О правде и толерантности

Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?

Защита «Орлиного гнезда» 12 августа 1877 года. Художник: Александр Попов, 1893 г. Защита «Орлиного гнезда» 12 августа 1877 года. Художник: Александр Попов, 1893 г.

В нежданно начавшихся спорах о том, кто участвовал в освобождении Болгарии от турецкого владычества в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, вновь проявилось разное отношение участников этой дискуссии к истории и современности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал воспринимать историю во всей ее полноте и правде, но не загружать в историческую реальность нынешние политические страсти. Однако, как оказалось, для многих современных болгарских политиков, следующих «новейшим» постмодернистским идеологическим рецептам (концепции «исторической толерантности», «множественности истины», «исторического релятивизма» и др.), история – это лишь способ трансформации современности в заданные политические схемы. Казалось бы, в речи президента Болгарии Р. Радева всё было сказано правильно: он призвал хранить память о воинах многих народов, павших на полях тех давних сражений: русских, румынах, финляндцах, украинцах, белорусах, поляках, литовцах, сербах и черногорцах. «Историческая толерантность» соблюдена, и принцип «множественности истин» не нарушен. Вот только с правдой…

Распространенная ошибка – напрямую соотносить название воинских частей с их национальным составом

Здесь необходима некоторая историческая справка. Прежде всего, очень часто, особенно различные зарубежные политические деятели, путают название тех или иных российских воинских частей и их, этих частей, национальный состав. К примеру, в русско-турецкой войне 1877–1878 годов на Балканах среди многих прочих принимали участие 42-й пехотный Якутский полк, 44-й пехотный Камчатский полк, 20-й пехотный Галицкий полк, 11-й драгунский Рижский полк, 8-й драгунский Астраханский полк, 56-й пехотный Житомирский полк[1], а на Кавказе воевал 160-й пехотный Абхазский полк. Но это вовсе не значит, что состав этих полков набирался из якутов, камчадалов, галичан, абхазов или жителей Риги, Астрахани, Житомира. Национальный состав этих и других регулярных воинских частей был, конечно, разнообразен, но основу составляли русские солдаты. Кроме того, очень часто название полка никак не соответствовало его постоянной дислокации: «рижские» драгуны и «якутские» пехотинцы были расквартированы в г. Кременце Волынской губернии, Галицкий полк – в Житомире, а Житомирский и Астраханский – в Тирасполе, Камчатский – в Луцке, Абхазский – в Казани, а неназванный здесь 52-й пехотный Виленский полк, который, казалось бы, должен был бы «стоять» в «литовском» Вильно и состоять из литовцев, на самом деле был дислоцирован в Феодосии и в 1877–1878 годах оберегал крымское побережье.

Стоит также напомнить, что в 1874 году в России была введена всеобщая воинская повинность, от которой на момент русско-турецкой войны были освобождены некоторые из подданных российской короны, в частности жители Великого княжества Финляндского, Северного Кавказа, Средней Азии и других отдельных регионов. Но в Финляндии и на Кавказе существовали воинские подразделения, состав которых пополнялся вербовкой добровольцев из жителей данных регионов: лейб-гвардии 3-й стрелковый Финский батальон, Терский, Закатальский, Кабардино-Кумыкский и Дагестанские конно-иррегулярные и другие полки. Все эти воинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877–1878 годов: Финский батальон и Терский полк – на Балканах; Закатальский, Кабардино-Кумыкский и три Дагестанских полка – на Кавказском фронте[2].

Следовательно, если исходить из исторической правды, то к перечню народов, названных в речи президента Болгарии, нужно прибавить чеченцев, аварцев, кумыков, кабардинцев, осетин, ингушей, а если вспомнить, что офицерами Финского батальона были шведы, то и их. А еще – остзейских немцев, в большом числе входивших в офицерский корпус русской армии. Да и многих других.

А был еще и польский легион, который участвовал в боях на стороне Османской империи

Здесь-то и возникает вопрос: почему число упомянутых в речи президента Болгарии народов оказалось столь ограниченно? И другой вопрос: почему в этом перечне содержится внутреннее противоречие? Ведь помимо поляков, сражавшихся с турками в русской армии, был еще и польский легион, который, наоборот, участвовал в боях на стороне Османской империи. Или об этом не стоит вспоминать? Где же тогда историческая правда? Или важнее «историческая толерантность»?

Ответ на эти вопросы, думается, кроется не в истории, а в современности: среди прочих были перечислены народы, которые когда-то входили в состав Российской империи, но на сегодняшний день являются титульными нациями независимых государств, то есть в виду имелись не народы, а именно государства: Украина, Белоруссия, Польша, Литва, Финляндия. Иначе говоря, в само это перечисление изначально заложен скрытый «антиимперский» смысл: достойной памяти заслуживают лишь те народы, кто «вырвался» из-под «российского имперского гнета». Но ведь в нынешней западноевропейской трактовке понятие «имперский» приравнивается к понятию «российский», следовательно, «антиимперский» смысл этого выступления несет в себе значимый антироссийский подтекст, обращенный как в прошлое, так и в настоящее. Исторические события используются лишь для того, чтобы, во-первых, подчеркнуть истинность «европейского цивилизационного выбора» и, во-вторых, минимизировать роль и значение Российского государства в истории и современности.

Против этих скрытых антироссийских смыслов и выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сказавший:

«Россия не посмотрела на Европу. Движимая своей любовью, ослабленная и не имеющая никакой политической поддержки в мире, начала борьбу. Это великий пример того, как духовная, культурная солидарность превозмогает политический прагматизм. Я рад, что могу вам это сказать. Не Польша, не Литва – Россия! Мне трудно было слышать все эти ссылки на участие других стран в освобождении. Ни польский, ни литовский сеймы не принимали участие в решении о начале войны с Османской империей. Надеюсь, СМИ нас слышат и передадут мое разочарование неправильной интерпретацией».

Разгоревшаяся после этих слов полемика, доходящая в выступлениях некоторых болгарских политиков до мерзких и недостойных приличного человека выражений, только подтвердила наличие указанных скрытых смыслов. Верно подметил доктор политических наук А.В. Щипков в статье «Болгарская речь Патриарха», что «исторический релятивизм», столь явно проявившийся в данной дискуссии, ставит своей целью «лишить Россию права на собственную большую историю и, как следствие, права на современную большую политику. Именно для этого в западной политизированной историографии последовательно проводится мысль, что не Россия принимала участие во всех ее крупных исторических победах, а отдельные народы, входившие в ее состав». Причем стоит повторить: сам выбор таких «отдельных» народов тоже имеет жесткую идеологическую подоплеку. Такая вот избранная «историческая толерантность».

Сергей Перевезенцев,
доктор исторических наук

12 марта 2018 г.

[1] См.: Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877–1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 11. СПб., 1898. С. 139–178.

[2] См.: Хронологический очерк участия л.-гв. 3-го Стрелкового финского батальона в кампании против турок 1877–1878 гг. / Сост. штабс-кап. фон Вендт. Гельсингфорс, 1881; Лунтинен П. Военные формирования Финляндии в системе вооруженных сил Российской империи // Новая и новейшая история. 2002. № 5. С. 107–115; Санакоев М.П. Народы Кавказа и формирование иррегулярных частей в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг. // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН Груз. ССР. Вып. 22. 1977. С. 41–51; Узарханов З.Г. Участие 3-го Дагестанского конно-иррегулярного полка в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 2.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Болгарская речь Патриарха Болгарская речь Патриарха
Александр Щипков
Болгарская речь Патриарха Болгарская речь Патриарха
Александр Щипков
Постмодернистская культура на глазах теряет позиции в сфере политики. Очередным тому доказательством стало резонансное замечание Патриарха Кирилла болгарскому президенту Румену Радеву, касающееся роли русской армии в освобождении этой страны от османского ига.
Болгария: Как вы там без нас, братья Болгария: Как вы там без нас, братья
Дарья Асламова
36-летний фотограф, альпинист и революционер с романтическим именем Пламен. Когда в его маленькой, по-кроличьи кроткой Болгарии дела пошли совсем туго, Пламен облил себя горючим и совершил публичный акт самосожжения на площади перед мэрией в городе Варне. В знак протеста против нищеты, коррупции, несправедливости и пренебрежения властей. Если его страна умирает, зачем тогда жить? Он уходил долго и мучительно, а вся Болгария стенала, плакала и молилась за него в православных храмах. «Пламен погас», - написали газеты после смерти Пламена Горанова.
Храм-памятник на Шипке Храм-памятник на Шипке
Наталья Лобанова
Храм Рождества Христова на Шипке является одной из самых известных достопримечательностей Болгарии. Он знаменует собой победу в русско-турецкой войне и скорбь о погибших в судьбоносных боях. На месте, на котором он стоит, в августе - декабре 1877 г. проходила оборона Шипкинского перевала, ставшего символом стойкости и героизма русских войск и болгарского ополчения. Именно отсюда было обеспечено успешное наступление на Константинополь.
Комментарии
Вадим К. Полуэкту16 марта 2018, 14:24
А то, что болгары не забыли так быстро того, кто их освободил от турок говорит факт, что, будучи вынужденными союзниками Гитлера 30 лет спустя, они отказались посылать на фронт против СССР свои части, несмотря на сильное давление Германии, и даже продолжали поддерживать с нами дип. отношения. И Сталин в долгу не остался: он восстановил историческую справедливость и вернул Болгарии те территории, которые были взяты у нее Румынией. Вообще же Балканы не зря называли пороховой бочкой, там постоянная вражда и споры за территории и стремление решить их в свою пользу хотя бы и незаконно, и это надо знать прежде чем бросаться обвинениями, чтобы не испортить и того, что уже есть.
Вадим К. Полуэкту16 марта 2018, 14:15
Правды ради нужно сказать, что 1-я МВ стала черной страницей в отношениях между нами, и лепта в нее внесена и нами. Было объявление Россией войны Болгарии в ответ на ее действия против Сербии. Была бомбардировка нами Варны. В Добриче, а это территория совр. Болгарии, наши войска встали против болгар не одни, а с румынами, которые эти болгарские территории у них незаконно отобрали, ударив в спину в самом конце 2-й Балк. войне 1912г, а также с сербами, тоже рассчитывавшими, что болгары не станут в Добриче бить по русским. Понятна теперь ситуация? Она неприглядна. У болгар была обида на Россию, что она поздравляла с победой над ними в той злосчастной 2-й Балк. войне сербов, румын и греков.
Вадим К. Валентину Тодорову15 марта 2018, 21:26
Дорогой Валентин! Договора заключают политики: цари, султаны, генсеки, президенты. А факт остается фактом: никогда, наверное, в русском народе не было такого единения и воодушевления как в 1878 году, когда русские юноши и девушки по всей стране записывались добровольцами, чтобы освободить ваш народ от 500-летнего ига, и многие из них отдали свои молодые жизни за свободу Болгарии.
15 марта 2018, 19:19
Горжусь нашим патриархом, имеющий уши да слышит...
Анастасия15 марта 2018, 08:36
Валентин Топоров.
Почему не раньше. В России только что закончилась война с Наполеоном, а по сути мировая война с западом. Москва была сожжены сколько человек погибло. Прошло восстание декабристов. После любых мировых войн такого масштаба нужно время на восстановление. Как смогли , тогда и помогли. НО и тут нашими предками бескорыстный недовольные " почему не раньше"
Светлана13 марта 2018, 20:12
Валентинy Тодоровy 13 марта 2018, 10:25 "Прочитейте о Договор от Ункяр Искелеси от 26.06/8.07.1833г., заключоны за вечних времен между Россия и Турция, или почему Россия не освободила Болгарии в 1833г.?" - Вообще-то Россия не обязана освобождать кого-бы то ни было. И знаете, от НАТО мы вас точно освобождать не станем. Освобождайтесь, пожалуйста, в следующий раз самостоятельно.
Иоанна_13 марта 2018, 17:37
На 100% согласна с тем, что сказал Патриарх! Но не надо говорить БОЛЬШЕ того, что сказал Патриарх! Такими "толкованиями" можно настроить против себя и тех болгар, которые искренне любят русских и благодары им, а таких большинство. Русские всегда были великодушными, а не въедливыми и придирчивыми.
Валентин Тодоров13 марта 2018, 10:25
Я болгар из Плевен. Читаю и думаю, почему это случилос? Я сам увидел сколько паметников на румыни и финландцев погибли в боев есть вокруг города.Руских тоже!!! Мой прапрадедь был священик и встречал царя Александра II после освобождени города. И конечно я балгодарен Богу и царя Александра II за эту войну, которая принесла нам свободу. Прошу вас, если руские сделали добро нам и положили душу свою за брата своего то Бог и мы не забудим, но история очень интересная вещ. Прочитейте о Договор от Ункяр Искелеси от 26.06/8.07.1833г., заключоны за вечних времен между Россия и Турция, или почему Россия не освободила Болгарии в 1833г.? Ничто новое под солнце! Читайте!
Катерина 13 марта 2018, 01:27
Патриарх молодец. Не посмотрел на чины. А так-то вся власть от Бога. И бесхребетная болгарская в том числе. Самое настоящее наказание одно такая власть.
Татьяна Органова12 марта 2018, 20:48
Я горжусь своими предками, которые всегда следовали Христовой заповеди:"Нет больше той любви как если кто отдаст душу свою за друзей своих". Они уже получили награду от Господа. А что касается болгар... Отец Иоанн Крестьянкин говорил своей пастве, что нам не должно быть дела до того, любят или не любят нас наши ближние - главное, чтобы мы их любили.
тамара12 марта 2018, 18:57
Слава Богу,что у нас такой патриарх и президент,которые не бояться говорить историческую правду,а не поддакивать всемирной паутине-лжи.Многая и благая лета нашему патриарху Кириллу.А всем политикам,прежде,чем говорить какие-либо речи,поучи историю,а не повторяй чепуху политическую,которую от тебя требует мировое правительство!!!!
Полуэкт12 марта 2018, 16:09
Болгары были настолько "благодарны" нам, что уже менее, чем через 40 лет, в 1916 г. отважно по нам стреляли. В сентябре 1916 г. у Добрича шесть русских эскадронов, поддерживающих 61-ю русскую дивизию были уничтожены болгарскими батареями до последней живой души. При этом болгарское командование сначала опасалось, что болгарские бойцы могут отказаться сражаться против своих освободителей 1878 года. Но напрасно опасалось. Не отказался ни один.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×