¬стреча с ѕравославием

—в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов) о подлинном лице протестантизма

—в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов) —в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов)
 огда некоторые церковные люди увлекаютс€ либерализмом и реформаторством, высказыва€ недовольство традици€ми ÷еркви, не лишним будет напомнить, что точно так же в свое врем€ зарождалс€ протестантизм.   чему приводит протестантизм и в чем его глубинна€ суть, наиболее точно нам раскрывают св€тые отцы. —реди отцов ÷еркви, чь€ духовна€ интуици€ всегда четко свидетельствовала о тончайших подменах, особенно значим св€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов).

Ќаход€сь в обществе, уже испытывавшем вли€ние со стороны протестантского «апада, св€титель »гнатий неоднократно высказывалс€ по этому поводу. ¬ насто€щее врем€, име€ полное собрание трудов св€тител€ »гнати€, мы можем составить достаточно €сную картину его отношени€ к протестантизму.

ќтзыва€сь о характере протестантизма, родившего множество профессоров-теологов, но не родившего ни одного св€того, св€титель »гнатий давал следующую оценку: Ђпротестант холодно-уменї[1], это Ђземной характерї, не имеющий никакого отношени€ к Ќебу[2]. –ационализм протестантизма, мелочно исследующего букву ѕисани€ и не замечающего его глубинную суть, всегда преп€тствовал серьезной духовной жизни. –ассужда€ о карелах на Ћадожском озере в статье Ђѕосещение ¬алаамского монастыр€ї, св€титель следующим образом говорит о прозелитизме лютеранства среди местного населени€, в результате чего ѕравославие на финл€ндском побережье оказалось вытеснено: ЂЌыне сто€т лютеранские кирхи, оглашаемые лишь тощею проповедию холодного пастора. ќн, говор€ народу в проповеди своей одно поверхностное, ученое сведение об »скупителе и ≈го нравоучении, говорит каждый раз как бы надгробное слово над утраченною истинною живою верою и ÷ерковию этими людьми и местамиї[3]. “аким образом, в протестантизме нет подлинной жизни и веры, а только рассудочна€ ученость с поверхностным нравоучением. ѕоэтому в протестантизме не могло по€витьс€ какой-либо серьезной аскезы, глубокого духовного опыта.

Ѕолее того, рационализм, отсутствие глубины духовной жизни привели протестантизм к отвержению аскетических принципов, свойственных традиционному христианству на прот€жении полутора тыс€ч лет. ¬ частности, протестанты, как и атеисты-безбожники, произнос€т хулы на монашество, отверга€ его богоустановленность[4]. ѕодобное отвержение нашло пр€мое воплощение в жизни родоначальника протестантизма Ц ћартина Ћютера, а затем выразилось в отвержении протестантами соответствующих догматических утверждений ÷еркви относительно ѕриснодевства Ѕожией ћатери: Ђѕротестанты, закл€тые враги Ќовозаветного девства, утверждают, что —в€тейший —осуд и ’рам Ѕожий, Ѕогоматерь, по рождении ≈ю Ѕогочеловека, нарушила девство —вое, соделалась сосудом похоти человеческой, вступила с »осифом в отношени€ жены, имела других детей. ћысль ужасна€! мысль вместе и скотска€ и демонска€! мысль богохульна€! ќна могла родитьс€ только в недре глубокого разврата! ≈е мог произнести и может произносить только отча€нный и отверженный прелюбодей! ≈е могут прин€ть и усвоить себе одни те, которые столько низошли от образа и подоби€ Ѕожиих к подобию скотов, что имеют и могут иметь пон€тие о естестве человеческом единственно в его униженном, скотоподобном состо€нииЕ Ћютер, свергший с себ€ монашество и вз€вший себе в наложницу монахиню, свергшую монашество, Ц союз Ћютера с ≈катериною де Ѕорре иначе не может быть понимаем, так как не видно, чтоб обеты девства, данные ими Ѕогу, были им возвращены, Ц вопиет против христианского девства. ¬опиют против него вместе с Ћютером все протестанты. ќни называют девство противоестественным, противным воле, благословению, повелению Ѕогаї[5].

—в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов) не мыслил пути к христианскому совершенству вне девства, целомудри€, монашества. Ёто тот путь, который был €влен в жизни —амого ’риста и находил воплощение уже в первом поколении христиан. ѕротестантизм, отверга€ эти основы православной аскетики, естественно воспринималс€ св€тителем как ниспадение с духовно-нравственной высоты к уровню жизни по подобию скотов. Ђ—очинени€ Ћютера нестерпимы не только дл€ благочестивого, но даже дл€ благопристойного читател€. ќни дышат самым грубым развратом и исступленным богохульствомЕ Ћютеранизм доставл€ет большие удобства человеку, желающему как можно меньше обращатьс€ к Ѕогу и как можно меньше ограничивать себ€ в плотских своих пожелани€хї[6].

¬ полном собрании трудов св€тител€ »гнати€ опубликовано небольшое сочинение ЂЋютеранизмї, составленное из ответов на вопросы. «арождение протестантизма в лице Ћютера св€титель рассматривает как абсолютно не нужное дл€ спасени€ людей €вление: Ђ≈сли ’ристово учение достаточно было дл€ спасени€ человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? ≈сли же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение ’ристовой ÷еркви было недостаточным дл€ спасени€, что €вна€ нелепость, богохульствої[7].

’от€ выступление Ћютера было направлено против р€да заблуждений –имской церкви, однако у самого Ћютера св€титель »гнатий находит три вида заблуждений. ¬о-первых, Ћютер вместо заблуждений римских привнес собственные заблуждени€; во-вторых, некоторые из заблуждений католичества сохранил, а в-третьих, отдельные заблуждени€ римо-католиков даже усилил.

—реди сохраненных заблуждений католичества св€титель »гнатий выдел€ет: учение Ђфилиоквеї (что, по мысли св€тител€, было главной причиной отторжени€ «апада от ÷еркви ’ристовой) и совершение таинства  рещени€ через обливание.

—реди усиленных заблуждений латин€н св€титель обращает внимание на отношение к ≈вхаристии: если католики утратили таинство ≈вхаристии через отмену призывани€ —в€того ƒуха и молитвы о пресуществлении, то ЂЋютер отверг вовсе Ћитургию, говорит: “’леб пресуществл€етс€ во рту у причащающегос€ верою!”ї[8].

ћартин Ћютер ћартин Ћютер
—обственные заблуждени€ Ћютера св€титель видит в следующем. ќтвергнув беззаконную власть –имских пап, Ћютер отверг и законную, сан епископский и самую хиротонию, тем самым нарушив установление јпостолов. ќтвергнув индульгенцию, он отверг и таинство »споведи. —в€титель указывает на одно из ключевых заблуждений Ћютера: предпочтение веры с отвержением добрых дел, €кобы Ђдл€ спасени€ достаточна одна вера, хот€ б дела ей не соответствовалиї[9].

ѕеречисл€€ известные заблуждени€ Ћютера: отвержение икон, св€тых мощей, молитв небожител€м, большинства “аинств, самого ѕредани€ с ложным толкованием —в€щенного ѕисани€ по собственному произволу, Ц св€титель заключает: Ђ¬се сии заблуждени€, будучи все вместе вз€ты, не только противны единой истинной —в€той ÷еркви, но и содержат в себе многие т€жкие хулени€ на ƒуха —в€тогої[10]. “о есть это не просто личные мнени€, с которыми можно толерантно соглашатьс€, а т€жка€ хула на ƒуха —в€того.

“аким образом, мы не встретим у св€тител€ »гнати€ даже каких-либо намеков на остаточную благодать вне ѕравослави€. —в€титель не видит возможности спасени€ внутри лютеранства[11]. ƒл€ св€того »гнати€ (Ѕр€нчанинова) границы истинного учени€ всецело совпадают с границами православного исповедани€, а благодать —в€того ƒуха обитает только там, где истина, Ц в ѕравославной ÷еркви. ¬опреки современным экуменическим иде€м, св€титель »гнатий не бо€лс€ называть протестантизм душепагубным еретическим сонмищем: Ђ—амое Ѕожественное ≈вангелие употребили и доселе употребл€ют во зло, дл€ погибели своей, многие миллионы протестантов, толку€ его неправильно и неблагочестно, по поводу будто бы его, удал€€сь от единени€ со ¬селенскою ÷ерковию, составл€€ отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть ÷ерковию ≈вангельскоюї[12].

≈ресь ведет только к погибели. ѕоэтому протестантизм всегда упоминаетс€ св€тителем в контексте общего упадка и растлени€, пропагандируемых в –оссийской империи:

  • ЂЌеведение православной веры, взгл€ды на нее и на ÷ерковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в ѕравославную ÷ерковь посторонние, чуждые и враждебные духу ÷еркви постановлени€, противные правилам и учению ѕравославной ÷ерквиї[13].
  • Ђћонастыри испорчены гордынею и невежеством разных умствователей, умствовавших и действовавших по стихи€м западного протестантизма и атеизмаї[14].
  • Ђќчевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе.  то открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Ётой €зве нет ни врачевани€, ни исцелени€. —паса€й, да спасает свою душу!ї[15].

„то показательно, св€титель »гнатий ставит протестантизм в непосредственной близости с атеизмом как своего рода предвар€ющую ступень на пути во всЄ большем отступлении от Ѕога.

ѕротестанты, выступив против –имской церкви, Ђзаменили зло злом, заблуждени€ заблуждением, злоупотреблени€ злоупотреблениемї, попрали, отвергли, исказили Ѕожественные установлени€[16].

—оответственно, св€титель задавалс€ вопросом касательно сложившейс€ практики чиноприема, согласно которой приходивших из протестантизма в ѕравославие не было прин€то крестить. ¬ декабре 1838 года св€титель »гнатий написал преподобному Ћеониду (Ќаголкину), старцу ќптинскому, письмо, в котором среди прочего писал: Ђ»мею к ¬ам покорнейшую просьбу: известите мен€, в ћолдавии и ¬алахии перекрещивают ли лютеран и прочих протестантов и почему. «десь об этих предметах ныне очень много рассуждают; в особенности обер-прокурор очень ревнует по ѕравославию, издает ныне правила ¬селенских и ѕоместных соборов, ибо наша  ормча€ содержит наиболее не самые правила, а толковани€ под именем правил и на сии краткие толковани€ другие пространнейшие. ƒай, √осподи, чтоб мы, получив насто€щие правила в печати, сколько-нибудь приподн€ли и расслабленные руки к деланиюї[17].

 ак можно полагать, поиск св€тителем прецедентов совершени€  рещени€ над бывшими лютеранами исходил из его размышлений о существовавшей в –усской ÷еркви практике прин€ти€ лютеран только через ћиропомазание. —ам св€титель, име€ представление о полной утрате ƒуха —в€того в протестантских общинах, веро€тно, подходил к выводу о невозможности у них каких-либо таинств, в том числе и  рещени€ (впрочем, размышлений св€тител€ на эту тему не сохранилось).

¬ нашем распор€жении имеетс€ ответ преподобного Ћеонида ќптинского: ЂЌа вопрос ¬аш в ћолдавии и ¬алахии о перекрещивании лютеран и прочих протестантов могу только то сказать, что слыхал от жившего там довольное врем€ покойного старца отца ‘еодора, что перекрещивают, а почему именно Ц о сем не могу ¬ам изъ€вить, ибо не случалось иметь в подробности о сем с ним собеседовани€. ј так как рассуждени€, возникшие ныне о сем предмете, относ€тс€ к догматическим, и ежели есть недоумение, то нельз€ ли употребить средств в изданной в сем году книжице ÷арских и ѕатриарших грамот, на 4-й странице показанных. ¬прочем, должно отнести сие к главе ÷еркви √осподу нашему »исусу ’ристу и молить ≈го о сем, да сохранит ÷ерковь —вою чисту во всей красоте ≈е православного исповедани€ и внушит держащим кормило ≈е пастыр€м оградить к безопасности твердым оплотом Ц изданием €снейших и достоверных соборных правил, да подаст нам произволение и силу к исполнению по ним и к достижению в меру духовного возраста исполнени€ ’ристоваї[18].

—равнительно с католицизмом протестантизм оцениваетс€ св€тителем »гнатием как большее падение. ≈сли у католиков таинство ѕока€ни€ было изменено, то протестантами оно совсем отвергнуто[19]. ≈сли католики из Ћитургии исключили призывание —в€того ƒуха, то Ђпротестанты вовсе отвергли Ћитургиюї[20]. ¬ католицизме еще присутствует аскеза, хот€ и прелестна€, в протестантизме же Ц полна€ утрата аскетической жизни, бездушность и холодный рационализм.  ак известно, св€титель »гнатий полагал в аскезе, основанной на св€тых отцах, всю свою духовную жизнь, в ней видел чистый и €сный путь ко спасению. ѕоэтому он особенно остро воспринимал имевшеес€ в протестантизме отвращение к св€тоотеческой аскезе. “аким образом, протестантизм оцениваетс€ св€тителем как утрата ключевых установлений христианства, своего рода предвестие окончательных утрат в атеизме и безбожии.

“ем не менее, нельз€ утверждать, будто св€титель презирал самих протестантов. ∆есткость и категоричность его высказываний всегда объ€сн€лась тем очевидным фактом, что уклонение от истины во ’ристе, €вленной в ѕравославии, €вл€етс€ уклонением от спасени€, причем уклонением незаметным и потому более опасным. √оречь св€тител€ о распространении неправославных учений была горечью о распространении заманчивой лжи, закрывающей собой »стину. ¬месте с тем, к самим протестантам св€титель никогда не выказывал презрени€.

“ак, он поддерживал весьма теплые отношени€ с известным художником, протестантом по исповеданию,  арлом ѕавловичем Ѕрюлловым (1799Ц1852). Ќесмотр€ на светский характер своих основных работ, Ѕрюллов нередко выполн€л церковные заказы. ¬ частности, дл€ —ергиевой пустыни близ ѕетербурга, где св€титель »гнатий был архимандритом, Ѕрюллов написал образ ѕресв€той “роицы. —охранилось письмо св€тител€ »гнати€ к Ѕрюллову, которое показывает, с каким сердечным теплом св€титель относилс€ к художнику: ЂЕ¬сегда € принимал в ¬ас сердечное участие. ƒуша ¬аша представл€лась мне одиноко странствующею в мире. “ак странствую и €, окруженный с младенчества бедстви€миЕї[21]. —в€титель старалс€ не ранить душу художника, высказыва€сь о его творчестве: Ђƒавно видел €, что душа ¬аша в земном хаосе искала красоты, котора€ бы ее удовлетворила. ¬аши картины Ц это выражени€ сильно жаждущей душиї[22]. ќднако св€титель вежливо и тактично делал намеки на необходимость искать подлинную, вечную красоту: Ђ артина, котора€ бы решительно удовлетворила ¬ас, должна бы быть картиною из вечности. “аково требование истинного вдохновени€. ¬с€ка€ красота Ц и видима€, и невидима€ Ц должна быть помазана ƒухом, без этого помазани€ на ней печать тлени€; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. ≈му надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию.  огда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взорыї[23].  ак можно полагать, в последующих строках про€вл€етс€ сердечное желание св€тител€, чтобы Ѕрюллов прин€л ѕравославие: Ђ∆елаю по приезде моем увидеть ¬ас здоровым, укрепившимс€. ≈ще надо бы ¬ам пожить, пожить дл€ того, чтоб ближе ознакомитьс€ с вечностию, чтоб пред вступлением в нее ст€жать дл€ души ¬ашей красоту небесную; в душе ¬ашей всегда было это высокое стремление. ќбъ€ти€ ќтца Ќебесного всегда отверсты дл€ прин€ти€ вс€кого, кто только захочет прибегнуть в эти св€тые, спасительные объ€ти€ї[24].   сожалению, Ѕрюллов, име€ общение со св€тым человеком, так и окончил свой жизненный путь вне лона ѕравослави€.

¬ целом, оценки, данные протестантизму св€тым »гнатием, кому-то могут показатьс€ слишком категоричными, строгими. ќднако есть смысл прислушатьс€ к духовной интуиции св€тител€: путь рационального осмыслени€ истин веры с утратой —в€щенного ѕредани€ ÷еркви влечет за собой охлаждение духовной жизни и непременно повлечет утрату догматической чистоты, что зачастую мы и видим в среде современных либералов-реформаторов.

14 / 11 / 2013

[1] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕосещение ¬алаамского монастыр€ // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 1. ћ., 2001. —. 412.

[2] “ам же.

[3] “ам же. —. 401. —амо распространение лютеранства св€титель полагал в первоначальном фанатизме приверженцев зародившегос€ протестантизма, что выразилось в кровопролити€х: Ђ¬ начале семнадцатого столети€ шведский полководец ѕонтус де-ла-√арди, причинивший столько зла –оссии, разорил обитель ¬алаамскую; церкви и келлии предал пламени, иноков Ц острию меча; некоторые убежали, унес€ с собою мощи св€тых основателей монастыр€. ѕодобной участи подвергс€ и левый берег ‘инл€ндии: православные храмы сожжены; св€щеннослужители убиты или изгнаны; распространен между жител€ми лютеранизм, последователи которого дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейс€ вере, готовившейс€ умытьс€ в крови “ридцатилетней войныї (“ам же. —. 402).

[4] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ќ монашестве. –азговор между православными христианами: мир€нином и монахом // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 1. —. 421.

[5] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. »зложение учени€ ѕравославной ÷еркви о Ѕожией ћатери // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 4. ћ., 2002. —. 400. Ћютер вступил в брак в 1525 г. в возрасте 42 лет, св€зав себ€ семейными узами с 26-летней монахиней  атариной фон Ѕора. ќт этого брака родилось шесть детей.

[6] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. Ћютеранизм // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 4. —. 446.

[7] “ам же. —. 443.

[8] “ам же. —. 444.

[9] “ам же. —. 444Ц445. ќбосновыва€ данную мысль, св€титель »гнатий приводит следующие ссылки: ЂЋютер в одном из писем своих говорит: Уƒуша совершенно не участвует в тех сладострастных делах, которым предаетс€ тело; она ими нисколько не оскверн€етс€Ф. Ћютер спросил однажды свою супругу, если можно назвать супружеством союз расстриженного монаха с расстриженною монахинею, почитает ли она себ€ св€тою?  огда  атарина отвечала, что она, будучи грешницею, не может почитать себ€ св€тою, Ћютер воскликнул: У¬от! каково прокл€тое вли€ние папизма! ћы все верою Ц св€ты!Фї (“ам же. —. 445).

[10] “ам же. —. 445.

[11] “ам же. —. 445Ц446.

[12] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕисьма к насто€тел€м разных монастырей // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 7. ћ., 2007. —. 229.

[13] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ќ необходимости —обора по нынешнему состо€нию –оссийской ѕравославной ÷еркви // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 3. ћ., 2002. —. 520.

[14] “ам же. —. 524.

[15] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕисьма к брату ѕетру јлександровичу Ѕр€нчанинову // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 8. ћ., 2007. —. 436.

[16] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ќ монашестве. –азговор между православными христианами: мир€нином и монахом. —. 442.

[17] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕереписка с ќптинскими старцами // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 6. ћ., 2004. —. 539.

[18] ÷ит. по: »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕереписка с ќптинскими старцами. —. 548.

[19] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕоучение в тридес€тую Ќеделю. ќ спасении и совершенстве // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 4. —. 319.

[20] “ам же. —. 320.

[21] »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕисьмо к художнику  .ѕ. Ѕрюллову // »гнатий (Ѕр€нчанинов), св€титель. ѕолное собрание творений. “. 6. —. 791.

[22] “ам же. —. 792.

[23] “ам же.

[24] “ам же.

 

 оментари:

2017-07-30
01:09
¬€чеслав:
¬не ÷еркви нет спасени€. ѕравославной. Ќаша вера права€, наша вера ѕравославна€.

2016-05-13
14:23
¬ладимир:
—огласен со статьей ¬алери€, много почерпнул дл€ себ€ о истории и вере протестантов и иточниках, откуда можно расширить познани€. —огласен с нашим —в€тейшим ѕатриархом ћосковским и все€ –уси, что надо укрепл€ть св€зи с этим течением ’ристианства, как и с католиками, в нашем единении - сила против терроризма и гонени€ христиан во многих странах. ј дела исповедани€ веры необходимо последовательно и системно обсуждать с представител€ми разных течений христианства, не устран€€сь, сберега€ чистоту ѕравослави€, как зеницу ока ! —паси, √осподи !

2015-05-12
15:24
ќксана ƒорощенкова:
Ќиколай ћ:...Ђ≈сли ’ристово учение достаточно было дл€ спасени€ человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? ≈сли же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение ’ристовой ÷еркви было недостаточным дл€ спасени€, что €вна€ нелепость, богохульствої...
«олотые слова, сразу став€щие на место ¬—≈! Ётим надо и начинать, и заканчивать все разговоры с уличными проповедниками. »ли "врата ада" церковь все-таки одолели, и ’ристос был не прав (?!), или неправы те, кто так считает. ѕрисоеденюсь! —пасибо за то, что есть ответ!

2015-03-18
17:39
√алина »гловска€, ’ћјќ:
1. ѕростите, пишу оп€ть. ƒелить все и везде на черное и белое, во всем восхвал€тьс€ совсем не стоит.Ќадо уметь видеть и принимать свои минусы- тогда будет развитие и движение вперед. ¬спомните троерожник св. »оанна Ћествичника (ст.22,5). ѕослушайте мнение другого св€того ќтца:
¬ведение в св€тоотеческое богословие. „асть 1.√лава 5.
—в.  иприан  арфагенский.
¬ спорных случа€х, касающихс€ подлинности таинств, совершенных при необычных обсто€тельствах, или же осуждени€ какой-либо ереси, очень легко встать на путь сектантства, самодовольно объ€вить, что "только мы спасены, а все остальные пойдут в ад". “акой взгл€д опасен и неправилен. Ѕог хочет спасени€ всех людей, и ÷ерковь в этих вопросах всегда про€вл€ла терпимость и открытость и наде€лась на Ѕожие милосердие и снисхождение к нашим грехамЕ. ¬ заключение следует еще раз подчеркнуть, что "перекрещивание" как таковое не существует. —уществует лишь "единое крещение

2014-09-27
23:05
ƒмитрий Ѕаранов:
”важаемые редакторы и читатели!

я, конечно, т€жко грешу, когда пишу эти строки, но разве можно так жестоко писать о люд€х, которые искали Ѕога, хотели преодолеть заблуждени€ –имской церкви, пусть и неуспешно...

ѕример. Ќа ниве протестантской веры творил, такой великий гений, как »оганн —ебасть€н Ѕах, к которому наиболее мудрые и здравомысл€щие пастыри относ€тс€ с большим почтением. ќн всю жизнь славил √оспода в своих творени€х, а по логике этой статьи он - прокл€тый еретик, прельщенный, выражавший вместо добра утонченное сладострастие (см. работу —в. »гнати€ "’ристианский пастырь и христианин - художник", где он писал это о картинах –афаэл€, которыми восхищались такие отцы ÷еркви, как Ћука  рымский и јнтоний —урожский...).  ак так можно говорить?! я, конечно, понимаю, что »гнатий Ѕр€нчанинов глубоко духовный и св€той человек, но мне страшно (прости, Ѕоже!) его отношение к «ападной культуре. ¬ его врем€ далеко не все св€тители ÷еркви так думали. ѕриведу пример ƒимитри€ –остовского, “ихона «адонского, с особым почтением относившимс€ к книге јрндта.

¬ насто€щее врем€ особо опасен такой взгл€д на вещи, он может помочь снова воздвигнуть железный занавес, только теперь не под эгидой строительства коммунизма, а под эгидой защиты —в€той –уси от гнилого и тлетворного еретического «апада, который, хоть и может быть охарактеризован так, но мы не можем без благоговени€ смотреть на то лучшее, что дала миру ≈вропа, не можем пытатьс€ последовать этому примеру.

2014-09-10
13:51
“ать€на:
—ергею. Ќашла вот такую ссылку на изречение св€тител€ ‘еофана:
"Еслова, сказанные св€тителем ‘еофаном «атворником на вопрос тамбовской губернаторши о том, спасутс€ ли католики: ЂЌе хочу входить в суждение: спасутс€ ли католики, Ц одно знаю: если € оставлю православие и уйду в латинство, то Ц несомненно погибнуї [Ёти слова сообщает архиепикоп Ќикон (–ождественский) в статье Ђ”годны ли Ѕогу Ђиныеї веры?ї]"
»сточник: http://azbyka.ru/dictionary/17/vne-tserkvi-net-spasenija.shtml

2014-05-14
14:01
—ергей:
в каком труде ‘еофана затворника использована данна€ фраза "Ќе хочу входить в суждение: спасутс€ ли католики, - одно знаю: если € оставлю православие и уйду в латинство, то - несомненно погибну" за ранее примного благодарен)))))

2014-03-14
14:03
»оанна:

ќгромное спасибо ¬алерий за статью. ƒа хранит ¬ас бог.

2014-01-27
14:48
јлександр:
»ван,мы будем старатс€ следовать учени€м св€тых,каждый по своей силе даной от Ѕога,в то врем€ как они отвергли.ѕо сути они жизнь на земле делают более материальной,и здесь практически как на небе.Ќе знаю какой с их спрос,Ѕог знает

2013-12-26
00:35
»рина —инельникова:
спасибо. очень полезна€ информаци€, дл€ мен€.

2013-12-22
17:36
»ван:
Ѕедные сектанты:у них нету такого наследи€,которое мы,православные,имеем от св€тых отцов нашей ѕравославной ÷еркви,но беднее их во сто крат мы,православные,которые только читаем и восхищаемс€ трудами св€тых отцов,но ничего или почти ничего не делаем,чтобы следовать их душеспасительным поучени€м и наставлени€м...Ћюди православные или считающие себ€ таковыми,ответьте мне,неучу,на один вопрос:с кого √осподь больше спросит,с сектантов,которые никогда в жизни не брали в свои руки и никогда не читали творений св€тых отцов или с нас,которые в захлеб читаюем св€тых отцов,но ничего или,почти ничего не делаем,не прилагаем усилий,которыми,собственно,и восхищаетс€ ÷арствие Ќебесное дл€ того,чтобы пока€тьс€ и исправить себ€?Ќадо пологать,что в —удный ƒень,сектантам отраднее будет,нежели нам,православным...—паси всех √осподи...

2013-12-05
18:10
јлексей:
*Ћютер, свергший с себ€ монашество и вз€вший себе в наложницу монахиню* - совершил смертный грех. „тобы остатьс€ безгрешным, в наложницы нужно брать дальнюю родственницу.

2013-11-21
15:27
ѕопов ƒмитрий:
≈сть над чем подумать преподавател€м семинарий и воскресных школ в первую очередь.

2013-11-20
17:44
јлина:
ј € увидела пример глубокой веры, благочести€,любви и среди протестантов. ÷еркви борютс€ за свои территории вли€ни€, словно политики, и не ловцы душ перед нами, а ловцы избирателей (относитс€ ко всем вышеуказанным церкв€м)... подписываютс€ документы между странами о распространении или нераспространении того или иного христи€анского течени€, что это? ¬ойна на миссионерском поприще, а не желание обратить всЄ больше людей в христианство.ѕолитика и церковь - нехороший союз.

2013-11-18
14:16
»ван:
Ћарисе
—в€титель »гнатий говорит не о протестантах, не о их добрых делах, а о заблуждени€х пратестантского вероучени€.
—в€титель ‘еофан «атворник сказал: "Ќе хочу входить в суждение: спасутс€ ли католики, - одно знаю: если € оставлю православие и уйду в латинство, то - несомненно погибну".
ј то что мы плохие христиане нисколько не отмен€ет иситинность ѕравослави€.

2013-11-17
15:42
¬ладимир јстраков, г. Ќовосибирск:
—паси ¬ас Ѕог, глубокоуважаемый ¬алерий, за эту ¬ашу воистину душеполезную и душеспасительную работу.

2013-11-15
12:11
≈лена:
—паси √осподи! —тать€ великолепна€ и очень нужна€, так как многие уже не понимают, что значит ересь и чего вообще опасатьс€ тут..

2013-11-15
00:16
≈лена.”краина:
—в€тые не могут говорить ложь,они говор€т правду,и в этой правде - указание на путь истинный,который и приведет ко ’ристу ищущую и жаждущую »стины душу.

2013-11-14
23:58
Ћариса:
¬от это да! Ќикогда не знала о таких высказывани€х по поводу ѕротестантизма и  атолицизма »гнати€ Ѕренчанинова (мало его читала) —пасибо за ѕост! ” мен€ есть подруга в штатах она и ее муж- протестанты - из Calvary Chaple ( Chuck Smith,- основатель), у них много добрых дел и Ѕиблию они знают от и до, несут большой крест бесчади€, но самое странное что они делают в качестве ƒоброго ƒела- едут ежегодно в ёту и убеждают ћормонов что они не правы, просто сто€т на улицах и проповедуют ( невольно вспоминаютс€ —видетели »еговы, которых заставл€ют ходить по домам), у них много ћиссий в бедных странах, поддерживаютс€ общинами из јмерики, и плат€т они 10% от семейного бюджета в ÷ерковь. Ќаверн€ка это грех быть ѕротестантом, но почему тогда мы ѕравославные ( в основной массе) такие инфантильные в вере и в добрых делах. –усских ÷ерквей в јмерике мало- хот€ много живет русских, и бюджет у них очень низкий. –усских жен американцев в округе - больше 100 человек, а ÷ерковь не организовали,и в греческую и антиохийскую не ход€т, не нужна она им, приехали за деньгами, некогда о Ѕоге думать! ћилосердный Ѕоже, приведи в свою ÷ерковь больше потер€нных овец твоих в ёжной  алифорнии, —паси и ѕомилуй нас √решных!

2013-11-14
21:25
Ќ.Ќ.:
..." Ќо наше врем€ Ч не врем€ простецов! ѕростецы в наше врем€ ничего сделать не могут! ќни ничего, абсолютно ничего самосто€тельно не сделают, даже если √осподь Ѕог будет им помогать: они просто не вмест€т этой помощи в свое сердце и не претвор€т ее в жизнь, не принесут достойных плодов. Ќаше врем€ Ч врем€ хитрое, коварное, жестокое. Ѕлагодушествовать нельз€! Ќадо понимать, что происходит Ч и внутри нас, и вокруг нас, Ч надо быть необыкновенно трезвенным и умом, и сердцем! ¬от это-то и дает нам и изучение —в€щенного писани€, и молитва, и правильное устроение нашей жизни! Ѕез духовного образовани€ ничего этого достичь нельз€!"...

о.√еоргий  очетков

—кажите пожалуйста, как к этому относитьс€? Ёто ѕ–ј¬»ЋьЌџ… взгл€д православного св€щенника?
я, грешна€, увидела здесь “ј ”ё ’»“–ќ—“№ - что хоть смейс€, хоть плачь... Ќаверное, чего-то не понимаю. Ќе знаю, что и думать...

2013-11-14
18:51
Ќиколай ћ:
...Ђ≈сли ’ристово учение достаточно было дл€ спасени€ человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? ≈сли же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение ’ристовой ÷еркви было недостаточным дл€ спасени€, что €вна€ нелепость, богохульствої...
«олотые слова, сразу став€щие на место ¬—≈! Ётим надо и начинать, и заканчивать все разговоры с уличными проповедниками. »ли "врата ада" церковь все-таки одолели, и ’ристос был не прав (?!), или неправы те, кто так считает.

2013-11-14
14:37
јlax:
¬сегда восхищаюсь точчностью оценок —в€тител€ »гнати€. —мотр€ на современных протестантов, например харизматоов,сразу бросаетс€ в лицо, холодный рационализм,завуалированна€ гордын€, воспри€тие веры, как еще одной академической науки. ќбщение с Ѕогом превращаетс€ в такой себе диалог: < «дравствуй Ѕог, јллилуй€,ну как “вои дела при€тель, ну ладно пока € спешу>. «анавес, конец собрани€.

¬аш коментар

ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

¬аш коментар:
¬аше име:
¬аш e-mail:
”несите броjеве
коjе видите на слици:


RSS 2.0