ћониторинг —ћ»

Ќужно культивировать представление, что власть Ч это служение народу

‘ото: ¬алерий Ўарифулин/“ј—— ‘ото: ¬алерий Ўарифулин/“ј——
††††

ѕочему молодежи важно научитьс€ быть не только свободной, но и ответственной, зачем официальному представителю –усской ѕравославной ÷еркви свой Telegram-канал и как не попастьс€ на удочку мошенников, предлагающих молебны онлайн, в интервью “ј—— в преддверии открыти€ XXVII ћеждународных –ождественских образовательных чтений рассказал председатель —инодального отдела по взаимоотношени€м с обществом и —ћ» ћосковского патриархата ¬ладимир Ћегойда.

Ч ¬ладимир –оманович, два года назад темой чтений были уроки –еволюции 1917 года, и тогда вы высказали надежду, что наша истори€ будет нас больше объедин€ть, чем разъедин€ть. ”далось нам продвинутьс€ на этом пути?

Ч Ёто не так просто сделать за год-два или даже за дес€ть лет. Ќо мне хочетс€ наде€тьс€, что то, как у нас прошел 2017 год, отчасти помогло в эту сторону двигатьс€.

ѕри этом мне думаетс€, что нас сегодн€ в гораздо большей степени разъедин€ет не истори€, а современность: социальное расслоение, св€занна€ с ним несправедливость и унижение богоданного достоинства человека.

÷ерковь не призывает установить всем равные зарплаты, ведь люди разные, таланты тоже, наверное, и доходы естественным образом будут разными. Ќо сегодн€ такое расслоение, что люди живут просто в разных мирах: дл€ одного тыс€ча рублей Ч ощутима€ сумма в мес€чном бюджете, а дл€ другого эти деньги незаметны Ч один завтрак в ресторане обходитс€ дороже.

Ч ќтсюда, наверное, и возникают истории, когда, помните, министр труда, зан€тости и миграции —аратовской области за€вила, что дл€ нормального питани€ в течение мес€ца достаточно 3,5 тыс. рублей, а "макарошки всегда сто€т одинаково".

Ч Ётот и другие подобные примеры Ч очень тревожный сигнал. Ћюди, которые позвол€ют себе так говорить, не должны работать во власти. ¬ обществе в целом как-то не культивируетс€ понимание того, что власть Ч это служение народу. ѕоэтому некоторые и рассматривают свою должность как средство обслуживани€ самого себ€. ѕри этом, как и везде, люди во власти очень разные. Ѕезусловно есть и те, дл€ кого работа Ч прежде всего, служение люд€м. Ѕез этого люба€ элита, политическа€ ли, интеллектуальна€, превращаетс€ в зазнавшихс€ временщиков.

Ч —ейчас бурно обсуждаетс€ законопроект об оскорблении госсимволов и институтов власти в интернете, который изначально был расценен как запрет на любую критику действий представителей власти.  ак вы относитесь к наказанию за такие де€ни€?

Ч я уже выражал своем мнение в социальных сет€х. ћне представл€етс€, что если уж вводить такие меры, то непременно параллельно с установлением неотвратимой дл€ чиновника ответственности за оскорбление народа. ¬ысказывание, которое вы вспомнили в предыдущем вопросе, и подобные ему высказывани€ последнего времени указывают на служебное несоответствие и не должны оставатьс€ без последствий дл€ тех, кто позвол€ет себе так разговаривать с людьми.

Ч “ема –ождественских чтений в этом году Ч "ћолодежь: свобода и ответственность". ¬ы работаете со студентами в ћ√»ћќ, чего сегодн€ в них больше: свободы или ответственности?

Ч я думаю, что, конечно, свободы. — одной стороны, это очень хорошо. Ќо с другой Ч есть нюансы. ѕриведу один говор€щий пример. я не пускаю на свои лекции опоздавших, потому что это мешает учебному процессу.  ак-то мне студенты сказали, что они со мной не согласны и что € чуть ли не ввожу "полицейские пор€дки". ћой аргумент был прост: если бы € просил их приходить за п€ть-дес€ть минут до начала зан€ти€, то это было бы нарушением их прав и правил. јльтернатива Ч просто приходить воврем€, если есть желание учитьс€. я всегда предупреждаю об этом на первом зан€тии, а со второго правила начинают действовать.

¬торой показательный пример: на первом курсе моего журналистского мастер-класса есть учебное задание "»нтервью про интервью". я договариваюсь с мэтрами журналистики о том, что они поговор€т со студентами, подел€тс€ секретами мастерства. ѕодчеркиваю, речь идет о студентах первого курса. —реди интервьюируемых были и ¬ладимир ѕознер, и јндрей ћаксимов, и јндрей ¬анденко, и многие другие очень известные и просто известные журналисты. » когда мне студентка сообщает, что в течение недели еще не позвонила своему герою ("не успела"), то € просто не понимаю, как такое возможно. ¬от вам два примера про свободу и ответственность. ” нас, советских школьников, скорее, был перекос сторону гипертрофированной ответственности при большем страхе и меньшем осознании свободы. ѕоследн€€, разумеетс€, не менее важна, чем перва€.

Ч ј как правильно?

Ч ¬ христианском понимании эти характеристики св€заны союзом "и": нет подлинной свободы без ответственности.  ак говорил св€той јвгустин: "Ћюби Ѕога и делай, что хочешь". —овременным человеком свобода понимаетс€ прежде всего как свобода выбора: сделаю Ч не сделаю, куплю Ч не куплю. Ќо в христианстве свобода прежде всего понимаетс€ как свобода от греха. „то это такое? ј это, если угодно, возможность смотреть на мир и на других людей глазами Ѕога, как говорил один замечательный св€щенник, к сожалению, недавно умерший. „то это за взгл€д? Ёто взгл€д, полный любви, котора€ освобождает человека от страстей и рабства греху. ƒумаю, это и станет одной из тем –ождественских чтений.

Ч Ѕольше молодежи стало приходить в храм, по вашим наблюдени€м?  ак привлекать молодых людей?

Ч Ќа рождественских службах в этом году св€щенники отмечали, что стало больше людей вообще и больше молодежи.  онечно, это не повод дл€ какого-то триумфализма. Ќе в количественной стороне дело, хот€ и на это нельз€ не обращать внимание. ¬се-таки христианство, как и люба€ религи€, это вера, требующа€ воли.

¬ера Ч удел сильного человека. »менно така€ жива€ вера, а не просто причисление себ€ к какому-то сообществу или посещение храма. ƒл€ моего поколени€ и тем более дл€ тех, кто старше, ходить в церковь Ч значило бросить определенный вызов обществу, вызов общему атеистическому настроюЕ —егодн€ молодым важно осознать, что церковь Ч это не еще один клуб по интересам, а путь ко ’ристу, позвол€ющий мен€ть свою жизнь, состо€ние своего сердца. ÷ерковь говорит с человеком о том, о чем с ним больше никто не будет говорить. «амечательный философ јлексей ‘едорович Ћосев говорил, что религи€ Ч это самореализаци€ личности в вечности.

÷ерковь привлекает тем, что она с человеком говорит о вечности. Ќе просто о профессии, искусстве или науке, а о вечности. » о взгл€де на всю нашу жизнь с этих позиций.

Ч — подростками, наверное, сложно говорить об этой категории?

Ч Ќет. Ќе сложно, потому что центральна€ проблема любой религии Ч проблема смерти. ј это как раз проблема, котора€ бьет по башке человека примерно в подростковый период, когда он вдруг понимает, что когда-то умрет. ѕоэтому говорить о религии можете с кем угодно, вопрос Ч как. Ёто как преподавать.  огда можно начинать преподавать литературу, математику, историю религий, если хотите? ƒа когда угодно, вопрос в том, что нужно дл€ каждого возраста находить свой способ разговора.

Ч ¬ последнем нашем разговоре мы говорили о том, что нынешнее молодое поколение Ч это поколение дизайнаЕ

Ч Ёто слова Ёдуарда Ѕо€кова, который недавно стал художественным руководителем ћ’ј“ имени √орького.

Ч —оответственно, это поколение, которое любит красиво упакованную информацию. ¬ы ведете свой личный Telegram-канал.  ак вы оцениваете этот инструмент взаимодействи€ с аудиторией?

Ч я им пользуюсь, потому что вижу: мессенджеры набирают обороты. ћногие люди, в первую очередь молодые, вообще переход€т на этот способ получени€ информации. ≈сли раньше человек смотрел, условно, топ новостей "яндекса", то сейчас уже и это не нужно, вс€ информаци€, все новости есть в мессенджерах.

ƒл€ ÷еркви здесь нет ничего необычного: есть нова€ площадка, туда приходит аудитори€, значит, мы там должны быть. Ќо € по-прежнему считаю, что Telegram-каналы, особенно анонимные, поймали эту волну в силу того, что у определенной части аудитории довольно высокий уровень недовери€ к традиционным —ћ». ƒействует установка, что "телевидение все врем€ врет", что "там одна пропаганда и ложь", котора€ неверна. » одновременно сильно занижена критичность по отношению к тем же Telegram-каналам.

 стати, обратите внимание, что, в отличие от социальных сетей, в мессенджерах, как правило, нет обратной св€зи, комментариев, то есть там невозможна дискусси€. Ёто такой "эффект энциклопедии": раз написано, значит, так и есть на самом деле. Ќе будешь же спорить со статьей в энциклопедии! ¬от и выходит, что во многих каналах присутствуют церковные темы, но практически отсутствует серьезна€ аналитика или даже качественное информирование на религиозную тему. ѕоэтому мы должны сами давать достоверную информацию, использу€ это средство.

Ч ћожет, Telegram-канал надо завести каждой епархии? ¬едь был же призыв организовать официальные страницы в соцсет€х несколько лет назад.

Ч ƒа, мы сами всегда ратовали за них, требовали даже, и провер€ли, и помогали, и мастер-классы были. Ќо официальные страницы епархий в соцсет€х никогда не будут попул€рными, это в первую очередь летописьЕ

¬ основном социальные сети работают у персоналий. ѕосмотрите, у нас ведь есть успешные страницы архиереев. Ќо именно архиереев и св€щенников, а не епархий или отделов.

ƒругое дело, что это должно быть органично.  огда за человека кто-то ведет страницу и пытаетс€ создать впечатление, что человек ведет ее сам, это практически сразу видно.

¬от ректор ћосковской духовной академии архиепископ ¬ерейский јмвросий ведет замечательный Telegram-канал, в дес€тку. ѕри этом он пишет не обо всем на свете, но о жизни академии, и обращаетс€ в своих запис€х, прежде всего, к семинаристам. Ќо подписчиков у него значительно больше, чем студентов. ѕотому что его читают не только студенты, но и те, кому интересна жизнь семинарий и жизнь ÷еркви.

Ч ≈ще один вопрос, св€занный с представительством церкви в интернете. ≈сть такие сайты, как "ћолебен-онлайн", и другие, где, как оказалось, можно выбрать конкретный храм, кликнув на картинку, заказать требу, сорокоуст, за здравие, за упокой. √ибка€ система оплаты. ≈сть сайты, которые предлагают молитьс€ и исповедоватьс€ онлайн.  ак вы к этому относитесь?

Ч ¬ определенных случа€х можно воспользоватьс€ заказом записок онлайн, но эти сервисы не замен€ют церковной жизни, молитвы в храме, участи€ в таинствах. ≈сли человек заказывает требу, придава€ этому не больше значени€, чем заказу пиццы, то это пароди€ на духовную жизнь. —овременные технологии хот€т затащить человека в виртуальность, а ÷ерковь говорит, что Ѕожий мир материален, как и человек, и его не замен€т правильно подобранные пиксели на экране монитора или гаджета. »споведь онлайн и технологическое движение к какому-то подобию виртуальной церкви уводит человека от реальной духовной жизни.

ƒруга€ проблема Ч мошенничество, за 2018 год мы обнаружили около 20 сайтов, обманывающих своих посетителей. ƒумаю, что на самом деле таких сервисов еще больше. ƒе€тельность сайтов такого рода может быть и частично мошеннической, поскольку неизвестно, в каком объеме такие сайты передают собранные в пользу храмов и монастырей пожертвовани€. ¬ большинстве случаев такие сайты не имеют никаких письменных соглашений с храмами и монастыр€ми. ≈сли уж кто-то не может заказать требу лично, то лучше воспользоватьс€ официальной страницей храма или монастыр€, а не частным сервисом, который к тому же еще берет комиссию, в том числе скрытую.

Ќе стоит забывать, что нет никакой разницы Ч поминают теб€ за литургией на јфоне, ¬алааме или в Ѕирюлево. —овершенно никакой. ќдно дело Ч подача записок в местах паломничества: да, это может быть маленьким подвигом, трудами по путешествию в св€тое место. ј когда ты зашел, кликнул и думаешь, что в известных монастыр€х литурги€ "сильнее", то это заблуждение. ≈вангелие нам говорит: "÷арство Ѕожьей силой беретс€", Ч а здесь какие усили€?

Ч ћинувший год стал дл€ –усской ѕравославной ÷еркви и ее верующих непростым, € имею в виду ситуацию на ”краине. „то сейчас происходит в мировом православии, с вашей точки зрени€?

Ч „то касаетс€ ситуации на ”краине и в мировом православии в целом, то, она, конечно, печальна€. Ёто действительно очень серьезное испытание, и недаром его нередко сравнивают с ситуацией раскола 1054 года. Ќо важно понимать, что здесь –усска€ ÷ерковь не могла поступить иначе, когда  онстантинопольский патриархат прин€л в общение нераска€нных раскольников. Ёто было бы предательством истины.

ѕосле апрел€ 2018 года патриарх  онстантинопольский ¬арфоломей последовательно отказывалс€ от своих слов и позиции своей ÷еркви: начина€ грамотой 1686 года и заканчива€ до недавнего времени признанием им единственной канонической структурой ”краинской ѕравославной ÷еркви. » вот в итоге дают автокефалию, котора€ по формальным признакам никакой автокефалией не €вл€етс€, что дл€ всех очевидно.

¬едь у канонической ”краинской ѕравославной ÷еркви больше прав, чем у так называемой автокефальной церкви, котора€ сейчас создана. ќна не может и шагу ступить без  онстантинопольского патриархата.

„его сама того не жела€ добилась украинска€ власть, так это сплочени€ паствы канонической ÷еркви и духовенства на ”краине перед лицом грубейшего давлени€ государства и фанарских де€телей. Ѕог поругаем не бывает.

Ч ћожно ли прогнозировать какие-то агрессивные действи€ в отношении церковной недвижимости?

Ч “ут и прогнозировать не нужно.  аждый день получаем информацию о том, что какой-то храм захвачен или была попытка захвата.

Ч ј что же делать?

Ч Ќу, во-первых, всегда пытатьс€ действовать в правовом поле, хот€ мы понимаем, что, к сожалению, сегодн€ на ”краине далеко не всегда работает. ¬прочем, остаютс€ еще международные правозащитные структуры, которые неподвластны украинской власти.

¬о-вторых, нужно свидетельствовать о беззаконии перед всем миром, не замалчивать страданий верующих, не делать вид, как будто ничего не происходит. ѕатриарх ћосковский и все€ –уси  ирилл обращаетс€ с письмами самым уважаемым религиозным лидерам, к главам государств и международных организаций. ¬се должны знать о нарушени€х религиозных прав. Ќа рассмотрение наших обращений нужно врем€, и мы ждем ответов.

Ч ј чем обусловлено зат€нувшеес€ молчание ѕоместных ÷ерквей?

Ч ¬ы знаете, на это можно смотреть по-разному. — одной стороны, нет пока публично выраженной оценки действий ‘анара. ј с другой стороны, посмотрите, это молчание такое громкое: новообразованна€ структура не получила выражени€ поддержки ни от одной ѕоместной ÷еркви ни в какой форме, включа€ поздравлени€ с созданием и поздравлени€ "предсто€телю" с избранием. “е, кто высказалс€ публично, давали негативные оценки: јнтиохийска€ ÷ерковь, —ербска€, ѕольска€Е ќни говор€т о невозможности признани€ того, что и как было сделано. “ака€ реакци€ как раз демонстрирует, что позици€  онстантинопол€ не находит поддержки.

Ч ¬ феврале будет отмечатьс€ дес€тилетие со дн€ интронизации ѕатриарха ћосковского и все€ –уси  ирилла. ” вас в марте тоже больша€ дата, дес€ть лет как вы возглавили —инодальный отдел. ¬первые мир€нина назначили на такую должность.  ак вам работаетс€ со —в€тейшим?  акие изменени€ произошли за эти годы?

Ч  огда ѕатриарх мен€ позвал и состо€лс€ наш первый разговор, € сказал ему, что дл€ мен€ это больша€ честь и радость. Ќичего не помен€лось. я как будто несколько жизней прожил за эти дес€ть лет, такими они были насыщенными и интереснымиЕ

Ч ∆алели, что не возглавл€ете больше кафедру журналистики ћ√»ћќ?

Ч “о, что кафедру не возглавл€ю, не жалел. ј вот если бы мне не удавалось преподавать, конечно, жалел бы. Ќо —в€тейший еще во врем€ нашего первого разговора сказал, даже без моего вопроса, что преподавание остаетс€, журнал "‘ома" остаетс€.  онечно, € сейчас не могу участвовать в жизни редакции, как раньше, но тем не менее. ј преподавательска€ нагрузка у мен€ в небольшом объеме сохран€етс€, ведь опыт преподавани€ важен и дл€ работы в ÷еркви. я намного хуже чувствовал бы ситуацию, ту же молодежь, если бы не преподавал. ј изменени€ колоссальные произошли. я могу сказать, что по цифрам за дес€ть лет в дес€ть раз выросло количество материалов —ћ» про ÷ерковь.

Ч Ёто непосредственно плоды вашей работы?

Ч Ёто плоды жизни ÷еркви в первую очередь. –езультат усилий —в€тейшего ѕатриарха. Ќаверное, свою лепту внес и наш отдел. ѕодчеркну, что, исключа€ некоторые периоды, процент негатива не мен€етс€. Ёто не более 3Ц5%. Ќо самое главное изменение происходит в сердце человека, а изменившийс€ человек мен€ет жизнь вокруг себ€. ћногие церковные инициативы за эти годы очень €рко про€вились. —оциальное служение, образование, мисси€ в армии и местах лишени€ свободы, информационна€ работаЕ ћы исходим из того, что вс€ эта работа Ч не только свидетельство об истине и забота о спасении человека, но и орудие преображени€ окружающего мира, попытка сделать его справедливее и добрее. ќдно от другого неотделимо.

Ч ≈сли вернуть вам ваш первый вопрос, который вы задаете геро€м своей авторской программы "ѕарсуна", как бы вы представили себ€, сказав самое важное о себе?

Ч „еловек, надеющийс€ на милосердие Ѕожие.

¬ладимир Ћегойда
Ѕеседовала ≈катерина ≈фимова

“ј——

23 / 01 / 2019

    ¬аш коментар

    ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

    ¬аш коментар:
    ¬аше име:
    ¬аш e-mail:
    ”несите броjеве
    коjе видите на слици:


    RSS 2.0