Интервью радио «Свобода»

В интервью Зое Световой, журналисту сайта «Открытой России», Тихон Шевкунов, которого называют «духовником Путина», рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против РПЦ, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Это интервью я собиралась опубликовать на сайте «Открытой России». Но Тихон Шевкунов согласился разговаривать только потому, что с уважением, как он говорит, относится к моей маме Зое Крахмальниковой, отсидевшей пять лет за веру в советское время. И он наотрез отказался от публикации на «сайте Ходорковского». Поэтому, с согласия редакции сайта «Открытой России», я публикую интервью на сайте Радио Свобода.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Фото: М. Родионов / Православие.Ru Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Фото: М. Родионов / Православие.Ru
– Вы крестились в 1980-х годах прошлого века. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа. Что вы о ней слышали в те годы?

– Я с большим уважением отношусь к памяти вашей мамы, Зои Александровны Крахмальниковой. Ваше предложение вспомнить то немногое, что я знаю о ней, поделиться впечатлениями, которые вынесли мы – поколение молодых православных христиан восьмидесятых годов – от заочного знакомства с этой замечательной личностью, – единственная причина, по которой я согласился на интервью для тех СМИ, которые вы представляете.

О Зое Александровне Крахмальниковой я услышал от священника Владимира Шибаева. К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы. Это было почти сорок лет назад. Как-то на проповеди отец Владимир рассказал, что арестована Зоя Крахмальникова, та самая, которая нелегально издавала христианские альманахи «Надежда». В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу. (Зоя Крахмальникова была арестована 3 сентября 1982 года. – З.С.)

– Но такой сборник христианского чтения был единственный в своем роде.

– Он был рассчитан как раз на таких неофитов, как мы. В храме отца Владимира мы собирали какие-то средства для помощи Зое Александровне, кто-то брался передать их в тюрьму, купить что-то необходимое. Какие-то люди нас пытались припугнуть, мол, делать это опасно, могут быть неприятности. Но мы на это совершенно не обращали внимания. Что касается собственно диссидентского движения – оно нас особо не интересовало: мы с друзьями с головой углубились в постижение православия. Я к тому времени написал заявление о выходе из комсомола и больше особенно идеологическими проблемами не заморачивался. Никакого героизма в этом не было. Это был, в общем-то, излет советской власти.

– 1982 год – это совсем не излет советской власти. Еще продолжали людей сажать и за веру, и за хранение «антисоветской» литературы. Хотела вас спросить немного о другом: В 1989 году моя мама Зоя Крахмальникова опубликовала в газете «Русская мысль» статью «Горькие плоды сладкого плена», которая имела большой резонанс. Эта статья о так называемом сергианстве (политика лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского. – З.С.). А сегодня Церковь больна сергианством?

– Давайте сначала определим, что такое сергианство. Сергианство, как его понимают критики курса тогдашней Патриархии, – это определенная церковная политика, избранная митрополитом Сергием. Заключалась она в том, что в условиях открытого государственного террора большевиков по отношению к Церкви, в условиях реальной опасности подмены православия на так называемое обновленчество, к чему активно стремились большевистские власти, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) избирает путь не подпольного существования Церкви, а сохранения легальных церковных структур. Для этого ему пришлось идти на тяжелые компромиссы. Самые трагические из них заключались в том, что церковная администрация практически уступила государству право распоряжаться назначением и переводом архиереев и священников, отстранением неугодных от кафедр и приходов, открыто не протестовала против преследований духовенства и беззаконий, творившихся в стране.

Что же происходило? Может быть, митрополит спасал свою шкуру? Нет, в этом его не упрекали жесткие церковные противники его курса. Все отдавали себе отчет: просто умереть в его положении старика-архиерея, прожившего долгую жизнь и в период небывалых гонений несущего ответственность за всю Русскую Церковь, – было бы самым легким выходом. Нет, упрекали его не в этом, а в ошибочности выбранного им курса отношения к власти. Сам же митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убежденностью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь. А это, при продолжительном времени пребывания большевиков у власти и тотальном уничтожении ими канонической Православной Церкви, будет иметь непредсказуемые последствия вплоть до полного исчезновения Православия в русском народе. Подобные примеры в истории, к несчастью, имели место.

Но за выбранную церковную политику приходилось платить поистине страшную цену. Были случаи, когда митрополит Сергий брал на себя тягчайший грех неправды, когда, к примеру, в своем печально известном интервью от 16 февраля 1930 года, опубликованном в газетах «Правда» и «Известия», утверждал, что гонений на веру в Советской России нет. Конечно, это была ложь. Пусть вынужденная, но ложь. Почему он шел на такие шаги? Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении. Все, что могу произнести: не дай Господь оказаться на его месте.

Избранная митрополитом Сергием церковная политика нашла как понимание в церковной среде, так и жесткое осуждение и противостояние. Самое скверное, что мы можем сделать из нашего безопасного сегодня, – приняться судить конкретных людей той и другой стороны. Среди поддержавших Декларацию митрополита Сергия были великие святые: архиепископ Иларион (Троицкий) – один из самых мужественных новомучеников двадцатых годов, и знаменитый святитель-исповедник и хирург Лука (Войно-Ясенецкий), в 1920 году ставший священником, а затем архиереем, прекрасно понимая, что впереди его ждут только тюрьмы, страдания и вполне вероятно – смерть. Митрополит Константин (Дьяков), митрополит Евгений (Зернов) – перечислять можно много имен, почти все они приняли мученическую смерть, оставаясь последователями церковного курса митрополита Сергия.

Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи – митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Варлаам (Ряшенцев), архиепископ Серафим (Самойлович). Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Так, 20 ноября 1937 года в Чимкенте были расстреляны и погребены в одной братской могиле последователи трех противоборствующих направлений в церковной жизни – митрополит Иосиф (Петровых), митрополит Кирилл (Смирнов) и «сергианский» епископ Евгений (Кобранов).

Митрополит Сергий (Страгородский) не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь.

Мой духовник отец Иоанн (Крестьянкин) рассказывал мне о своем видении (одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни), которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи еще мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней – будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. И действительно, митрополита встречают в дверях, и вдруг, проходя мимо, он останавливается рядом с отцом Иоанном и тихо говорит ему: «Я знаю, ты меня очень осуждаешь. Но знай: я каюсь». Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого.

– Мой вопрос не в оценке конкретно митрополита Сергия (Страгородского), а в оценке сергианства как явления. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство – это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства.

– Не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество – детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти.

– Но вы же понимаете, о чем я.

– О чем?

– Речь не о благотворительности. В чем упрекали митрополита Сергия? Он в своей знаменитой Декларации от 1927 года говорил: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». А в это время уже вовсю сажали и расстреливали священников.

– Я уже сказал о тяжелейших компромиссах, о грехе лжи, который брал на себя митрополит Сергий. Это то, что мы сегодня, не осуждая лично митрополита Сергия и его сторонников, – не принимаем, и многократно заявляли, что на этих принципах, безусловно, не может и не должна строиться церковная жизнь. В ее центре только Бог, Христос. Это «альфа» и «омега» Православия. Что касается «ваши радости – наши радости», то в Декларации митрополита Сергия говорилось о «радостях и успехах» родины, пусть советской – для церковного сознания больной, трагически искаженной, но все же остающейся родиной.

– Я спрашиваю вас о сегодняшнем дне.

– Думаю, что радости и неудачи сегодняшней России воспринимаются как свои личные большей частью многомиллионной Русской Православной Церкви. Вы говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно, поддерживает во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное. Почему же вы ставите ей это в упрек? А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем, в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину? Потому что либералы не велят?

– Я не сравниваю позиции. Я сравниваю дух.

– Что вы имеете в виду?

– В чем интеллигенция сегодня упрекает Церковь? В том, что она сотрудничает с властью, она власть прославляет. Вспомните президентские выборы 2012 года, когда Патриарх Кирилл фактически призывал голосовать за Путина.

– Не было такого. Уставом Русской Православной Церкви запрещено призывать к голосованию за тех или иных политиков и за партии.

– Вот цитата: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что вы трудитесь как раб на галерах – с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у вас очень высокая отдача» (выступление 8 февраля 2012 года, встреча председателя правительства с лидерами религиозных общин). Патриарх говорит о Путине как о кандидате, «который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность». Это не призыв, но однозначная поддержка, из которой паства должна делать выводы.

– Слушайте, это дело Патриарха. Он решил, что и в праве, и должен именно так выступить в присутствии всех глав религиозных объединений России. Согласен с вами, это была поддержка в рамках закона, а не прямой призыв к голосованию за кандидата. Вы все правильно сказали. Тогда в чем криминал?

– Церковь практически никогда не критикует власть. Никогда не заступается за политических заключенных. Церковь поддержала воссоединение Крыма, хотя были разные мнения. Церковь всегда придерживается «линии партии».

– Давайте по порядку. «Церковь не критикует власть». Безусловно, для Церкви, в отличие от нынешних оппозиционных деятелей, критика власти не является самоцелью и смыслом существования. Здесь вы правы. Но в том, в чем Церковь считает нужным указывать государству и обществу на опасности и ошибки, мы, конечно же, говорим. Именно от Церкви, от Патриарха и множества священников и мирян исходит самая жесткая критика государственного закона об абортах. Сбор подписей, выступления Патриарха в Думе с критикой политики государства в этой области, в СМИ, в проповедях, наконец. Речь идет о миллионах жизней, о системном пресечении этой вседозволенности и системности убийств. Мы предлагаем шаги, основанные на международном опыте по сокращению абортов.

Далее, критика государственной политики в области производства и распространения алкогольной продукции. Потакание безудержному производству алкоголя проходило под видом утверждения свободы рынка. Результат этой критики, а затем многолетней совместной работы государства и Церкви – несколько лет назад приняты новые законы по сокращению потребления алкоголя, и сегодня в этой проблеме, в том числе с помощью Церкви, произошли изменения. Потребление чистого алкоголя на душу населения в год в 2008 году, по данным Минздрава России, было 15,8 литра (а реально было около 18 литров) а в 2015 году – 10,5 литра. Привожу такие точные цифры, поскольку сам непосредственно со стороны Церкви занимаюсь этим направлением.

Политические заключенные. Лично моя позиция такова: если ты лично знаешь человека и понимаешь, что он осужден за свои политические воззрения, ты в праве защищать его от произвола. Поэтому к каждому священнику – это вопрос действительно исключительно личный. Я знал одного человека, моего друга, который был арестован и предан суду за политические взгляды после октября 1993 года. И именно потому, что я знал его, был уверен в нем и в его правоте и невинности, я пришел на суд и выступил как общественный защитник. Но если ты знать не знаешь ни человека, ни сути его дела, а тебе лишь говорят, что, с нашей точки зрения, это политический заключенный… Церковь не обладает возможностями следствия. Согласитесь, совершенно разные ситуации.

По Крыму. Есть церковные люди, которые поддержали воссоединение Крыма, и их очень много, в том числе и в Крыму. Есть те православные, которые выступили с осуждением этого. Есть священники, которые выступили публично, и никаких репрессий в отношении них не было.

– Назовите этих священников.

– Ну, я сейчас не вспомню. Знаю, несколько человек об этом высказывались. Протодьякон Андрей Кураев, клирик моего викариатства в Москве, и писал, и говорил, что это было ошибкой.

– Но это не называется – выступили публично, и никаких репрессий им за это не было. Мы говорим с вами о выступлениях представителей Церкви или иерархов, а не о блоге отца Андрея Кураева.

– Отец Андрей у нас, конечно, не иерарх, но и совсем не простой церковный блогер. Он неоднократно и именно публично выступал со своим мнением по Крыму и никаким репрессиям за это не подвергался. Что касается иерархов, то почему вы думаете, что они должны иметь такое же мнение в этом вопросе, как ваше, а не быть солидарными с 95% крымчан, проголосовавших за присоединение к России?

– Вот тот же дьякон Андрей Кураев дал интервью телеканалу «Дождь» под названием «Это грех Патриарха Кирилла». Вы видели?

– Нет. Какой грех?

– По мнению Кураева, «ни Патриарх Кирилл, ни митрополит Иларион, ни Легойда, никто иной из этой обоймы, они не дали нравственной оценки, церковно-нравственной, богословской оценки погромным настроениям и деяниям».

– Судя по всему, это снова про «Матильду». Официальный представитель РПЦ Владимир Романович Легойда несколько раз делал заявления, что Церковь категорически осуждает любые экстремистские выходки относительно фильма «Матильда». О том же говорил митрополит Иларион. Не заметить этих выступлений в прессе можно было, только употребив какие-то совершенно особые усилия.

– Я так понимаю, что Кураев, говоря о «грехе Патриарха», имеет в виду, что Патриарх вовремя не остановил этих людей, которые называли себя православными христианами, а по сути были погромщиками.

– Эта организация «Христианское государство»? Которая состоит из двух человек, и оба, кажется, уже под следствием? Повторю, по благословению Патриарха его официальные пресс-секретарь и руководитель отдела связи со СМИ публично осудили любые проявления экстремизма. Все архиереи во множестве епархий РПЦ в местных газетах, на епархиальных сайтах и СМИ предупредили паству о недопустимости протестов вне правового поля, хотя уверен, на экстремистские действие могли пойти только заведомые провокаторы, к Церкви отношение не имеющие. А что касается законных гражданских протестов, вы полагаете, Патриарх их должен был запретить? Вы предлагаете начать по отношению к ним церковные репрессии?

– А царебожники? Как вы к ним относитесь?

– Вы сами видели хоть одного царебожника? Имя хоть одно можете назвать? Я видел лишь одну такую даму. Одну. Все. Знаю, что есть несколько крохотных группок, которые объявили царя – искупителем. Их и правда, несколько больше, чем те двое из «Христианского государства». Но священники, если узнают о такого рода сектах, беседуют с их адептами, пытаются разъяснить заблуждения. Неужели они вас так живо интересуют?

– Они тоже очень агрессивны.

– У нас в стране полно агрессивных активистов самых разных мастей. Но мы же не требуем запрета всей неадекватной «демшизы» только потому, что она нам не нравятся. Если это их так вдохновляет, пусть активизируются время от времени, каждый в своем репертуаре, только бы не нарушали закон.

– А запрет спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре?

– Опять странный пример. Новосибирский митрополит – гражданин Российской Федерации, правильно? Согласно закону, он подал иск о закрытии спектакля на основании закона об оскорблении религиозных чувств. И проиграл этот суд! Лишь позже решение о снятии оперы из репертуара приняло Министерство культуры, поскольку увидело в этой истории стремительно нарастающий гражданский конфликт.

– Когда новосибирский митрополит подавал иск в суд, он ни с кем не советовался из иерархов?

– Каждый епископ абсолютно свободен в принятии решений. Более осторожные советуются. Но их право – делать это или не делать.

– Вы довольно резко критиковали фильм «Левиафан». Вот цитата: «Этот фильм такое же “искусство”, как “искусство” – то, что сделали “пусси” в храме Христа Спасителя».

– Это не точная цитата. Мною было сказано дословно: «Те, кто аплодировал “пусси”, – те аплодируют и “Левиафану”. Но при всем негативном отношении к фильму, связанном с очевидной тенденциозностью и гиперболизацией, никто, в том числе и ваш покорный слуга, не думал выступать с призывами о запрете фильма. Я уже неоднократно повторял, что запреты – это абсолютно тупиковый и неверный путь. Впрочем, дежурная клевета на эту тему уже становится привычной.

Вот недавно мне сообщили, что пущен слух, будто бы я или с моим участием снят с премьеры спектакль Кирилла Серебренникова «Нуреев». Авторство слуха – Алексей Венедиктов. Откуда он это взял? Я ему ответил довольно жестко.

– Но как-то непонятно вы ответили.

– Я сказал, что он врет. Это как-то непонятно, неопределенно?

– Венедиктов написал в телеграм-канале, что на спектакле были представители РПЦ в штатском. Им не понравился спектакль, они рассказали вам, а вы позвонили министру Мединскому.

– Вранье. Больные фантазии.

– А почему слух по Москве идет, что вам не понравился фильм Серебренникова «Ученик»?

– Вот уж не могу сказать. Я этот фильм не видел. Но как-нибудь хочу посмотреть, поскольку тема его мне интересна. А почему слух идет по Москве и по Петербургу, так это всего лишь потому, что для значительной части нашего прогрессивного креативного общества слухи и сплетни – это их вдохновение и упоение.

– Объясните.

– Любят они слухи. Был такой замечательный публицист Иван Лукьянович Солоневич. Он говорил: «Россию погубили слухи и сплетни», имея в виду Февраль 1917 года. Пускали слух, что проложен телеграфный провод от Царского Села в германский генштаб и императрица Александра Федоровна лично сообщает врагу все военные секреты. Был слух, что из-за того, что несколько дней в Петроград не поступала ржаная мука, со дня на день начнется голод, хотя Петроград был самой сытой из всех воюющих в Первую мировую войну столиц. Так, кстати, Февральскую революцию и называют некоторые историки – «революция сытых». Сейчас мы знаем, что хлеба накануне февральского переворота было полно. 197 миллионов пудов оставалось до следующего урожая, этого хватило бы и на страну, и на фронт, и на поставки союзникам. Были временные перебои из-за снежных заносов и саботажа высокопоставленных железнодорожных революционеров-заговорщиков. А привело все это в конце концов к управляемым беспорядкам, революции и всему последующему. Сплетни, сплетни. Не подумайте, не намекаю на то, что деятельность нынешних креативных и рукопожатных клеветников и сплетников приведет к революции. Ерунда, слишком они мелки и примитивны по сравнению с Гучковыми, Милюковыми и Родзянками. Но оставим это. Я не смотрел фильм Кирилла Серебренникова, о котором вы говорите, и не смотрел ничего, что он снимал и ставил.

– Ну вы знаете, что такой режиссер есть?

– Конечно, знаю.

– Откуда вы знаете, если вы ничего не смотрели?

– Вас это удивляет? Раскрученная фигура. Новости читаю.

– «Ученик» – очень жесткий антиклерикальный фильм.

– Это я знаю, сюжет мне известен. Только по пересказу, это не антиклерикальный, а скорее фильм, обличающий агрессивный фанатизм праведности – фарисейство.

– Но вы его никогда не видели? И Путину не показывали?

– Вы изволите шутить?

– Я вам рассказываю, что говорят.

– Мало ли что говорят.

– Тогда объясните почему?

– Потому что, повторюсь, на свете немало лгунов и сплетников.

– Чтобы вам навредить?

– Думаю, по большей части, чтобы создать видимость своей информированности, значимости.

– Кто для вас Серебренников? Враг или оппонент?

– Человек, убеждения которого очень далеки от моих. Возможно, он хороший режиссер. Ничего не смотрел, не берусь об этом судить.

– Когда я просила вас об интервью, вы написали мне в СМС, что интервью не дадите, потому что против вас готовятся заказные статьи. Знаю, что телеканал «Дождь» снимает о вас фильм. Но уверяю вас, он не заказной.

– То есть он сам собой снимается?

– Почему у вас такой стереотип, что статьи обязательно кто-то заказывает? Кто заказывает: Патриарх Кирилл?

– ?

– А кто еще? Просто некому заказывать.

– Был такой человек, которого не упрекнешь в неосведомленности, президент США Рузвельт. Так вот он сказал: «Если в политике что-то происходит, то даже не сомневайтесь, именно так было и задумано». Телеканал «Дождь» – это политика, и политика в первую очередь.

– Насколько я понимаю, телеканал «Дождь» снимает этот фильм, потому что вы играете большую роль в политике.

– Это ирония?

– Да, везде же пишут, что вы духовник президента. А вы же никогда это не отрицаете.

– Телеканалом «Дождь» заказан фильм. Сейчас будет большой поток подобных фильмов, статей про Русскую Православную Церковь. Знаем об этом, в курсе. Нормально, спокойно к этому относимся.

– Зачем этот «заказ»?

– Церковь – это особая структура в современном российском обществе и в русской истории. Есть люди, которые считают, что надо максимально ослабить ее влияние.

– Влияние на власть?

– На народ в первую очередь.

– У нас в России всем управляет власть.

– Здесь мы с вами несколько расходимся. По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог.

– Люди во власти у нас же сейчас все верующие.

– Все? Нет, конечно.

– У «Дождя» всего 70 тысяч подписчиков. Так что влияние не очень большое.

– Газета «Искра» в свое время издавалась еще меньшим числом экземпляров. Но с ее помощью успешно разожгли пламя. Так что у ребят из «Дождя» еще ничего не потеряно.

– Вы в плену «теории заговора». Интерес к вам – чисто журналистский. Вот меня, например, интересует один вопрос. Вы в молодости, когда учились во ВГИКе, читали «Архипелаг Гулаг», самиздат. Почему вы так доверяете КГБ, ФСБ?

– В чем это выражается, по-вашему? Особенно про КГБ поподробней.

– Для меня это одно и то же. Ведь вы же не опровергаете, что вы – духовник Путина?

– Я уже не раз говорил, что по вопросам христианства, Православия Владимир Владимирович Путин имеет возможность консультироваться с немалым числом компетентных людей – от Святейшего Патриарха до простых священников и мирян. В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так. Президент регулярно бывает на Валааме, общается с известными духовниками Афона. Впрочем, говоря о духовнике, вы, конечно же, имеете в виду какую-то зловещую личность, способную оказывать особое влияние на президента. Ваше полное право сколько угодно фантазировать на эту тему или сочинять любые самые захватывающие сказки, но дело на самом деле лишь в том, что такого человека в природе не существует. Хотя бы потому, что президент, и это общеизвестно, не терпит никаких ни прямых, ни косвенных попыток влияния на него. Предполагать такое – просто смешно. Это понимает любой аналитик, непредвзято следивший за деятельностью президента за все годы его публичной жизни в политике. Остальное – для любителей конспирологии и теорий заговоров. Кстати, все это мне многократно, до оскомины приходилось повторять.

– Но вы знаете президента?

– Ну кто ж у нас его не знает? Ну хорошо: имею счастье быть немного лично знакомым с ним.

– Ну, тут вы лукавите.

– С какой стати? Простите, если я говорю, что немного его знаю, то это значит лишь то, что я действительно лишь немного знаю Владимира Владимировича Путина. Кто готов заявить, что знает нашего президента в полной мере, пусть первый бросит в меня камень.

– Кто первый написал, что вы духовник президента? Не вы сами?

– Нет, конечно. Я знаю этого журналиста. Не буду сейчас называть его имя. Я с уважением к нему отношусь, хотя тогда, лет шестнадцать назад, когда он впервые написал нечто подобное в своей статье, я был страшно на него раздосадован.

– Вам помогает то, что вас в СМИ называют духовником президента?

– Я на это не обращаю внимания.

– Вот, вы приезжаете, например, в Екатеринбург, и все высокопоставленные чиновники сразу к вам бегут.

– Зачем же вы преувеличиваете? Таким вот образом и рождаются слухи. Я приехал в Екатеринбург как руководитель проекта «Россия – моя история» на открытие нашей экспозиции в городе. Как член президиума Президентского совета по культуре и искусству и как председатель Патриаршего совета по культуре. Невесть какая важная птица, но все же. В аэропорту меня встречал мой собрат-архиерей и чиновники из губернской администрации, ответственные за открытие местного исторического парка. С ними мы сразу по дороге в город провели совещание, обсуждая детали открытия парка и дальнейшую работу местных историков и экскурсоводов. На открытии действительно присутствовал губернатор. Но в других регионах губернатор иногда присылал своего представителя.

– Вас не смущает, что в России власть преследуют инакомыслящих?

– В этом вопросе есть принципиальная разница между советским и нашим временем. В советское время мы знали конкретных людей, которые были репрессированы за инакомыслие по политическим статьям. В первой половине ХХ века это были, скажем, известные всем новомученики. Позже, уже на нашей памяти, все в стране знали таких людей, как Александр Исаевич Солженицын, Зоя Крахмальникова, Александр Огородников (известный православный диссидент, организатор Христианского семинара, отсидел более 10 лет. – З.С.), а в Церкви молились за Виктора Бурдюга (в 1982 осужден на четыре года лагерей за хранение и распространение антисоветской литературы. – З.С.), Николая Блохина (в 1982 году осужден на 3 года лагерей за хранение антисоветской литературы. – З.С.). Троих последних я знаю лично. Но сегодня мне просто неизвестны имена людей, заключенных в лагеря и в тюрьмы за свои убеждения.

– У вас, наверное, нет возможности следить за этим, но подобные дела сплошь и рядом фальсифицируются, и у нас такие же политзаключенные, как тогда. Их меньше, но они есть. Церковь должна заступаться за невинно осужденных.

– Вы все же хотите, чтобы мы возглавили диссидентское движение?

– Это было бы уж слишком. Я так понимаю, что вы были за присоединение Крыма.

– Да.

– А война на Донбассе?

– Это ужасно.

– Вы слышали об украинском кинорежиссере Олеге Сенцове, которого осудили на 20 лет за то, что он якобы хотел взорвать памятник Ленину в Симферополе? За него вступался кинорежиссер Александр Сокуров. Вы должны знать, что государство сегодня, может, не в том масштабе, но в принципе делает то же самое, что делало раньше.

– Слышал в новостях.

– Другой вопрос: кто вам ближе, митрополит Филипп Колычев или митрополит Сергий (Страгородский)?

– Митрополит Филипп был великий святой и удивительного мужества человек. Он обличал царя в совершенно очевидных для всех злодеяниях. Но перед ним не стоял выбор, который более всего терзал митрополита Сергия. Митрополит Филипп знал, что он обличит Ивана Грозного и погибнет, но Православие и Церковь сохранятся. У митрополита Сергия выбор был другой: первый вариант – сохранить Православную Церковь в легальном пространстве Советской России. При этом придется пойти на самые тяжелые компромиссы, для того чтобы не дать захватить Россию вслед за большевиками еще и обновленцам, деятельность которых, поощряемая богоборческим государством, вела к замене Православия на псевдохристианство, проповедуемое обновленцами. Подобные случаи в истории Вселенской Церкви известны. В дальнейшем, как известно из той же истории, возвращение к Православию, к истинному христианству в народах, испытавших подобные перипетии, уже невозможно. Митрополит Сергий прекрасно знал это и, сохраняя Церковь, выжидал время, чтобы восстанавливать из оставшихся после репрессий крох церковные институты.

Второй вариант действий, предлагаемый митрополиту Сергию, – отказаться от легального существования Церкви, героически погибнуть вместе со своими сподвижниками, остаться безусловным героем в веках. Но при этом будет открыта возможность беспрепятственного и безальтернативного укрепления в стране подмены христианства – обновленчества в различных его видах. При этом поместная Православная Русская Церковь с большой долей вероятности и, быть может, навсегда будет полностью уничтожена в своей иерархии. Такие примеры известны в истории.

«Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза», – эти слова сказаны святым Патриархом Тихоном. Их, безусловно, мог бы повторить и митрополит Сергий. Сам он говорил: «Самое легкое для меня сейчас быть расстрелянным». Конечно, мы не можем сейчас утверждать, была бы сохранена поместная Русская Церковь, если бы пошла по другому пути? Может быть, несмотря на тотальное засилье и власть обновленцев, на всемерную поддержку их государством с его всепожирающей репрессивной машиной, Православие смогло бы возродиться в девяностых годах из сохранившегося подполья. Но это все только предположения. Те люди жили в том времени и в тех реалиях. Они были ответственны за Церковь перед Богом, и они будут отвечать за свои решения и поступки на Страшном суде. Повторюсь: не нам их судить!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь Писарев18 мая 2018, 10:40
Как уважительно, обстоятельно и умно о. Тихон говорит с журналисткой, которая, судя по её вопросам и репликам, кажется мне умственно отсталой, поверхностно образованной, душевно глухой. Для неё это - интервью, для меня это - ещё одна почти проповедь. Прочитал этот материал уже после новости о том, что о. Тихон хиротонисан в митрополита Псковского и Порховского. Печально, что нельзя уже будет прийти в воскресенье в монастырь и услышать его живое слово, увидать с каким благоговением и сердечной теплотой он литургисует. Спасибо, батюшка, за всё.
Александр18 декабря 2017, 10:45
Браво!!!
Побольше бы таких умниц, как владыка Тихон.
Александр10 декабря 2017, 11:48
Храни вас Господь!
Светлана Ф.30 ноября 2017, 14:17
Конечно, Андрей, Николай II -миропомазанник. Это была описка.
Андрей29 ноября 2017, 15:06
Светлана Ф.....царь помазан миром, а не елеем. По этому он миропомазаник!
Ирина23 ноября 2017, 01:30
Вот у таких людей как Владыка Тихон и нам бы поучиться мудрости и безграничному терпению в общении с подобного рода собеседниками. Каюсь, но при чтении данного интервью понимаю, что окажись я в подобной провокационной ситуации, не смогла бы сдержать своего раздражения и с достоинством закончить разговор. Низкий поклон Владыке, нам очень нужны такие пастыри.
Людмила22 ноября 2017, 17:12
Интервью замечательное. Понравились ответы владыки, если бы не провокационные вопросы журналиста, интервью не получилось бы таким интересным и информативным
Ангелина20 ноября 2017, 11:47
Спаси Господи, Владыко Тихон! Ваша книга "Несвятые святые" привела меня к православию, Ваше интервью укрепляет меня в вере!
Ирина20 ноября 2017, 11:00
А мне жалко эту корреспондентку.Очень она жалка в своей колкости и нелюбви к Церкви и к собеседнику,может,конечно,личное её отношение и другое,может она только деньги своих хозяев отрабатывает,но очень она жалка в этой агрессивности и глухоте.
Олегъ19 ноября 2017, 19:04
Читая это интервью, если эту словесную пытку можно так назвать, был многократно удивлен терпением Владыки Тихона, сохранении им уважительного тона по отношению к этой "собеседнице" и конечно, чёткими, ясными, эрудированными ответами. Храни Вас Господь, Владыко Тихон!
Тамара19 ноября 2017, 18:04
Спаси и сохрани вас Господь, дорогой владыка Тихон! Мы вас любим и молимся за вас! Держитесь!!!
Ольга18 ноября 2017, 22:12
Очень хотелось бы как-то донести до ЗС: ее "В чем интеллигенция сегодня упрекает Церковь?" - это слишком, скажем мягко, смелое обобщение
Анастасия18 ноября 2017, 20:25
Низкий поклон владыке Тихону!
Слава Богу за все и особенно за то, что у нас есть ТАКИЕ архиереи!
Татьяна В. для Вадим К. 18 ноября 2017, 12:1918 ноября 2017, 20:12
Антихрист тоже получит власть по Промыслу Божию (Откр. 17,17), но разве это означает, что христиане должны будут послушаться его и принять его число? Так же и в отношении политики митр. Сергия. (c)

Никакого "числа" митр. Сергий от советской власти не принял, так что пример не корректен.
А такие как Денисенко всегда были есть и будут. И сейчас есть, это никакая не новость. И не надо таких людей трогать. То что власть была бичом Божиим, это понятно всякому непредвзято оценивающиму те времена.
Все это заслужили, все. Вопрос как перенесли.
Кто то так, как Денисенко, а кто то как новомуч. или о. Иоанн Крестьянкин , который сам говорил что в лагерях были лучшие времена, т. к. небо было близко.
Дионисий18 ноября 2017, 18:55
Это суть "оппозиции" - патологическая ненависть к русскому государству и русскому народу, передёргивание, ложь и обман.
Вадим К. Татьне В.18 ноября 2017, 12:19
Да, всякая власть от Бога, как таковая. Но не всегда от Бога то, как ею пользуются. Антихрист тоже получит власть по Промыслу Божию (Откр. 17,17), но разве это означает, что христиане должны будут послушаться его и принять его число? Так же и в отношении политики митр. Сергия. Это совсем не ненужный вопрос, он еще не раз будет вставать в истории Церкви, хотя бы и при антихристе. Ведь сов. власть вмешивалась в ее внутренние дела, желала ее поставить полностью под контроль. Всем был известен Денисенко со своими гнусными делами, с которыми он и монашества был недостоин, не то что стоять перед престолом и кощунствовать, а оставался действующим митрополитом, потому что тронуть его было нельзя.
Лия18 ноября 2017, 03:22
Укрепи, Господи, Владыку Тихона и Свою Церковь! Это контрастное "интервью"- лаконичное отражение современного беснующегося мира.
Евгения18 ноября 2017, 02:14
Как ловко она "передергивает" и играет словами. Ей "в лоб", а она "по лбу". Её "в дверь", а она "в окно". Профессионал. Не даром свой хлеб отрабатывает. И это очень страшно, так как человек вроде бы "с благими намерениями". Но Владыка Тихон молодец. Дай Бог ему здоровья. За словом в карман не лезет и всегда находит нужный "противовес". Это потому, что на его стороне Правда. Храни Вас Господь, Владыко!
Иванов17 ноября 2017, 21:31
Наталья14 ноября 2017, 21:04 "А радио "Свобода" на какие деньги существует? Американские? От этих радио свобода, эхо москвы..." А вот тут ошибочка вышла. "Эхо Москвы" на государственные денежки существует. Странно, правда?
Надежда17 ноября 2017, 18:55
В очередной раз низко склоняю голову перед отцом Тихоном!
Много недругов ополчились против нашей страны и Православия, но они забывают самое главное: с нами Бог!
Помоги, Господи, нашим властям, воинству и всем православным в укреплении веры и хранении нашей Родины - России.
григорий17 ноября 2017, 15:58
Отец Тихон очень хорошо говорил. И правильно, и по делу. И вихри нашей истории вспоминал, и людские судьбы... Но его оппонент так и остался глух ко всему. Увы, русская либеральная интеллигенция мало изменилась за последние полтора века. Вся та же гордыня, слепота, непонимание истории, правовой нигилизм, отвержение Бога и властей... Те же "Вехи" сто с лишним лет назад всё правильно написали. Но увы.
Господи, спаси и сохрани Россию!
Геннадий17 ноября 2017, 15:02
Владыко Тихон и журналистка относятся к разным интеллектуально-весовым категориям, их окружают люди сильно отличающиеся по социальному составу.Чтобы вести диалог с таким человек как Владыко Тихон надо иметь многолетнюю подготовку, изучить его кинематографическую деятельность, его публицистические выступления
и перечитывать литературные труды. Из прошлого в качестве его оп-
понента мог бы быть только Луночарский А.В.Есть и сегодня равные ему по интеллекту, но это будет не интервью, а скорее обмен взглядами или спокойным изложением мнения по какому-то вопросу.Однако, такие интервью , к сожалению, тоже нужны.
Считаю нельзя писать фамилию Кураев через запятую с фамилией Серебренников.
Татьяна В для Василий Кондалов17 ноября 2017, 12:12
Василий Кондалов17 ноября 2017, 10:48
Вы ошибаетесь, это никакая не "девочка - журналистка" а вполне себе пенсионерка, ровестница о. Тихона задает эти вопросы. Почему эти закостенелые штапмпы намертво вбиты у них в головы, никто ответить не сможет. Вероятно ответ может быть только один - они сами в центр мироздания поставили человека, а не Бога.
Это их выбор и никакие разговоры тут уже не помогут. Да и мама этой "девочки" седой закончила свою деятельность в секте. Так что по наследству передаются видимо не только генетические болезни. О. Тихон это отметил прямо, спросив у дамы, не хочет ли она чтобы и Церковь стала диссидентом.
Василий Кондалов17 ноября 2017, 10:48
Слава Богу! В очередной раз мы увидели жалкую глупость отечественной либеральной оппозиции и духовно-интеллектуальную константу воцерковленного православного человека. Есть надежда, что девочка-журналистка, повзрослев, научится отделять зёрна от плевел, в данном контексте, хочется верить в пословицу про яблочко и яблоню, очень хотелось бы, чтобы она походила на свою маму...
Георгий17 ноября 2017, 10:00
Владыко Тихон, спасибо за интервью! Иного не мог представить с учетом заданных вопросов.

Natalia17 ноября 2017, 05:13
Спасибо Владыке за ангельское терпение. Девица та ещё. Вопросами стреляет как из пулемета. Пулемётчица Зойка. А если серьезно.....Какие они жалкие и убогие. Убегают, когда их никто не догоняет; нападают на верующих и презирают все то, что не могут осмыслить. Молятся на запад и золотого ТЕльца с куском хамона в пасти При этом считают себя выше и образованнее других. Этот снобизм выдаёт в них и недостаток мудрости, чистоты, чести. За державу обидно, поскольку их вой перекрывает спокойный и рассудительный говор простого народа. Дети диссидентов никак не выйдут из подполья на свет Божий. А давно пора. Не трусьте.
Татьяна В.17 ноября 2017, 00:10
Спаси Господи, Владыка! Просто хочу сказать огромное спасибо о.Тихону, т. к. редко чьи то слова помогают от уныния, в которые впадаем мы все и я тоже, глядя на окружающую действительность. Но всегда найдется хотя бы один, кто встанет против целой толпы и победит, как Марк Эфесский и как победил в этой мелкой стычке о. Тихон. Досмотрели сегодня фильм "Демон революции" и общее впечатление у меня - на что эти люди потратили свою жизнь? На свержение власти? Мне их жаль, мельтешение мошкары, хотя из Ленина сделали какую то "глыбу".
Прямо сказано, что любая власть от Бога. Поэтому споры о "сергианстве" бессмысленны. Вряд ли дама что то поняла и вряд ли переосмыслит, такие закостенели увы.
Александр 16 ноября 2017, 23:08
Насколько известно, в свете последнего принятого закона об ин.агентах, Радио свобода туда была причислена.
Светлана Ф.16 ноября 2017, 22:14
Иулиании15 ноября 2017, 22:26. А что мы хороши? А что фильм очерняющий царя-елеопомазанника страстотерпца Николая II не поддержан огромным количеством россиян? А где наше покаяние? А разве Зоя одинока в своих "вы тут нам должны "? А сколько среди моих хороших и близких людей, не желающих ничего знать о Боге! А без него мы ничего не можем. Чего же мы достойны? Где покаяние, где наша молитва? Раньше на Руси, когда случался мор,война, беда народ поднимался на стены городов с иконами и хоругвями, молитвами и беда отступала по милости Божией и людскому раскаянию. А мы? Я понимаю о чем вы. Это горько. Но вы обвиняете, а это другой вектор, в другую сторону.
Светлана Ф.16 ноября 2017, 21:51
Я благодарна владыке Тихону за интервью и за комментарии. Спасибо Вам братья и сёстры, что Вы есть! Господи прости наше больное разобщенное помрачённое общество!
Александр Алексеевич16 ноября 2017, 21:48
У этой Зои, папа- Диавол. Как она "радиосвободно" беснуется! Всех своих соратников одержимо повыдавала...Что твоему папе Крым сделал, Зоя? За что вы так ненавидите Россию? Владыко Тихон, Вы- монах. А Вам часто приходиться "общаться" с такими бесярами? Господи, Помилуй! Владыко- молите Бога о нас.
Светлана Ф.16 ноября 2017, 21:00
Не дочитала до конца, вызывает смех, пусть и горький, но смех. Очень показательно какая каша в голове у репортера и круга людей, представителя которого она является.Такое ощущение, что мысль заело: "духовник Путина", "Церковь управляет Государством". Жаль. И жаль, что нельзя это интервью услышать. Хочется почувствовать интонации собеседников. Очень. А этот диалог просто превосходен: "– У нас в России всем управляет власть.

– Здесь мы с вами несколько расходимся. По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог."
Ольга16 ноября 2017, 19:26
Нужно сказать спасибо интервьюеру. Её вопросы - это вопросы профессионального журналиста, для которого владыка Тихон - прежде всего оппонент. Да, это, как сказал сам владыка, "человек, убеждения которых очень далеки от моих". А спасибо ей за то, что всем, даже предвзятым читателям, стало понятно, кто выиграл эту дуэль.
Посмотрите, братья и сестры, как корректен владыка, несмотря на то, что ему пришлось выдержать такой прессинг. Тем тяжелее читать комментарии, в которых такой корректностью и не пахнет. Что за слова! "Мерзость, продалась с потрохами, дамочка, выскочка, мадам крутится, как на сковородке" и прочая. Хорош нас, православных, уровень! Может, вернее будет дружно за нее помолиться?
Марина16 ноября 2017, 19:06
Иулиании:
Зачем Вы пишете неправду?Нищета и беспросвет были в 90-е годы.Сейчас в России жизнь относительно стабильна.А воровство и взяточничество было и есть бичом не только государства российского,а вообще всех стран,только Вам об жтом не сообщают.А если Вам горько и больно за какого-то казнокрада и взяточника,так людей всегда интерисовали чужие грехи,чем свои собственные.Только зачем об этом всем рассказывать, на всю страну,и не только
Светлана16 ноября 2017, 18:33
Благодарю Вас, владыка Тихон! Храни Вас Господь и многия лета! Ваша убедительность и человеколюбие поддерживают и укрепляют нас.
светлана16 ноября 2017, 17:25
Спаси и сохрани,Вас, Владыко!
р Б Роман16 ноября 2017, 17:16
Замечательные ответы Владыко Тихон, а дамочка своим тоном напоминает известных персонажей из известного романа "Бесы".
Елена16 ноября 2017, 16:28
Иулиания 15 ноября 2017,22:26 Дорогая Иулиания,самый главный вопрос для человека - о цели нашей временной земной жизни.Все,о чем Вы написали -это на поверхности этой жизни.Все это судьбы БОЖИИ(как написано в Свящ.Писании-"Судьбы Твоя бездна многа").Человек пришел голеньким в этот мир с пустыми руками и таким же уйдет из этого мира без своих богатств: перед дверями смерти ВСЕ равны.Самое главное- с чем,с какой совестью мы предстанем перед СОЗДАТЕЛЕМ-СУДИЕЙ,как мы в земной жизни в своих грехах каялись,не глядя на чужие грехи.Как заповеди исполняли.Ведь цель для нас - Царствие Небесное("Стяжание Духа Святаго",по словам прп. Серафима Саровского).Читайте СВ.Евангелие и святоотеческую литературу.
Андрей16 ноября 2017, 16:13
Создалось впечатление, что журналистка (как она себя понимает), не берет интервью, а навязывает Отцу Тихону свое "единственное правильное" мнение.
Елена16 ноября 2017, 16:10
Приятно было читать ответы отца Тихона и полезно, в его ответах я нашла ответы на свои вопросы, и это здорово! Очень благодарна инициаторам и участникам этого интервью, в том числе Зое Световой. Осадок остался от чтения осуждающих комментариев в адрес журналистки: вспомните Савла - гонителя христиан, а стал Павлом - одним их Апостолов и был усечен мечом за Христа! Нам бы не стать фарисеями!
Юлия16 ноября 2017, 16:05
Низкий поклон Вам, уважаемый Владыка Тихон! Высокой культуры человек! Слава Богу, за таких людей!
Георгий16 ноября 2017, 15:53
Как будто протокол допроса, а женщина эта - как следователь-большевичка: мечтает осудить и наказать Церковь, репрессировать ее, а лучше совсем ликвидировать, чтобы не мешала. Не дай им Бог опять дорваться до власти, как в 1917 году!
Наталия16 ноября 2017, 14:50
Как это не грустно, а иногда и смешно: такие журналисты есть потомки большевиков, и это не метафора, а правда. Известны большевики Познеры, известны большевики родители Крахмальниковой, известны генерал НКВД дедушка Венедиктова, известны большевики Аксёновы, Ахмадуллины и т.п. Их дети, погребая память своих родителей, пытаются и нас, сейчас, утянуть в эту смуту: всё плохо, президент ужас, люди ужасные, давайте опять соберёмся и поставим баррикады... А когда не получается повести за собой поверивших дураков, они свободно уезжают, сваливают из России, куда хотят. Уж скорей бы все уехали, ненавидящие Россию. Воздух станет чище и легче жить станет, не будет злости и ненависти.
Елена16 ноября 2017, 14:11
Спас Господи за все! Храни Вас Господь, владыка Тихон! Божьей помощи в Вашем нелёгком труде!
Ксения16 ноября 2017, 14:02
Действительно,как на допросе побывала...Журналистка-просто выскочка невоспитанная! Отец Тихон -достоин уважения,прекрасно отвечал на вопросы,не поддаваясь на провокации. Храни ВАС Господи,Владыка Тихон!!!
раиса16 ноября 2017, 11:51
Это разговор высокообразованного, духовного человека с выскочкой,которая много о себе мнит и ничего не знает о Православии. Я не хочу осуждать ее мать, но в голове крутится одна и та же мысль; почему у такого человека ,пострадавшего за веру, такая агрессивно неверующая дочь. Не все в порядке у ее мамы было с верой, иначе она бы не окончила свою жизнь в секте.Господь говорит нам:"Будьте мудры как змии и просты как голуби." Воля Божия в том,чтобы мы без нужды не подставляли себя, но употребляли все законные средства для сохранения церкви. Так поступил Митрополит Сергий. Мне обидно и больно за него ,потому что он сохранил для нас церковь, а мы оказывается ему еще и не благодарны за это.
Ирина 16 ноября 2017, 11:45
Отец Тихон, храни Вас Господь!
Андрей16 ноября 2017, 11:44
В интервью видна узость и тупик, на сегодняшний день, либеральной мысли. Очевидно, что либерализм это болезнь. Отец Тихон, спасибо, Вы очень хорошо показали это на примере даной журналистки.
светлана16 ноября 2017, 11:20
Бог в помощь.Очень бы хотелось побольше выпусков в аудио формате,а то глаза уже не те,читать тяжеловато. Православие.ру полезный,нужный,замачательный сайт.Спасибо!
Катерина 16 ноября 2017, 11:01
Иоанна_16 ноября 2017, 08:11 - владыка Тихон с уважением говорит в интервью об определенном периоде деятельности матери журналистки - издании подпольного христианского журнала. Последующий ее переход в секту не упоминается им из тактических соображений (всё ж мать как-никак...) тогда журналистку уж точно было б не остановить. Слова "ущербная" или "истеричка" не говорят ни "за", ни против "против" особой духовной культуры и духовности, на которую, кстати, никто из Ваших контрагентов и не претендует;)
Лара16 ноября 2017, 10:51
Не нам их судить... Как точно ...
Наталья16 ноября 2017, 10:09
Дай Бог, чтобы молитвами своей мамы журналистка пришла в разум истины.
Татиана16 ноября 2017, 10:01
Помощи Божией всем!Какое счастье, что есть на земле место, в котором живет Бог - это Россия.Да,этим недовольны многие в мире,над которым сатана уже распростер свою власть. Искушения, искушения...Но,как в горниле закаляется сталь, так претерпевая искушения,утверждается православие на Руси.Не было легких и беззаботных времен на Руси,но и не было времени, в которое бы Господь не посылал праведников,избранных святых сынов своих,чтобы поддержать нас.Думаю,и наше время - не исключение.И дама,задававшая вопросы владыке Тихону,претерпела полное поражение с Божией помощью.Конечно,она и её хозяева с этим не смирятся.Но их намерение сокрушить православие на Руси обречено на провал.Господи,храни Россию!
Ксения16 ноября 2017, 10:01
Как грустно осознавать, что страшные события столетней давности ничему не научили некоторых людей. Все тоже желание разрушить. Мнимая свобода (настоящая свобода - это свобода от страстей) ставится превыше всего! Хочется хаоса, вседозволенности... Очень печально и страшно! Не хочется видеть сильную Россию, надо чтобы как в 90-е - нищую с протянутой к западу рукой. Как-то забыли, что написал апостол Пётр "Бога бойтесь, царя чтите". Чтите, а не хайте! Вся власть от Бога.
А Церковь Христова живет по заповедям и ничего позорного нет в том, что Патриарх с уважением относится к нашему президенту.
Интервью очень неприяное. Нет у журналистки чувства такта и элементарного уважения к собеседнику.
Екатерина16 ноября 2017, 09:55
Спасибо отцу Тихону!!!Трудится не покладая рук на благо России,Православия!!Побольше бы таких тружеников,умных,мудрых,стоящих стеной за веру нашу Православну!Многие вам лета!В наше мирное время,идет такая борьба с Православием через журналистов,либералов,и нет ни мига покоя.
Иоанна_16 ноября 2017, 08:11
Катерина, владыка Тихон с уважением пишет о Зое Крахмальниковой, вы не заметили? Значит, имеет на то основания. Дпже если мы с кем-то не согласны, обижать, свысока поучать, обзывать истеричкой или ущербной - не говорит ни о высокой культуре, ни о высокой духовности. Кстати, сам владыка НИКОГДА ничего подобного не делает.
евгений16 ноября 2017, 07:19
Смешно и грустно ,от таких журналистов, и радиостанций.Дай Бог !им, настоящей веры и смирения !
Александр16 ноября 2017, 06:09
Да.
Если эта либеральная клика доберется до власти точно будут насаживать экуменизм репрессивными способами.
Катерина 16 ноября 2017, 02:36
Еп. Питирим (Творогов)15 ноября 2017, 08:21 - благословите, Владыка. видимо, и матери, и дочери совершенно неважно, за что бороться. Главное, кого пинать ногами.

Катерина 16 ноября 2017, 02:11

Уважаемый Димитрий Заречняк15 ноября 2017, 23:31 - мы не оправдываем, мы не осуждаем просто о. Сергия, хорошо зарубив на носу заповеданное нам Евангелием "какой мерой меряете". Как-то не хочется рисковать...
Катерина 16 ноября 2017, 02:06
Ирина15 ноября 2017, 23:33-конечно, выражение "политика Бога" Вашему "проветриться от елея" Вам-таки не преплюнуть;) не поленитесь, зайдите на сайт азбука веры и посмотрите определение слова "елей" и "славословие". Там же можно и аудио-славословие. Мало знать слова языка, так и оставшегося для Вас иностранным. Надо уметь их употреблять правильно.
Владимир16 ноября 2017, 01:43
Я горжусь, отец Тихон, что Вы мой архиерей, храни Вас Господи !
Зинаида16 ноября 2017, 00:35
Спасибо либералам за таких"журналистов". По-моему, совершенно очевидно на чьей стороне правда.
Ирина15 ноября 2017, 23:33
"Такое впечатление, что присутствуешь на допросе НКВД... достойно выдержал эту пытку, спасибо за мужество" и т.д. и т.п. Люди, вы с ума что ли все посходили? Просто насмешка над памятью новомучеников! Вл. Тихон дал интервью одной из самых непримиримых либеральных журналисток. Только и всего. Нашим архиереям полезно чуть проветриться от вашего елея и славословий.
Димитрий Заречняк15 ноября 2017, 23:31
Да, осуждать митрополита Сергия мы не имеем права. Но также не имеем права защищать его ложь из-за того, что если бы он не лгал, то настоящее православие могло бы исчезнуть в России. Думаю, что "настоящее" никогда не может быть основано на лжи.
Илья15 ноября 2017, 23:24
Светова повела себя непрофессионально: она ставила вопросы так, что перестала быть журналистом, долг которого - объективно передать информацию, и превратилась в оппонента. Само по себе интервью кажется полезным: фальшь в ее позиции и правду в словах владыки Тихона почувствуют и читатели сайта "Свободы", которые весьма нуждаются в этом, наверное кому-то из них это поможет вернуться к здравому смыслу.
Татиана15 ноября 2017, 23:14
Низкий поклон владыке Тихону! Дай Господи вл.Тихону сил, терпения и мудрости! Спасибо за статью.
Катя15 ноября 2017, 23:06
Слава Богу, что слово Владыки Тихона послужит и нам для просвещения и понимания многих событий истории и современности и, возможно, вразумлению ополчившихся на Церковь и Россию. Только вот в вопросах все-таки выражены и существующие проблемы, которые замалчиванием решить не удастся. К сожалению сейчас очень сложно найти адвокатов при возникновении сложных юридических казусов. И дело не в профессионализме, а в нежелании защищать слабого. Жаль, что помощь Церкви в этом случае сводится только к желаию архирея или священника помочь таким людям.
Иулиания15 ноября 2017, 22:26
"По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог." Тяжело мне это принять.

Взятки берут и дают по Божьему повелению? Войны начинают определенные лица по Божьему благословению? У нас в огромной стране живет один город - Москва. Вся остальная Россия нищая и утопает в говне. Божий промысел? Регулярно читаю в новостях, что такой-то господин N положил себе в карман из бюджета миллионы. Старики наши не живут, а выживают в прямом смысле этого слова на пенсию в 7 тысяч. Это же УНИЖЕНИЕ! Божий промысел? Да нафига вообще нужна тогда такая жизнь?
Галина Быстрова15 ноября 2017, 22:10
Журналистка отработала задание редакции, отправившей её на это интервью.К сожалению, заданные идеологические установки полностью перекрыли ей возможность слышать и понимать, породили интеллектуальную агрессию, что печально для Зои взявшей фамилию Светова. Владыка - настоящий миротворец. Будем за Вас молиться.
Светлана15 ноября 2017, 22:10
Словно через мельничные жернова пропустила человека... Агрессивная мадам! Божией помощи, Владыка Тихон!
Иван15 ноября 2017, 19:57
С такими иерархами за Святую Русскую Православную Церковь можно быть спокойным. Спасибо!!!
Людмила15 ноября 2017, 19:53
Истерия журналиста.Интервью похоже на допрос.Странная позиция беседы с человеком .Храни Господи владыку Тихона.
Сергий15 ноября 2017, 19:14
Спаси, Господи, Владыка!

Чётко, логично. Ужасно, как логика разъяряет некоторых людей. Журналистку явно "крутило", она повторяла вопросы. Спаси, Господи, и её!
Сергей Бедненко15 ноября 2017, 19:11
Большое спасибо, владыка, что согласились дать интервью: корреспондента и либералов Вы вряд ли переубедили, зато четко определили позицию миллионов верующих людей, поддерживающих Ваши взгляды: и на Церковь и Ее иерархию, и на государство и его руководителей, и по вопросу ответственности и свободы. А вопрос выбора стоял всегда, стоит и сейчас: либо это – режиссер с громкой фамилией и дурной славой автора фильма-подделки, либо Царственные мученики с вечной славой любви к своей семье, своему Отечеству, своему народу. А истину понять сможет только любящее и преданное сердце.
Сергей15 ноября 2017, 19:08
Цель людей на стороне которых журналистка свергнуть существующую власть? Как ленин-троцкий, а потом для закрепления своих принципов террор, а он приведет к репрессиям. А вот услышав Владыку еще раз убедился что на его стороне Добро и Правда.
Анна15 ноября 2017, 18:38
Терпения Вас батюшка Тихон! Сил духовных, чтобы справиться со всеми нападками...и ведь действительно вопросы как на " допросе"...молимся за Вас, помоги Вам Господь!
АлександрГ. 15 ноября 2017, 18:07
Вообще-то лучшего интервью, демонстрирующего всю мелкотравчатость и кризис самой по себе либеральной идеи, я лично в последнее время не читал. А им ведь действительно уже нечего сказать.
15 ноября 2017, 16:59
хорошо что следователь только беседу провел .......
15 ноября 2017, 16:56
Разговор идёт как с глухой, поведение корреспондента похоже на форму истерии. Интервью по форме очень напоминает шукшинский рассказ (по-моему, "Срезал") про "проблему шаманизма в современном обществе".
Смешно и грустно.
Irina15 ноября 2017, 16:44
Впечатление такое, что ты присутствуешь на допросе в НКВД и допрашивают лично тебя. С большим облегчением дождалась окончания интервью-допроса. Слава Господу,что о.Тихон Шевкунов с честью выдержал эту пытку.
Михаил15 ноября 2017, 16:40
Таким журналистам нужны "великие потрясения", у них смысл бытия - разрушать. У журналистки и ей подобным отсутствует чувство Родины и это какая-то ущербность!! А мне нужна "Великая Родина-Россия"!!!
xiuli15 ноября 2017, 16:23
"Конечно, мы не можем сейчас утверждать, была бы сохранена поместная Русская Церковь, если бы пошла по другому пути? Может быть, несмотря на тотальное засилье и власть обновленцев, на всемерную поддержку их государством с его всепожирающей репрессивной машиной, Православие смогло бы возродиться в девяностых годах из сохранившегося подполья."- прекрасная мысль; жаль,что поздновато...
С уважением, xiuli.
Наталья Богоявленская15 ноября 2017, 16:18
Светлана Урусова, дорогая вы наша правдолюбка! Не хочется с вами спорить, но одно замечание по вашей пламенной речи всё же сделаю. У Бога нет никакой политики и никогда не было, у Него есть Заповеди, к исполнению которых все мы и призваны. Беда таких, как вы, либералов, в том и состоит, что вы веру путаете с политикой, да ещё мерить всё пытаетесь по собственной мерке, не пытаясь понять, а в чём же состоит истина. Вы хоть Евангелие-то читали?
Юлия15 ноября 2017, 16:16
Удивительно и печально: как непохожи мама журналистки и сама дочь! По разную сторону баррикад! Если мать старалась нести свет православия, то от дочери веет скрытой агрессией и жесткой непримиримостью! Как страшно... Вот воспитываешь - воспитываешь детей, просишь Божией помощи, а они потом становятся нигилистами... Помоги ей, Господи, осознать, ради заслуг матери, свою слепоту, гордость и окаменелость души! Не дай, Бог,и наши дети будут вести себя также ! А Вам, Владыко Тихон, Божией защиты и крепости духа на невидимом фронте!
Елена15 ноября 2017, 16:06
Ларисе Урусовой: Владыко Тихон ответил на ВСЕ вопросы журналистки,конечно,не так,как ей хотелось,а дал великолепные ответы,защищающие нашу Православную Мать Церковь.И к тому же право собеседника вообще не давать ответ на какой-то вопрос,тем более на заведомо провокационный.Православному верующему это должно быть понятно.Интервью с церковным иерархом и светских политиком -далеко не одно и то же.Далее,
в Вашем комментарии странное для православного христианина словосочетание "...политику Бога...". Встает вопрос: какого Бога? Бог-Творец,вне всякой политики."Сколько можно Церкви прятаться за принципом "моя хата с краю"..." -Православная Церковь-Богочеловеческий организм,а не светская структура.
Светлана15 ноября 2017, 16:02
Да.... каша какая то, а не вопросы. Все интервью от таких сми похожи одно на другое. Владыке Тихону низкий поклон. Как всегда блестяще
Владимир15 ноября 2017, 16:00
Насколько мелкотравчаты и примитивны либералы в своих жалких попытках выдавать кухонные проблемы за мировые. А Владыко Тихон как всегда на высоте! Спаси Бог!
Елена15 ноября 2017, 15:29
Это не беседа журналиста,а заказной допрос с пристрастием и постоянным давлением на собеседника. Журналист не имеет права так проводить интервью, и к тому же никакого уважения к сану собеседника. Спаси Вас Господь,Владыко Тихон! За мужество и исповедничество! Мы Вас уважаем и поддерживаем.
Татьяна15 ноября 2017, 15:01
Браво, Владыка Тихон! Неверующие люди никогда не поймут, насколько искренней может быть любовь у верующего человека к Богу, людям, Родине. Не поймут, что христианин искренне переживает за свои грехи, что цель Церкви - не обогащение и многое-многое другое, что связано с душой-христианкой. Дай им мудрости, Господи!
Георгий15 ноября 2017, 14:46
На 100% ответы. в.Тихон помощи Вам Божией!!!
Светлана15 ноября 2017, 14:04
Дай Бог здоровья отцу Тихону! Храни вас Господь!Совершенно согласна с Леонидом и Юлией и другими адекватными людьми!)) Так радостно читать то, что чувствуешь сам, но слов не хватает выразить!
Надежда15 ноября 2017, 13:15
Журналист,которая взяла на себя функции прокурора(прошу меня простить тех прокуроров,кто честно и непредвзято относится к исполнению своих профессиональных обязанностей),потерпела поражение,если не сказать жестче,ФИАСКО!Дай Бог Вам сил,владыка Тихон!
Татьяна Калашникова15 ноября 2017, 13:11
Помощи Божьей о. Тихону!
Георгий15 ноября 2017, 12:57
...жаль, что невозможно отмечать комментарии, - я б "залайкал" почти все, - какие же у нас разумные люди, которых не обманешь! А Владыке - не поклон, - поклОнище! Я в восхищении!
Леонид15 ноября 2017, 11:59
Это не интервью, а потуги подловить и обвинить. Причем игнорировались просьбы информативно уточнить свои вопросы. Подача была голословная и предвзятая. Эти наши либеральные течения хуже сектантов, у тех хоть основа идеологии понятна, а тут просто злоба и ненависть ко всему что их не устраивает..
Владыке Тихону помощи Божьей в его непростой стезе.
Алла15 ноября 2017, 11:57
Спасибо, за то что опубликовали данную статью, она позволяет понять на сколько "враг" церкви не дремлет и со всех сторон пытается укусить. Еп.Тихону низкий поклон, Божией помощи и спасибо за урок терпения и кротости.
Елена Цыганова15 ноября 2017, 11:48
Господа диссиденты неизлечимы. Cazus inkurabilis. Как только у владыки Тихона терпения хватает на этот бред отвечать!
Раиса15 ноября 2017, 11:40
Слава Богу, что Он посылает таких владык. А насчёт журналистки Зои ... много таких, кому -то закрыта истина, ходит в заблуждении, один Бог знает отчего это. Все больше размножается потомков, кто распинал, убивал, истязался Христиан. Как правило, люди, достигшие Полноты Божией , шли или в монахи или рано покидали Удоль Земную... Нам же сказано , беззаконие будет умножаться, к сожелению, выбор , стоящий перед подобными зоями, кураевами и ими же подобными , сделан не в пользу их душ , но пока они живы, у них есть возможность покаяться , помоги им , Господи! Спасибо вам , влд. Тихон! Молитесь за нас, пожалуйста .
Ольга15 ноября 2017, 11:36
Батюшка, спасибо Вам!
Ирина15 ноября 2017, 11:11
Спаси Господи, Владыка Тихон! Мы Вас очень любим, дай Вам Бог здоровья и многая лета!
Ольга15 ноября 2017, 11:05
Обвинительный и безапелляционный тон вопросов просто ужасен; как будто это не журналист, а прокурор. И откуда люди, не являющиеся членами церкви, знают, что церковь «должна», а что «не должна»? Это просто необольшевизм какой-то!
Господи, спаси и помилуй нас!
Natalia15 ноября 2017, 11:00
Не чувствуется в вопросах ни уважения к Владыке Тихону, к его сану, ни любви к Родине, сплошное давление, желание «поймать». Грустно, хотелось бы спросить Зою «а кому Вы, собственно, служите?».
Анастасия Ашимова15 ноября 2017, 10:57
Прямо насквозь видит Зоя владыку Тихона - раскусила-таки, что он "в плену теории заговора"! ;)
Анастасия Ашимова15 ноября 2017, 10:54
Уважаемый владыка Тихон, Ваше блестящее интервью - пример для нас, как можно с помощью Божией сохранить достоинство, и выйти с такого допроса, не запачкавшись в грязи сей. Сама дама-интервьюер, похоже, мало что поняла из беседы в духовном смысле, может, в детстве ей недоставало родительской любви, отсюда такое ожесточение.
15 ноября 2017, 10:45
Спасибо за интервью.
Очередной раз убедился в цинизме и враждебности современных либералов!
Юлия15 ноября 2017, 10:38
Удивительно и печально: как непохожи мама журналистки и сама дочь! По разную сторону баррикад! Если мать старалась нести свет православия, то от дочери веет скрытой агрессией и жесткой непримиримостью! Как страшно... Вот воспитываешь - воспитываешь детей, просишь Божией помощи, а они потом становятся нигилистами... Помоги ей, Господи, осознать, ради заслуг матери, свою слепоту, гордость и окаменелость души! Не дай, Бог,и наши дети будут вести себя также ! А вам, владыко Тихон, Божией защиты и крепости духа на невидимом фронте!
Дмитрий15 ноября 2017, 10:18
Замечательный пример смирения и кротости в беседе с искусителем. Удивительно, но интервью не будит в душе ни одной страсти, не смотря на все усилия журналистки.
Зинаида15 ноября 2017, 10:10
Благодарю владыку Тихона за прекрасное интервью махровой либеральной журналистке с предвзятым отношением к РПЦ и президенту. Почаще бы таких бесед для выведения на чистую воду так называемых " дерьмократов ",желающих за деньги США, опорочить нашу страну и церковь. Огромное спасибо владыке за его титанический труд при строительстве собора Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших. Многая лета владыке Тихону.
Иван Петрович15 ноября 2017, 09:40
Спасибо, владыка Тихон! Поражаюсь Вашему терпению! Хотел спросить у Светланы Урусовой, а щи она умеет варить.
Наталья Юдина Уфа15 ноября 2017, 09:33
Низкий поклон Вам, Владыко Тихон! Достойный ответ. Храни Вас Господь!
р.Б.Наталия
Елена15 ноября 2017, 09:29
Как же печально она выглядит на фоне владыки...
Лариса15 ноября 2017, 09:26
Браво, Владыко Тихон, низкий Вам поклон! Очень интересное, яркое интервью! Отличный пример как вести диалог. Госпожа репортер также великолепна. Все вопросы и недоумения по полочкам! Браво!
Елена Храмова15 ноября 2017, 09:09
Господи! Как же жаль этих слепо-глухих интервьюеров! Идёт жизнь. Людям открывается столько знаний! И из всего этого они выбирают несколько "проблем", навязанных записными умниками, теражируют их, копаются в них, видят себя такими глубокомысленными мудрецами и лезут и лезут в дела и события, в которых ничегошеньки не смыслят, не понимают, да они и не способны ничего понять в своём раздражении и брезгливости ко всему православному, потому что закрыто для них все, что там происходит, чтобы что- то понять им нужно стяжать хоть крошечку человеческой любви к родине, матери, младенцу, чтобы от боли за чужие страдания в сердце родилась самовяз простая молитовка к Богу: ю Господи, что происходит?
Ирина15 ноября 2017, 09:03
Пора научиться анализировать получаемую информацию, для этого Бог дал человеку разум, но опять какая то зомбированная журналистка абсолютно не подготовилась к разговору с Владыкой Тихоном, с напористостью из Советских времен и желанием "поставить на место" представителя РПЦ, все глупо, старо, несовременно, слабая у них у журналистов кадровая подготовка - не все готовы к работе. Жалко дамочку, но урок получила хороший.
Владыко Тихон, спасибо Вам за урок выдержки и терпения и храни Вас Господь.
Сергей15 ноября 2017, 09:03
Во время митрополита Сергия большевики уже взяли власть окончательно, и ему невозможно было идти против власти, по определению. Считаю, что он принял очень тяжёлое и непростое решение, но, правильное.
А журналистка постоянно пытается разговаривать в своей парадигме: антигосударственной, антиклерикальной и русофобской, основанной на слухах и сплетнях. Да помилует её Господь и наставит на путь Истины.
Marina15 ноября 2017, 08:51
Светлане Урусовой "Служение Господу это служение народу...." И далее по тексту.
Светлана! Подскажите, где это написано в Священном Писании или это Ваша авторское понимание?
Сергей15 ноября 2017, 08:31
Да, уровень Радио "Свобода" здорово упал. А ведь это был глоток "иного мнения" во времена СССР. Через него, я узнал писателя Сергея Довлатова. Вообще, оно было более интеллигентным, чем Голос Америки. А сейчас, интервьюер откровенно дискредитировал своё радио. Это интервью, мне напомнило визг Московской Хельсинкской группы, под предводительством Людмилы Алексеевой. Элементарное нарушение этических норм, заведомая конфликтность и истеричность в вопросах. Как же они все похожи:"Эхо Москвы", "Дождь", "Московская Хельсинкская группа". Как птенцы в инкубаторе...
Еп. Питирим (Творогов)15 ноября 2017, 08:21
Диссидентский дух страшнее любого предательства и любых компромиссов, потому что предатели и соглашатели могут покаяться, а диссиденты практически нет, ибо они "мнят себя праведниками , быти". Пример тому - судьба самой Зои Крахмальниковой, которая положила жизнь на борьбу за отстаивание свободы Православной Церкви, а умерла в секте: "...в конце 1990-х Зоя Крахмальникова стала прихожанкой московской общины синкретической религиозной организации Православная церковь Божией Матери Державная (более известной как «Богородичный центр»), активно участвовала в её жизни и выступала в её поддержку вплоть до своей болезни и кончины" (Википедия).
Catherine15 ноября 2017, 06:58
Это не интервью, а какой-то допрос-обвинение. Где не важно, какие будут даны ответы, а стоит задача смутить и разозлить. Владыко Тихон мудр, тверд и образец выдержки. Терпения ему и сил от Господа!
Надежда Любанская15 ноября 2017, 06:52
Какая агрессивная и конфликтная дама. Действует как провокатор.Сколько же терпения нужно,чтобы отвечать на глупости. Яркая черта всех либералов : врут и не стесняются. А ещё : продажность.Спаси Вас Господи,Владыко Тихон.
irina15 ноября 2017, 06:23
Vladiko Tihon ia dymau chto Ioan Krestiankin odobril bi Vashi otveti.Hrahi Vas Gospod i Bojia Mater.Zdorovia Vam.Nizkii poklon irina.
Светлана Урусова15 ноября 2017, 04:30
Считаю, что вы не ответили на вопросы журналистки
Светлана Урусова15 ноября 2017, 04:21
Служение Господу, это служение народу, на то у Бога ЕСТЬ своя политика, видимо для вас ее нет ни в уме, ни в сердце ни в душе. Если вас спрашивает человек это значит вас спрашивает Сам Господь Бог, поэтому и отвечать надо, как перед Богом, а не уходить от ответа. Сколько можно Церкви прятаться за принципом "моя хата с краю", разве в этом истинная Вера, разве духовное от материального далеко находятся, я всегда думала, что это все в одном человеке. Пора уже понять политику Бога, как это делает Андрей Кураев, и жить чаянием народа и заботится о нем, как заботится обо всех Господь наш.
Татьяна А. В.15 ноября 2017, 03:07
Ценное интервью, особенно учитывая, что "Свободу", "Дождь" и "Эхо" завтра обяжут зарегистрироваться, как иностранных агентов. О предшественниках наших "либералов" Бердяев сказал: "Те чувства, которые раньше были направлены на самодержавие, переносятся на большевиков. Большевизм для русской интеллигенции заменил самодержавие и исполняет его роль. Подобно тому как раньше думали, что настоящая жизнь начнется лишь после крушения самодержавия, так и теперь думают, что настоящая жизнь начнется лишь после крушения большевизма."(Н.Бердяев "Размышление о судьбе России и Европы", 1924) Большевизм рухнул и куда теперь направлены чувства либеральной интеллигенции? - против Церкви, иерархии и верующих.
Татиано15 ноября 2017, 01:52
Сильные и аргументированные ответы дает Владыко журналистке. Ни разу не потерял своего достоинства. Очень убедительно. Храни Вас Господь, Владыко.
Ольга15 ноября 2017, 01:30
Господи, обрати к Тебе и сердца врагов наших, если же не возможно ожесточенным обратиться, то положи преграду зла и защити от них избранных Твоих. Аминь

Крепости духа отцу Тихону!
Мария 15 ноября 2017, 01:33
Сколько агрессии в вопросах корреспондента! Какой примитивный взгляд на вещи. Из прозвучавших вопросов вывод можно сделать только один: корреспондент "Открытой России" - человек просто дремучий - серый, невежественный, ограниченный и очень примитивно думающий. Но люди мыслящие и образованные для таких организаций и не работают. Удивительно то, что эта женщина представляется дочерью верующей матери, по-настоящему пострадавшей за Христа. Может быть, она лжет и не имеет никакого отношения к Крахмальниковой? В любом случае, сегодня, когда во всем мире сброшены маски и все разошлись по своим окопам, продолжать долбить, как зомби, про каких-то политзаключеных и плохую власть стыдно уже...
Георгий Федоренко15 ноября 2017, 01:14
спаси Господи
Катерина 15 ноября 2017, 01:14
Отлично проведенный бой, владыко Тихон! Как журналистка ни старалась выполнить задание руководство - не Шмогла:)так и чувствовалось лязганье брони владыки в местах соприкосновения с колющим оружием нападающей. А вот происхождение самой работницы пера и вправду наводят на размышления - от осинки не родятся апельсинки? Все-таки быть в активном диссидентстве по отношению власти, пусть даже и власть антихристская, а диссидентство как бы, православное - видать, не христианского духа. Который и оставил каинову печать на потомстве. Надеюсь, что Господь даму вразумит как-то шадящим способом.
Кристина15 ноября 2017, 00:23
Владыка Тихон, низкий Вам поклон, мы Вас любим и уважаем. Мы с Вами.
Татьяна14 ноября 2017, 23:52
Владыко,спаси,Вас,Господь!Отдувались за всех верующих православных. Очень достойно и спокойно! Девочка не может простить любой власти ее разлуку с матерью и не может простить Церкви ее дружбу с властью. Надо помолиться за девочку Зою, чтобы Господь согрел ее сердце.
Любовь Брюггеманн, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, г. Чикаго14 ноября 2017, 23:46
Спаси Вас, Господи, Владыка! Терпения, сил и милости Божией на многая лета!
Ольга14 ноября 2017, 23:35
Способ, как задаются вопросы - порочен, так как предполагает тоталитаризм журналиста над интервьюируемым, а ведь эта журналисточка сама так рьяно выступает против тоталитаризма. Второе. Епископ Тихон не знает о политзаключенных по 282-ой, например писатель-математик Юрий Екишев, православный христианин? Или нам к осужденным по 282-ой нужно по другому относиться, не обращать на них внимание?
Андрей14 ноября 2017, 23:35
Владыко Тихон!Ваша корректность и сдержанность показывают в очередной раз, как можно смирением побеждать оголтелость и бестактность, граничащую с хамством. Несколько лет назад Вы давали интервью на телеканале "Дождь", где оказались один на один с оголтелой четверкой пропагандистов от креативной публики.Они пытались разорвать Вас на части, но не смогли ничего сделать!Для меня это был пример того, как смирением можно побеждать.Через несколько дней я попал в очень неприятную ситуацию на дороге. В самый критический момент в сознании возникли Вы на этом интервью. Эмоции ушли и меня это спасло.Вероятнее всего это был мой ангел-хранитель в Вашем облике.Храни Вас Господь, Владыко Тихон!

Анна14 ноября 2017, 23:32
Какой неприятный допрос, даже не считаю Зою журналистом, настоящий журналист себе такого не позволит!!! Даже ни тени уважения ни к владыке, ни к маме, страдавшей за веру, прискорбно...О.Тихон на высоте! Распирает аж от гордости за него, за Церковь,за всех, кого ему пришлось чуть ли не защищать. И почему он должен всякую грязь смотреть, у него забот невпроворот, в отличии от неё и всех, распускающих гнустности??? Почему он должен весь бред комментировать. Это опыт хоть и негативный, но опыт и для владыки и для неё! Но как же ей, друзья, повезло, если можно так выразиться - теперь за нее и её спасение молится сам О.Тихон, как мне кажется, за вразумление и спасение и прощение!
Дмитрий14 ноября 2017, 23:30
Спасибо еп. Тихону, что он не сидит на месте, пока на него провокационные фильмы делают с передергиваением фактов и манипуляциями. Спасибо, что он дал интервью другому оппозиционному каналу, пока другой оппозиционный канал делает на него провокацию. Весьма дальновидно! И очень интересно было читать интервью. Желчь либеральной общественности показывает себя во всей своей природе.
Наталья Богоявленская14 ноября 2017, 23:20
Какая же мерзость, какая ложь и фарисейство. И это -- дочь человека, пострадавшего за веру? Даже не верится. Продалась с потрохами и считает себя кем-то. А владыка Тихон -- как всегда на высоте. Что ж, иногда и с такими дамочками приходится беседовать. Правда -- по капле, по капле -- но просачивается и в эти продажные СМИ. Могущий -- да вместит!
Сергей 14 ноября 2017, 23:19
Слава Богу. Что у нас есть такие Владыки.
DEnis14 ноября 2017, 23:14
Vladiko .Tihon Vam poklon!!!
Наталия14 ноября 2017, 23:14
Да, тяжелое интервью. Есть такая особенность у подобных журналистов не "брать интервью", а допрашивать. Так делает Познер: он всегда допрашивает свою жертву. Они считают себя судьями и людьми знающими истину. А на самом деле видна их глупость, потому что агрессивна. Как говорил один священник "диссиденство - есть болезнь еврейского ума". Так что "критиковать и ненавидеть", особенно нашу Родину и декларировать, что серебрениковы "наше всё" - свойство вот таких корреспонденток. Наверное, она не знает известную фразу очень светского русского человека Пушкина: "Нашим монахом мы обязаны нашим просвещением и культурой". Церковь явно не вписывается в её критическое местечковое мировоззрение.
Николай Крижановский14 ноября 2017, 22:59
Отличная беседа. Спаси Христос вас, Владыко.
тамара14 ноября 2017, 22:43
Владыка Тихон,Божией Вам помощи всегда и во всём.Как Вы терпеливы с этой дамой Зоей.Зоя,а Вы совсем не похожи на свою маму!!!!!Мама была за церковь и Россию!!! А Вы за кого??? Сразу видно,уши заячьи торчат длинные!!!!Одумайтесь!!! Душа -то вечная,и ответ перед Богом придётся держать!!! Спаси всех,Господи.
Юлия14 ноября 2017, 22:35
Очень неприятная статья. Сложилось впечатление, что журналист всячески старается скомпрометировать Владыку. С большим трудом верится в то, что это дочь человека отсидевшего за веру. Заступился Владыка за Царя и понеслось... Владыке Тихону помощи Божией, много сил и мудрости..
Владислав Фёдоров14 ноября 2017, 22:31
Спасибо радио Свобода за публикацию это интерьвью. о. Тихон как всегда на высоте,до которой журналистке просто не добраться, но мне хочется сказать несколько слов о Зое Световой. Складывается ощущение, что она честный и небезразличный человек, но в голове у неё "тараканы".
Она предполагает, что стоит на позициях и продолжает дело своих родителей, но дело в том, что духовно Россия сегодня развивается по совсем другому вектору чем СССР. Да, конечно, есть ещё много плохого и есть ещё много того над чем надо работать,но главное то, что сегодня Православный человек в России не изгой общества,как это было а его лидер. Ещё Столыпин сказал "им нужны великия потрясения, а нам нужна великая Россия".
Елена14 ноября 2017, 22:24
Спаси,Господи, Владыка! Низкий Вам поклон!
Дмитрий Барабанов14 ноября 2017, 22:22
Зоя Светова старалась как могла: каверзные вопросы, передергивание, смена тем. Тяжело читать её вопросы: ангажированность, узость мысли. Церковь для нее лишь структура, а герои- Кураев, Серебренников, Сенцов...
Помощи вам Божией, владыка Тихон! Врагов много и будет еще больше.
Андрей14 ноября 2017, 21:42
Ходят слухи что сплетни все отменят.
Ходят сплетни что слухи запретят!
В.В.Высоцкий
Весь разговор сплошная провокация и за Крым и вора-режиссера.Молодец Владыко Тихон низкий поклон Вам за ваши труды!
игорь14 ноября 2017, 21:36
Ослабить влияние РПЦ на народ! Наш народ можно обмануть только один раз - потом веры не будет никогда! Владыка Тихон как-то писал о нашей доверчивости! Для господ-либерастов лимит исчерпан навсегда! Верим только Матери Церкви! Большая жирная точка!
Екатерина14 ноября 2017, 21:31
Блестяще!!! Владыка Тихон,храни Вас,Господи!!!Здоровья Вам,Терпения и Сил-пережить эти нападки!Мы любим Вас и очень дорожим тем,что Вы у нас есть! Счастья Вам и Радости,как можно больше!Долгая и благая лета!!!
Наталья14 ноября 2017, 21:04
А радио "Свобода" на какие деньги существует? Американские? От этих радио свобода, эхо москвы, дождь визг только один. Абсолютно ничего хорошего не делают, не создают, а лишь только разрушают. Видимо для этого созданы.
Светлана14 ноября 2017, 20:56
Храни Вас Господь, Владыко Тихон! Вразумления, веры, надежды, любви и примирения нашему народу, бросающемуся из крайности в крайность.
Сергей14 ноября 2017, 20:50
То, как корреспондент Зоя разговаривает с владыкой Тихоном, удивительно похоже на болтовню т.н. «свидетелей Иеговы». Мышление на уровне комикса и полная неспособность слышать собеседника. Просто какой-то цитатник в либеральной версии. Хорошо если это профессиональная особенность. Да дарует ей Господь просвещение ума.
Ирина14 ноября 2017, 20:45
Блестяще! Храни Господь владыку Тихона! Храни Господь Патриарха и всю нашу церковь! Времена грядут для нас тяжелые, и только открытая позиция исповедничества будет нас оправдывать, а гонителей - обличать. Миром правит Бог - вот главный посыл интервью. И мы не должны забывать об этом. "Не бойтесь - Я победил мир." Вот и не будем бояться, а будем по примеру владыки Тихона отстаивать веру и молитвой, и делами, исполняя свой долг, каждый - на своём месте. Крепости духа нам всем!
вячеслав14 ноября 2017, 20:39
Полностью поддерживаю Владыку Тихона. Журналисту Зое Световой вразумления наставления и помощи Божьей!
Людмила14 ноября 2017, 20:26
Господи, храни нашу Русскую Православную Церковь!
Низкий Вам поклон, владыка Тихон! Вопросы журналистки оставляют тягостное впечатление.
АлександрГ. 14 ноября 2017, 20:22
Это полный абзац. "Прокоментируйте слухи". Да как же их комментировать, если ты не имеешь к ним никакого отношения? Дама предлагает сделать трепанацию черепа разносчикам слухов, дабы посмотреть какой там "ролик" и за что цепляется? А в целом вопросы примитивны и скучны до безобразия. Типа, если вы не согласитесь с нами, то мы будем считать вас бякой, обзываться разными нехорошими словами. В общем, если вы нас не поддерживаете, то вы на стороне тьмы, на неправильной стороне истории и пр.пр. ...И еще "и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". Вот митрополит Сергий и прошел и не одно и не два поприща, а поприще длиною в жизнь. Прошел через не могу. Это поразительный человек.
Мария14 ноября 2017, 19:43
Вот, что значит ортодокс! Молодец!!!✌️
Надежда  Залевская14 ноября 2017, 19:36
Сомневаюсь,что журналиска православный верующий человек/столько ЯДА/.О.Тихону здоровья,да хранит его Господь.
Сергей14 ноября 2017, 19:32
А почему владыка Тихон так хорошо отвечал на вопросы? Одна из причин та, что великолепно образован. Надо бы всем православным стремиться получить хорошее образование, чтобы уметь разговаривать и на церковные и на мирские темы.
Солодилова Ольга14 ноября 2017, 19:24
Владыка Тихон, низкий Вам поклон.
Алла14 ноября 2017, 19:22
Да уж, воистину древнейшая профессия, какая ж она скользкая, эта... дама.
marfa14 ноября 2017, 19:08
Низкий поклон владыке Тихону. Прекрасные ответы. Особенно понравился ответ: "кто вам ближе митрополит Филипп (Колычев) или митрополит Сергий (Страгородский)". Здравия Вам душевного и телесного. И да хранит Вас Господь.
иван14 ноября 2017, 19:05
Помоги Вам Господи, Владыко Тихон!
р.б. Алексей14 ноября 2017, 19:04
Очень интересное интервью. Спасибо владыке, что не отверг это предложение, разговаривать надо со всеми, на мой взгляд. Очень заинтересовало, какую "даму-царебожницу" знает владыко? Неужели это ...
р.Б. Александр14 ноября 2017, 18:51
Владыко Тихон, спаси Вас, Господи!
Браво! и низкий Вам поклон! за пример (я бы даже сказал, примерище:)), как можно мирно, но стойко, со знанием дела и с добрым юмором общаться с, мягко говоря, недружественными оппонентами из недружественных СМИ.
В.Семенко14 ноября 2017, 18:44
Хорошо отбивался вл. Тихон, но можно бы и пожестче с этой дамой. Почему мы должны все время перед ними оправдываться?
Margarita14 ноября 2017, 18:42
Храни Вас Господь, Владыкo Тихон!
Σιμωνος14 ноября 2017, 18:38
Дорогой Владыка, восхищаюсь Вашим терпением)!
Укрепи Господи!
Юлия! 14 ноября 2017, 18:37
Спаси Господи, владыку Тихона! Потрясающий человек! отвечать на одни и те же вопросы с таким самообладанием, потрясающе!
Екатерина Сухачева14 ноября 2017, 18:22
Браво, владыка Тихон! Очень достойное интервью!
Гость14 ноября 2017, 18:01
Прям допрос какой-то, а не интервью...
Евгенiй Широковъ14 ноября 2017, 17:20
Да, даже в письменном варианте чувствуется, что мадам крутится, как на сковороде:)))
Замечательное интервью, спасибо Вас Господи, Владыко Тихон!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×