Православие.Ru
СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
   
   
 
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН
РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ
СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ
ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. ИЗБРАННОЕ.

Ф.М. Достоевский. Избранное.

В "Избранное" Федора Михаиловича Достоевского вошли его различные произведения небольшого объема, которые сам писатель наиболее ценил и которые дают представление о христианском духе его творчества. В первой части сборника помещены художественные произведения Достоевского, во второй - публицистика. Главы из "Дневника писателя", посвященные различным событиям политической, культурной и духовной жизни России и всего мира, поражают современного читателя своей актуальностью и глубиной анализа. При этом они до сих пор практически неизвестны широкой публике.

В 2001 году будет праздноваться 180-летие со дня рождения и 120-летие со дня смерти великого русского писателя. Настоящее издание еще раз доказывает всю масштабность и силу творчества человека, который любые явления окружающие мира оценивал с точки зрения евангельской истины.


ПРИОБРЕСТИ
МОЖНО ЗДЕСЬ:


Магазин «Сретение»

МАГАЗИН "СРЕТЕНИЕ"
Б. Лубянка, 19.    Метро: "Чистые пруды", "Тургеневская", "Кузнецкий мост", "Лубянка".
Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10



ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Представить даже самое основное из колоссального по своему духовному содержанию наследия Достоевского водном томе, конечно, невозможно. Нельзя говорить, что знаешь Достоевского, не прочитав пяти его великих романов - "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток" и "Братья Карамазовы"; основная проблематика его творчества, разрешение важнейших для каждого человека, для судеб русского народа и всего человечества вопросов заключены именно там. В этой книге мы попытались собрать те из небольших по объему художественных произведений писателя, которые он сам наиболее ценил и которые дают представление о христианском духе его творчества. В первую часть, помимо них, мы сочли возможным включить также главу из "Записок из Мертвого дома" - автобиографической повести Достоевского, написанной на опыте четырехлетнего пребывания на каторге (писатель был осужден за участие в деле петрашевцев), где автор вывел себя под вымышленным именем Александра Петровича Горянчикова. Кроме того, в первую часть вошли: литературно-критический очерк "Пушкин" - не только потому, что это лучшее, наверно, из написанного о великом русском поэте, но и потому, что здесь сформулированы важнейшие убеждения Достоевского о духовной судьбе и предназначении русского народа как хранителя Православия; один из редких поэтических опытов писателя - стихи, написанные на коронацию Государя Императора Александра II, и в завершение, глава из последнего романа "Братья Карамазовы" - "Великий инквизитор", где поставлены проблемы вселенского масштаба; для разрешения же их и понимания ответов Достоевского необходимо, повторяем, прочесть весь роман.

Вторую часть нашего сборника составила публицистика Достоевского. Помимо двух статей о монастырской жизни и о взаимоотношениях Церкви и общества (открывающих раздел), сюда вошли статьи из "Дневника писателя" - уникального издания, придуманного самим Достоевским. Еще в 1873 году, работая редактором еженедельника "Гражданин", Достоевский стал писать статьи-отклики на самые важные события в политической, культурной, духовной жизни России и всего мира. А с 1876 года Достоевский стал ежемесячно выпускать собственный журнал, который так и назывался - "Дневник писателя". Каждый выпуск этого журнала представлял собой, с одной стороны, своеобразный отчет о духовной, творческой, интеллектуальной жизни Достоевского (сюда входили статьи, художественные произведения, литературная критика, комментарии к громким судебным процессам, отчеты о поездках, политические обзоры); с другой - отражал широчайшую панораму жизни страны и мира. "Дневник писателя" читала вся образованная Россия, Достоевский получал сотни писем из всех уголков страны, нередко эти письма сами становились основой для будущих выпусков; по существу, это была открытая беседа писателя со всей Россией. Читая сегодня главы "Дневника…", поражаешься, насколько злободневно они звучат - идет ли речь о защите Россией сербов и других славянских народов на Балканах и реакции на это Запада, о социально-политических и экономических проблемах внутри страны, о роли Церкви и распространении сектантства, о взаимоотношениях народа и интеллигенции. Почти каждую статью можно без особых изменений публиковать в сегодняшних газетах - она будет раскрывать суть проблемы глубже, яснее, масштабнее нынешних авторов, ибо Достоевский самые малые и самые великие вопросы времени всегда решал в свете вечности, в свете Христовой истины.

Не все из статей "Дневника писателя" включены в настоящее издание полностью. Сокращения отмечены в тексте угловыми скобками <...>.

Говоря о "Дневнике писателя", необходимо отметить вот что: порой встречающиеся тут резкие высказывания ("полячишки", "жиды" и т.п.) не свидетельствуют о национализме автора: в каждом народе (в том числе и в русском) он обличал тех, кто узкоэгоистические или узконациональные интересы ставил выше христианской любви и всечеловеческого братства.

Предваряет сборник начальная глава из труда известного русского православного мыслителя Сергея Фуделя "Наследство Достоевского", в которой раскрывается владычествующая - христианская идея всего творчества Достоевского (мы сочли возможным опустить в ней некоторые сноски). Хотя труд С. Фуделя написан почти полвека назад, он тоже, на наш взгляд, отнюдь не потерял глубины и содержательности.

 

Смотри также:

Интернет-журнал:
Аналитическое обозрение:
Издательство Сретенского монастыря:

   
monastery@pravoslavie.ru СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ