Микромайдан

Фото: Кристина Ватагина / ИА "News" Фото: Кристина Ватагина / ИА "News"
    

Использование Исаакиевского собора Церковью вызвало массу разговоров о финансовых вопросах, в которые я не буду вступать, ибо не осведомлен, и о вопросах сохранности самого собора, которые, как я уверен, прекрасно решаемы, действующие соборы как-то до сих пор не рассыпались, но это скорее вопрос к специалистам.

Я хотел бы остановиться на немного другой стороне ситуации: антиклерикальном движении вообще и его использовании политиками определенного рода.

Некоторые обсуждения в медиа и социальных сетях вызывают у меня чувство щемящей ностальгии – они выглядят как пересказ статей из «Пионерской правды», которые я читал, когда и солнце было ярче, и трава – зеленее.

Примерно в ту же эпоху мне довелось посетить Музей истории религии и атеизма, который был расположен в здании собора.

В экспозиции музея были макеты страшных орудий пыток, которыми пользовались средневековые инквизиторы, подробные иллюстрированные рассказы об испанских аутодафе и другие готические ужасы, которые произвели на мою детскую психику неизгладимое впечатление.

Меня утешали тем, что в первой в мире стране массового атеизма власть церковников уничтожена, им в их черных одеждах остается только бессильно шипеть на советских пионеров.

Эмоционально я понимаю ужас некоторых людей перед мрачным царством клерикализма – возможно, в детстве им по мозгам ездила та же пропаганда, что и мне, – хотя на уровне разума не могу этот ужас разделить.

Исторические соборы европейских городов продолжают использоваться в качестве соборов – и ничего страшного не происходит, никто никого не тащит на костры инквизиции.

Во времена моего детства превращение собора в музей оправдывалось исторической правотой – во-первых, в соответствующей идеологической картине мира религия была злом, обманом, при помощи которого эксплуататорские классы удерживали народ в подчинении, и устроить музей там, где люди раньше возносили молитвы, было знаком победы сил прогресса, вехой на пути в светлое будущее.

Во-вторых, люди верили в непреложные законы исторического развития, согласно которым религия должна была исчезнуть. В светлом будущем храмы могли существовать только в качестве музеев. Такова была их неизбежная судьба, и люди просто помогали желанному будущему наступить чуть раньше.

Но эта картина мира оказалась ошибочной; обещанное светлое будущее не наступило. Вся аргументация, стоявшая за превращением храма в музей (а многих других храмов в склады, кинотеатры или просто развалины), оказалась несостоятельной.

Антиклерикализм выжил – но уже в совсем другой форме, не имея за собой такой мощной идеологической традиции.

Нас не должно это удивлять, антиклерикализм есть во всех христианских странах – как тень. В Испании или Польше при довольно влиятельной Церкви мы видим и довольно свирепых антиклерикалов.

Более того, во всем мире ненависть к церковникам остается (для прогрессивных сил) практически единственной дозволенной и приемлемой формой ксенофобии.

Там, где ненависть к другим группам – расовым, этническим или даже религиозным – будет безоговорочно осуждаться, ненависть к Церкви (на Западе – прежде всего Католической, у нас – прежде всего Православной) будет приниматься как что-то уместное и даже позитивное, все неизрасходованные запасы ксенофобии будут направляться именно туда.

Но, в отличие от советского, нынешний антиклерикализм чисто негативен.

Если в СССР Церковь была помехой на пути осуществления великого проекта Светлого Будущего, то у нынешних противников Церкви никакого общего проекта нет. Вернее, они могут быть приверженцами самых разных проектов.

На антицерковных манифестациях собираются ностальгирующие коммунисты, борцы за права сексуальных меньшинств, неоязычники, либералы – самые разные люди самых разных взглядов, объединенные чисто негативно – общей враждебностью.

Люди испытывают потребность в общей идентичности и осмысленности своей жизни, участии в чем-то значимом, что наделило бы их чувством надежды и достоинства. Такое объединение может быть позитивным – вокруг чего-то или негативным – против чего-то.

Церковь – пример позитивного объединения. У людей есть общая вера, они проявляют ее в совместных действиях. Но любое позитивное объединение требует определенных усилий: изучения доктрины, дисциплины, самоограничения – оно интеллектуально и физически затратно.

Негативное объединение несравненно дешевле. Оно не требует приверженности чему-либо или ответственности перед чем-то. Люди могут пережить чувство общности и осмысленности при очень небольших вложениях.

Но такие «объединения против» имеют ряд слабостей. В частности, большинство их участников обречено послужить топливом для чужих проектов.

Классический пример, который еще войдет в учебники по социологии и коллективной психологии, – это киевский Майдан. Группа, которая собирается «против», в данном случае против Януковича, и при этом включает в себя самые разнородные элементы, оставляет свое «за» незанятым, и этим обязательно воспользуются люди, которые сформулируют для собравшихся позитивную программу и назначат им лидеров.

В этом отношении демонстрация у Исаакия против передачи его Церкви – это такой «микромайдан», и нам стоит взглянуть на его наиболее заметных представителей.

Вот, например, Вадим Суходольский, член правления движения «Открытая Россия». «Открытая Россия» – это движение, основанное Михаилом Ходорковским. На сайте Вадима Суходольского можно видеть такие, например, статьи, как «Либералам не надо бояться «Правого сектора*» в Украине».

Автор восхваляет киевский Майдан и пишет, что «сейчас, после победы народной антикоррупционной революции в Киеве, бояться крайне правых не нужно».

Что же, он имеет право на свои политические воззрения. Люди вообще имеют полное право быть политической пехотой Ходорковского – по крайней мере пока они действуют в рамках закона.

Но им следует отдавать себе в этом отчет. Ответственный гражданин должен понимать, во что он ввязывается и на чью пользу трудится.

Взглянув на других лидеров, выступавших на собрании, мы обнаружим знакомые все лица. Максим Резник, изгнанный из «Яблока» по обвинению в поддержке махинаций с подсчетом голосов на выборах депутатов Законодательного собрания, Алексей Ковалев, Андрей Пивоваров из ПАРНАС...

Еще один заметный лидер – Борис Вишневский, известный своей фразой: «Крым не наш. Это ворованное. Ворованное должно быть возвращено. Безо всякого объяснения причин, почему это сделать сложно и нельзя».

Что же, на мой взгляд, Крым не мой и не Бориса Вишневского, не мне и не ему им распоряжаться – Крым принадлежит людям, которые там родились и выросли, выстроили дома и храмы, и их мнение тут должно быть определяющим. Люди не могут считаться укравшими землю, на которой они родились.

Мне кажутся еще более странным притязания Вишневского и иже с ним распоряжаться собором, который православные люди построили для совершения богослужений. Впрочем, Вишневский сотоварищи имеют право на свою позицию, а другие люди имеют право ее поддерживать. Но хотелось бы, чтобы люди отдавали себе отчет в том, под какие знамена они собираются.

Не случайно, как сообщается, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров дистанцировался от протеста и призвал не участвовать в нем сотрудников музея.

Действительно, улаживать спорные вопросы – это одно, делаться чужой политической пехотой – это другое.

Сергей Худиев

Источник: Деловая газета «Взгляд»

17 января 2017 г.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Гена Андр24 января 2017, 18:37
собор должен быть возвращён православным!!!!!
АлександрГ.19 января 2017, 00:10
Продолжение: А Храм, это место, в котором наше материальное бытие, реально соприкасается с Божественным инобытием. И вот по сравнению с этим, все эти споры о бухгалтерии, памятниках архитектуры, это просто прах земной преходящий. И в этом измерении ценность Храма и ценность музея, это просто несопоставимые величины. ………
АлександрГ. 19 января 2017, 00:00
Вот, что меня больше всего настораживает в этой ситуации так это то, что за всеми этими спорами о "бухгалтерии", о ценности памятников архитектуры, мы упускаем главное. А главное это то, что есть бытие, в котором мы живем, но есть и Божественное инобытие. И то и другое создал Господь. И это инобытие также реально, как и бытие. В нем нет времени, нет прошлого и нет будущего в нем все существует одновременно, являясь настоящим и вечным. И иконы, висящие в Храме это не только изображение, и не только произведение искусства. Это "окна" из инобытия в бытие. И наши Святые действительно живы и смотрят на нас.
АлександрГ. 18 января 2017, 23:20
Уважаемая, НН, вся наша жизнь показывает, что ищущие повода всегда найдут такой повод. Но мне почему-то всегда вспоминается "не искушай Господа своего". Чаще всего это фраза употребляется по отношению к гордыне, умствованию. И почему-то совершенно не употребляется по отношению к бездействию, пассивности. А ведь своим бездействием, когда мы должны и можем действовать, но не действуем (типа, мы молимся, а Господь должен остальное сделать за нас), мы также искушаем Господа. И своей боязнью, когда нужно делать то, что должно делать и полагаться на Господа, а мы не делаем даже этого, мы также искушаем Господа.
НН18 января 2017, 16:50
Ольга18 января 2017, мне очень понравилась Ваша пламенная речь! Всё верно, но вопрос: Вам, мне и другим сейчас мешает кто-то верить? Что мы доказываем и кому, за веру что ли страдаем или нам в храм не дают ходить? Я говорю совершенно о другом, в ответе Александру Г. написано.МНЕ не надо доказывать, что ХОРОШО, что ПЛОХО,слава Богу, не один десяток лет ВЕРУЮ ГОСПОДУ и ИСПОВЕДУЮ (при ЛЮБОЙ власти). Простите, повторюсь: Мне не безразлична репутация РПЦ, я против непродуманных, неподготовленных шагов. Инициатива должна исходить снизу, а общественное мнение надо готовить.Не нужно ломиться в открытую ПО закону дверь, Господь нам завещал быть кроткими как голуби и мудрыми как змеи.Только и всего.
Ольга18 января 2017, 13:12
Да, передача Русской Православной Церкви Исаакиевского собора – повод для антиклерикалов, ведомых ОПРЕДЕЛЕННЫМИ силами (за любым Майданом – большим и малым – стоят ОНИ) сделать очередной публичный плевок в сторону Русского Православия и Русской Церкви, внести смущение в ряды её членов (судя по комментариям, смущенные есть). Поэтому ответ на Ваш вопрос может быть лишь однозначным:«Надо!» Нужно твердо стоять за Истину и не предавать Её, несмотря ни на какие потуги «либеральной братии», - так, как это делали мученики за веру времен Нерона-Диоклетиана и новомученики российские XX века.
Ольга18 января 2017, 13:10
Для НН:«А оно нам надо было?!» «…Струился колокольный звон, но даже самый тихий он кому-то не давал покоя..» (И. Тальков). Добру всегда противостоит зло. С первых веков христианства есть ненавидящие Бога, Церковь, православную веру. Только сейчас эта ненависть реализует себя в других, более изощренных, формах (продолжение следует).
НН18 января 2017, 12:55
АлександрГ.,Согласна с Вами, но у меня акцент немного другой: не надо вспахивать поле для семян Майдана! Да, я сознательно утрирую, так как на мой взгляд, наше руководство страной немного расслабилось на фоне внешних побед, а РПЦ -на фоне сытой жизни. Вспомните историю и диалектику -как только количество недовольства внутренней политикой и экономикой перейдёт в качество - лидер найдётся, и не обязательно из буйных. Мы не знаем общества, в котором живём, и особенно бОльшую его часть- народа, ни на чём не воспитанного! Разве только на потреблении и компьютерных играх.Одно дело- искать повод, а другое -давать его. Мне не безразлична репутация РПЦ, я против непродуманных, неподготовленных шагов.
раиса18 января 2017, 11:12
Не соглашусь ни о с одним ком.Возможно, вы господа, уже достигли высшей ступени духовного совершенствования, возлюбили врагов, но это не ваши собственные враги, это враги Церкви Христовой. Меня очень "умиляет" ваше беспокойство по поводу трудоустройства реставраторов и музейных работников, а этих людей долгие годы волновало, что храм был бандитски отобран у православных и разграблен, что они из дома Божия устроили место для эстетического наслаждения и развлечения, что многие годы получали прибыль, взымая за вход плату. Не беспокойтесь, устраивают пикеты у собора в основном те, кто имел к распределению этих средств прямое отношение.Собор должен быть возвращен православным без всяких условий.
Андрей18 января 2017, 10:58
Полностью согласен с Антоном. Церковь это прежде всего - Дом Божий, дом молитвы. Исаакий и строился как Дом Божий, а не место для хранения маятника Фуко. И толп атеистов, желавших смотреть на маятник, также мало наблюдалось, до решения о возврате Храма Церкви. Этот лай бесовский возникает каждый раз, когда дело касается Церкви, или героических моментов русской истории. Либералам только повод нужен, а не сам предмет...
Антон18 января 2017, 09:24
Полностью поддерживаю автора. Исаакиевский собор был построен как дом молитвы. Советская власть его у верующих нагло отняла. Возвращение собора верующим - дело справедливое и необходимое. А воинствующим безбожникам остаётся только бессильно шипеть на верующих.
АлександрГ.18 января 2017, 02:21
Другой вопрос, что процесс передачи храма в пользование Церкви должен быть как можно скорее переведен в абсолютно конструктивное русло. Должны быть решены вопросы и с реставрационными работами на 2017 год, ибо год начался. От чего-то видимо придется отказываться, но что-то может быть и предложено реставраторам взамен в качестве работ на иных обьектах. Вполне возможно, в связи с переходом потребуется выполнение каких-то иных, ранее не предусмотренных работ. С музейными работниками несколько сложней, но мне кажется и здесь можно найти "развязки" решений, которые устроили бы обе стороны. Главное в этом наличие желания сторон договариваться между собой. И еще не спешить и не махать шашкой.
АлександрГ. 18 января 2017, 02:01
Уважаемая, НН, не стоит драматизировать ситуацию. Это абслютно не тот случай, из-за которого могут подняться миллионы людей. Никто в здравом уме и твердой памяти, не пойдет за либералом якобы пекущемся о благе государства, памятуя о том, как те же самые либералы в 90-е годы кормили народ баснями о том, что государство это неэффективный собственник и потому все следует раздать в страшно эффективные руки. Да и сейчас, те же самые либералы, почуяв, что государство обросло жирком, грезят о новой приватизации. А вот в случае с Исакием, с ними вдруг произошло чудо дивное, либералы в голос вопят о интересах государства. Так, что не думаю, что по этому поводу стоит беспокоиться.
НН17 января 2017, 18:07
Хорошая статья. /Классический пример...это киевский Майдан.Группа, которая собирается «против»... Януковича, и при этом включает в себя самые разнородные элементы, оставляет свое «за» незанятым, и этим обязательно воспользуются люди, которые сформулируют для собравшихся позитивную программу и назначат им лидеров/- Золотые слова!Так "не давайте повода ищущим повода," да ещё не ровном месте.Янукович САМ вспахал поле, на котором посеяли семена Майдана. Не сомневаюсь, что"либеральная братия", перечислен. в статье, постарается по полной воспользоваться ситуацией. А оно нам надо было?! Сначала думать,а потом уж делать - это пока не отменяли. Помоги, Господи достойно выйти из этой ситуации!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×