В чем цель христианской жизни?

    

Обращаясь к людям в притчах, Христос неоднократно акцентирует мысль о том, что наша земная жизнь имеет важное, уникальное значение.

Такова, например, притча о десяти девах, ожидавших жениха с зажженными светильниками (см. Мф. 25, 1—13). Жених медлил до полуночи. Но мудрые девы имели в запасе масло для своих светильников, и достойно встретили его, и вошли с ним на брачный пир. Неразумные же девы не предусмотрели, что жених придет поздно, и масла не припасли. Когда возвестили, что жених приближается, их светильники уже стали угасать. Они пошли к торговцам купить масло, а когда вернулись, то не успели встретить жениха и потом напрасно стучались в закрытые двери.

Пока человек живет в этом мире, он может задать направление своего пути в вечности. За порогом смерти он утрачивает способность изменяться – его духовное развитие продолжится в выбранном при жизни направлении добра или зла. Поэтому вектор нашего развития в земной жизни должен быть направлен ко Христу – это самое главное. Но как осуществить это на деле? Как, живя в этом непростом мире, достичь цели христианской жизни?

Этот вопрос не давал покоя одному православному юноше. Он задавал его многим людям: и умудренным жизненным опытом, и получившим богословское образование, и рукоположенным в священный сан. В ответ он слышал непреложные истины, что надо верить в Бога, молиться, соблюдать посты, ходить в храм, жить по заповедям Божиим, делать добрые дела. Тем не менее юноша не унимался и продолжал спрашивать. И только спустя много лет Господь дал ему исчерпывающий ответ через Своего великого подвижника — преподобного Серафима Саровского. Святой сам напомнил ему об этом вопросе и раскрыл цель христианской жизни. Человеком, которому посчастливилось не только встретить истинный светильник веры на своем пути, но и стать его учеником, был Николай Мотовилов, записавший эту беседу. Ответ звучал очень просто: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Мотовилов не сразу понял смысл этих слов, и преподобный Серафим объяснил, что в притче о десяти девах Христос называет наше земное существование «торжищем», а дело человеческой жизни — «куплей» и говорит всем: «Покупайте, пока не приду». Всю жизнь христианину следует заниматься «покупкой» («стяжанием») благодати Святого Духа — упоминаемого в притче масла, для поддержания светильника своей души. Тем, кто считает, что этим маслом являются добрые дела, преподобный Серафим возражает, что недаром в притче речь идет о девах. Хранение девства — равноангельная добродетель, превышающая все остальные. И мудрые, и неразумные девы были одинаково добродетельны. Но, говоря образным языком преподобного Серафима, неразумные девы не получали от своих добрых дел «ни копейки прибыли».

Любой торговец трудится ради получения прибыли. Духовной прибылью преподобный Серафим называет постепенное уподобление Христу благодатью Святого Духа. Поступая подобно торговцу, христианин должен совершать добрые дела в стремлении получить через них Божию благодать, которая переводит его из тленного состояния в нетленное, обоженное. Сами по себе добрые дела, если они не умножают в человеке благодати Христовой, не имеют ценности. Уврачеванное благодатью Святого Духа человеческое естество приобретает способность к вечному бытию вместе с Господом в Его Царстве.

Закрытые двери — смерть, преграждающая духовно не преображенным людям путь в Небесный Чертог, где пребывает Жених – Христос. Он говорит неразумным девам: «Не знаю вас» (Мф. 25, 12), поскольку они Его не знают. Это ответ христианам, которые в своей земной жизни были беспечны к дарам духовным и не стремились уподобляться Христу. Преподобный Симеон Новый Богослов поясняет, что в будущей жизни с христианина не спросится, какие он совершил в земной жизни добрые дела и сколько, но он будет тщательно испытываться, с каким состоянием духа он их совершал и «имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу».

У неразумных дев не оказалось в запасе вовсе не добродетелей, а приобретаемой через них благодати Божией. По разъяснению преподобного Серафима, они полагали достаточным лишь внешнее, формальное исполнение христианских обязанностей, не заботясь о том, «получена ли была ими благодать Духа Божия», и прожили всю жизнь, не зная Христа.

Так и игуменья Арсения (Себрякова) сокрушалась, что, выполняя все требования монастырского устава, многие сестры ее обители не работают над своим внутренним состоянием, «не ищут, не стараются истреблять страсти в корне их». На вопросы настоятельницы, «почему они ничего не делают для своего спасения», эти сестры обижались. Ведь они были заняты с утра до ночи послушаниями и монашеское правило исправно вычитывали. Но игуменья хотела, чтобы их труд преследовал главную цель — иметь постоянную устремленность ко Христу.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Natalia26 декабря 2020, 02:48
Нравится этот сайт, много полезных и нужных статей
Ольга Сливко 1 августа 2017, 12:43
СПАСИБО
Татьяна Суходольская 4 июня 2017, 12:40
Благодать Духа Божия невозможно не ощутить, когда она на какие-то мгновения охватывает всё твоё тело и душу, когда ты одновременно что-то и делаешь, говоришь и мысленно призываешь Божественные силы. Жизнь меняется, ты становишься спокойнее , уравновешеннее и более успешным. Помогай,Господи, мне и всем людям жить по Твоим законам и совершать любые дела только с добрыми помыслами.
Спасибо за статью.
Владимир Нестеров 3 июня 2017, 11:50
Сердечное спасибо за статью!
Сергей 3 июня 2017, 00:24
Не понял мы приобретаем Благодать Божию через добродетель или это Божий Дар?кто объяснить?
Александр Душкин 1 июня 2017, 23:34
Спаси Господи и помилуй всех православных христиан.
Юрченко Илья 1 июня 2017, 17:02
Вот братия и сестры наши проблемы, от того, что мы не читаем Библию, 2 главы Паралипоменон раскрывают каким должен быть народ и власти, вот роскошь власти и купание в ней, дай Боже чтобы нынещнее руковдство Руси стало на путь спасения своих народов, о Библия о Бог о Русь Святая и Все Кто нам сохранил Писание и Предание БОЖЕ вразуми жить по твоему Закону и купаться во власти,а не воевать. Прости Боже наши беззакония
30 мая 2017, 09:03
Благодарю
Альбина Могильникова30 мая 2017, 04:23
Во Имя Отца,Сына и Святого Духа.Аминь.
Петр29 мая 2017, 19:20
За что ниспослана бывает Благодать?
За то..., что средь трудов земных,
О Боге помним неустанно
И десять...Его заповедей святых
В нашей Душе храним смиренно,
С благословенным Страхом -
Быть перед Ним непогрешимым.
За то, что верность Вере и Христу
Не променяем на пустую суету,
Во время наше, так овладевшую умами.
За то, что их не отдаём на поруганье...
Врагам исконным нашим.
Вячеслав29 мая 2017, 12:31
Ещё бы как бы определить можно было человеку самому, - получена им благодать Духа Божия, или нет ? По каким признакам это может сам человек определить, или люди его окружающие? Спаси Господи!
Галина28 мая 2017, 19:02
Благодарю Вас за разьяснения. Нуждалась в них.
Владимир Астраков28 мая 2017, 15:42
НАСУЩНО. Спаси Бог.
Елена28 мая 2017, 13:48
Помоги нам, Господи! Спасибо, за такую полезную статью! Очень поучительно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×