ћониторинг —ћ»

Ђ–усь уход€ща€ї возвращаетс€. ќна жива!

»оанно-ѕредтеченский ставропигиальный женский монастырь

††††

¬ книге воспоминаний приснопам€тного митрополита ѕитирима (Ќечаева) Ђ–усь уход€ща€ї, записанных по устным рассказам ¬ладыки двум€ его помощницами-референтами, есть эпизод, который дал ей название. ѕо благословению —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ I автор воспоминаний с двум€ товарищами Ц будущим наместником “роице-—ергиевой лавры иеромонахом ѕименом (’мелевским) и будущим протоиереем јлексием ќстаповым Ц отправилс€ в јкадемию художеств на выставку подлинников-портретов дл€ так и не написанного ѕавлом  ориным грандиозного полотна Ђ–усь уход€ща€ї. Ѕудущий митрополит ѕитирим был в р€се, иеромонах ѕимен Ц с крестом. Ђ¬он, “”ход€ща€ –усь” ходит!ї Ц слышалось за спиной.  огда, ознакомившись с выставкой, они спустились в гардероб, вдогонку им раздались слова: Ђ“”ход€ща€ –усь” совсем ушла!ї » тут отец ѕимен громко произнес: Ђј мы еще вернемс€!ї ¬ ответ, по воспоминани€м владыки ѕитирима, раздалс€ несмолкаемый хохот и Ц аплодисменты.

¬ галерее образов Ђ–уси уход€щейї были портреты сестер  рыловых Ц схимонахини —ерафимы и схимонахини ћарии.

††††

»згнание из  ремлевского ¬ознесенского монастыр€

Ќедавно, в 80-ю годовщину со дн€ смерти схимонахини —ерафимы ( рыловой), в »оанно-ѕредтеченском ставропигиальном женском монастыре состо€лась удивительна€ во всех отношени€х встреча. ќна согрела и сердца насельниц обители, благоговейно чтущих пам€ть своих предшественниц, и сердца более двух дес€тков людей Ц св€щеннослужителей и мир€н Ц родственными узами св€занных с теми, кто до последнего вздоха ревностно исполн€л монашеские обеты. ƒошедшие до нас воспоминани€ о жизненном пути сестер-схимонахинь помогают остро почувствовать, что врем€ беспам€тства прошло, наступило другое врем€. ѕанихиду в монастырском соборе св€того »оанна ѕредтечи возглавил маститый московский пастырь Ц протоиерей ƒимитрий —мирнов. “ри св€щеннических рода —мирновых, ѕоспеловых и  рыловых на прот€жении последних веков несколько раз пересекались в брачных союзах.  огда отец ƒмитрий —мирнов решил стать св€щенником, он попыталс€ установить св€зь со всеми родственниками, которых в ту пору можно было так или иначе разыскать. ¬последствии к серьезному изучению своего рода Ц этой трудоемкой кропотливой работе Ц подключилась дочь батюшки ћари€, кандидат филологических наук, преподаватель немецкого €зыка в ћ√”. Ќа встрече в монастыре ћари€ ƒмитриевна познакомила собравшихс€ с частью архивного материала, который удалось собрать.  онечно, рассказывать обо всем ей пришлось сжато, даже схематично, поскольку семьи в дореволюционные времена часто бывали многодетными (например, в семье  рыловых, где родились будущие схимонахини, насчитывалось 10 детей). —колько ветвей они дали! » сколько служителей ÷еркви было в той или иной ветви-династии! јрхивные фотографии во весь экран помогли представить тех стойких людей, многим из которых были уготованы тюрьмы, ссылки, расстрел.  то-то радостно узнавал на снимках своего прапрадеда, кто-то Ц прабабушку, других близких родственников. ј фотографии схимниц, сделанные в разные годы, и снимки их портретов, написанных ѕавлом  ориным, многим были уже знакомы. ЂЁто матушки нас здесь сегодн€ собралиї Ц прозвучало в зале.

††††

÷елых 30 лет монашеской жизни двух дочерей св€щенника ƒимитри€  рылова, Ћидии и ≈катерины, были св€заны с другой обителью Ц ¬ознесенской женской в  ремле. ƒл€ многих наших верующих современников она, вместе с кремлевским „удовым мужским монастырем, Ц как незаживающие раны на духовном теле ÷еркви. ќба монастыр€, относ€щиес€ к числу древнейших в ћоскве, были взорваны в 1929Ц1930 годах. ѕо утверждени€м специалистов, впервые дл€ разрушени€ храмов был применен динамитЕ ќднако еще раньше Ц спуст€ какое-то врем€ после расстрела ћосковского  ремл€ в 1917 году артиллерийским, бомбометным, пулеметным, ружейным огнем, когда большевики сосредоточили главный удар на православных храмах, комендант  ремл€ приказал всем сестрам ¬ознесенского монастыр€ и братии „удова покинуть свои обители в недельный срок. Ћиди€, человек кроткого нрава, прин€вша€ монашество с именем новопрославленного —ерафима —аровского, многие годы несла послушание старшей при монастырской больнице и, по дошедшим до нас свидетельствам, любила больных. ≈е младша€ сестра ≈катерина, носивша€ в постриге им€ Ќины Ц в честь св€той равноапостольной Ќины (в схиме стала ћарией), проходила послушание учительницы в церковно-приходской двухклассной школе при ¬ознесенском монастыре, где обучались будущие сельские учительницы. ƒорогой ей наградой стала ¬ысочайше утвержденна€ серебр€на€ медаль дл€ ношени€ на груди в пам€ть 25-лети€ церковно-приходской школы... “о есть монастырь, основанный вдовой благоверного великого кн€з€ ƒимитри€ ƒонского великой кн€гиней ћосковской ≈вдокией (в иночестве ≈вфросинией), в предреволюционные годы был известен как своей сосредоточенной молитвенной жизнью, так и социальным служением, активной просветительской де€тельностью. Ќо рушились устои государства, рушилась веками налаженна€ монашеска€ жизнь в духовно-религиозном центре –оссии. ѕонима€, что монашествующих вот-вот высел€т из  ремл€, ѕатриарх “ихон благословил их изнести из храмов родных обителей и из кремлевских соборов мощи и другие св€тыни Ц сколько смогут забрать с собой, а затем разместить их в других монастыр€х и церкв€х ћосквы. » благословил приурочить это к крестному ходу, совершаемому обычно в ћоскве в день  азанской иконы Ѕожией ћатери, 8 (21) июл€. —естры  рыловы смогли вынести икону Ђƒостойно естьї афонского письма, она сопровождала их повсюду и после их кончины была передана в кладбищенскую церковь подмосковного города ƒмитрова; недавно на этом кладбище удалось отыскать их заброшенные могилы. “акже сестрам  рыловым в 1918 году удалось вынести из ¬ознесенского монастыр€ чудный живописный портрет старца јмвроси€ работы оптинского иеромонаха ƒаниила (Ѕолотова), портрет другого духоносного старца из ќптиной Ц отца ¬арнавы и крест с мощами св€тител€ ћитрофана, епископа ¬оронежского.  рест-св€тын€ впоследствии был передан в дар московскому храму св€тител€ ћитрофана ¬оронежского на ’уторской, насто€телем которого 28 лет €вл€етс€ протоиерей ƒимитрий —мирнов.

††††

»вановска€ обитель на  итай-городе какЕ Ђпрабабушка коммунизмаї

ќдно из послушаний монахини “авифы (»саевой), проводившей эту встречу Ц заниматьс€ историей монастыр€, собирать по крупицам сведени€ о судьбах предшественниц и служивших здесь клириков. –асполага€ обширным историческим материалом, мать “авифа постаралась обрисовать гост€м жизнь насельниц, их труды и хлопоты в те годы, когда монахини  рыловы сюда пришли. ћонастырь был общежительным. ¬ списках ивановских сестер за 1919 год, извлеченных из архивов, указываетс€ род зан€тий сестер: ЂЋичный труд в пользу общежити€ї. ¬ этом монастыре, как и во многих других обител€х, имелись замечательные мастерские. ѕосле официального Ц юридического Ц закрыти€ монастыр€ мастерские стали принимать заказы и от населени€ (например, на стеганые оде€ла высокого качества), и от р€да государственных структур. »звестно, что во врем€ ѕервой мировой войны ивановские сестры шили белье и военное обмундирование дл€ царской армии, а позже им пришлось обшивать красноармейцев, что €вл€лось основным источником дохода дл€ монастыр€. » хот€ он официально был закрыт в 1918 году, но продержалс€ до конца 1926 года Ц в значительной мере благодар€ мастерским, при том что сестрам пришлось жить в крайне стесненных услови€х.  ак шло сражение за монастырь Ц отдельна€ истори€. ¬ ней много трагических событий, но есть и комические дл€ тех наших современников, у кого €сный взгл€д на суть окт€брьского переворота. — одной стороны, монастырь пригл€нулс€ чекистам Ц дл€ обустройства здесь концентрационного лагер€ (в итоге ставшего одним из 12 московских концлагерей и позже преобразованного в лагерь особого назначени€, нужда в котором у новой власти была велика). — другой стороны, церковные правозащитники тоже не бездействовали.

††††

Ќиколай ƒмитриевич  узнецов, член ¬сероссийского ÷ерковного —обора, профессор церковного права, до этого пытавшийс€ добитьс€ отсрочки выселени€ монашествующих из монастырей ћосковского  ремл€, поручил хлопотать об ивановских сестрах, как указано в документах, гражданину Ќиколаю »вановичу ’олщевникову. ¬ начале 1919 года тот обратилс€ в президиум ћосковского совета рабочих и красноармейских депутатов со Ђсрочным прошениемї, где было следующее обоснование: Ђ¬с€ жизнь этого единственного в своем роде монастыр€ построена на строго коммунистических началах. ≈сли Ѕрешко-Ѕрешковскую (одну из создателей ѕартии социалистов-революционеров и ее террористической Ѕоевой организации. Ц –ед.) величают бабушкой революции, то по справедливости »вановский женский монастырь может быть назван прапрабабушкой коммунизма. –азорить это веками созданное коммунистическое гнездышко вр€д ли допустимо с точки зрени€ нашей –еспублики и ее стремлени€ к коммунизму Ц этому рычагу нового стро€ мировой жизниї. ѕо размышлени€м монахини “авифы, документ подобного толка, наверное, можно было составить от отча€ни€ Ц душу свою ревностно положить за то, чтобы монастырь осталс€. ƒальше еще интереснее: по просьбе ’олщевникова была образована комисси€ Ђдл€ вы€снени€ возможности освобождени€ владений монастыр€ от реквизиции в пользу ¬„ ї. » что же? ќзнакомившись с положением дел, комисси€ завер€ет —овдеп, чтоЕ реквизици€ »вановского монастыр€ дл€ нужд концентрационного лагер€ нецелесообразна, так как разрушит налаженную трудовую жизнь коммунистической €чейки! » все же, несмотр€ на Ђидеологически вернуюї защиту, летом 1919 года большую часть монастырских зданий у общины, состо€вшей из монахинь и прихожан, забрали, хот€ первоначальное решение Ц полностью выдворить насельниц отсюда Ц пришлось отложить. Ђ¬от в этот самый период, когда шел захват обители, пришли сюда сестры-монахини  рыловы, —ерафима и Ќина, Ц продолжила свой рассказ мать “авифа. Ц “ем не менее, их прин€ли, нашли дл€ них место. ’от€ у сестер имелась возможность пойти к старшему брату Ц протоиерею јлександру  рылову, служившему в московском храме св€тых праведных »оакима и јнны на якиманке, но, веро€тно, дл€ них монастырска€ жизнь Ц жизнь с монашеским правилом, жизнь по уставу была предпочтительнее. ј к брату на якиманку они попали после того, как у ивановских матушек в конце 1926 года отобрали соборный храм св€того »оанна ѕредтечи, ≈лисаветинскую церковь, и было прин€то решение о полном выселении монашествующих с этой территорииї.

ѕозирование Ђпо послушаниюї

††††

Ѕыли в жизни сестер-монахинь  рыловых и скитани€ в миру, жительство у доброхотов. ѕредположительно была и ссылка в —ибирь (эту страницу их биографии только предстоит открыть и исследовать). Ќо до скитаний была огромна€ радость от духовного общени€ с отцом јлексием ћечЄвым. ѕомимо того, что »вановска€ обитель находилась близко, в двадцати минутах ходьбы от храма св€тител€ Ќикола€ „удотворца в  ленниках, где служил прозорливый батюшка, он, праведник, будущий св€той, €вл€лс€ к тому же их родственником Ц троюродным братом по отцовской линии. ¬ 1923 году сестры  рыловы провожали его в последний путь на Ћазаревском кладбище, куда прибыл —в€тейший ѕатриарх “ихон, только что освобожденный из заключени€.  то-то точно заметил, что ѕромыслом Ѕожиим быстротекущее врем€ не удалило, а приблизило к нам батюшку јлекси€. Ёти слова в полной мере можно отнести и к сестрам-монахин€м, которые станов€тс€ ближе, дороже не только дл€ их родственников, но и дл€ насельниц и прихожан возрожденного »оанно-ѕредтеченского монастыр€. ¬ажным фактом в судьбе сестер стала поездка осенью 1924 года к зосимовскому старцу јлексию, в 2000 году прославленному в лике преподобных. ¬ 1926 году они были на отпевании митрополита ћакари€ (Ќевского), тоже причисленного к лику св€тых в 2000 году.

††††

ј позирование одному из лучших живописцев XX века, веро€тней всего, ни одна из них не восприн€ла как что-то значительное. ћать —ерафиму, страдавшую туберкулезом костей, поэтому сгорбленную, с крючковатыми руками и выгл€девшую старше своих лет  орин изобразил именно так. „лен —оюза художников –оссии ћаксим “ычков в статье ЂЌенаписанный “–еквием”ї приводит эпизод, который потр€сает: Ђ¬ 1930 году  орин пишет “—химницу из »вановского монастыр€”. ѕрид€ позировать “по послушанию”, она не заметила обстановки мастерской, не стала вникать в замысел художника, а сразу предалась привыч≠ному делу Ц молитве. ¬есь сеанс она сто€ла, не шелохнувшись с медным крестом и зажженной свечой в руках.  огда свеча догорела, предложили сделать перерыв. ∆ена художника хотела вз€ть у монахини крест, но, вскрикнув, выронила его: от пламени свечи он нестерпимо накалилс€. Ќа вопрос, как же она держала его все врем€, схимница просто ответила: ““ак ведь € молиласьЕ”ї.

ќбраз монахини Ќины, ставшей схимонахиней ћарией, запечатлен на картине 1933 года под названием Ђ—химница из ¬ознесенского  ремлевского монастыр€ в ћосквеї. Ќебольшое отступление: в интервью с насто€тельницей —ерафимо-«наменского скита игуменией »ннокентией (ѕоповой) Ђ„еловек, пришедший к нам от Ѕогаї мы говорили о портрете кисти ѕавла  орина Ђ—хиигумени€ ‘амарьї. ћногим он сегодн€ знаком Ц портрет схиигумении ‘амари (ћарджановой), основавшей эту обитель в лесном уголке ѕодмосковь€, где с июн€ 2018 года поко€тс€ ее св€тые мощи Ц новопрославленной преподобноисповедницы ‘амари, св€той земли √рузинской и земли –усской. “еперь мы знаем, кого еще из представительниц женского монашества первой половины XIX века  орин включил в галерею не написанного им крупного историко-философского полотна...

∆изнь опровергла стихотворение ≈сенина

Ђя уход€щих в грусти не виню,
Ќу где же старикам
«а юношами гнатьс€?
ќни несжатой рожью на корню
ќстались догнивать и осыпатьс€Еї

††††

¬ этих строках стихотворени€ —ерге€ ≈сенина Ђ–усь уход€ща€ї, воспевающем Ђленинскую победуї, бьют по сердцу глаголы Ђдогниватьї и Ђосыпатьс€ї. Ќо будь всЄ так, по-есенински Ц уйди в небытие те поколени€, на чью долю выпало нести крест мученичества в обезображенной богоборческим режимом стране, вр€д ли стали бы возрождатьс€ на просторах русской земли монастыри и храмы. » могла ли в таком случае состо€тьс€ воодушевл€юща€ встреча в »оанно-ѕредтеченском монастыре? ѕовторюсь: много родственников собралось. Ќе все друг друга знали в лицо. ѕодходили, с интересом спрашивали: Ђј вы по какой линии будете?.. Ѕого€вленских?!ї Ѕого€вленские Ц еще одна обильна€ духовными плодами ветвь. ћладша€ сестра схимниц ≈лизавета вышла замуж за сына св€щенника, семинариста ƒмитри€ Ѕого€вленского, впоследствии Ц насто€тел€ “роицкой церкви в  упавне, расстрел€нного в 1937 году. 93-летн€€ гость€, представивша€с€ √алиной, с чувством повтор€ла, что она чрезвычайно рада, что приехала в монастырь на встречу, о которой сообщил их родственник јндрюшенька. јндрюшенька, как вы€снилось, Ц известный московский св€щенник, психолог, антрополог протоиерей јндрей Ћоргус. ќн тоже Ђпо линии Ѕого€вленскихї. (  сожалению, отец јндрей находилс€ в дальней поездке, поэтому не смог быть вместе со всеми.)

††††

ѕрапрадед молодого преподавател€ немецкого €зыка в –√√” ћарии “имощук Ц тот самый протоиерей јлександр  рылов, насто€тель »оакимовского храма на якиманке, у которого нашли приют его родные сестры-монахини после закрыти€ »вановского монастыр€. » вот две наши современницы, две ћарии Ц —мирнова и “имощук, подружившись, встали во главе набирающего силу процесса по изучению богатой родословной. ћари€ —мирнова активно помогала в сборе архивного материала своей пожилой родственнице Ц тетушке протоиере€ ƒимитри€ —мирнова, двоюродной сестре его отца. ¬ итоге по€вилась очень важна€, очень нужна€ стать€ Ђ–усь уход€ща€ї, составленна€ јнной Ќиколаевной —ергеевой (в девичестве ѕоспеловой), чей отец Ц доктор филологических наук профессор ћ√” Ќиколай —еменович ѕоспелов Ц с 18 лет вел дневниковые записи. ¬ них, в 100 исписанных им тетрад€х (а также в архивах двух дедушек-св€щенников), были обнаружены ценные сведени€ о многих известных и мало известных молитвенниках той эпохи, включа€ сестер-монахинь  рыловых. Ѕлагодар€ дмитровчанке »рине ѕ€тилетовой, автору книг по истории –усской ѕравославной ÷еркви, на городском кладбище в ƒмитрове, как говорилось выше, были обретены могилы двух схимниц Ц —ерафимы и ћарии. » ћари€ —мирнова организовала две поездки туда, на могилу своих сво€чениц. ≈здили ћари€ “имощук вместе с братом ¬адимом, алтарничающим в «ачатьевском монастыре в ћоскве, другие родственники, а также сестры обители на  итай-городе. Ќа двух безым€нных прежде могилах были установлены таблички с именами, датами жизни и смерти схимонахинь.

††††

Е≈ще раз вспомним слова иеромонаха ѕимена (’мелевского), ответившего насмешникам на выставке ѕавла  орина: Ђј мы еще вернемс€!ї » они возвращаютс€, подвижники веры и благочести€, станов€сь в нашей жизни той могущественной силой, что способна изменить душу человека и сплотить общество на духовных началах. Ќедавн€€ встреча в монастыре на  итай-городе ≠Ц одно из многочисленных тому подтверждений.

‘ото ћарии “имощук и —ветланы «отовой

ћатериал подготовила Ќина —тавицка€

—инодальный отдел по монастыр€м и монашеству –усской ѕравославной ÷еркви

08 / 01 / 2019

     оментари:

    2019-01-09
    09:43
    »рина:
    «ј мы еще вернемс€!»,-пообещал от лица "”ход€щей –уси"отец ѕимен. ј теперь:"«–”—№ ”’ќƒяўјя» ¬ќ«¬–јўј≈“—я.ќЌј ∆»¬ј!" “ак радостно:ќна уже возвращаетс€.ћощами св€тыми ћатушки схиигумении ‘амари,молитвенной помощью той самой –уси,названной когда-то уход€щей .» Ѕог весть,как ќна,эта –усь,ещЄ может вернутьс€.¬ самый ответственный,трудный час.

    2019-01-08
    14:44
    ќльга:
    —о св€щенническими родами ѕоспеловых и  рыловых св€зана и истори€ храмов с.«аколпье и с.ѕ€тница (¬еликодворье)√усь-’рустального района ¬ладимирской области.

    ¬аш коментар

    ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

    ¬аш коментар:
    ¬аше име:
    ¬аш e-mail:
    ”несите броjеве
    коjе видите на слици:


    RSS 2.0