Из книги архиепископа Аверкия (Таушева) «Всему свое время», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
На втором месте признаком истинного постничества наша стихира указывает «ярости отложение». И это для нас должно быть совершенно ясно. Сколько ужасающего зла, делающего жизнь людей еще на земле кромешным адом, происходит от ярости, или от необузданного гнева!
«Гнев бо мужа правды Божия не соделовает (Гнев человека не творит правды Божией)», — говорит слово Божие (Иак 1, 20). Поэтому, «солнце да не зайдет во гневе вашем», — увещевает христиан святой апостол Павел (Еф 4, 26). «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф 4, 31). Единственный гнев, который не только допустим, но и заслуживает похвалы в христианах, это — гнев на родоначальника всякого зла сатану и на собственные грехи и страсти. В отношении же друг ко другу христиане должны быть, как завещает святой апостол Павел, добры, сострадательны и исполнены всепрощения, «как и Бог во Христе простил» (Еф 4, 32) всех нас, следуя наставлению Самого Господа: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим» (Мф 11, 29). Без кротости и смирения нет и не может быть покоя в душах человеческих, не может быть мира и благосостояния в жизни людей.
«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал 5, 15), — предупреждает нас слово Божие.
Как мало думает об этом современное человечество, в гордыне своей самонадеянно отвергнувшее веру в Бога и Святое Евангелие!
И вот призрак гибели от вновь изобретенных страшных орудий разрушения повис над всею нашею планетою. Сами обезумевшие в злобе и ярости своей люди собственными руками своими уготовляют себе эту погибель.
Далее, как мы видим, истинный пост есть «похотей отлучение» — освобождение своей души от порабощения похотями. Человек, хотя и состоит из души и тела и по телу своему подобен животным, но он — все же человек, а не животное, и имеет разум и свободную волю, которыми и должен руководиться в своей жизни, а не «бессловесными стремленьми», каковы суть похоти, унижающие человеческое достоинство, когда человек неразумно и всецело удовлетворению их предается, и доводящие иногда человека подлинно до скотского состояния, по слову Писания: «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс 48, 13).
Похоти эти многовидны и многообразны, но более всего из них в настоящее время господствуют блуд, чревоугодие, пьянство и курение табака, которым современный человек с особенным бесстыдством и бесстрашием предается, большей частью уже не видя в них ничего предосудительного. И это делает современную жизнь особенно гнусной и отвратительной, ибо нет ничего более мерзкого, чем вид человека, созданного по образу Божию, который доходит до скотского состояния и готов на всякое преступление, лишь бы иметь возможность удовлетворения своих похотей. И что всего ужаснее и губительнее — для полного и окончательного усыпления совести даже мнимая наука привлекается на помощь. Эта мнимая наука не стыдится провозглашать эти похоти законными и чуть ли не даже необходимыми потребностями человеческого естества.
Между тем слово Божие нам ясно говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6, 9). О курении табака здесь не говорится, так как этой особенно противоестественной и зловредной страсти в то время еще не существовало.
Задача истинного христианина, желающего обрести душевный мир и стать наследником Царствия Божия, которое не есть «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14, 17), — бороться со своими страстями и похотями вплоть до полной победы над ними. Христианин должен быть господином над своими низменными животными влечениями, а не жалким рабом их.
«Иже Христовы суть, говорит слово Божие, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал 5, 24).
Наконец, истинный пост состоит в «оскудении» «оглаголания, лжи и клятвопреступления». Здесь речь идет о самой высшей степени злоупотребления человеческим словом. Если преступно всякое праздно-словие, то насколько грешнее и преступнее всякого рода зло-словие.
«Оглаголание» (оговаривание), или злоречие и клевета, ложь и клятвопреступление, как бы смертоносным ядом, отравляют человеческие души и, наряду с вышеперечисленными страстями и похотями, делают мрачной, несносной и мучительной человеческую жизнь, нередко доводя человека до отчаяния и самоубийства.
Думают ли об этом современные клеветники, пересудчики, сплетники, злобные лжецы и клятвопреступники, для которых поистине нет ничего святого?
Не только отдельные люди, но и целые государства гибнут от лжи и клеветы, как мы это наглядно видели на примере нашей несчастной Родины — России.
Особенно пагубно исполненное лжи современное печатное слово, ибо оно представляет собою великую силу, и горе современному человеку от того, что эта мощная сила теперь почти полностью вся обращена на зло!
В душе каждого человека живет прирожденное ему, вложенное от Бога, вместе с дыханием уст Божиих, стремление к правде, но отход от Бога неизбежно извращает это доброе стремление и толкает человека в духовный плен к врагу Божию — диаволу, который, по слову Самого Христа Спасителя, «ложь есть и отец лжи» (Ин 8, 44). Правда в душе человека, отошедшего от Бога, от Церкви, которая одна есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3, 15), иногда неприметно для него самого подменяется ложью, и человек провозглашает ложь и служит лжи, порою даже искренно думая, что он — последователь истины.
Но ужаснее всего клевета и ложь, питаемые злобою. Они не знают для себя предела, и человек, впавший в это страшное губительное состояние, становится подлинно как бы одно, один дух с сатаною, самые имена которого значат: сатана — «обольститель», а диавол — «клеветник», тем самым характеризуя его природу.
Вот и мы — русские эмигранты, покинувшие нашу Родину во имя правды, — мы нередко ублажаем сами себя, применяя к себе 8-ю заповедь блаженства: «Блажени изгнани правды ради» (Мф 5, 10).
Но есть ли в нас самих эта правда?
Она есть в нас лишь постольку, поскольку мы твердо держимся истинной Церкви. Но лишь только мы отходим от Церкви и провозглашаем истиной свое собственное мудрование, мы тотчас же попадаем в сети лжи и начинаем провозглашать ложь, выдавая ее за истину. А отсюда уже проистекает и всякая клевета, оговаривание и злоречие, чем, к сожалению, так полна наша эмигрантская жизнь на чужбине. И все наши дрязги, смуты и нестроения, как в церковной, так и в политической и общественной жизни, имеют один и тот же источник — диавольскую ложь, которую противопоставляют люди, отошедшие от Бога, от истинной Церкви, чистому и беспримесному учению нашей святой православной христианской веры, проповедуемой истинной Церковью.
Самое важное и самое ценное в христианине — это стояние в истине и полная непримиримость к диавольской лжи, в каких бы благовидных формах она ни являлась.
«Для меня нет большей радости, — говорит возлюбленный ученик Христов, святой апостол Иоанн Богослов, — как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 1, 4).
И это потому, что Сам «Господь Бог есть истина» (Иер 10, 10).
Вот почему время Великого поста и должно быть для нас временем усиленной борьбы за искоренение из душ наших всякой лжи и за насаждение истины, которая приближает нас к Богу.
Что сказать о тех, которые постятся иначе? Пост их бесплоден. Наш великий святитель Тихон Задонский ясно говорит, что один телесный пост без поста духовного «ничтоже есть».
Но вместе с тем нельзя относиться безразлично и пренебрежительно и к посту телесному, как это многие делают, в особенности в настоящее время. Не устанавливала бы Церковь телесного поста, если бы он был не нужен или маловажен.
Телесный пост — великое и могущественное оружие в борьбе с нашими страстями и похотями. И он настолько важен и необходим, что без него не может быть у нас надлежащего успеха и в посте духовном. Воздерживаясь от недозволенной постом пищи, мы оказываем послушание Церкви, которое смиряет нашу гордыню, являющуюся родоначальником всех греховных страстей и похотей. Вместе с тем телесный пост помогает нам совладать с нашей плотью, в которой как раз и гнездятся многие страсти и похоти, питаемые и укрепляемые невоздержанием в пище и питии. Дух в человеке должен занимать господствующее положение, а плоть — подчиненное. Но если плоть не смирять телесным постом, она начинает господствовать над духом, порабощая и угнетая его до такой степени, что духовная жизнь в человеке как бы замирает. Человек падает тогда с высоты своего человеческого достоинства и обращается в плоть бездушную, не способную иметь общение с Богом. Дух Божий тогда отступает от человека, по слову Самого Господа: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт 6, 3).
Но если Дух Божий отступает от человека, тогда в сердце его открывается доступ бесу.
Вот почему сказано Господом: «сей же род (бесовский) не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф 17, 21).
С этой точки зрения вполне понятно все то, что произошло с нашей несчастной Родиной. Русский народ, отступивший от Бога, поправший завет Евангелия и правила Святой Церкви, в том числе и правило о посте, подвергся страшному беснованию. Подобное же беснование, только в разных видах и формах, наблюдается ныне и во всем богоотступническом человеческом роде и влечет все человечество к конечной погибели. Единственное спасение для мира — в этом обоюдоостром оружии против бесов, по выражению наших великопостных церковных песнопений, — в молитве и посте.
Потому так и радуется еще не окончательно погрязшая в тине бесовского зла душа человеческая наступлению Великого поста, чувствуя в нем единственное мощное средство своего спасения. И зная это, Святая Церковь радостно взывает ко всем верным чадам своим: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше: очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, и Святую Пасху, духовно радующеся».
|