ћониторинг —ћ»

ћонашество как “аинство ÷еркви

ƒоклад посто€нного члена —в€щенного —инода, председател€ ќтдела внешних церковных св€зей –ѕ÷ ћѕ митрополита ¬олоколамского »лариона на конференции Ђћонастыри и монашество: традиции и современностьї (—в€то-“роицка€ —ергиева Ћавра, 23 сент€бр€ 2013 года).

ѕоследние двадцать п€ть лет в жизни нашей ÷еркви ознаменовались беспрецедентным увеличением числа монашеских обителей. ≈сли четверть века назад на всю многомиллионную –усскую ÷ерковь их было около двадцати, то сегодн€ их более восьмисот, причем ни одна из них не пустует. Ќе менее дес€ти тыс€ч человек Ч мужчин и женщин Ч за эти годы прин€ли монашеский постриг. —амо по себе это €вление, особенно на фоне рассуждений о наступлении Ђпостхристианской эпохиї и оскудении монашеских призваний в странах «апада, заслуживало бы отдельного исследовани€.

„то влечет людей в монастырь? ѕочему юноши и девушки в расцвете сил оставл€ют этот мир, лишают себ€ радостей семейной жизни и встают на тесный и тернистый путь иноческого жити€? ƒл€ мен€ эти вопросы не €вл€ютс€ отвлеченными. я стал монахом в далеком уже 1987 году, а впервые пришел в монастырь в начале 80-х, когда о каком-либо религиозном возрождении в нашей стране никто не мог и помыслить. ћонашеское возрождение, свидетелем и участником которого € стал, не имеет никаких объ€снений, кроме того, что великое чудо Ѕожие свершилось над нашим народом, приклонил √осподь милость —вою к нам и —ам призвал тыс€чи людей на монашеский путь. » что удивительно Ч люди откликнулись на этот призыв и своими руками стали воссоздавать монастыри там, где они когда-то сто€ли, и строить новые там, где их никогда не было.

 огда, начина€ с 1988 года, монастыри стали с молниеносной быстротой возникать на нашей земле, в них не могло быть того преемства традиции, которое было характерно дл€ дореволюционного русского монашества. ¬ большинстве монастырей жизнь начиналась с нул€. ќтсутствие духовного опыта у иноков и инокинь восполн€лось пламенной верой и надеждой на божественную благодать, Ђвсегда немощна€ врачующую и оскудевающа€ восполн€ющуюї.

ќсобые услови€, в которых происходит возрождение монастырей в –усской ÷еркви, требуют особой вдумчивости при обсуждении различных аспектов монашеской жизни и особого внимани€ —в€щенноначали€ к этой проблематике. ¬ данном контексте безусловно важным событием стала подготовка Ђѕоложени€ о монастыр€х и монашествеї, ныне вынесенного на всенародное обсуждение. —читаю очень своевременным обсуждение этого ѕоложени€.

¬ своем докладе € остановлюсь на некоторых аспектах монашеской традиции, которые, как мне кажетс€, заслуживают внимани€ в свете дискуссии, развернувшейс€ вокруг проекта Ђѕоложени€ї в монашеской среде и в среде епископата.

1. ѕодготовка к монашескому постригу

—кажу сначала несколько слов о том, что предшествует прин€тию пострига.

¬ современной монастырской практике, отраженной в Ђѕоложенииї, различаютс€ следующие степени подготовки к монашескому постригу: трудничество, послушничество и иночество (р€софор). Ёта классификаци€ наводит на р€д вопросов.

ѕрежде всего, кто такой Ђтрудникї, и каково его положение в монастыре? ѕон€тие Ђтрудникї не встречаетс€ ни в одном классическом монашеском тексте Ч ни византийском, ни русском. —ам этот термин по€вилс€ уже в новое врем€ и примен€етс€ к мир€нам, которые на добровольной основе труд€тс€ в монастыр€х. ћногие из этих мир€н Ч люди семейные: они приезжают на послушание в монастырь на два-три мес€ца, а затем возвращаютс€ к своим семь€м. Ќекоторые благочестивые мир€не таким образом провод€т свой отпуск, приезжа€ в монастырь иной раз целыми семь€ми. —овсем не все монастырские трудники имеют целью в дальнейшем прин€ть монашество.

¬ св€зи с этим мне представл€етс€ не вполне оправданным представление о трудничестве как необходимом этапе на пути к монашеству. ¬ проекте Ђѕоложени€ї это представлено именно так: сначала человек поступает в число трудников, затем, не ранее чем через год, Ђпо завершении испытательного срока игумен может прин€ть решение о прин€тии трудника в число братии монастыр€ в качестве послушникаї. Ќо разве пребывание человека в монастыре в качестве послушника само по себе не €вл€етс€ испытательным сроком?

“рудники и послушники нередко несут в монастыре одни и те же послушани€, работают вместе. », тем не менее, между этими двум€ служени€ми есть существенна€ разница. “рудник Ч это гость, который приехал дл€ того, чтобы помочь монастырю; кто-то из трудников может в дальнейшем стать и послушником, и монахом, но до тех пор, пока он €вл€етс€ простым трудником, он Ч не член общины. ѕослушник же €вл€етс€ полноправным членом монашеской общины, хот€ и наход€щимс€ на испытании.

¬ свете сказанного мне представл€етс€, что трудничество не должно быть об€зательным этапом на пути к монашеству. “аким об€зательным этапом должно быть только послушничество.

“аковое у нас сегодн€ существует в двух формах Ч без права ношени€ монашеской одежды и с правом ее ношени€. ¬тора€ форма именуетс€ р€софором или иночеством. —уществует весьма древний чин пострижени€ в р€софор с возможным наречением нового имени.

явл€етс€ ли р€софорный послушник, или инок, монахом? ѕо моему глубокому убеждению, не €вл€етс€. ѕочему? ѕотому что он не давал монашеских обетов. »менно произнесение монашеских обетов дает право человеку называтьс€ монахом, а не облечение в монашеские одежды и не пострижение власов.

¬ этом смысле мне не вполне пон€тно, почему р€софорные иноки, принимающие сан св€щенника, у нас называютс€ иеромонахами. Ѕолее правильно было бы называть их Ђсв€щенноинокамиї.

ƒумаетс€, права и об€занности р€софорных иноков должны быть более €сно прописаны в Ђѕоложенииї. Ётому типу послушинчества в документе уделено наименьшее внимание, и сущность его не раскрыта. ѕри этом отмечаетс€, что Ђоставлени€ монастыр€ р€софорными иноками €вл€етс€ каноническим преступлениемї, тогда как об оставлении монастыр€ монахами мантийными сказано, что оно €вл€етс€ Ђт€жким преступлением перед Ѕогом,  оторому даютс€ монашеские обетыї.  ажетс€, было бы справедливым более четко дифференцировать между иноками, не дававшими обеты, и монахами, дававшими обеты. ”ход из монастыр€ мантийных монахов действительно €вл€етс€ каноническим преступлением, тогда как в отношении ухода из монастыр€ р€софорного инока можно было бы, мне думаетс€, найти иную, более милосердную формулировку.

2. ћонашеский постриг как “аинство ÷еркви

ћонашеский постриг в современной –усской ѕравославной ÷еркви существует в трех видах: р€софор, мала€ схима (или манти€) и велика€ схима. ќ р€софоре сказано было выше. —обственно монашеским постригом, с произнесением обетов, €вл€етс€ мала€ и велика€ схима.

ƒаже беглый взгл€д на чинопоследовани€ пострижени€ в малую и великую схиму показывает, что речь, по сути, идет об одном и том же св€щеннодействии. ¬ последовании великой схимы на 80 процентов повтор€ютс€ не только молитвы из последовани€ малой схимы, но даже и произносимые постригаемым обеты. ¬еликосхимник фактически вторично произносит те же обеты, которые он уже давал при пострижении в малую схиму.

¬опрос о том, как сложились эти два чинопоследовани€, мы оставл€ем за рамками насто€щего доклада[1]. —кажу лишь о том, что деление на малую и великую схиму не было изначальным и до сего дн€ не €вл€етс€ общеприн€тым в православной традиции. ѕреподобный ‘еодор —тудит считал такое деление необоснованным: ЂЌе давай так называемой малой схимы, а потом как бы великой, ибо одна схима, подобно  рещению, как это было в обычае у св€тых отцовї[2]. —овременное афонское монашество не знает малой схимы: послушника постригают сразу в великую схиму. ” нас же велика€ схима Ч €вление весьма редкое: в нее, как правило, постригают лишь престарелых или т€жело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.

Ќеобходимо ли сложившуюс€ у нас систему мен€ть, приближа€ ее к афонской? ѕолагаю, что нет. » не столько потому, что постриг в великую схиму, на мой взгл€д, не прибавл€ет ничего принципиально нового к ранее совершЄнному постригу в малую схиму, сколько потому, что мала€ схима (манти€) €вл€етс€ полноценным монашеским постригом, обладающим всеми характеристиками церковного “аинства.

я не оговорилс€: монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельз€ считать простым обр€дом. √лубоко убежден в том, что постриг €вл€етс€ одним из “аинств ÷еркви. »менно так он именуетс€ в самих текстах последований пострижени€ в великую и малую схимы, а также јреопагитском корпусе[3] и в трудах св€тител€ √ригори€ ѕаламы[4].

’орошо известно, что ограничение количества церковных “аинств числом семь Ч следствие вли€ни€ католической схоластики на православное богословие. ќстанавливатьс€ на этом сейчас не вижу никакой надобности, так же как и не вижу необходимости в том, чтобы это официальное число расшир€ть до восьми или более. ’отел бы лишь подчеркнуть особый, таинственный характер монашеского пострижени€, не позвол€ющий отнести его к числу простых обр€дов, таких, например, как осв€щение автомобил€ или даже пострижение в чтеца.

¬ чем отличие “аинства от обр€да? ƒумаю, прежде всего, в том, что в “аинстве происходит изменение чего-то одного во что-то другое, обретение лицом или предметом нового быти€. Ёто изменение в восточно-христианской литургической и богословской традиции обозначаетс€ термином Ђпреложениеї (в латинской традиции употребл€етс€ сходный по значению, хот€ и не вполне идентичный термин Ђпресуществлениеї). ¬ “аинстве  рещени€, например, вода обычна€ прелагаетс€ в воду св€тую, носительницу благодати Ѕожией, а принимающий  рещение прелагаетс€ из ветхого человека в нового. ¬ “аинстве ≈вхаристии хлеб и вино прелагаютс€ в “ело и  ровь ’риста, а причащающиес€ их соедин€ютс€ с Ѕогом не только духовно, но и телесно, и их человеческое естество измен€етс€, прелагаетс€.

¬ чине монашеского пострига мы видим элементы, которые сближают его с этими “аинствами, прежде всего с  рещением. Ёто и монашеский искус, напоминающий нам о практике оглашени€, и перемена имени, и облачение в новые одежды, и даже пение Ђ≈лицы во ’риста крестистес€ї. ќ монашестве как о втором крещении, в котором прощаютс€ все прежние грехи человека и он начинает новую жизнь, говоритс€ неоднократно в аскетической литературе. Ђ“от, кто еще не стал монахом, пусть станет им при кончине своей: ибо это Ч величайший дар, царска€ печать, второе крещение, Ч от грехов очищает, подает дары и благодати, вооружает и знаменует, спасает от врагов, ÷арю представл€ет и делает ≈го другомї, Ч говорит св€титель —имеон —олунский[5]. ¬ ЂЁвергетиносеї мы читаем историю о прозорливом старце, сказавшем: Ђ—илу, которую € видел сход€щей на крещаемого, € видел также и под монашеским облачением в момент постригаї[6].

ƒл€ того чтобы пон€ть богословский смысл того или иного чинопоследовани€, лучше всего обратитьс€ к его тексту. ¬ чине пострижени€ в малую схиму как слово Ђтаинствої, так и слово Ђкрещениеї используютс€ применительно к монашескому постригу. Ђ“ы приступил к этому великому таинствуї, Ч говорит постригающий, обраща€сь к постригаемому. ¬ чине же пострижени€ в великую схиму читаем: Ђƒал еси нам еже мощи обновити благодать крещени€: исповеданием, жити€ чистотою, слез пока€ниемї, и далее: Ђќ нового звани€! ќ дара тайны! ¬торое крещение приемлеши днесь, брате, богатством „еловеколюбца даров, и от грехов твоих очищаешис€ї[7].

ѕриведенные выше свидетельства подкрепл€ютс€ еще и тем фактом, что монашеский постриг, как и “аинства  рещени€, —в€щенства и Ѕрака, уже в VЧVI веках был соединен с ≈вхаристией, что убедительно показывает нам, насколько большое значение ему тогда придавалось.

≈ще одну параллель между монашеским постригом и  рещением нам демонстрируют каноны нашей ÷еркви, из которых следует мысль о неповтор€емости пострига. Ёта же мысль нашла свое отражение и в трудах преподобного ‘еодора —тудита[8].

—тоит отметить, что ни о каком буквальном Ђвтором крещенииї речи ни идет, ибо ÷ерковь €сно исповедует Ђедино  рещение во оставление греховї. ≈сли  рещение делает человека новой тварью во ’ристе (2  ор. 5:17-21), то монашество вводит члена ÷еркви в новое состо€ние Ч причисл€ет его к ангельскому образу, жизни в девстве ради ÷арстви€ Ќебесного (ћф. 19: 12).

ѕриведенные выше свидетельства церковного ѕредани€ убедительно показывают веру ÷еркви в то, что в “аинстве монашеского пострига, в меру благого и свободного произволени€ постриженника отложить ветхого человека и облечьс€ в нового, ему прощаютс€ соде€нные грехи и сообщаютс€ дары благодати ƒуха —в€того дл€ укреплени€ его на избранном пути.

ѕеремена имени при постриге имеет особый смысл, подобный наречению имени в “аинстве  рещени€. ћы знаем еще из ¬етхого «авета, что, когда √осподь избирал человека на то или иное служение, ќн нередко давал ему новое им€. »исус ’ристос тоже давал —воим ученикам новые имена. ѕеремена имени означает вступление человека в новые отношени€ с тем, кто дает ему новое им€: эти отношени€ наиболее точно описываютс€ традиционным монашеским термином Ђпослушаниеї. ѕрин€тие нового имени становитс€ первым актом послушани€ со стороны постригаемого, совпадающим по времени с прин€тием монашеских обетов.

¬ свете сказанного глубоко убежден в том, что выбор имени €вл€етс€ исключительной прерогативой постригающего: не может то или иное им€ быть дано монаху по его просьбе. ¬ последнем случае наречение имени как символ власти постригающего над постригаемым в значительной степени тер€ет свой смысл.

—ейчас существуют разные традиции выбора имени при постриге. Ќекоторые игумены или архиереи дают постригаемым имена св€тых, в день которых совершаетс€ постриг, или св€тых, особо почитаемых в той или иной обители. —уществует обычай (не основанный, насколько мне известно, ни на каких письменных источниках) давать монаху им€, начинающеес€ на ту же букву, что и его прежнее мирское им€. ќдин архиерей говорил мне, что выбирает им€ постригаемому по жребию: кладет бумажки с несколькими именами в чашу, а потом вынимает одну из них. ¬се эти способы, на мой взгл€д, вполне легитимны, коль скоро не нарушаетс€ основной принцип: выбор имени зависит исключительно от постригающего, а не постригаемого.

’отел бы обратить внимание на распространЄнную ныне практику коллективных постригов. Ёта практика, конечно, вполне допустима, как и практика коллективных крещений, котора€ у нас по необходимости была распространена в 1990-х годах, когда иной раз пастырю приходилось крестить по 200Ч300 человек за один раз. Ќо чинопоследовани€ крещени€ и пострига не предполагают совершение этих “аинств над несколькими людьми одновременно. ѕолагаю, что там, где это возможно, следует возвращатьс€ к практике индивидуального пострига. Ќе случайно ведь в ѕравославной ÷еркви (в отличие от католической) существует правило, согласно которому за одной литургией нельз€ рукоположить более чем одного диакона, св€щенника и епископа. “акие важные событи€ в жизни человека, как крещение, постриг и хиротони€ заслуживают того, чтобы не быть совмещенными с аналогичными событи€ми в жизни других людей.

—ама форма монашеского пострижени€ должна символически отражать тот путь, на который становитс€ человек, оставл€€ родных и друзей. »бо даже войд€ в монашеское братство, он должен оставатьс€ странником, по мысли аввы јгафона[9]. ћонашеское братство окружает постригаемого в момент совершени€ над ним пострига, но дл€ него самого решение стать монахом €вл€етс€ личным и индивидуальным. “екст чинопоследовани€ пострига требует от постригаемого максимального осознани€ совершающегос€ и предельной индивидуальной ответственности за принесенные обеты перед ’ристом, от руки  оторого он и принимает пострижение. Ёто важное педагогическое значение последовани€ несколько умал€етс€ коллективным произнесении обетов с неминуемо возникающей при этом суетой.

’отел бы коснутьс€ важной проблемы, затронутой в Ђѕоложении о монастыр€х и монашествеї, Ч пострига по принуждению. ѕравило 40-е “рулльского собора €сно говорит, что постригающему надлежит принимать твердый обет жизни по Ѕогу, исход€щий из ведени€ и рассуждени€[10]. ќчевидно, что постриг, совершившийс€ вопреки этому важнейшему правилу, можно признать недействительным.

ќднако дл€ того, чтобы вопрос о действительности пострига решалс€ на основе определенных, четко выраженных критериев, необходимо установить их. ¬ частности, мне представл€етс€ справедливым, чтобы в Ђѕоложенииї был указан конкретный возраст Ђмонашеского совершеннолети€ї, поскольку в разных странах совершеннолетие трактуетс€ по-разному. ѕолагаю, что не следует постригать лиц моложе 20 лет, в виде исключени€ возраст может быть снижен до 18 лет.

 роме того, следует четко оговорить, в каком случае постриг может считатьс€ совершЄнным по принуждению. ¬едь, в конце концов, постригаемый сам дает обеты, сам их произносит Ч и, как правило, не под дулом пистолета, не под пытками и не под угрозой физической расправы. ћожно ли, например, считать принуждением настойчивую рекомендацию или даже требование духовника, архиере€ или игумена? ƒумаю, что нет. ћы должны сделать все возможное, чтобы исключить случаи оказани€ психологического давлени€ с целью принуждению к постригу, разъ€сн€€ смысл пострига как самим постригаемым, так и тем, в чьих руках находитс€ власть облекать в монашескую схиму. ¬иновного в принуждении к постригу, если факт принуждени€ будет установлен церковным судом, должно ждать суровое наказание, вплоть до извержени€ из сана. ƒл€ кандидата же свободное решение должно быть непременным условием пострига, и € полагаю вполне справедливым требовать от всех без исключени€ кандидатов на монашество письменное прошение, которое свидетельствовало бы об их свободном и добровольном желании вступить в число иночествующих[11].

¬опрос о действительности пострига, совершЄнного с нарушени€ми указанных выше условий, как мне кажетс€, не может решатьс€ без учета мнени€ самого постриженного. ≈сли рассмотреть примеры насильственного пострижени€, имевшие место в истории, то мы увидим, насколько важным было личное отношение постриженника к совершившемус€. »звестен случай насильственного пострижени€ ¬асили€ Ўуйского с целью устранени€ в нем претендента на монарший престол. “огда ѕатриарх ≈рмоген признал его постриг недействительным, а монахом объ€вил ћихаила —алтыкова, произносившего обеты за постригаемого. ¬прочем, в случае если не сам постригаемый произносит обеты, подобное решение вполне логично: монахом должен считатьс€ тот, кто произносил обеты.

»ной пример мы видим в жизни преподобной —офии —уздальской, котора€ была насильственно пострижена по воле ее супруга цар€ ¬асили€ III и выказывала свой протест по этому поводу самым откровенным образом. ќднако позже прин€ла свою участь как действие ѕромысла Ѕожи€, вела подлинно благочестивую монашескую жизнь, за что и была причислена к лику св€тых.

¬ случае если сам постриженный в монашество с нарушением вышеуказанных условий обращаетс€ к —в€щенноначалию с просьбой считать его постриг недействительным, должны быть исследованы все сопутствующие обсто€тельства. ƒумаю, что несовершеннолетие постригаемого, нахождение его не в здравом уме, произнесение монашеских обетов не им, а кем-либо от его имени, прин€тие пострига под угрозой физической расправы или под какой-либо иной подобной угрозой €вл€ютс€ достаточными основани€ми дл€ признани€ пострига недействительным. ≈сли же постригаемый был совершеннолетним и находилс€ в здравом уме, но при этом не вполне свободно принимал решение о постриге, а, например, под вли€нием духовника и архиере€, решение должно приниматьс€ —в€щенноначалием с учетом рекомендаций церковного суда.

—ледует также четко оговорить, какие права имеет в ÷еркви человек, чей постриг признан недействительным. ћожет ли он венчатьс€? ћожет ли он после венчани€ прин€ть диаконский и св€щеннический сан? ѕолагаю, что эти моменты должны быть оговорены в Ђѕоложенииї.

Ќе могу не согласитьс€ с теми авторами отзывов на Ђѕоложениеї, которые вполне справедливо указывают, что Ђмонашеска€ жизнь в –оссии на большей своей территории только возрождаетс€ после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периодаї. ќднако мне кажетс€ слишком радикальным делаемый ими вывод: Ђ≈сли позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществл€тьс€ по принципу личной симпатии и панибратства, потворству€ человеческим слабост€м и греховным наклонност€м. ¬ таких услови€х выборы могли бы только закрепить существующие искажени€ монашеской жизни, сделать невозможным их исправлениеї.

3. ћонастырь как община

ѕерейду теперь к тому, что следует за постригом. ѕрин€в монашество, человек вступил на путь иноческой жизни и стал членом духовного братства оставивших все и последовавших за ’ристом. ѕредполагаетс€, что именно эта духовна€ община станет той школой служени€ √осподу (преп. ¬енедикт Ќурсийский)[12], в которой человек, познава€ себ€ и свои немощи, будет обнаруживать в себе пространство дл€ внутреннего делани€, будет возрастать в том духовном совершенстве, ради которого и пришел в монастырь.

»стори€ монашества знает два основных типа устроени€ монашеской жизни Ц общежитие и отшельничество,[13] причем второе не может не следовать за первым. “ак, новоначальному монаху не рекомендовалось уходить в отшельничество или затвор, пока он не пройдет определЄнный срок искуса в общежительном монастыре или скиту под руководством духовника[14]. —трогий распор€док дн€, чередование общей молитвы, труда и назидательных чтений призваны были сообщить монаху способность не только к сосредоточенности и личной дисциплине, но и к ответственности и чуткости в отношени€х с каждым членом монашеской общины. “аким образом, общежительные монастыри реализуют основной принцип христианской любви, выраженный св€тым апостолом и евангелистом »оанном Ѕогословом:  то любит Ѕога, тот должен любить и своего брата (1 »н. 4: 21). ¬едь кто не любит своего брата, которого видит, тот не может любить Ѕога,  оторого не видит (1 »н. 4: 20).

√лавой монашеской общины как духовной семьи €вл€етс€ игумен. —огласно уставу св€тител€ ¬асили€ ¬еликого[15], он несет ответственность перед Ѕогом за врученную ему обитель в целом и за каждого брата в отдельности. ¬ монашеском братстве начальствующий должен быть первым дл€ всех примером любви, руководству€сь заповедью —пасител€:  то из вас больше, будь как меньший, и начальствующий Ч как служащий (Ћк. 22: 26).

–азумеетс€, благочинно устроенна€ жизнь невозможна в монастыре без послушани€ игумену, распростран€ющегос€ как на духовную жизнь инока, так и на внешнюю дисциплину, частью которой €вл€ютс€ различные, в том числе трудовые об€занности. ѕоследние должны занимать столько места в жизни монаха, сколько необходимо, чтобы он мог участвовать в суточном круге монастырского богослужени€, читать духовную литературу и иметь врем€ и силы дл€ келейной молитвы. »бо ни внешн€€ дисциплина, ни многопопечительность трудовых послушаний не должны подмен€ть собой главного, ради чего человек поступил в монастырь: внутреннего делани€, очищени€ и хранени€ сердца. »менно к этой цели направлен весь уклад монастырской жизни с суточным богослужением, которое составлено монахами и дл€ монахов, келейной молитвой, духовным чтением, общением с опытными наставниками.

¬ насто€щее врем€, в том числе и в св€зи с публикацией проекта Ђѕоложени€ї, возобновилась полемика относительно того, должен ли игумен назначатьс€ —в€щенноначалием или избиратьс€ братией. ≈диного мнени€ по этому вопросу нет ни в монашеской среде, ни среди епископата.

„итатель отзывов может предположить, что основной целью поступлени€ иноков в монастырь €вл€етс€ потворство слабост€м и греховным наклонност€м, и только жесткий контроль —в€щенноначали€ способен предотвратить самоуправство и панибратство монахов. Ќо как тогда объ€снить, например, выборность игуменов на —в€той јфонской √оре? Ќеужели мы можем сказать, что на јфон иноки отправл€ютс€ с целью потворства слабост€м? » неужели отношение афонских иноков к своему игумену-авве можно описать термином Ђпанибратствої?

—тоит отметить, что, согласно древним иноческим уставам, традиции —в€той √оры и практике, существовавшей в –оссии до революции 1917 года[16], игумен избиралс€ на должность из братии обители ее же насельниками (а игумени€, соответственно, насельницами женской обители). „ерез это избрание брати€ входит с игуменом в особое духовное родство, признава€ его безусловный авторитет, вид€ в нем носител€ традиции монастыр€ и поэтому оказыва€ ему послушание. ѕреподобный ‘еодор —тудит именно в этом избрании видел легитимность своей игуменской власти[17].

ѕраво братии монастыр€ избирать своего игумена €вл€етс€, с точки зрени€ многовековой монашеской традиции, вполне обоснованным. ќднако вопрос о применении этого права требует знани€ современного положени€ в обител€х нашей ÷еркви Ч с учетом того факта, что большинство из них в последние 25 лет сложились вне той преемственности монашеской традиции, которую мы можем наблюдать, например, в афонских монастыр€х.

ƒискусси€ вокруг данной темы показывает, что в насто€щий момент мы еще не готовы к тому, чтобы выборность игумена (игумении) стала нормой в наших монастыр€х. ќднако это не значит, что така€ норма не может оказатьс€ востребованной когда-либо в дальнейшем.  роме того, могут быть рассмотрены варианты Ђпромежуточногої решени€ проблемы.

Ќапример, в Ђѕоложениеї может быть внесено указание на то, что при выборе игумена (игумении) —в€щенноначалию следует учитывать мнение иноков (инокинь), выраженное путем письменного или устного опроса, а может быть и тайного голосовани€. “акие опросы или голосовани€ на практике уже примен€ютс€ в некоторых обител€х, где архиерей считает нужным узнать мнение монашествующих о предполагаемом кандидате на должность игумена (игумении). ќни дают возможность монашествующим выразить свое доверие или недоверие тем или иным потенциальным кандидатам, а архиерею, в ведении которого находитс€ обитель, почувствовать настроение братии (сестер). ѕри этом окончательное решение остаетс€ за —в€щенноначалием, но, по крайней мере, мнение братства (сестричества) в таком случае может быть учтено.

 ак отец братства иночествующих, игумен должен принимать активное участие в жизни монастыр€, посто€нно участву€ в богослужении, раздел€€ с братией трапезу, общемонастырские дела и послушани€. ќтделение насто€тел€ от братства Ч признак разрушени€ братства и начало упадка духовной жизни монастыр€.

«амечательно, когда насто€тель монастыр€ проводит регул€рные беседы с братией о монашеской жизни. “акие встречи могут быть залогом единства братии и взаимного довери€ в обители.

4. ƒуховное руководство

ѕрохождение поприща монашеской жизни невозможно без мудрого духовного руководства. ѕослушание наставнику Ч основа аскетической жизни инока. ѕольза послушани€ несомненна и осв€щена многовековой историей монашеской св€тости. ќснова этого послушани€ Ч любовь монаха к своему наставнику и доверие к его духовному опыту. ѕоступающему в монастырь нужно быть крайне внимательным в выборе наставника, дабы, по слову св€того »оанна Ћествичника, Ђне вверитьс€ вместо кормчего едва владеющему веслом, вместо врача больному, вместо бесстрастного рабу страстей, и вместо пристани морюї и дабы Ђне найти душе своей готового крушени€ї[18].

ѕослушание инока своему духовному руководителю должно быть свободным и непринужденным. Ѕудучи опытным врачом, духовник не должен злоупотребл€ть данной от Ѕога властью Ђв€зать и решитьї (ћф. 18: 18). Ђ»стинного пастыр€ покажет любовь; потому что из любви претерпел расп€тие наш ѕастырьї, Ч говорит преподобный »оанн Ћествичник[19].

¬ афонских монастыр€х, где должность игумена €вл€етс€ выборной, игумен естественным образом сочетает в одном лице администратора и духовника. ¬ наших же услови€х служени€ игумена и духовника, как правило, разведены. —ледует задать вопрос: насколько в таком случае уместно назначение духовника всему братству волей и властью игумена или архиере€? Ќе следует ли подумать о том, чтобы должность духовника сделать выборной?  онечно, в таком случае возрастает риск того, что у духовника как выбранного братией будет больше авторитета среди монашествующих, чем у игумена, назначенного сверху. Ќо такой риск существует и вне зависимости от выборности должности духовника: он заложен в самом феномене разделени€ этих двух служений.

¬ Ђѕоложенииї затрагиваетс€ вопрос о духовном руководстве в женских монастыр€х и говоритс€, что оно должно осуществл€тьс€ св€щеннослужител€ми, несущими служение в обители[20]. ѕри этом рекомендуетс€, чтобы св€щеннослужители женских монастырей избирались из состава женатого духовенства[21]. ¬озникает резонный вопрос: чему может научить монахинь женатый духовник, если он сам не имеет опыта монашеской жизни?

ƒуховного руководства от монашествующих часто ищут и мир€не. ѕольза его несомненна, когда опытный духовный наставник, вед€ внимательную внутреннюю жизнь, зна€ законы духовной жизни, дает советы своим чадам-мир€нам. ќпасность кроетс€ в том, что некоторые духовники-монахи требуют от мир€н монашеского послушани€ в вопросах трудоустройства, гражданской позиции, семейной жизни и учебы. Ќа это указывалось в постановлении —в€щенного —инода от 29 декабр€ 1998 года Ђќб участившихс€ в последнее врем€ случа€х злоупотреблени€ некоторыми пастыр€ми вверенной им от Ѕога властью “в€зать и решить”ї (ћф. 18: 18)ї[22]. ћногие пункты данного постановлени€, к сожалению, сохран€ют актуальность до сего дн€.

5. ѕросветительска€ роль монашества

Ќесмотр€ на то, что монашество зародилось в IV веке как форма ухода от мира, в дальнейшем наблюдаетс€ стремительный количественный рост городских монастырей: монахи стали возвращатьс€ в мир и селитьс€ в городах. —охран€€ основные принципы общежительного монашества монастыри (и не только городские) нередко становились крупными миссионерскими и просветительскими центрами.

 лассическими примерами монастырей, которые несли миру свет просвещени€, €вл€ютс€ »ерусалимска€ Ћавра св€того —аввы ќсв€щенного и —тудийский монастырь в  онстантинополе. ќсобое место принадлежит јфону как огромному центру богословского образовани€, богослужебной культуры и духовной жизни. ¬ истории русского монашества тоже немало иноков-просветителей и монастырей Ч центров духовного просвещени€: это и  иево-ѕечерска€ Ћавра, и Ќ€мецкий монастырь в ћолдавии, и ќптина пустынь, и, конечно, Ђдом —в€той “роицыї преподобного —ерги€.

ќсоба€ роль в просветительской де€тельности монастырей принадлежит прослойке образованных иноков, так называемому Ђученому монашествуї. ¬ послепетровский период ученое монашество существовало в –усской ÷еркви почти исключительно в его Ђчиновномї варианте. “ипичный ученый монах по окончании духовной академии последовательно смен€л должности помощника инспектора провинциальной духовной семинарии, затем инспектора духовной академии, ректора академии (как правило, с об€зательным формальным насто€тельством в каком-нибудь монастыре, который он мог вообще не посещать). Ќаконец, он становилс€ архиереем.

Ѕлагодар€ этой системе по€вились такие выдающиес€ и просвещенные личности, как св€тители ‘иларет ћосковский, ‘еофан «атворник, »гнатий (Ѕр€нчанинов), митрополит ћакарий (Ѕулгаков), архиепископы ‘иларет (√умилевский) и —ергий (—пасский), епископ ѕорфирий (”спенский) и многие другие. ќднако у системы Ђчиновного ученого монашестваї[23] был и один весьма существенный изъ€н: она не оставл€ла места дл€ тех иноков, которые желали посв€тить свою жизнь исключительно науке, стать в собственном смысле слова учеными, специалистами в той или иной области богословской науки. ”ченость рассматривалась лишь как средство достижени€ высокой церковной должности, но не как нечто имеющее ценность само по себе.

¬ этом плане главным отличием западного монашества от восточного €вл€етс€ значительно больша€ дифференциаци€ призваний, благодар€ которой иноки, считающие своим призванием науку, получают возможность беспреп€тственно ею заниматьс€, тогда как другие могут оставатьс€ вдалеке от научно-богословских изысканий.

√овор€ о современном русском монашестве, приходитс€ признать, что у нас нет ученых монастырей, почти нет ученых иноков, а недоверие к науке, образованию и просвещению по-прежнему, несмотр€ на предпринимаемые —в€щенноначалием усили€ по повышению образовательного уровн€ иноков и инокинь, прочно сохран€етс€ в монашеской среде. ѕричина такого положени€ заключаетс€ в представлении о том, что ученость не нужна дл€ спасени€, что она несовместима со смирением и с монашеским аскетическим деланием.

Ќо истори€ просветительской де€тельности монастырей убеждает нас в обратном.  нига и знание не могут помешать благочестию и смирению. —в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов), сам великий подвижник и аскет, в беседе с архиепископом Ћеонидом ( раснопевковым) советовал ему изучать греческий €зык, церковную историю и другие науки дл€ своего служени€. ¬ числе прочего св€титель »гнатий сказал: ЂЌе оставл€йте науки светской, поскольку она служит к округлению духовных наукї[24].

Ѕроса€ сегодн€ все силы на восстановление монастырских стен, мы иной раз забываем о том, что восстановлени€ требует и сама монашеска€ традици€, включающа€ в себ€ не только трудовые послушани€, но и научную и просветительскую де€тельность. ƒл€ этой де€тельности нужны ученые иноки. ј дл€ того, чтобы они у нас по€вились, должны быть созданы Ђученые монастыриї, где монахи могли бы учитьс€, имели бы врем€ и возможность читать, писать, заниматьс€ богословием. ƒл€ ученых иноков должна быть создана благопри€тна€ атмосфера, котора€ бы способствовала их духовному и научному росту.

6. Ђћонашество в мируї

¬ Ђѕоложении о монастыр€х и монашествеї определенное внимание уделено феномену, известному под именем Ђмонашества в мируї. Ётот феномен рассматриваетс€ в качестве исключени€ из правила, требующего особого контрол€ —в€щенноначали€.

ћежду тем, в нынешних услови€х есть определенные служени€, которые предполагают пребывание монаха в миру Ч и отнюдь не в виде досадного исключени€ из общего правила. ѕрежде всего, речь идет о монашествующих, которые либо обучаютс€, либо преподают в духовных школах. Ќекоторые монахи несут свои послушани€ на приходах, в епархиальных и синодальных структурах, в мисси€х, в заграничных учреждени€х. »х путь в чем-то более труден и тернист, чем путь иноков, живущих в монастыре. “аким монахам приходитс€ превращать обычное жилище в монашескую келью, а окружающий мир со всеми его соблазнами должен стать дл€ них подобным пустыне.

¬не монастыр€ монаху необходимо с особым напр€жением взирать на подвиг ’риста и всех св€тых, следовавших за ’ристом. ≈сли монахи за пределами монастыр€ будут старатьс€ жить так же, как в монастыре, не упускать возможности уединени€ и молитвы, питатьс€ духовной трапезой св€тых отцов и учителей аскетики, их монашество вовсе не будет профанацией.

ћонахи вне монастыр€ несут особую ответственность за свое духовное состо€ние не только потому, что в миру труднее хранить внутреннюю жизнь, но еще и потому, что на них взирает множество мирских людей. » если за монастырскими стенами подчас не видны падени€ или борьба со своей падшей природой, то вне монастыр€ грехи монахов чаще станов€тс€ €вными, открытыми дл€ всеобщего обозрени€. “акие примеры пагубно сказываютс€ на всей ÷еркви, на том, как сторонние наблюдатели воспринимают ÷ерковь и ее представителей.

ќднако не только падени€, но и подлинна€ духовна€ жизнь монахов вне монастыр€ не остаетс€ сокрытой от чужих глаз. »х добрый пример особенно важен дл€ назидани€ и укреплени€ тех, кто стремитс€ пойти за ’ристом.

ќ монашеском присутствии в духовных школах следует сказать отдельно. Ѕудущим пастыр€м необходимо не только изучать истины христианства по книгам, но и иметь убедительный пример христианской жизни перед глазами. ѕрисутствие монахов в духовной школе дает студентам возможность обращатьс€ к опытным старцам за духовным руководством, молитьс€ за монашеским богослужением, непосредственно соприкасатьс€ с многовековой традицией православного иночества, встречатьс€ лицом к лицу с ее лучшими представител€ми.

ћонахи-преподаватели, живущие в соответствии со своим призванием и обетами, хран€щие молитву и уединение, могут передать свое внутреннее устроение ученикам духовных школ, подчас даже без специальных наставлений. Ќекоторые студенты по окончании семинарии или академии сами избирают монашеский путь.

≈сть, конечно, и отрицательные стороны монашеского присутстви€ в духовных школах. ≈сли монах не ведет глубокой внутренней жизни, заражен честолюбием, его нахождение среди студентов может стать соблазном дл€ будущих пастырей, дискредитиру€ саму идею монашества. ƒругой отрицательной стороной может стать отсутствие взаимопонимани€ между учащимис€, желающими вступить в брак, и администрацией духовной школы, если она по преимуществу состоит из монахов. ƒуховна€ школа Ч это не монастырь, и преп€тствовать браку, как и благословл€ть принимать монашество по послушанию недопустимо.

ќдной из разновидностей Ђмонашества в мируї €вл€етс€ служение архиере€ (если только архиерей не совмещает это служение с посто€нным пребыванием в каком-либо монастыре в качестве игумена или насельника).

—ейчас можно все чаще слышать мнение о том, что архиерейство невозможно совместить с исполнением монашеских обетов, а потому архиереев лучше избирать не из мантийных монахов, а из р€софорных иноков, не дававших монашеские обеты, или просто из неженатых клириков. ѕодобна€ практика имеетс€, например, в  онстантинопольском ѕатриархате. ” нас же, в –усской ÷еркви, существует многовекова€ традици€ рукоположени€ в епископский сан только тех клириков, кто имеет пострижение в мантию[25].

 ак известно, в древней ÷еркви епископы могли быть женатыми. ќднако уже в IV веке все чаще епископами станов€тс€ клирики, не состо€щие в браке. ¬ иконоборческую же эпоху повсеместным €влением на православном ¬остоке становитс€ поставление в епископский сан лиц, имеющих монашеское пострижение, причем не в р€софор, а в схиму (малую или великую). ¬ XV веке св€той —имеон —олунский пишет об этом как о самоочевидном и единственно возможном варианте[26].

ѕочему представл€етс€ очень важным сохранение той традиции, котора€ сложилась у нас на прот€жении веков, а именно Ч рукоположение в епископский сан только тех лиц, которые дали монашеские обеты, то есть постриженных в малую схиму (мантию)?

¬о-первых, потому, что, по моему глубокому убеждению, архиерейское служение отнюдь не противоречит монашеским обетам, а €вл€етс€ одной из форм их исполнени€. ÷елый сонм св€тителей ѕравославной ÷еркви свидетельствует о том, что монашество нисколько не преп€тствует несению епископского служени€, а наоборот, способствует ему.

¬о-вторых, епископ нередко становитс€ св€щенноархимандритом одного или нескольких монастырей своей епархии (в последнее врем€ это €вление стало повсеместным, и на каждом заседании —инода мы принимаем решени€ о назначении архиереев св€щенноархимандритами тех или иных монастырей).  ак же может человек, не имеющий пострижени€ и не дававший монашеских обетов, возглавл€ть монашескую общину?

¬опрос о монашестве в миру и о епископском служении как разновидности монашеского послушани€ имеет дл€ мен€ определенную личную окрашенность. ћой монашеский путь началс€ в монастыре, который был дл€ мен€ Ђнебом на землеї и откуда € ни за что не ушел бы по собственной воле. Ќо спуст€ неполных два года после пострига € оказалс€ вне монастыр€ Ч не по своей воле, а по воле архиере€, который посчитал, что € принесу больше пользы на приходе, и поручил мне возглавить сначала два, а потом четыре прихода. ƒва года довелось мне, уже будучи монахом, провести в духовном учебном заведении в качестве преподавател€, затем еще два в светском университете в качестве докторанта. Ўесть лет € нес послушание в синодальном отделе и вот уже почти двенадцать лет несу архиерейское служение. “аким образом, о том, что такое Ђмонашество в мируї, € знаю не понаслышке, как, впрочем, и о монастырской жизни, котора€ была дл€ мен€ важнейшей школой богослови€ и богомысли€, предопределившей весь мой дальнейший путь.

¬сю свою жизнь после прин€ти€ пострига € рассматриваю как возможность исполнени€ монашеского обета послушани€. √лубоко убежден в том, что от ѕосто€нного члена —в€щенного —инода требуетс€ не меньша€, а может быть, гораздо больша€ степень послушани€, чем от послушника или монаха в монастыре. ќт вс€кого архиере€ требуетс€ абсолютное послушание —в€щенноначалию, так же как требуетс€ от него и исполнение других монашеских обетов.

***

¬ заключение хотел бы сказать о том, что монашескую жизнь невозможно до конца регламентировать какими бы то ни было уставами и положени€ми.  ачество жизни монаха во многом зависит от него самого, от его внутренней устремленности и целеполагани€. ¬ самом строгом монастыре можно оказатьс€ никудышным монахом, а можно достичь великих духовных даров, нес€ монашеский подвиг вне монастыр€.

Ђ∆изнь монашеска€, в отношении дел, слов, помышлений и движений должна быть проводима в чувстве сердца. ≈сли же не так, то она не будет монашеска€, не говорю уже ангельска€ї[27], Ч пишет преподобный »оанн Ћествичник. Ѕудем же, дорогие брать€, идти по монашескому пути Ђв чувстве сердцаї, пам€ту€ о том, что никакие внешние предписани€ не смогут подменить собой тот внутренний подвиг, к которому призван каждый монах, будь то в монастыре или в миру.

Ѕогослов.Ru

26 / 09 / 2013

[1] Ћитература по данному вопросу включает следующие монографии: ѕальмов Ќ. Ќ. ѕострижение в монашество: чины пострижени€ в монашество в греческой ÷еркви (историко-археологический этюд).  иев, 1914; Wawkyk M. Initiatio monastica in Iiturgia byzantinaЕ R., 1968. (OCA; 180); јрранц ћ.¬изантийский монашеский постриг: исторический опыт. ћ., 2003. —огласно данным этих исследований, изначально существовало только одно чинопоследование монашеского пострига, о котором говоритс€ в јреопагитском корпусе. ¬ наиболее ранних сохранившихс€ ≈вхологи€х VIII-XI веков имеетс€ чин единственного монашеского пострига с принесением обетов, а также предварительный чин, не содержащий обетов. Ётот предварительный чин называетс€ Ђпервой схимойї, или Ђпросхимойї. —оответствует он, надо полагать, новициату. ¬ некоторых рукопис€х просхима называетс€ Ђмалой схимойї, в таком случае собственно схима называетс€ Ђвеликойї. ¬ XI-XIII веках чин просхимы претерпел развитие: он стал включать в себ€ монашеские обеты и вообще стал очень похож на чин великой схимы. — XIV века по€вл€етс€ чин пострижени€ в р€софор. ќчевидно, он возник из-за того, что на месте просхимы (новициата) возникла пустота, когда сама просхима превратилась в полноценный постриг. ¬месте с тем, у р€софора есть более ранний прообраз: молитва Ђна прин€тие мантииї, котора€ встречаетс€ в некоторых ранних рукопис€х, но котора€ не подразумевала пострижени€ волос. “аким образом, с XIV века у греков уже существует система: р€софор Ч мала€ схима Ч велика€ схима. ¬ самой ранней слав€нской рукописи Ч глаголическом —инайском “ребнике XI века Ч есть пара молитв на малую схиму, без обетов, а затем Ч велика€ схима. ¬ русских рукопис€х XIV века уже есть мала€ и велика€ схимы, а р€софора еще нет.

[2] ‘еодор —тудит. «авещание 12. PG 99, 1820 —.

[3] —м. ƒионисий јреопагит. ќ церковной иерархии. √л. 6: Ђ“айнодействие монашеского посв€щени€ї.

[4] —м. —вт. √ригорий ѕалама. “риады в защиту св€щенно-безмолвствующих / ѕер., послесловие и комм. ¬. ¬ениаминова [=¬. Ѕибихина]. ћ., 1995. —. 271 ЂЕ„то уж говорить о св€щенной молитве или призвании или крестовидном напечатлении в волосах и о прочих символах монашеского усовершени€, без которых мы, послушные законоположени€м св€тых отцов, не признаем монаха! ¬едь он не испросил даже св€той молитвы при введении в монашеское таинство, но €вилс€ самодельным, а отсюда недалеко уже сказать поддельным монахомї.

[5] —вт. —имеон —олунский. De sacr. Cap. 360 // PG. 155. Col. 673AB. ÷ит по.: –одионов ќ. ј. Ѕогословское осмысление монашества в трудах восточных отцов ÷еркви. // ћатериалы V ћеждународной богословской конференции –усской ѕравославной ÷еркви Ђѕравославное учение о церковных таинствахї. “ом 3. ћ., 2009. —. 408-409.

[6] ÷ит по.: ѕольсков  ., св€щ. ћонашеский постриг как таинство ÷еркви. // ћатериалы V ћеждународной богословской конференции –усской ѕравославной ÷еркви Ђѕравославное учение о церковных таинствахї. “ом 3. ћ., 2009. —. 414.

[7] “ребник. ћ., 1884. Ћ. 73 об.

[8] ‘еодор —тудит. «авещание 12. PG 99, 1820 —. —р. также ѕослани€ I. 10 // PG. 99, 941 C.

[9] Ђ–ассказывал авва Ћот: был € однажды в келье аввы јгафона; тогда пришел к нему брат и сказал: € хочу жить с брати€ми, Ч скажи мне, как жить с ними? —тарец отвечал ему: как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни твои, веди себ€ пред ними как странник, и не будь вольным в обращенииї. ƒревний патерик. ћ., 1997. —. 156-157.

[10] Ђѕонеже присоедин€тьс€ Ѕогу, чрез удаление от молвы житейски€, весьма спасительно, то мы должны не без испытани€ безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Ѕогу, как уже твердый и происход€щий от ведени€ и рассуждени€, после полного раскрыти€ разумаЕї

[11] ќтмечу, что в Ђѕоложенииї говоритс€ о необходимости Ђдобровольного письменного согласи€ї послушника на пострижение в р€софор, но ничего не говоритс€ о таковом при пострижении в мантию.

[12] Ђ¬ таком виде изображена нами школа служени€ √осподу, в установлени€х которой, надеемс€, нет ничего жестокого, ничего т€гостного. Ќо если и покажетс€ что, по требованию закона правды, дл€ исправлени€ пороков и сохранени€ любви, несколько стеснительным, не поражайс€ от того страхом и иди путем спасени€, которого нельз€ начать иначе, как только узким путем (ћф.7:13Ц14)Е — продолжением такого рода жизни в вере, расширитс€ сердце, и течение путей заповедей √осподних пойдет с неизъ€снимой сладостью любви; так что, если не оставим сего училища и в обучении его пребудем до смерти, то через терпение сделаемс€ причастными страданий ’ристовых, а затем сподобимс€ наследий ÷арстви€ ≈гої. ƒревние иноческие ”ставы. —ост. свт. ‘еофан «атворник ¬ышенский. »здательство —пасо-ѕреображенского ¬алаамского монастыр€, 1994. —. 587-653 (”став преп. ¬енедикта).

[13] ¬ проекте Ђѕоложени€ї говоритс€ о двух типах монашеской жизни, но перечисл€ютс€ три: отшельничество, скитское житие и общежитие. ƒумаетс€, однако, что скитское житие вполне можно включить в пон€тие Ђобщежити€ї в качестве одной из его разновидностей.

[14] Ќапример у преп. »оанна  ассиана –имл€нина. ¬осемнадцатое собеседовани€ аввы ѕиаммона о трех родах монахов. »оанн  ассиан –имл€нин. ѕисани€. ћосква: ј—“, ћинск: ’арвест. 2000.

[15] ƒревние иноческие уставы. —. 279.

[16] ѕримеры решений дореволюционного —в€тейшего —инода. Ђќт 17-22 июн€ 1911 года за є 4516, постановлено: избранную большинством голосов сестер —пасо-Ѕородинского женского общежительного монастыр€, ћосковской епархии, на должность насто€тельницы оного, монахиню сего же монастыр€ јнгелину утвердить в означенной должности, с возведением в сан игумении. ќт 13-28 июл€ 1911 года за є 5177, постановлено: единогласно избранную сестрами ќсташковского «наменского женского монастыр€, “верской епархии, на должность насто€тельницы сего монастыр€, казначею оного монахиню ћаргариту утвердить в означенной должности, с возведением в сан игумении. ќт 1-2 ма€ 1912 года за є 3750, постановлено: освободив архимандрита »ерона, согласно его просьбе, по преклонности лет и болезненному состо€нию, от должности насто€тел€ Ќово-јфонского —имоно- ананитского монастыр€ на  авказе, утвердить в должности насто€тел€ названого монастыр€, согласно избранию братии, нынешнего наместника оного, иеромонаха »лариона, с возведением его в сан архимандрита. ќт 29 ма€-8 июн€ 1912 года за є 4690, постановлено: на освободившуюс€, за смертью игумена ѕаллади€, должность насто€тел€ “роицко-—тефановского общежительного монастыр€ назначить единогласно избранного братиею обители иеромонаха сего же монастыр€ јмвроси€ї. —м.: http://www.russian-inok.org/ Ѕиблиотека Ц Ђ–усский инокї (в конце каждого номера опубликованы журналы заседаний —инода).

[17] Ђѕосле того, как он [предыдущий игумен], согласилс€, по вашему избранию, поставить мен€ игуменом, он совершенно воздерживаетс€ от вс€ких приказаний, но следует моей волеї. ÷ит. по: ѕреподобный ‘еодор —тудит. ћонастырский устав. ¬еликое оглашение. „асть I. ћосква, 2001. —. 215.

[18] ѕреп. »оанн Ћествичник. Ћествица V, 6. Ћествица, возвод€ща€ на небо. »зд. 4-е. ћ.: ƒаръ. —. 58.

[19] ѕреп. »оанн Ћествичник. —лово особенное к пастырю V, 6. Ћествица, возвод€ща€ на небо. »зд. 4-е. ћ.: ƒаръ. —. 454.

[20] Ђƒуховник утверждаетс€ в этой должности епархиальным архиереем. ¬ женских монастыр€х духовник назначаетс€ епархиальным архиереем из числа св€щеннослужителей, совершающих богослужени€ в обителиї. ѕроект Ђѕоложени€ о монастыр€х и монашествеї IV, f.

[21] Ђ—леду€ древней церковной традиции, запечатленной в постановлени€х многочисленных —оборов, не допускаетс€ служение монахов в женских обител€х. —огласно определению ёбилейного јрхиерейского —обора 2000 года Ђисключени€ могут делатьс€ только дл€ пастырей, имеющих богатый духовный опыт и наход€щихс€ в преклонных годахї (пункт 14 определени€ Ђќ вопросах внутренней жизни и внешней де€тельности –усской ѕравославной ÷ерквиї). —в€щеннослужители, несущие послушание в женских монастыр€х, определ€ютс€ епархиальным архиереемї. “ам же, IV, d.

[22] ¬ этом постановлении, в частности, говоритс€: Ђ»ме€ в виду участившиес€ жалобы мир€н на канонически неоправданные действи€ отдельных пастырей, указать св€щенникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждени€ или склонени€ пасомых, вопреки их воле, к следующим действи€м и решени€м: прин€тию монашества; несению какого-либо церковного послушани€; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступлени€ в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служени€; отказу от участи€ в выборах или от исполнени€ иных гражданских об€занностей; отказу от получени€ медицинской помощи; отказу от получени€ образовани€; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительстваї.

[23] ¬ыражение принадлежит архимандриту  иприану ( ерну). —м. јрхимандрит  иприан ( ерн). ќ. јнтонин  апустин. јрхимандрит и начальник –усской духовной миссии в »ерусалиме (1817-1894). ћ., 1997. —. 6.

[24] ÷ит. по: ћарк (Ћозинский), игум. ќтец современного иночества. ћ., 1996.

[25] ¬ новейшей истории –усской ÷еркви мне известен лишь один случай р€софорного епископа Ч это теперь уже бывший епископ ¬асилий (ќсборн), которого митрополит —урожский јнтоний по принципиальным соображени€м не постригал в мантию перед его архиерейской хиротонией, ограничившись пострижением в р€софор.

[26] —м. Ќикодим (ћилош), еп. ѕравила —в€той ѕравославной ÷еркви с толковани€ми. “олкование на ѕравило 12 “рулльского собора. Holy Trinity Orthodox Mission, 2001: Ђ“ак это было в конце XIII и вначале XIV веков; с тех пор упом€нута€ практика все больше и больше утверждаетс€ в церкви, и стала почти всеобщей, за редкими исключени€ми. ¬ первой половине XV века об этой практике —имеон —олунский пишет: У¬ысокое это звание (епископское) теперь почти везде ввер€етс€ монахам. » если взором окинешь всю церковь, вр€д ли найдешь, что епископского звани€ удостоилс€ кто-либо из живущих в мире (не в монастыре); между тем монахам епископство как бы самой судьбой предназначено. ≈сли же найдешь, что кто-либо епископом стал из мирского духовенства, то знай, что церковь от такого требовала, чтобы он предварительно прин€л монашеский чин. “ак думают все верующие, главным же образом Ч божественные предсто€тели церквей, которые отдают честь божественной схиме ради ее небесного происхождени€ и заветаФї.

[27] ƒобротолюбие. “. 2. —в€то-“роицка€ —ергиева Ћавра, 1992. —. 501.

     оментари:

    2013-10-31
    15:59
    ≈лена:
    ¬ полном собрании сочинений »гнати€ Ѕр€нчанинова есть глава, написанна€ ќльгой Ўафрановой (ѕреосв€щенный Ћеонид ( раснопевков)), в котрой есть интересное повествование о ѕреосв€щенном Ћеониде ( раснопевкове).

    http://www.e-reading.biz/chapter.php/145187/192/Svyatitel%27_Ignatiii_Bryanchaninov_6_Tom_6._Otechnik.html#n2145

    Ќачало цитаты

    ѕреосв€щенный Ћеонид... 13 декабр€ ... по приглашению архимандрита »устина прибыл в Ќиколо-Ѕабаевский монастырь...
    ¬ечер он провел в обществе архимандрита »устина и ѕетра јлександровича Ѕр€нчанинова, в беседе с которыми между прочим сказал: Ђѕреосв€щенный владыка »гнатий убеждал мен€ довольствоватьс€ тою общею научностию, которую € имел при моем светском образовании, с тем, чтоб € исключительно посв€тил себ€ изучению монашестваї.

     онец цитаты.

    2013-10-01
    11:32
    ¬адим:
    ѕросто человеку. ћонашество, как и брак, установлено —амим Ѕогом. —ам √осподь, прид€ на землю как истинный человек, жил безбрачно, часто уедин€€сь дл€ молитвы. –одилс€ ќн от ƒевы,  отора€ еще до ≈го рождени€ дала обет безбрачи€, неведомый у иудеев и даже противный им. ќ ѕредтече »оанне, который до 30 лет жил в пустыне уединенно, ’ристос засвидетельствовал, что выше него не было никого из рожденных женами. „то еще сказать к этому?  то боретс€ против монашества, против девственной и подвижнической жизни, тот боретс€ против ’риста и ≈го ≈вангели€, потому что в нем √осподь €сно говорит: могущий вместить такую жизнь должен жить ею, потому что она выше жизни в браке.ƒо ≈го пришестви€ на землю, когда человек жил по закону и не мог еще вместить жизни по благодати, как сын Ѕожий, а не раб, он был принужден к браку. ѕосле пришестви€ ’риста и ≈го воскресени€ иное врем€, и христиане все призываютс€ жить равноангельной жизнью, призываютс€, но не принуждаютс€.  аждый пусть изберет себе то, что пожелает и так живет честно, по закону ≈вангели€: безбрачно, значит в непрестанных и сугубых трудах ради √оспода, в браке - значит в чистоте, терпении и в посильном богоугождении, но первое лучше второго по свидетельству апостола ѕавла.  то поносит девственную жизнь, тот, без преувеличени€ и сгущени€ красок, не лучше иуде€, живущего дл€ одной земли, и едва ли может считатьс€ насто€щим христианином, который призываетс€ к небесному.

    2013-10-01
    00:29
     афолик:
    ≈сли рассматривать с заключительного св-ва ÷еркви,то Ѕрак - это проповедь и €вление восторжествовавшей любви ÷арства Ќебесного,со своими скорб€ми и лишени€ми. Ќо на земле мы этого торжества в полноте не видим,здесь полно несчастных страдальцев... ћонашество,при этом,проповедь и €вление единени€ с ними по-образу божественного —традальца,со своими утешени€ми и радост€ми от Ќего и ≈го ћатери. Ќа все вол€ Ѕожи€ и ≈го призвание. ј все вместе твор€т общее дело - Ћитургию вечного ÷арства Ћюбви.

    2013-09-29
    21:51
     онстантин:
     акой умный и образованный человек владыка »ларион!

    2013-09-29
    18:26
    Ќиколай:
    просто человеку
    ≈сли бы не было монашества, мы сейчас по русски комментарии не писали бы здесь. »стори€ человечества была бы совсем иной.  огда мы говорим о истории человечества, промысел Ѕога без сомнени€ определенно выражен. ¬ы ставите под сомнение правильность двухвекового исторического развити€ человечества? ≈сли Ѕогу будет не нужен институт монашества, такового не будет. Ќа данном этапе исторического развити€ это соль православного христианства. Ётим все сказано.

    2013-09-29
    12:37
    просто человек:
    —колько искусственности, привнесЄнной от ума человеческого, горделивого и немощного. √осподь ¬седержитель не создавал монашества. ќн создал мужчину и женщину. » сказал, что это хорошо. » ещЄ ќн сказал, что нехорошо человеку быть одному. » ещЄ много чего на эту тему сказал ќн. ¬се вышеприведЄнные цитаты принадлежат человекам. —  ем мы спорим, реформиру€ и совершенству€ то, что не входит в Ѕожий замысел о человеке?
    1. "ћожно ли, например, считать принуждением (к монашескому постригу) настойчивую рекомендацию или даже требование духовника, архиере€ или игумена? ƒумаю, что нет". - ¬от это уже страшно.
    2."¬озникает резонный вопрос: чему может научить монахинь женатый духовник, если он сам не имеет опыта монашеской жизни?" - ј чему может научить неженатый? Ќе знающий на практике ни женских немощей, ни женской хитрости, ни женской глубины?

    2013-09-28
    01:04
    Ќиколай:
    ѕравильные мысли высказаны. ќсобенно о монашеском постриге и подготовке к постригу. »еромонах слово очень благозвучное, но мы знаем, что монах вышедший из кельи обратно таким же не вернетс€.

    2013-09-27
    00:30
    ≈лена.”краина:
    Ѕез духовно-опытного руководител€ в монастыре делать нечего. онечно,это личное мнение,как и лична€ проблема. Ќельз€ ввер€ть свою душу кому попало,чтобы вместо спасени€ не прийти к погибели. ѕослушание - само собой,а 100% доверие духовному руководителю - это уже залог спасени€. "»стинного пастыр€ покажет любовь;потому что из любви претерпел расп€тие наш ѕастырь". преп.»оанн Ћествичник. ќчень надеюсь на такую встречу.ѕрошу св€тых молитв.

    ¬аш коментар

    ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

    ¬аш коментар:
    ¬аше име:
    ¬аш e-mail:
    ”несите броjеве
    коjе видите на слици:


    RSS 2.0