Многие считают, что святость есть нечто незаурядное, из ряда вон выходящее. Однако такую точку зрения вряд ли можно назвать правильной, потому что святость - это норма существования в Церкви, которой если кто не достигает, не может быть назван вполне христианином. Состояние человека, не достигшего святости, является ненормальным, нуждающимся в исправлении.
Такое исправление осуществляет Церковь. Ее основной задачей является возведение людей до нормы, то есть рождение святых.
Многие думают, что время святых прошло. Однако это не так. Время святых не прошло и никогда не пройдет, потому что никогда не пройдет время Церкви. Это подтверждает и история последних лет. Годы гонений на Церковь со стороны коммунистического режима в России дали такое количество мучеников, какого не знала даже ранняя Церковь во времена самых жесточайших гонений от язычников. Святые не исчезнут даже во времена антихриста. О мучениках этих последних времен пишет книга Апокалипсиса: "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия и песнь Агнца..." (Апок. 15, 2-3).
Одним из уголков земли, где и сейчас живут люди, которые осуществляют в себе норму христианской жизни, то есть святость, является Святая Гора Афон. Здесь до сих пор сохранились древние монашеские традиции, главной из которых можно назвать традицию исихазма.
Слово "исихазм" происходит от греческого isihia, которое в русской переводческой традиции соответствует слову "безмолвие", но имеет также значения "спокойствия", "тишины", "мира", "безмятежности". В состояние исихии приходит душа, освободившаяся от страстей и просвещенная благодатью Божией. Душа, оставаясь в покое от страстей и житейских волнений, тем не менее, вся устремлена к Богу. В сердце исихаста непрестанно совершается молитва. Она не прекращается ни когда он разговаривает, ни когда спит. Царь Соломон в своей книге "Песнь песней" описал это следующим образом: "Аз сплю, а сердце мое бдит". Такая молитва, которая в трудах аскетов называется "умной", совершается уже без слов и становится состоянием души. В сердце человека наступает Царство Небесное, о котором Господь сказал, что оно есть внутри нас.
Афонская гора, практически сразу же после появления на ней первых монашеских общин, стала одним из главных центров исихастской традиции. Отсюда эта традиция распространилась и в других славянских странах, в том числе пришла и на Русь. Сюда ее принес преподобный Антоний Печерский, несколько лет подвизавшийся на Святой Горе. До монголо-татарского нашествия XIII века ее средоточием была Киево-Печерский монастырь, а также монастыри, основанные в X-XI столетиях учениками преподобного Антония. Затем, в XIV веке, она была возрождена преподобным Сергием Радонежским. Это возрождение тоже связано с Афоном. Духовную поддержку преп. Сергию, как известно, оказывал Константинопольский патриарх-исихаст св. Филофей Коккин, сподвижник св. Григория Паламы. От преп. Сергия Радонежского традиция исихазма была передана его ученикам. Затем, во время разрастания Российского государства, центр исихазма переместился в заволжские монастыри. Одним из самых видных представителей этой традиции в то время был преподобный Нил Сорский. В ту эпоху движение исихазма, через преподобного Максима Грека, тоже было связано с Афоном.
После XV-XVI веков традиция исихазма оказалась отчасти, хотя и не полностью, забытой до тех пор, пока в середине XVIII века ее не возродил преподобный Паисий Величковский, снова принесший ее с Афона. От него ее переняли оптинские старцы.
Говоря о современном состоянии традиции исихазма, можно сказать, что ее центром в наши дни по-прежнему остается Афон. Правда, еще в шестидесятых годах нынешнего столетия она переживала кризис, когда монашество на Святой Горе практически вымирало. Правительство Греции тогда начало разработку проектов по превращению Святой Горы в курорт для западных туристов. Планировалось перевести всех монахов в Великую Лавру, а на остальной территории построить туристические комплексы.
Однако сравнительно недавно - в семидесятых годах - неожиданно началось настоящее возрождение монашеской жизни на Афоне. Сюда пришло множество молодежи. Началось как материальное, так и духовное созидание монастырей. Достаточно сказать, что сейчас все монастыри Святой Горы - общежительные. Последний из них - Пантократор - стал киновией в 1992 году. До этого практически все монастыри были особножительными, что, конечно же, негативно сказывалось на их духовном состоянии.
Эта книга повествует о монахе, подвизавшемся на Афоне в наше время (†1968), ставшем носителем традиции исихазма и явившем нам пример подлинного христианства и монашества, - иеросхимонахе Тихоне, происходившем из России. Она состоит из рассказов о нем двух его духовных воспитанников: отца Паисия (†1994) и отца Агафангела, который подвизается на Святой Горе и поныне.
Отец Паисий сам был выдающейся фигурой в духовной жизни современной Греции, являясь духовником, старцем, церковным писателем и даже чудотворцем. Книги о нем и его писания за последние несколько лет стали широко известны и русскому читателю. Отец Агафангел был сначала монахом Иверского монастыря, а затем перешел жить в келию Честного Креста от Кариеса. Он близко познакомился с отцом Тихоном в 1960 году, когда ему было 18 лет.
Старец Тихон широко известен в Греции. Пришло время, чтобы о нем узнали и на его родине.
Архимандрит Тимофей, настоятель монастыря "Утешителя" (Параклита)
Смотри также:
ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ:

 МАГАЗИН "СРЕТЕНИЕ" Б. Лубянка, 19. Метро: "Чистые пруды", "Тургеневская", "Кузнецкий мост", "Лубянка". Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10
|