Православие.Ru
СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
   
   
 
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН
РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ
СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ
ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ

КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС

Настоящее издание посвящено одной из острейших проблем современной церковной, научной и общественной жизни - "календарному вопросу". В сборник включены статьи, наиболее полно, с разных сторон раскрывающие проблему.

Сборник состоит из трех частей. Первая ("Церковь и календарь") рассчитана на массового читателя, вторая ("Календарь и пасхалия") адресована всем, интересующимся церковной проблематикой, третья ("Pro и contra: научно-исторический и канонический аспекты православной пасхалии") предназначена для тех, кто хочет, основательно изучив различные точки зрения, досконально понять суть "календарного вопроса" и выработать собственное мнение.

В Приложениях приводятся некоторые церковные каноны с толкованиями, материалы Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. по этой проблеме, формулы, характеризующие православную, католическую и иудейскую пасхалии, и другие справочные материалы.

Календарный вопрос: Сборник статей / Редактор-составитель Александр Чхартишвили. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2000. - 352 с.



ПРИОБРЕСТИ
МОЖНО
ЗДЕСЬ:


Магазин «Сретение»

МАГАЗИН
"СРЕТЕНИЕ"


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

На рубеже веков, а тем более тысячелетий, всегда усиливаются не только апокалиптические настроения. Обостряется само ощущение времени, и дыхание вечности становится более ощутимым. Старые календарные споры вспыхивают с новой силой...

В современной России православный христианин живет сразу по двум календарям: церковному (юлианскому, называемому также старым стилем) и гражданскому (григорианскому, новому стилю), введенному в 1918 году большевиками. Разница между этими календарями на протяжении последних ста лет составляет 13 дней, а в XXII веке увеличится еще на день. Вполне резонно возникает вопрос: нельзя ли обойтись одним календарем, григорианским, по которому живет почти весь мир? Не пора ли Русской Церкви отказаться от собственной, пусть и веками освященной, системы времени и преодолеть существующую раздвоенность?

Что же такое церковный календарь - анахронизм, за который цепляются по причине инертности мышления, из-за нежелания что-либо менять в когда-то заведенном порядке? Или же напротив - важный элемент церковного предания, который необходимо изучать, ценить и хранить, даже если это вызывает у кого-то непонимание?.. Мы надеемся, что настоящий сборник (в котором представлены разные, порой противоположные точки зрения) поможет заинтересованному читателю разобраться в проблеме и составить собственное обоснованное мнение.

Первая часть сборника, ЦЕРКОВЬ И КАЛЕНДАРЬ, посвящена общим вопросам различия календарей. Вторая часть, КАЛЕНДАРЬ И ПАСХАЛИЯ, повествует о применяемой Православной Церковью системе определения даты праздника Пасхи. Эта система, называемая пасхалией, является неотъемлемой и важнейшей составляющей церковного календаря. Наконец, в третьей части, PRO И CONTRA: НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И КАНОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСХАЛИИ, проблема рассматривается более глубоко, с анализом 19-летнего лунного цикла. По-видимому, для лучшего понимания работ, входящих в эту часть, желательно иметь представление о лунно-солнечных календарях.

В каждой из трех частей работы расположены в хронологическом порядке первой публикации.

Статья архимандрита Рафаила (Карелина) печатается по сборнику "Христианство и модернизм" (М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999).

Статья А. Г. Чхартишвили, кандидата физико-математических наук, преподавателя МГУ, была опубликована под другим названием в газете "Татьянин День" (№ 35, октябрь 1999) и перепечатана в журнале "Андреевский вестник" (№ 1, декабрь 1999); в настоящем сборнике печатается с исправлениями и дополнениями.

Интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) печатается по "Сретенскому календарю-сборнику" (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000).

Работа доцента Московской духовной академии А. И. Георгиевского, впервые опубликованная в 1948 году, печатается по изданию 1996 года (М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря).

Текст выступления архиепископа Серафима (Соболева) печатается по изданию: Разорвать экуменичское кольцо. Всеправославное совещание 1948 г. об экуменизме. - М.:"Одигитрия", 1998.

Текст "О календарных спорах и церковных канонах" представляет собой отрывок из книги доктора богословия, профессора Московской духовной академии, протоиерея Владислава Цыпина "Церковное право" (Цыпин В.А. Церковное право. - 2-е изд. - М.: Изд-во МФТИ, 1996.). Заглавие дано составителями.

Доклад профессора Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотова, крупнейшего церковного историка конца XIX века, имеется в виде приложения к Журналу третьего заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе, 31 мая 1899 г. ("Приложение V. Доклад В. В. Болотова, в заседании 31 мая 1899 г.") Неясно, были эти Журналы опубликованы или предназначались для использования в узком кругу. Насколько нам известно, основополагающая работа В. В. Болотова в настоящем сборнике впервые печатается сколько-нибудь массовым тиражом. Заглавие "Александрийская пасхалия: логика и эстетика" дано составителями.

Профессор А. И. Сидоров в предисловии к "Собранию церковно-исторических трудов" В.В. Болотова (М.: Мар-тис, 1999. - T.I) подчеркивал, что этот доклад "требует, несомненно, публикации, принимая во внимание актуальность данного вопроса в настоящее время". Там же приводится впечатление одного из членов Комиссии от этого доклада: "Посыпались, как из рога изобилия, цитаты, цифры, даты, сравнения, сопоставления. Блестящая лекция-импровизация продолжалась с неослабным интересом. Точно огромный известный словарь Ларусса раскрылся и заговорил человеческим голосом. Слушатели были ошеломлены. Едва верилось, что человеческая память в состоянии сохранить такую массу учености и выложить ее при первом требовании, с кристаллической ясностью". Отмечаемое в этом году столетие со дня смерти Василия Васильевича Болотова, надеемся, привлечет еще большее внимание к его поистине историческому докладу.

Статьи профессора Ленинградской духовной академии протоиерея Ливерия Воронова и профессора Московской духовной академии Д. П. Огицкого были опубликованы в 1971 году в журнале "Богословские труды", Сборник 7. Составители сочли возможным опустить некоторые сноски.

Статья А.Н. Зелинского печатается с существенными сокращениями по изданию: Контекст 1978. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1978. Отметим недавнюю републикацию в виде отдельной брошюры: Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. - М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996.

Материалы Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. печатаются по: Богословские труды, № 34, Изд-во Московской Патриархии, 1998 (публикатор - А. Г. Кравецкий).

Пасхалия на 15-й индиктион является приложением к работе А. И. Георгиевского.

Формулы, характеризующие православную, григорианскую и иудейскую пасхалии, были выведены выдающимся немецким математиком К.Ф. Гауссом и опубликованы в 1800 году. Мы приводим эти формулы по 3-му изданию книги И. А. Климишина "Календарь и хронология" (М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990).

Краткий словарь терминов составлен А. Г. Чхартишвили специально для настоящего сборника.

Наконец, "Патриаршее завещание" печатается по упомянутому выше "Сретенскому календарю-сборнику".

 

Смотри также:

   
monastery@pravoslavie.ru СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ