Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило?

    

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
анна ивченко15 ноября 2019, 14:22
Необходимо ли соблюдать пост если тяжело работаеш?
Надежда27 июля 2019, 09:38
Лично меня раздражала обязаловка. Я живу в своем мире и чтобы переварить необходимость чтения этих молитв, я всячески себя старалась перехитрить. Приобрела различные молитвословы (14 штук) И начинала себя уговаривать:"в этом текст как в церковных книгах; этот с зелененькими страницами; этот махонький, легонький; любую молитву стала подкреплять конфетой, любимым делом перерезала.То добавляла свои слова, о том, что для меня насущно. Конечно мне неловко было: -"так ведь нельзя" думала я. Но в итоге понемногу мне захотелось ускорить процесс прочтения и я стала меньше отвлекаться и в итоге научилась внимательно и неспешно прочитывать все правило. Да еще и на акафист стало хватать сил и терпения.
Петр20 июля 2019, 12:13
Так можно или нельзя сокращать чтение правил ввиду болезни, если просто стоять уже в тягость, мысли разбегаются, а при вчитывании в текст появляется резь в глазах?
Александр30 ноября 2018, 23:29
Какими молитвами, при наличии времени, можно дополнять утреннее и вечернее правила?
лариса15 ноября 2018, 15:43
очень хочу получать рассылку, спасибо
Ирина16 мая 2018, 19:40
Вопрос статьи "можно ли сокращать молитвенное правило". При этом в тексте звучит, что мол для замужней женщины с детьми хорошо было бы соблюдать хотя бы минимум: прочитывать правило,
Евангелие и Апостол.
То есть получается,по мнению автора статьи утреннее и вечернее молитвенное правило даже не минумум и сокращать было бы ниже минимума. Однако, я сама мама с детьми и вокруг меня много православных мам, для которых на определенном этапе взращивания детей это не минимум, а надрывный максимум. У мам ненормированный рабочий день, который иногда заканчивается там, где она прилегла уложить ребенка, а отключилась сама, обессилев за день...все индивидуально. Многие священники не запрешают сокращать
Людмила 29 апреля 2018, 16:57
Здесь уже задавали вопрос, но Вы не ответили: можно ли иногда вместо прочтения самой слушать аудиозаписи, очень удобно? Спасибо.
Дмитрий22 апреля 2018, 21:54
Есть ли перевод молитв на более менее современный язык? Пытался читать, половину не понимаю, засыпаю, естественно никакого общения с Богом не получается
Людмила20 апреля 2018, 00:57
Большое спасибо, понятно и доходчиво, но я хотела бы спросить. Иногда утром не успеваю прочитать молитвы, на память знаю, но не очень хорошо, поэтому включаю запись и проговариваю молитвы вместе. Так можно или это тоже не правильно. Заранее благодарю
Анна 2 января 2018, 20:53
А я думала, что заменять утреннее и вечернее правило правилом Серафима Саровского можно, если, например, пришел поздно и сильно устал.
Юлия 2 ноября 2017, 20:33
У меня всё таки остался вопрос без ответа.Возможно ли сократить утреннее и вечернее правило?" Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. " И вот тут самый главный вопрос.Как можно отдаться молитве и сосредоточиться,погрузиться полностью и вникнуть в смысл молитв на работе или занимаясь своими домашними делами?Молитва ведь это общение с Богом.ЗА РАНЕЕ БЛАГОДАРНА ЗА ОТВЕТ И ПОМОЩЬ!
Денис Чигирёв30 сентября 2017, 23:10
Статья актуальна для многих, т.к.все мы страдаем одними грехами. Действительно, утренее и вечернее правило,-это минимум христианина. А я сократил чуть не до одной молитвы, перестал читать Евангелие и удивляюсь, откуда эта пустота и уныние. Спасибо за статью, дело за малым))
Евгений Долгополов26 февраля 2017, 08:43
Спаси Господи! Интересно и полезно.
Сергей Рымарев23 февраля 2017, 15:39
Очень актуальная статья. Надо всегда идти посильным путём, чтобы не вычитывать молитвы, а живо и трепетно общаться с Богом и его святыми. Вразумляй нас, Господи, какими дорогами идти нам навстречу Тебе.
Людмила22 февраля 2017, 22:21
Огромное спасибо.Я узнала интересное о вечернем правиле. Постараюсь следовать Вашему совету.
Владимир22 февраля 2017, 12:46
Огромнейшее Спасибо, Отец Андрей! Для меня очень полезная статья и я буду пользоваться Вашим советом по разделению утренних и вечерних правил. Не всегда есть утром есть время - надо рано вставать и собираться на работу. У меня есть просьба - расскажите, пожалуйста, как готовиться к Причастию в плане чтения Канонов и Последования к Святому Причастию.
Для меня это очень актуально!!!!! Можно ли читать в разные дни?
Стал "ловить" себя на мысли, что когда много читаю... то, просто "читаю"... увы.
Марина21 февраля 2017, 16:55
Большое спасибо, о. Андрей! Подскажите, можно ли не читать молитвенное правило, а прослушивать в аудиозаписи? судя по вашему рассказу - нет. Но я в себе пока не нахожу сил читать молитвенное правило, да ещё и вслух. Легче собираться на работу и случать. Приходить домой и случать перед сном.
Александр Сафонов21 февраля 2017, 12:47
Сокращать не надо , надо себя нудить и со времением душа будет просить читать правило от начала и конца и радость от этого неимоверная.Слава те Господи!
Зоя ндмкова21 февраля 2017, 10:49
Больше таких рассказов
Альбина Могильникова21 февраля 2017, 09:02
Благодарю за ценную информацию.Мир дому Вашему.
Ольга Дубовенко21 февраля 2017, 07:11
Хорошая статья о правилах утреннем и вечернем.
рб Марина20 февраля 2017, 23:01
СПАСИ ГОСПОДИ о.Андрея за разъяснение!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ в Вашем служении!!!ПОМОГИ нам ГОСПОДИ!!!
Татьяна Мясникова20 февраля 2017, 22:08
Благодарю. Очень полезная для меня информация!
Дмитрий20 февраля 2017, 17:44
"Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером." - 10 минут, причем четко проговаривая. Если вообще ни разу никуда не гнать, то от силы 15 минут. На вечерние уходит 15 минут без спешки. На утренние правила время нахожу всегда. Вечером проблема, много дел бывает, да и просто засиживаемся допоздна. Но в статье правильно пишут: "Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном." - к сожалению, сейчас так и есть, спустя 12 лет с воцерковления. Нужно исправляться :) А пока, бывает, вечерние сокращаю. Хотя и не люблю я это.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×