Почему Бог гневается, если Он милосерден и есть Любовь?

    

Довольно часто можно услышать такой вопрос.

В Библии говорится, что Господь гневается. Почему Всевышний это делает, если Он милосерден и есть Любовь?

Действительно, в Священном Писании речь идет о гневе и других «эмоциях» Бога. Например, за очередное непослушание евреев в пустыне «воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел» (Чис. 12:9). В другом месте Ветхого Завета говорится: «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей?» (Чис. 14:11).

Но на эти вопросы нужно с Божьей помощью отвечать, перефразируя слова князя Мышкина (героя романа Достоевского «Идиот»), не неглавным земным умом, но умом главным – небесным.

Как это глубоко, замечательно делают святые отцы, практически в один голос. Например, святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова ‟яростьˮ и ‟гневˮ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык, или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, снисходя к его малолетству. И что удивительного, если мы поступаем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы подействовать на людей более грубых. Он, когда говорил, заботился не о Своем достоинстве, но о пользе слушающих. В другом месте, внушая, что гнев не свойствен Ему, Он сказал: ‟Меня ли тии прогневляют, еда не себе самихˮ (Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?) (Иер. 7:19). Неужели ты хотел бы, чтобы Он, беседуя с иудеями, говорил, что Он не гневается и не ненавидит злых, так как ненависть есть страсть, что Он не взирает на дела человеческие, так как зрение свойственно телам, что Он и не слышит, так как слух принадлежит плоти? Но отсюда вывели бы другое нечестивое учение, будто все совершается без Промысла. Избегая подобных выражений о Боге, многие тогда совершенно не знали бы, что есть Бог, а если бы не знали этого, то все погибло бы. Когда же введено учение о Боге в таком виде, то скоро следовало и исправление его. Кто убежден, что есть Бог, тот, хотя имеет и не надлежащее о Нем понятие и полагает в Нем нечто чувственное, но со временем убедится, что в Боге нет ничего такого. А кто убежден, что Бог не промышляет, что Он не заботится о существующем, что Его нет, тот какую получит пользу от бесстрастных выражений?»

Бог не может быть познан ни Ангелами, ни людьми в существе Своем. Это никому невозможно. Он познаваем в Божественных нетварных энергиях, которые пронизывают и животворят наш мир. Поэтому применять к Богу категории человеческого разума и способа мышления практически нельзя. Господь Сам это делает в Священном Писании для того, чтобы приблизить к нашему человеческому узкому и земному мышлению понимание Промысла Божия относительно спасения Всевышним человечества.

В образном литературном отношении интересно о данном вопросе писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Отношения человека и Бога он сравнивал с человеком, стоящим на берегу огромного и, может быть, скрытого в полумраке океана, бездну и силу которого определить невозможно.

Поэтому для того чтобы размышлять о небесном, нужно «онебесить» свой ум, свои сердце, душу и тело через участие в жизни Церкви, молитву, аскезу, добрые дела, каждодневное чтение Священного Писания и святоотеческой литературы. Ищущему сердцу всегда откроется Бог. Стучите – и отворят вам!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
А Соколов13 декабря 2017, 10:04
Валерию За.
Содому и Гоморру Господь уничтожил не сразу, а по времени, искал праведников ( время поиска не указано,т.е. Он дал время, и потом спросил). Господь забирает души людей, именно в тот момент, когда Нужно забрать их, Он любит всех "одинаокво и тебя больше"
Валерий За.12 декабря 2017, 14:29
Добрый день!
Считаю, что не до конца раскрыта тема, указанная в заголовке. А как же известные библейские события - Содом и Гоморра и им подобные, где погибали те, кто отвергал Бога. Это проявление чего?
Может быть я не прав, но понять очень хотелось бы.
Спасибо.
АлександрГ. 6 декабря 2017, 00:46
Когда Господь гневается, Он оставляет человека, предоставляя его самому себе и другим людям. И вот это действительно страшно.
Алена 5 декабря 2017, 22:16
Благодарю. Очень полезно.
р.Б.Алла 5 декабря 2017, 18:37
Спаси бог.о.Андрей!Воистину Бог бесстрастен-это у людей страсти преобладают над всем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×