«Нелюбовь» по-русски

Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Кадр из фильма Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Кадр из фильма
    

На экраны вышел новый фильм Андрея Звягинцева, завоевавший приз жюри на 70-м Каннском фестивале.

Есть люди, которые живут на помойке. А есть, кто живет с помойкой в душе. Таких и выбрал в свои главные герои режиссер Андрей Звягинцев и преданно следует этому выбору от фильма к фильму. Меняются лица, пол, возраст, обстоятельства жизни, но «гробы ходячие» исправно кочуют из одной картины в другую. Созерцая долгие безжизненные планы с массой несущественных подробностей, ты поначалу гадаешь: подражает Тарковскому? Антониони? Виму Вендерсу? Нет, первый намного глубже, второй психологичней, третий ярче в передаче своего духовного опыта, чем Андрей Звягинцев.

Но все же до конца каждого его фильма не покидает надежда, что еще чуть-чуть и сюжет пойдет поживей, конец будет необычным, непредсказуемым и, может быть откроет новые горизонты в художественном осмыслении нашей действительности, даст ответы или поставит вопросы, которые хоть как-то обоснуют два часа потерянного времени. Но, увы, этого не происходит. И «Нелюбовь» тут не исключение, а, скорее, продолжение историй о вроде бы несчастных людях, которым для своего счастья или счастья своих близких всегда нужно кого-то отравить («Елена») или покончить с собой («Изгнание»). Таков выбор талантливого режиссера, так он видит нашу жизнь и причины более глобальных, выходящих за рамки личных проблем событий и катастроф, которые напоминают о себе действующим лицам с экрана телевизора.

Формально «Нелюбовь» – это фильм о «бегунке» 12-тилетнем мальчике Алеше, сбежавшем из дома, которого весь фильм ищут его родители и добровольцы поискового отряда. К слову, в нашей стране ежегодно пропадает 15 тысяч (!) детей, примерно, 10% которых находят мертвыми или не находят вообще. Но режиссер старается вскрыть причины этой проблемы, во всех подробностях расписывая жизнь духовных амеб – родителей Алёши, – препарируя их с дотошностью зануды. И, хотя тема веры в Бога звучит в фильме только в контексте «православнутого» директора фирмы, увольняющего сотрудников за развод, в голове почему-то все время крутится название нашумевшего несколько лет назад романа «Духless».

В новой семейной истории, а, по мнению многочисленных критиков, именно семейная тема удается автору лучше всего, Андрей Звягинцев предлагает очередной незамысловатый сюжет, все персонажи которого навечно погружены в студень бесконечных житейских, социальных забот и вечного уныния; у них пустые глаза, банальные мысли, тупая, монотонная, лишенная глубоких человеческих переживаний и радости жизнь, они пропитаны ненавистью и презрением друг к другу. И в этом ключе равнодушие друг к другу на фоне безумных эмоциональных вспышек приобретает положительное значение. Неприветливые, одноликие, а иногда карикатурные типы, чем-то напоминающие героев Салтыкова-Щедрина и Достоевского, – таковы персонажи «Нелюбви». Это живые мертвецы, которые психологически насилуют друг друга, даже когда говорят о любви. По мере развития сюжета возникает устойчивое ощущение, что автор картины предварительно выжал даже из актеров всё человеческое, всё живое, что могло бы внести яркие краски и придать его произведению самобытный колорит, сделать их игру яркой и убедительной. Исключение здесь, пожалуй, только эпизодическая роль бабушки Алеши, из которой режиссер так и не сумел выдавить последние капли актерского мастерства.

В одном из интервью после показа картины в Каннах Андрей Звягинцев сказал: «Божий замысел дать нам полную свободу – абсолютную, тотальную свободу выбирать, кто мы есть каждое мгновение, каждый миг своего бытия. Вот об этом-то и речь, что ты всё время в поиске. Ты всё время находишь себя ничтожным, а иногда случается так, что думаешь: как же так, я ведь все-таки могу позволить себе сделать добрый жест или могу быть человеком». Но, к сожалению, в этом фильме поиск его героев давно закончился, а может быть, даже и не начинался.
Но неужели в душах этих амеб, живущих в вечном мраке, словно на дне Марианской впадины, не осталось ничего живого, в том числе и нормальных человеческих чувств? Для кого тогда это фильм? Нет-нет, любовь есть, но автор рассказывает о ней исключительно в «пастельных» тонах. У мужа (Андрей Розин) и жены (Марьяна Спивак) давно своя личная жизнь с разной степенью комфорта. Но там нет и никогда не будет места их сыну Алеше, которого после развода родителей ждет интернат. И ребенок принимает свое решение, конечно, эмоциональное и безрассудное, но все-таки это его личный выбор. И, может быть, он еще вернулся бы домой, может быть, замер на пороге, чтобы, оглянувшись, увидеть в глазах двух самых близких людей хоть немного тепла, света, нежности, внимания, но оглядываться незачем, потому что за спиной пустота. Пустота, где робот-папа и робот-мама строят свое «человеческое» счастье, не замечая беззвучных истерик бесконечно одинокого ребенка.  

У Рэя Бредбери есть рассказ, где мальчик не проходит в школе очередной экзамен на интеллект – его IQ выше среднего. Его уводят из семьи и убивают. Конечно, милосердно – он даже не чувствует боли и страха, а только недоумевает, почему родители плачут, – ведь он прекрасно выдержал экзамен. А они ничего не могут сделать –таковы законы этого общества из «светлого завтра», где не нужны те, кто «умнее других». Такая вот толерантность по отношению к основной массе посредственностей. И хотя режиссер «Нелюбви» не заглядывает так далеко, предпочитая в своем творческом амплуа любоваться миром примитивных эмоций и эгоистичных поступков, но аналогия просматривается. Окружающая нас сегодня действительность в трактовке Андрея Звягинцева – не для нормальных людей, приоритеты которых всё же лежат в сфере души и духа. Это общество для сложно устроенных машиноподобных гуманоидов, для которых естественные человеческие чувства и потребность в искренней заботе и любви только помеха в непрерывном стремлении к гедонистическим целям и удовлетворению чувственных страстей. Отвечая в своих интервью на подобную критику, режиссер постоянно напоминает, что искусство – это только зеркало. Но в ответ каждый раз хочется спросить: «Маэстро, но почему у вас всегда кривое зеркало?»

Алексей Реутский

Источник: Прихожанин

5 июня 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей15 апреля 2018, 13:33
Друзья, спасибо за интерес к моей публикации и искренность в своих отзывах. Автор.
Кирилл Леонов24 сентября 2017, 10:00
С автором статьи согласен. Талантливые люди - это обнаженные нервы, они замечают только то, от чего их болит. В любом обществе они проходят мимо счастья, а подбирают боли и страдания. Поэтому получается отражение всего кривого, что есть вокруг нас. Пусть отражают! Но, когда зеркало начинает делать выводы и искривлять все подряд…
И еще. В фильме увидел нехороший намек на то, что лучше бы героиня сделала аборт – тогда мальчик бы не мучился 12 лет, а так все равно его убили. И семья распалась. Зачем рожать в нелюбви, мол. И аллюзия просматривается: Россия (героиня в футболке в последних кадрах) живет в нелюбви и рожает нелюбимых детей – нас с вами.
Талантливый творцы отражают то, что их болит
Катя18 июня 2017, 23:02
Не согласна с автором рецензии,такое ощущение, что сам фильм то он вообще не смотрел. Фильм отличный, отражает, к сожаленью, истинное положение дел в нашем обществе. Именно такие фильмы способны "встряхнуть" людей и поменять их в лучшую сторону, чтобы мы с вами были добрее друг к другу, отзывчивее и возможно, научат любить,показав истинное лицо нелюбви и её результат...Такие фильмы нужны, отдельная благодарность Режиссёру и всей его команде.
Вам не нужна правда??? Конечно, лучше жить в своих иллюзиях и в своём оторванном от реальности мирке...зритель сейчас вообще примитивный, ему бы пошлых комедий, материал посерьёзней не в состоянии воспринимать.
Ольга12 июня 2017, 22:34
А ругать Звягинцева становится модно!Сегодня посмотрела фильм и мне очень понравился!При чём здесь помойка?Он показал брак двух незрелых людей, не способных жить для других, думающих только об удовлетворении своих потребностей.И главное ребёнок, рождённый, потому что одной надо бы от мамочки сбежать, а другому просто наплевать. Да просвета тут нет!А его и не будет, пока люди не будут меняться сами, не осознают свою ответственность за свою жизнь и жизнь детей. Не любят у нас в стране критику. Нам лучше что-нибудь лёгкое да приятное, красивое и героическое!А Звягинцев даже не даёт оценочных суждений, просто показывает. Меня этот фильм заставил задуматься, а значит эта работа была не зря.
Георгий12 июня 2017, 14:29
Почему искусство считают зеркалом? Даже в самом слове заложена некая " ненастоящность. Это явление вернее назвать виденьем автора через призму собственного восприятия жизни и не более. Хотя возможен и заказ. Если присмотреться, то почти все более или менее успешные в искусстве люди, по сути поют одну и туже песню,какая лучше получается, что называется_амплуа, Звягинцев не исключение- получается у него показывать негатив жизни он его показывает. И это тоже нужно, но чтоб была какая то польза от этого обществу, должен быть свет в конце тоннеля показываться. Иначе- за чем это всё?
Виктория11 июня 2017, 20:12
Звягинцев бесспорно талантлив, потрясающая работа оператора, актеры интересны. Фильмы по-настоящему качественные, это уже редкость. И беда - Звягинцев очень искренен, мне кажется, он больше всего боится сфальшивить и снимает в формате, понятном и близком ему, свою гротескную правду, а позитив, с его точки зреня, должны вносить мы, зрители. Вносить, напрягаясь до боли, переосмысливая и меняясь к лучшему. Жаль, что его фильмы- действительно событие в кинематографе- совпали с повсеместной русофобией.
Звягинцева мы отогреть не можем(от всей души желаю ему радости душевной),а вот себя, своих близких, благодаря его кинематографической "хирургии", можем еще успеть отогреть и сделать счастливыми.
Ольга 9 июня 2017, 16:22
Сначала Звягинцев с "Левиафаном", потом Учитель с "Матильдой"... Вроде бы именитые и талантливые режиссеры, но что они несут зрителю, какую правду?! Если очень хочется самовыразиться и понравиться западному миру, так пусть снимают сугубо на их западные деньги и выступают от их, западного мира, а не от России. Потому что России не нужны такая "правда". Информационная война против России идет полным ходом...
"Нелюбовь" не смотрела, но хотела сходить в кинотеатр, теперь подумаю...
Ольга 9 июня 2017, 16:09
А кто знает, что с мальчиком стало в конце? Даже фильм смотреть не хочу, просто хотелось бы узнать, что стало с ребёнком. Жалко его.
Михаил 9 июня 2017, 12:54
Ну, может быть, фильм просто ориентирован на западную аудиторию... И, судя по награде, он попал в яблочко... :)
Марина 9 июня 2017, 03:10
Наверное когда Звягинцев обретет мир в душе, выплеснет все, что не дает ему стать человеком духовным, он и снимет свой настоящий фильм. Может ему и самому тяжело носить в себе этот ад. Искренне желаю ему найти людей, которые помогут ему изменить взгляды на... всё. Когда ты с Богом, все остальное на своих местах.
Ольга 8 июня 2017, 22:21
Рецензия замечательная. Этот отрицательный отклик - подтверждение того, что автор (режиссёр) смог донести то, что хотел. Это опыт и понимание "нелюбви" именно человека неверующего, такого, каким он стал в условиях современной ситуации. Такого, каким автор рецензии описывает его в последних строках. И то, что человек с иным опытом, духовной жизни видит это, и для него это очевидно, увы, - не очевидно для того, кто живет в состоянии этой "нелюбви". Фильм надо смотреть. Искусство может нравиться, может - нет, но от этого оно не перестаёт быть искусством. Прежде всего потому, что УЖЕ заставило нас подумать, увидеть и ужаснуться.
С уважением.
8 июня 2017, 19:55
Его фильмы - это насилие над душой. Искусство должно возвышать человека, давать ему надежду. Здесь ничего этого нет.
Тамара Бахтина 8 июня 2017, 19:03
Спасибо огромное за статью. Каждый фильм от "Левиафана" до "Изгнания" смотрела в надежде, вот должно быть что-то ..., ан ,нет, всё то же. "Нелюбовь" даже смотреть не буду.А сколько разговоров.
Vasiliy Kondalov 7 июня 2017, 13:57
Читая про Звягинцева, вспоминаю сценку из прошлой жизни двадцатисемилетней давности. Вполне зрелый мужик - первый секретарь горкома, уже на ладан дышащего ВЛКСМ, обращаясь к рабочему собранию, патетически взывал, дайте, дескать, старшие товарищи, нам новые духовные ориентиры, старые-то, мол, порушились. Так вот, Звягинцев очень напоминает мне того комсомольского босса, только "обращается" с подобным призывом он, разумеется, всё к тем же, "западным демократическим ценностям", ведь, по его мнению, истинная свобода духа как главное достижение человечества, именно там, на вожделённом Западе, а, в России, как прошлой, так и нынешней нет ничего ценного, заслуживающего "либерального" внимания...
Арина 6 июня 2017, 20:42
Так снимите и отправьте на фестиваль столько хороших фильмов, чтобы у отборочной комиссии не осталось никакх аргументов в пользу включения в программу фестиваля "помойки от Звягинцева".
Иоанн 6 июня 2017, 13:21
Как в притче про муху и пчелу Звягинцев везде ищет навоз (простите). И все какие-то реверансы в сторону Запада, а Родина - мама, та что вскормила и вырастила, за нее ему, видите-ли, стыдно перед Европой.
Марина 5 июня 2017, 20:36
Спасибо за статью. Полностью согласна с автором.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×