Православие.Ru

Русский Дом
ПРАВОСЛАВИЕ.RU

   
 Rambler's Top100

РУССКИЙ ДОМ № 4,  2002

ПАРАСКЕВЫ

Попутка мчит нас по Симферопольскому шоссе в сторону Белогорска. Абрикосовка, Грушевка - мелькают "вкусные" названия населенных пунктов. А двухметровые деревянные кресты вдоль дороги, аскетически стоящие в нескольких километрах друг от друга, напоминают о серьезности ваших намерений. "Топлы", - гласит надпись на указателе. Дальше в гору лучше пробираться пешком.

19 веков назад также пешком, сюда, в Древнюю Тавриду из Рима, минуя многие страны, пришла преподобномученница Параскева (память 8 августа). Здесь при правителе-язычнике Тарасии ей была усечена глава. На месте гибели святой забил чудеснейший источник. И сегодня вода исцеляет глазные болезни, заболевания головы и др., по вашей вере, конечно.

Спустя несколько столетий у источника св. преподобномученицы Параскевы поселилась юная отшельница - болгарочка Константина, пришедшая сюда из находившейся неподалеку болгаро-греческой колонии Кишлав (сейчас это село Курское). Высекши себе в скале пещеру, она долгие годы подвизалась здесь и молилась о том, чтобы у источника была построена не просто небольшая часовня, а церковь. И по ее молитвам, считают нынешние насельницы монастыря, Господь создал здесь обитель.

В 1863 году был открыт первый храм в честь святой преподобномученицы Параскевы, а ровно через год после открытия церкви была основана обитель.

Молитвами сестер у монастыря стали появляться благодетели, которые жертвовали не только деньги, но и дарили земельные угодья. В конце XIX века монастырю принадлежало 900 гектаров земли, на которых трудились 500 сестер. Более 100 сортов роз благоухали в цветочных оранжереях, а плоды огромного фруктового сада не имели конкурентов на международных выставка. Все доходы монастыря шли на строительство Собора Пресвятой Троицы - самого большого на территории Крыма.

Духовный и материальный подъем обители пришелся на время настоятельства матушки-игуменьи Параскевы (Родимцевой). Кто была эта женщина? Оля Родимцева родилась в Москве в купеческой семье. Смолоду она решила посвятить свою жизнь Богу и ушла в московский Страстной женский монастырь. А оттуда уже в возрасте 26 лет прибыла в Топловскую обитель, где и оставалась до конца своих дней. 53 года отдала она монастырю, 30 с лишним из которых была матушкой-настоятельницей.

Именно она возглавляла монастырь во времена воинствующего безбожия (начало XX в.), когда новые власти решили "подзаработать" на монастырском хозяйстве и приняли решение: открыть на территории монастыря здравницу. Встал вопрос: куда же деть 500 проживающих здесь сестер? Сестры никак не хотели покидать родную обитель, да и местное население могло встать на защиту молитвенниц. Тогда было принято "соломоново решение": из сестер образовали бригаду, названную "Женской сельхозартелью", которая продолжала трудиться на бывших монастырских землях, но плоды трудов забирало государство.

Тем не менее поток страждущих, стремящихся получить слово утешения от матушки-игуменьи, не прекращался, это и стало одной из причин закрытия артели. "Господь попустил это время за наши грехи, его надо просто пережить", - говорила матушка Параскева Еще за шесть лет до трагических событий она предсказала закрытие обители и дату своей кончины.

1928 год. Один из тяжелейших в жизни обители-артели. В этом году скончалась матушка-игуменья Параскева. Немного спустя артель была закрыта, сестры разогнаны, создан совхоз с красноречивым названием "Безбожник" Все, что напоминало о монастыре, безбожно разрушалось. Главный Троицкий Собор взрывали с 1928 по 1970 год. В 1938 году 12 монахинь были вывезены ночью под Симферополь и расстреляны в селе Белое. Так у монастыря появились свои первые новомученицы.

Могилку матушки Параскевы сегодня украшают лишь крест и живые цветы, рядышком - самодельный подсвечник. - Среди паломников сложилась традиция зажигать у матушки на надгробии свечи, - рассказывает послушница Юлия. - Но основное - это ваша молитва. Матушка является очень сильной миротворицей, помогает в семейных нуждах, умиротворяет враждующих. На могилке матушки Параскевы исцеляются бесноватые.

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря о матушке собирается материал для ее канонизации. Молитвы праведной Параскевы не остались не услышанными Богом, с 1994-го года началось возрождение монастыря. Трудно было Владыке Василию, архиепископу Запорожскому, "отбить" у властей это место. Община возрождалась в Старом Крыму, в то время как на территории монастыря еще звучал пионерский горн.

В настоящее время Топловская обитель только заполняется молодыми сестрами, в монастыре живут и совсем старенькие матушки, всего около 30 сестер. Через два дня на третий каждая сестра читает ночью неусыпаемую Псалтирь, это приносит большую помощь людям, к ней прибегающим. Сестры спят по 4-5 часов в сутки, в воскресенье - 6. Много приходится трудиться и по хозяйству.

Нынешнюю игуменью монастыря зовут тоже Параскева (Тищенкова).

А на фундаменте разрушенного Троицкого Собора сегодня стоят частные дома, в них проживают 43 семьи, их отселение - одна из главных проблем матушки Параскевы.

- Местные жители напоминают нам, что "мы вас сюда не звали", - рассказывает игуменья в беседе с корреспондентом "РД", - мы им объясняем, что сестры возвращаются в свое, родное, построенное трудами матушек. Бывает по-всякому, - вздыхает матушка, - не пускают нас в Собор, угрожают сестрам. А мы бы так хотели пойти и разгрести своими девичьими ручками эту земельку, посмотреть, где же там окошки... (На алтарной части Собора стоит дом, принадлежащий директору санатория им. Розы Люксембург г. Евпатории, именно он "отдает приказ" сторожу не пускать сестер). Бог терпел, и мы будем терпеть, - кротко говорит игуменья, - мы надеемся на ходатайство преподобномученицы Параскевы и матушки Параскевы. Часть семей с Божией помощью мы уже отселили. Слава Богу за это.

- В последние годы в Крым активно возвращаются мусульмане, строя при дорогах мечети, чтобы отметить свои претензии на территорию. Вы окружены татарскими поселениями, насколько доброжелательны к Вам их обитатели?

- Сегодня в Крыму вновь заговорили о мусульманской экспансии, которая действительно есть. Но "мутит" все верхушка власти, политические организации во главе с меджлисом, побуждая массы к действию. Простые же люди приезжают сюда жить и работать.

Хочу сказать, что мусульмане, которые здесь обитают, относятся к нам с большим уважением, часто просят благословения, в отличие от своих же славян. Агрессии со стороны мусульман здесь, на этом клочке земли, нет, наоборот, когда бывает нужна помощь, идут безотказно. На территории монастыря сегодня живут три такие семьи (раньше их было несколько).

Помню, в позапрошлом году случилось "татарское шествие" из Симферополя в Судак. Многочисленная толпа обошла монастырь стороной, ничем не нарушив тишину обители. А сестру, стоящую внизу в ларечке, попросили: "Матушка Надежда, бывает всякое, не дай Бог, кто вас обидит, отойдите пока от киоска подальше".

Правда, в декабре прошлого года в пос. Морском (недалеко от г. Судака) татары срезали двухметровый православный крест. Когда везли для установки новый крест, они бросали своих детей прямо под колеса машины. Православные остановились, никто не пострадал. Теперь этот крест стоит в еще более выгодном месте: ему кланяются море, горы, небо и весь Крым. Мы ездили туда, служили молебен. Был чудный праздник. Радуга стояла над той горой, где был срезан крест, потом она, переливаясь, перешла на тот холм, где хотят строить храм, а затем живая радуга соединила русскую и татарскую часть Морского.

Нам с ними делить нечего, мы со всеми общаемся, помогаем, чем можем, - подводит итог игуменья, - оказываем медицинскую, материальную помощь, делимся продуктами, если Господь нам что-то послал.

Но, как известно, ни одно доброе дело не остается "безнаказанным". Два года назад игуменья Параскева разрешила южному "торговому люду" продавать рядом с обителью, не требуя ни патентов, ни лицензий. "Я по своему нерадению, по своему тщеславию думала: будут торговать, Бога поблагодарят за то, что Он дал им возможность заработать копейку", - прокомментировала свое решение матушка. В результате бойкие торговцы стали продавать спиртное. Закрыть же этот рынок не удастся: за права "малочисленных народов" вступился депутат от Белогорского района г-н Колесниченко.

- Матушка, существует ли в Крыму давление на Православие, как, допустим, на Украине?

- Такого, как на Украине, у нас пока нет, но автокефалия прорывается, уже прорвалась. Идет посягательство на такую святыню, как храм святого равноапостольного Владимира в Херсонесе. Была уже не одна попытка руховцев туда забраться.

Мы знаем, что колыбель христианства находится в Херсонесе, и если мы, не дай Бог, где-то недоглядим, то большего удара для Православия ожидать не придется. Мы понимаем, что Филарету, именующему себя патриархом, хочется многого, и именно он тянет сюда руки, понимая важность владения духовным центром. У нас уже появилось несколько подобных храмов в Крыму, пока, слава Богу, их священники авторитетом не пользуются.

Если посмотреть правде в глаза, основная масса у нас - номинальные христиане: крестился, иногда в храме бываю, а не знаю самых простых, прописных истин. Я сама с Украины и знаю, что наши батюшки служат на церковнославянском языке, а проповеди читают на украинском. Когда автокефалисты начали внедряться, они людей покупали задарма, спрашивали: у вас на каком языке служба ведется? - По-славянски. - А у вас священники як размовляют? - По-украински. - Тож у вас украинская церковь! - все, и пишут: "Храм такой-то принадлежит Украинской автокефальной православной церкви" Потом люди начали разбираться, но сколько ж трагедий уже разыгралось!

Еще одна беда, заполонившая Крым, - сектантство, которое спонсируется, как теперь говорят, из-за рубежа, они "сыплют" деньгами и ловят людей на их чреве. Располагая денежными средствами, они "идут, как тать".

- Матушка, Вы говорили, что духовным центром для Крыма остается Россия. Что бы Вы сказали, если бы Вам представилась возможность обратиться к верующим в России через журнал "Русский Дом"?

- Православные, невзирая ни на какие подводные политические течения, несите Крест и Свет Христов. Как Господь говорил: по любви вашей мир узнает, что вы Мои ученики. К сожалению, пока мы очень далеки от этого. Трудно Православию на Украине, не знаю, насколько легче в России.

Я бы сказала православным: берегите главную жемчужину которую Господь принес на землю, и что единственное может нас поднять от этой земли в мир горний, - это Православие. Как отец Роман пел: "Спешите в храмы Божий, пока еще звонят".

Нам надо нести свое сердечко и молиться друг за друга. Прошу молитв за нашего блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, ему так тяжело сдерживать раскольническую экспансию.

А пожелание единственное: да любим друг друга и молимся друг за друга, чтобы Господь сохранил Православие, чтобы возносилась молитва православная до последнего часа человечества. Тогда мы действительно будем братьями и сестрами. Для молитвы нет ни границ, ни времени, ни расстояния.

Марина Эдуардовна Шелкова
Rambler's Top100 TopList
<< НАЗАД НА ПРАВОСЛАВИЕ.RU