем в отношении "низших" действует двойной стандарт. Те 6 тысяч иракских детей, которые ежегодно становились жертвой экономических санкций, были лишены права на жизнь в отличие, например, от американских детей.
Анализируя дальше философию Ницше, находим еще одну важную идею - культ сильной личности, личности высшего типа. В идеологии США этот постулат превращается в идею "народа высшего типа". У американского народа культивируется чувство особой исключительной нравственности по сравнению с другими народами. Он представляется как главный источник и субъект морали, что создает иллюзию права на вмешательство, в том числе с использованием силы. Обращаясь к выпускникам военно-морской академии, президент Буш говорит: "Помните, вы не только офицеры, вы посланники страны свободы... Так же, как вы носите национальную военную форму, не забывайте носить в себе скромность подлинного величия... Вы - часть длинной череды служения и самопожертвования во имя высших устремлений человеческого сердца".
У Ницше - ценности отражают "физиологические требования сохранения определенного способа жизни". В них выражается "воля к власти". Это тоже перекликается с политикой США, которая относит к регионам, представляющим национальный интерес, те, где США имеют большую долю экономического участия и которые обеспечивают материальное благополучие и процветание американской нации.
У Ницше - нивелировка человека под флагом всеобщего равенства людей. У США проявляется стремление нивелировать народы под флагом американских ценностей.
И последняя параллель. В философии Ницше главным принципом бытия является "воля к власти". Соединенные Штаты, считающие себя единственной сверхдержавой, в официальных документах в области национальной и военной безопасности рассматривают в качестве одной из основных угроз появление на мировой арене государства-конкурента, равноценного США.
Поскольку войны за ценности не могут не носить перманентного характера, они стирают грани между миром и войной. Война становится образом жизни человечества, и американские вооруженные силы должны быть готовы в любой момент локально включиться в конфликт в любой точке планеты в целях защиты и распространения своих ценностей. Концепция операций, не относящихся к войне, представляет механизмы проведения таких акций. К числу таких акций, в частности, относятся превентивные удары в целях сдерживания; принуждение; карательные удары; операции по поддержанию мира; боевые действия, обусловленные гуманитарными причинами; операции в поддержку национального строительства; операции по воспрещению; различные непрямые формы использования силы, включая обеспечение оружием, подготовку специалистов, предоставление разведывательных данных и т. д. Уже названия этих операций свидетельствуют об их специфической "гуманитарной" направленности, характерной для "этических" войн.
Наступление на ценности переносит поле сражения с территории государства на "территорию" души, в духовно-нравственную сферу, где требуются совсем другие способы и средства ведения войны.
Идеологическую основу "этических" войн составляет концепция гуманитарной интервенции, оправдывающая вмешательство во внутренние дела других стран по этическим соображениям.
Воля противника, как главная мишень, оказалась стержнем американской концепции стратегического паралича противника, которая была использована во время войны в Персидском заливе и в ходе операций на Балканах.
Ориентация США на "этические" войны радикально меняет военную политику и военную стратегию этой страны. Задача защиты и распространения американских ценностей на весь мир придает военной политике Соединенных Штатов агрессивный характер, обусловленный стремлением к господству, чувством превосходства, социального эгоизма, правом сильного. В качестве основных моделей этой политики выступает синтез военно-силовой, наступательно-экспансионистской и конфронтационной моделей. Здесь нужно согласиться с той точкой зрения, что подобный поворот в военной политике означает отказ от доктрины "гарантированного взаимного уничтожения" и возврат к "доктрине безнаказанного уничтожения", которая существовала в аналитических кругах США в 1946-1949 годах.
Наступление и насильственное воздействие на традиционные национальные ценности всегда воспринимается очень болезненно и может вызвать резкую ответную защитную реакцию. Поэтому курс руководства США на распространение американских ценностей ведет к усилению напряженности и возрастанию угрозы войн и конфликтов.
Но конфликты, обусловленные этическими причинами, очень трудно разрешить. "Этические" войны и конфликты неизбежно будут носить затяжной и часто непримиримый характер.
Ну а какое место отводится России в этой новой системе ценностных политических и военно-стратегических координат? Вот цитата из рекомендаций, подготовленных экспертами РАНД для президента Буша: "В целом Западу следует продолжать поддерживать позитивные изменения внутри России и в ее отношениях с другими странами мира, но также необходимо быть готовым обеспечить западные интересы, если Россия будет развиваться по пути, враждебному Западу". Иными словами, если вдруг Россия пойдет по пути своих национальных духовных ценностей, которые во многом несовместимы с западными ценностями, ей нужно готовиться к войне, где объектом поражения будет самое святое и боль утраты будет самой острой.
Основанием для таких опасений служит война на Балканах, которая нанесла человечеству невосполнимый культурно-исторический ущерб. Разрушено более сорока монастырей и церквей. На территории Косово и на юге Сербии пострадали до 80 % религиозных святынь. И здесь не было ошибки в расчетах по выбору и поражению цели. НАТО, где доминирующую роль занимают США, использовало высокоточное оружие и бомбило объекты с хирургической точностью. Наносились планомерные удары, направленные на уничтожение духовных основ Православия в Югославии. Ведь Косово является одним из исторических центров Православия. Здесь более 200 монастырей и церквей были построены еще в ХIV веке, а город Печ с 1346 года был местонахождением Сербской Патриархии. В этой, как ее назвали американские эксперты, "этической" войне одной из главных задач было нанесение как можно большего ущерба в моральной и духовной сфере. И эта задача была полностью выполнена. В результате еще больше возросла ненависть и распространилось насилие, а человеческие страдания стали еще сильнее.
После апробирования в Югославии новых военно-стратегических концепций, направленных на силовой передел мира, Россия оказалась в опасном положении и любое обвинение в нарушении прав человека может спровоцировать в отношении ее "гуманитарную интервенцию".
Война как образ жизни становится одним из важнейших признаков Новейшего мирового порядка. Его предшественник Новый мировой порядок строился преимущественно на соблюдении признаваемых большинством норм международного права. Новейший мировой порядок допускает применение вооруженных сил без санкции Совета Безопасности ООН, то есть по усмотрению новых "архитекторов" нового мироустройства.
Татьяна Васильевна Грачева, преподаватель Академии Генштаба
|